Й век
В III в. римское искусство переживало глубокий кризис. Его образы, утратившие античную цельность, часто передавали теперь состояние внутреннего конфликта. Его формы утеряли пластическую естественность, стали резкими и контрастными, застыли в состоянии символической значительности.
Скульптурный портрет Филиппа Аравитянина из Эрмитажа. Состояние собственно римского искусства, которое изнутри себя подошло к границам своего искусства (максимальный реализм, психологизм через замечательную моделировку, игру светотени, неуверенность в идеалах. Все внешнее как незначащее. Сами лица становятся некрасивые, даже уродливые, но внутренне значительны.
Император Проб 276- 280 гг. Неправдоподобная, схематичная рубленность черт лица. Отход от жизнеподобия.
Обращение к Востоку с его напряженной духовностью, догматическим способом мышления, упрощенным геометризмом форм, чуждых классическим нормам. (с начала 3 века, особенно при династии Северов стало повсеместно).
Надгробие с Пальмиры, Сирия. 3 в. Непохоже условностью, отстраненностью на римский портрет. Человек изображен предстоящим перед всесильными богами. Широко раскрытые глаза, абстрактные черты лица. В 3 веке подобные портреты приходят и в Рим. Также как и интерес к мистическим восточным учениям.
Появляются также философские учения, проповедующие незаинтересованность в материальных благах. Самое яркое – Неоплатонизм. 3 век – Плотин. В мире существует некий единый Абсолют, являющий источником всего, все зримое – слабые отблески, эманации его. Человек с ним не может соединиться, т.к. человек обречен на тлен, только познание и дисциплина может немного приблизить человека к этому Абсолюту. «Зачем делать мертвое подобие мертвой оболочки моей бессмертной души?» (Плотин о портретах). Эту пропасть между тварным и нетварным Абсолютом, эту безнадежность преодолело христианство.
Однако все, полученное в наследство от Средиземноморья и Востока, христианское искусство существенно видоизменяет и создает особый тип образа, ибо христианское мировоззрение в корне меняет характер человеческого сознания. Исчезает трагический конфликт между телом и духом, стремившимся вырваться из земной оболочки. Просветленность, созерцательный покой, а не безысходное напряжение, стали теперь составлять главное содержание образов. Трагическое противоречие между телом и духом принципиально чуждо христианским понятиям. Напротив, христианское вероучение о возможности очищения от грехов, о преображении и святости указывало каждому путь спасения и частично оправдывало бренное тело, так как ему могла сообщаться благодать Божия. В соответствии с этим христианское искусство стало создавать образы, исполненные утверждения и надежды, а не горечи и растерянности, а в художественном стиле начали широчайшим образом использоваться классические античные традиции.
Но первые приемы это выразить в 3 веке мастера еще не научились. Они еще использовали чисто античные средства, только другие сюжеты. Идеалы красоты тоже заимствовались.
Добрый пастырь – контрапост, тип лица/красоты, складки и т.д. Надежда, вера одушевляет образы, особенно по сравнению со светским искусством. Рельеф с пророком Ионой – классический античный герой с идеальным телом и лицом.
Век
Последний памятник античности и врата в христианское искусство. Арка Константина в честь победы над Максенцием в 312 г. В символическом смысле арка показывает насколько античное искусство подошло к своим собственным границам. Немного деталей, созданных собственно в 312 г.: трубящие ангелы, рельефы самой битвы. Используются рельефы предыдущий построек, цитаты рельефов Траяна, Адриана (это будет характерно для западного искусства средневековья. Какие-то кургузые неповоротливые человечки, с укороченными пропорциями, которые толпятся в битве. Где величие античного/римского искусства? Упадок ремесла (было такое мнение), но скорее знамение времени, когда интерес ко всему внешнему пропал, отсюда компиляция. Важен внутренний смысл события (наш великий император побеждает врагов, предыдущие императоры-победители тоже годятся, т.к. они увеличивают славу нашего).
Двойственная позиция: с одной стороны инициатор созыва 1го вселенского собора, с другой стороны продолжает воздвигать колоссальные статуи, которые раньше были предметами императорского божественного культа.
Колоссальная статуя Константина (около 5 м) для базилики Максенция из Капитолийских музеев Рима. Концентрировала идею имперского Рима: властность, величественность, монументальность, масштаб. Есть реалистические черты: большой нос, волевой подбородок и т.д. Новое: духовная концентрация, прежде всего, во взгляде. Огромные глаза, немного вытаращенные, направленные в бесконечность, пробивающий все взгляд.
План Константинополя, омывается Мраморным морем, Босфором и заливом Золотой Рог. Центр – на самом мысе. Месса (середина) – главная улица. Еще во 2 в. цирк. В 4 в. первая христианская церковь Софии. Стены Константина, стены Феодосия 2 (2 половина 5 века). Все, что сохранилось, 5-6 века.
Портрет тетрархов из порфира. Пример позднеримского императорского искусства. Сохранились, т.к. считалось, что изображены наследники Константина. В 13 веке вывезены в Венецию и вмонтированы в угол собора Сан-Марко. Укороченные пропорции с условной проработкой лиц: что это художественная воля или упадок ремесла или сложность работы с порфиром. Изменение акцентов: внешняя красота не важна, идея единения с помощью утрированных движений/объятий, вплавления людей друг в друга. Упрощенность, огрубленность, большая степень условности. Эти физиономии свей грубостью и прямолинейностью впечатляют, больший эффект, большая запоминаемость. В них есть такая сила, напряженность и острота выражения основной идеи.
Нач. 4 века – непритязательный, грубый стиль. Середина – возвращение к классике. Возрождение классицизма при Феодосии Великом (378 – 395): повторение лучших классических работ (откат назад).
Обелиск с ипподрома в Константинополе. Египетский обелиск Нового царства (ок 1500 гг), а основание – рельефы: доставка его из Египта и сцены придворного быта, связанного с играми). Восседающий император с приближенными, а внизу – варвары, приносящие дары, как было принято в Риме. Начало состязания, толпа взмахом платочков показывают свое одобрение. Сцена состязания. Правильные пропорции фигур, легкие движения, разнообразные естественные позы. Естественность и непринужденность, свойственная античному искусству. Т.е. мастера легко обращаются к воспроизведению жизнеподобия, естественной красоты лиц и фигур.
Виссорио (блюдо 1 м в диаметре для украшения пиршественных столов). Здесь по поводу 10 летнего юбилея правления Феодосия. Император, окружает архитектура (арка/экседра), воины – величие императора. Внизу персонификация Земли (женщина с рогом изобилия в руках, лежащая на земле, с ангелами вокруг). Тонкая работа со всей нежностью передающая черты лица, как и фигура персонификации Земли, с ее нежными складками, изящным изгибом фигуры.
Т.е. традиции римского классического искусства живы. Но все-таки не спутаешь: портрет племянника Феодосия (с одной стороны классика (умение моделировать, придать психологизм, портретное сходство с небольшой идеализацией, приличествующей императору, но суть образа новая – в лучистом светлом взгляде. Удивительная просветленность, гармоничная успокоенность.
Портрет императора Аркадия (слабый неспособный к власти) из Стамбульского археологического музея: идеализация, но и индивидуальные черты. Большая симметрия, преувеличенный размер глаз, невидящий взор. Устремленность, нацеленность образа за пределы земной оболочки. Светоносность мрамора - сплошное сияние портретов.
Начало 5 века, время Феодосия 2. Статуи чиновников из г. Эфеса, стоявшие перед зданием мэрии (один в Стамбуле, другой в Вене). Пренебрежение к внешней красоте ради внутренней сущности. Все утрировано: неправильная форма глаз, слишком тонкие губы, слишком подчеркнутые морщины. Все это придает не столько индивидуальность, сколько остроту. Акцент на некрасивости, но какая-то внутренняя привлекательность, удивительно богатый внутренний мир. Не знаем, какой, но то, что есть печать духа, несомненно.
С 5 века традиция круглой скульптуры сходит на нет. Возможно, связано с материальной сущностью, телесностью и осязаемостью круглой скульптуры, через которые сложно выразить духовные сущности. Небольшой формат и рельеф остается.
Христианские сюжеты появляются, в основном, в рельефах. Расцвет рельефов на саркофагах в 4 веке. Порфирный саркофаг Елены (найден был в ее мавзолее): сцены битв и поклонение варваров победителям (сюжет как в 4 в до н.э.), но стиль – возврат к классической античной традиции (пропорции, движения, композиции). Образец классицизирующего направления в искусстве 4 века.
Саркофаг Константина с уже христианским толкованием. Виноградные лозы, агнцы, павлины, путти, давящие виноград (и дионисийский сюжет и Евхаристия). Павлин – символ бессмертия еще в античном мире, т.к. существовало поверие, что его мясо нетленно. Стиль более упрощенный.
359г. Саркофаг Юния Басса со сценами из ветхого и нового завета, связанные с темой спасения. Художественные приемы: несколько упрощенная (укороченные пропорции) классическая линия, оперирующая приемами, свойственные римскому искусству 2-1 веков.
Раннехристианская живопись
Позднеантичная живопись
Были богатые традиции, которые Рим унаследовал от Греции. Постепенно происходит от миметического искусства (жизнеподобие).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 322.