Базилики христианского востока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сирия, Малая Азия, Месопотамии. Больше всего сохранилось в Сирии

Тип отличается от холодного Средиземноморского.

Базилика в Турманине. Сейчас ее нет, есть только реконструкции…

· Нет атриума, но есть фасад. Чувство, важность фасада: как картина, как представление о всей базилике. Двухбашенный, за которыми находится соединяющий их фронтон клеристория базилики. Очень большой красиво оформленный вход с раскидистой лестницей. Арка – в экзонартекс (открытый нартекс). Дальше дверь внутрь базилики.

· Базилики короткие. Нет шествия. Есть входы с боков, что предполагает движение поперек, а также внутреннее пространство будет также делиться поперек.

Базилика в Калб-лузе ( Qalb Louzeh ).

· Тоже фасад с башнями и фронтоном, нартексом, экзонартексе.

· Нет тонких колонн, предполагающих шаг, а есть большие опоры – столбы с огромными арками. Пространство рассчитано не на длинное и постоянное шествие к алтарю, а на стояние групп/толп людей. Ощущение менее индивидуальное, более массовое. Мотив «предстояния» перед алтарем и Господом. В ней много сохранилось.

· Очень плотное, тяжелое здание (из громадных квадр камня, замечательно вытесанных, что почти не нужно было раствора).

· На апсиду наложены колонны с арками (арочный пояс, окружающий выступающую вперед абсидку). Т.е. колонны как очень пластичный декор (3/4 колонны). Они стену утолщают, утяжеляют. Этого никогда не будет в Византии. Там украшения вынимались из массы, чтобы убрать излишнюю тяжесть. У Византии было «презрение» к стене. Восток делает прямо противоположное.

· По стенам ползет некая лента, украшая их. У нее нет конца и края: огибает все профили здания. В Риме все имеет начало и конец, всякое украшение может быть отдельно взятая деталь. Восточное мышление – бесконечно тянущаяся непрерывная череда (поэтому Востоку свойственны арабески). В лентах много выразительности, это чувство бесконечности. Неимпрессионистического познания жизни. Раз и навсегда данное.

· Внутри никаких колонн. Вместо них короткие невысокие толстые тумбы, членящие редким строем пространство. Арки раскидистые, широкие. Тумбы тоже имели капители (с валютами, какими-то листьями). В столбах проделаны квадратные ниши (точно не знаем для чего: возможно, светильники).

· Все проемы и окантовка арок имеют очень тонкую резьбу. Контраст между тонкой резьбой и грубой кладкой. Кружево резьбы абсид. Большое мастерство по грубому камню.

· Про классический ордер тоже не забывали (канелированные пилястры арки апсиды, украшение апсиды). Сочетание классики и восточных элементов

Базилика в Тафхе. Найти не смогли.

· Укоротилась до квадрата.

· Трехнефная со столбами. Между всеми столбами арки (через 3 нефа). Полностью поделенное поперечно пространство. Элемент массового религиозного сознания.

 

Калат-Симан. До сих пор много паломников со всего христианского мира. Монастырь Симеона-столпника. Монах, аскет, пребывал на столпе (около 20 метров) всю оставшуюся жизнь. Читать страшно: черви ползали, раз в неделю что-то кушал. Очень суровая аскеза. Совершал исцеления и чудеса. Аскеза была распространена в 4-5 веках, где-то до 7 века. Тогда Константинополь решили архитектурно оформить это место.

· Сооружение в виде греческого креста (ок. 480 г.) по сторонам света. 4 колонных базилик римского типа. Только обращенная на восток имеет трехчастный алтарь, там служили. В трех других паломники ночевали, жили (свободный мир для пришлых людей).

· Западная кончается обрывом (рельеф местности – обрыв), поэтому входим с южной.

· Центр со столпом. «Двор» – октогон (8 столбов неправильной формы). Между базиликами перекинуты арки. Углы выходят наружу маленькими апсидками. В углах – компартименты. Была кровля (центрический шатер, купол на 8 опорах в пятом веке сложно себе предстваить) или открытый двор – разные варианты. Каждый из столбов обставлен с двух сторон колоннами (между ними просветы – светотеневая игра).

· Каждая базилика: экзонартекс, три огромных портала, нартекс… Тонкая резьба, бегущая лента. Тонкие карнизы.

· Преобладают колонны, а не столбы. Соединение роскошного римского стиля колонных базилик с восточным элементов. Сложно сказать, что преобладает, скорее всего, Рим.

· Снесенная турками базилика св. Апостолов, возможно, этой же типологии.

· Все снаружи украшено колоннами с несохранившимися арками (декор).

Центрическая архитектура

Т.е. архитектура с куполом или каким-либо заменителем купола. Назначения в раннехристианкой архитектуре:

· Баптистерий,

· Мартирии (на святых местах в Палестине, позже церкви над телом мученика). Мартиус – умерший за веру.

· Мавзолей

Т.е. весь цикл человеческого бытия, имеющий христианский космический смысл. Это символ космоса, как и рассматривалась человеческая жизнь. Базилики были больше распространены.

Рим

Мавзолей Санта Костанцы. Для двух дочерей: Елены и Констанцы. Не использовался как Мавзолей и был переделан в церковь Санта Костанца.

 

· Большой купол и он – самое главное. Опирается на сдвоенные (т.к. купол тяжелый) колонны. Трехнефная базилика сомкнулась кольцом: клеристорий образовал барабан, а боковые нефы получили круговой обход.

· Колонны держат вес купола, а боковой распор передается через цилиндрические своды кругового обхода (играет роль аркбутана) на толстые боковые круговые стены. А вокруг раньше наружное окно было обнесены колоннадой (сейчас не сохранилась)

· В стены врезаны ниши (крестом по осям) – в них мозаики (в куполе тоже, но не сохранились, а в обходе мозаики выжили). Между этими нишами – мелкие ниши в стенах, куда ставились канделябры, подсвечники и др.

· Нартекс, скругленный по сторонам для большей легкости.

· В барабане скрыт купол. Италия если делала купол, его скрывала в каком-т геометрическом объеме (кубе или цилиндре). Византия всегда его показывала, для нее это было самое главное.

· Центр очень светлый, свет сконцентрирован, т.к. вокруг идет круг полутемного пространства.

· Центр выделен не только светом: еще мозаикой, мелкими архитектурными деталями. Колонны, стоящие на центральной оси выделены цветом (красноватые). Разные капители: выходящие в кольцо – поменьше и вынуты и других построек, те, что в центр выходят – по-крупнее и специально выточены. Над капителями двухэтажный пульван (сильные, чтобы арки спокойно лежали – увеличивает площадь сопряжения).

Велика зрелищность службы. Истоки – Пантеон, мир центричен. В Санта-Костанце мир сложнее устроен (разные ракурсы, разные планы из-за обхода). Пантеон – однопланов, пространство Пантеона цельно, грандиозно и пластично. А в Санта-Костанце пространство обладает живописными элементами, оно не цельно, оно разнообразно.

· Мозаики сводов обхода – орнаментальные (еще в первой половине 4го века - своеобразное иконоборчество), только в нишах – сюжетные (уже 2я половина 4го века).

Сан СтЕфано Ротондо. Мартирий. Тоже 4го века. Гораздо больше, чем Санта Костанца. Устройство сложнее:

· Два круга колонн (пятинефная базилика свернулась)

· Купола нет, есть шатровый верх. Меньше инженерных проблем.

· Вокруг центра одно кольцо колонн – круговой обход – другое кольцо колонн – наружная стена с частично опадающими объемами. Базиликальный разрез.

· В круговых обходах – легкие деревянные перекрытия. Есть мозаики 7 века, но много и поздней живописи…

· Прямой/сплошной архитрав (как в Риме и некоторых базиликах), капители без пульванов (наружная колоннада – ионическая). В средние века вставили колонны в центр (в 9 веке – коринфские.

· Прозрачная, чистая структура.

 

Ротонда св. Георгия в Фесалониках. Она римская 3 века. Взяли римский объем и приспособили под нужды церкви. Сейчас там рядом турецкий минарет (к счастью тюрки не разрушали византийский храм, просто превращали в мечети и ставили рядом минареты). Рядом римская триумфальная арка Галерия. Одно время Фессалоники был даже римской столицей.

· Ротонда идеально круглая. Объем стоит в объеме. Потом пристроили апсиду с контрфорсами и стало это алтарем.

· В куполе и барабане – остатки мозаики конца 4го века.

Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии. Великая императрица 5 века. Построен еще при ее жизни (1я половина 5го века). Раньше рядом стояла огромная базилика Санта-Кроче. Мавзолей – пристройка к нартексу Санта-Кроче в форме равноконечного греческого креста. Сейчас она (сама церковь) имеет облик 19 века.

· В кубе на средокрестием – купол. Из полых керамических трубок (легкие). Залит синей смальтой с золотым крестом и звездами. В парусах – символы Евангелистов.

· Врос в землю метра на 3, поэтому пропорции были более вытянутые.

· Четыре рукава креста выделенные в пространстве. Опрастранственние символики архитектуры. Каждый рукав креста перекрыт цилиндрическим сводом. Над рукавами алебастровые окошки (тусклый свет) поле с беседующими апостолами.

· В люнетах наружных стен рукавов – композиции.

 

Баптистерий православный (начало 5го века).

· Октагон (был 2х этажный) – в метре от окон – потолок. В середине 5го века надстроили выше. В надстроенной части находится купол (совершенно скрыт в объемном октогоне). Верх украшен плоскими ломбардскими арками. Стала популярной в Италии и вообще по миру. Возможно, мастера были из Ломбардии (Равенна – чуть южнее).

· На четырех гранях снаружи выступают апсиды.

· Должен быть выше – ушел в землю метра на 1.5.

· Много украшений. Инкрустации мозаическими пано. Золоченые ниши. Этаж окон – штуковая декорация (разновидность гипса). Купольная часть – много ложных арок с изображениями. Все полностью покрыто мозаиками (где нет композиций – орнаментальная декорация).

Отсюда идут восьмигранные баптистерии (они не могут иметь другую форму).

Амвросий Медиоланский описал символику восьмигранного баптистерия в виде стиха. Он устроил огромный баптистерий в Милане (под Миланским собором). Из белого мрамора, на каждой грани золотыми буквами была написана строчка стиха Амвросия (латинские толкующие стихи):

С 8ю нишами возвышается храм по святому обычаю

Октогонально схвачен колодец достойный святого дара

В священном числе 8 должен быть воздвигнут дом святого крещения

В котором народам приходит спасение

в свете восстающего Христа,

который снимает все печати смерти и из могил пробуждает мертвецов

И освобождает от власти греха кающегося грешника

Т.к. он очищает их в воде кристально светлого источника крещения.

 

Баптистерий ариан. Конец 5 века. Более скромный по размерам, но тех же форм. Он тоже купольный, купол скрыт в октогоне. С большой мозаикой Крещения.

 

Латеранский баптистерий в Риме. При Латеранском соборе.

Восьмигранный с повышающимся объемом купола. Его взрывали. Очень открытый, высоко поднят вверх купол на колонном кольце. Большой обход кругом. Уникален своей прозрачностью. Везде прямые антаблементы. Сохранился на западной стене орнамент 5го века.

Купольные здания Сирии.

На Востоке на первый план выходит центрическая архитектура. Базилики строили еще долго, чем дальше, тем меньше, но лидирующую роль они утратили.

Центрическая постройка – иерархична. Ее центр венчается куполом (или деревянным шатром), который доминирует над всей остальной композицией (и внутри и снаружи). Как один Бог на небе, так и в церковном здании есть один центр (модель мироздания). Для христианина в мире есть центр и этот центр – Бог.

Многообразие храмов и вариантов велико. Размеры тоже начинают расти.

Церковь св. Георгия в Эзре. Убрать колокольню и ограду (достройки). Центрический купольный храм с обходом.

· Глухой объемный куб. Скупые небольшие окна и двери. Замкнутость, статичность, преобладание тяжелой каменной массой.

· Граненая апсида.

· Видно, что постройка центрична с большим доминирующим куполом. Купол опирается на небольшой восьмигранный барабан, который опирается на восемь Г-образных столбов. Купол восстанавливался на средства Николая 2.

· Центральное ядро окружено обходом. По углам ниши – усложняется внутреннее пространство (пространство растекается от центра в обход к угловым нишам. Пространство зального типа, ничем не нарушаемое. Обход небольшой, узкий. Постоянное обращение мысленного взора к куполу. Его организует шествие столбов с полуциркульными проемами арок с невысокими приземистыми пропорциями. Идея, что все выходит из купола и растекается к периферии затухающими волнами. Движение также и центростремительное – центральная часть притягивает.

· Трехчастный алтарь с боковыми пастофориями (которые со временем станут жертвенником и дьяконником/ризницей).

 

Церковь Сергия, Вакха и Леонтия в Бозре (516 г). Остались только основания. Есть старинные гравюры и реконструкции.

· Тоже есть Г-образные столбы, между ними колонны с арками (квадрифолий (четырехлепестковый объем) с чередованием столбов и колонн) – усложнилось подкупольное пространство. Пространство начинает пульсировать.

· И сама стена изрыта нишами. Световой рисунок был более сложен из-за тройных проемов стен

· Более сложная алтарная часть (пятичастный алтарь).

· Все перекрытия реконструируются: шатер (т.к. очень тонкие опоры) – архитекторы рассчитывали исходя из технических характеристик камня. Какие конструкции были в круговом обходе – тоже скорее всего плоские деревянные перекрытия. Своды только в абсиде и в перекинутых арках центрального пространства, которые несут стены, на которых граненный барабан с деревянным шатровым перекрытием.

· Колонны не только обрамляли центральное подкупольное пространство, но скорее всего были и в декоре фасада (контраст тесанного камня с ордерными формами – как Халат-Симан).

Придумали, скорее всего в Риме. Уже Санта-Костанца достаточно близка к этому. Архитектура дворцов с колоннадами, пространствами тоже подходит к этому. Но теперь собранное из этого целое имеет принципиально другая идея. Пространственно соподчиненные пространства от купола к обходу и дальше. Получается такая воздушная конструкция, когда все пространства нанизаны на одну ось (римляне мыслили камнем, а не пространством). Важнейшая задача византийских архитекторов – переосмысление римской архитектоники камня.

Купольные базилики

И в конструктивном и идейном плане проблематичны. Идея движения вместе со статикой. Удавшийся вариант был только одни – святая София. А до этого и после было много вариантов.

Часть разрушилась: неравномерное распределение распора (деревянный перекрытий недостаточно, столбы не всегда ставились в правильном месте)

С 5го века 2 базилики обе с южного побережья Малой Азии

Базилика св. Феклы (конец 5 столетия) в Мериамлыке (Meriamlik или Mryemlik). Она рухнула (ширина столбов недостаточна для гашения распора).

Появляется базиликальный хвост (western bay) – могли иметь как стропильное, так и сводчатое перекрытие.

 

Алахан манастир (кон. 5 века). Имела шатер, близка сирийской архитектуре: роскошно декорированный фасад с низкими проемами. Двухъярусная структура.

· Есть столбы и колонны (значит, было что-то тяжелое). Там был шатер на тромпах.

· Три нефа, завершенные с тремя апсидами. При этом алтарь тоже трехчасный (за счет более короткого завершения боковых нефов)

· Двухэтажные колоннады

· Западный фасад с тройным порталом. Стропильная двускатная крыша над базиликальным хвостом.

· Пирамидальный деревянный шатер над центральной частью (перед апсидой). Тамбур, несущий деревянный шатер – квадратный с боковыми нишами на колоннах (тромпы) для перехода от квадрата к восьмиграннику.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.