Архитектура стала возможна с признания христианства законным. 313 – признание христианства наравне с другими культами (а их было очень много, почти все носили мистический характер).
Первые христиане не старались строить себе церкви, не только из-за гонений, но и из-за подозрительного отношения ко всему вещественному, материальному. Они боялись образопоклонства. Не сохранилось даже руин. Не может быть такого помещения, которое вместило бы в себя Бога. Бог вездесущ и не может помещаться в отдельном интерьере. Душа – есть подлинный храм. Христиане предпочитали катакомбы, где были мощи первых христианских мучеников.
Когда христианство стало официальной религией, образовались толпы верующих, которые ни в каких катакомбах помещаться не могли. И ни в какие другие времена не было такого интенсивного строительства. Часто наспех, перенимая и приспособляя античные формы.
Появляется два типа построек:
· Базиликальная архитектура. Базилика - длинное здание с алтарем в конце и колоннадой. Римская базилика колонного типа.
· Центрическая архитектура. Ее было меньше, но был пример Пантеона, вызывавший восхищение.
Базиликальная архитектура в раннехристианское время.
Синагоги часто имели базиликальную форму. А рядом с синагогами ставили христианские храмы, только несколько более длинного формата. Но все было рядом как и в римском языческом мире.
Колонные базилики римского типа
Средиземноморские колонные трех и пятинефные. Каждая часть определенная сакральная ценность: чем ближе к алтарю, тем больше ценность. Роль ордера другая: отсчет мерному движению и течению пространства. Мерность и постоянство масштаба. Пространственное и временное развитие архитектуры константиновского времени. В античности основная роль ордера в пластической ценности (а не просто пространственная единица), элемент не пространства, а пластики архитектуры.
Очень организованный характер пространства. Нет разнообразия форм. Формы одинаковые, яркость и разнообразие – в мозаиках. Роль формы – меньшая роль, чем в античности (унифицированность и идеальный характер формы: все одинаково отражает Божественную волю и умонаправление посетителей). В античности ритм определял структуру масс, здесь – структуру пространственных форм.
Особая роль клеристория. 4 параллельные стены обрамляют пространство. Эффекты: тоненькая колонка зрительно держит огромную массу.
Пространство большое, цельное, без внутренних перегородок (нельзя же интерколумнии называть перегородками). Ордер теряет пластические и тектонические ритмы античности. Красота общего важнее красоты отдельных форм. Надо всем этим пространством располагается светлый клеристорий. Его пространство становится центром (хотя пространство не центрированное, оно продольное, движущееся, базиликальное).
Й век
Базилика св. Петра. Общий план остался прежним. Одна из главных и первых базилик.
Три великих базилики Рима: св. Петра, Латеранская, св. Павла за стенами города. Появились в первой половине 4 века и сразу выстроены огромными.
· Перед базиликой всегда атриум (квадратен иногда немного прямоугольный). В западной Европе потом тут строили целые райские кущи. Перистиль, окруженный колоннадой, в середине – фонтанчик/бассейн для омовения. Ранние христиане должны был умыть ноги перед входом в храм.
· Само тело базилики длинное (колонная базилика римского типа).
· Несколько нефов (центральный и боковые). Петра – пятинефная
· Перед базиликой находится нартекс или вестибюль.
· Алтарь на востоке. АпсИда. Между нефами и апсидой – трансепт (служебное помещение для служащих церкви).
· При базилике обычно сразу строили крещальню. Иногда отдельное круглое или восьмигранное помещение.
Наружный объем не всегда воспроизводит внутренний. Верхний неф поднят, дает впечатление трехчастного объема. Повышающийся объем центрального нефа – клеристорий (приподнятая и высокая часть базилики). Имеет ряд окон, обеспечивающие свет. На востоке – повышенный объем трансепт, одного уровня с объемом центрального нефа.
Запад этот трансепт перенес ближе к центру – латинский крест. А Византия выберет центрическую архитектуру. Возникнет особая крестово-купольная архитектура.
Строить нужно быстро, а здания большие, широкие, для большого количества народу – делали простые стропильные перекрытия. Сводов нет, распора нет, нефы могут быть очень широкие.
5 век:
Санта Сабина, начало 5 века (на Авентинском холме). Не утратила свой первоначальный облик. Кирпичная (дешево, легко транспортировать), высокая, трехнефная. На востоке очень выпуклая пузатая апсида с окнами (для света алтаря), окна в клеристории очень частые, простые плоские. Украшений нет, очень аскетична внешне. Внутри – райский мир, никакого простого мертвого места на стенах нет. Все украшено. Стройные ряды часто поставленных колон разграничивают нефы и образуют строчный ряд арок. Наверху все занято либо мраморными плитами, либо мозаиками и все сверкает.
Санта-Мария Маджоре (начало 5 века). В древнем Риме 2 огромные базилики, посвященные Св. Деве. Первая – на римском форуме Санта-Мария Антиква (сохранились лишь некоторые фрески). Связано много чудес. Потолок открытый, стропильный (ренессанс – позолоченный кессонированный). Алтарь открытый. Православие выбрало другой путь (на Византии: сначала маленькие преграды, до 1.5 человеческого роста, но таких глухих как на Руси не было).
Сохранились мозаики между верхом колонн и низом окон клеристория: картины, заключенные в рамки. Сложные сюжеты Ветхого завета. Много многофигурных композиций, битв. Высоко, и тогда увидеть все это было сложно. Значит, художник работает не для людей, а для Бога.
Арка перед алтарем – триумфальная арка. Здесь мозаики нового завета. Эта традиция сопоставления Нового и Ветхого завета останется. Колонны тянутся бесконечными длинными рядами, люди двигаются сообразно ритму колонн, колонны определяют интерьер. Т.к. строили быстро, часто брали колонны из античных построек (особенно пострадали термы). Часто оказывались колонны разных ордеров, но это не смущало архитекторов. Короткие колонны ставили на постамент.
Преданность античность – прямой антаблемент.
Санта-Сабина внутри. Не прямой антаблемент, а строчный ряд арок. Санта-Сабина потеряла декорации. Как раз смешанные типы колонн. Втягивание ордера в стену. Всеми способами архитекторы хотели дать стенам видимую облегченность, чтобы они выглядели хрупкими:
· Окна интерколумния имею очень маленький профиль
· Ордер: колонны не грузные, толщина арки (равная толщине стены) не превышает толщину колонны, которая наглядно хрупкая. Т.е. стена хрупкая, ничего не весит.
Фреска в апсиде поздняя.
Световая иерархия интерьера. Центр освящен лучше, чем боковые нефы. Множество узких улиц: окна боковых нефов узкие, не сравнимые с большими окнами клеристория. Ярко выраженная иерархия объемов: величественный центральный неф, к которому примыкают боковые нефы. Иерархическое поднимание центрального пространства приведет к доминанте центра. Также и световая композиция базилики построена иерархически.
На западной стене окна в ранних базиликах делались в готические времена. Видимо, они были модными и их стали добавлять в ранние храмы.
Сан-Аполинаро ин Классе (порт) в Равенне. 6 век. Осталась стропильная кровля. Строчные ряды колон опять отмеряют пространство и шаг. Декорация дошла только в алтаре. Медальоны над колоннадой более поздние.
Византийские колонны: тонкие без энтазиса, тонкие как свечи. Нет соотнесения с человеческим телом, теперь это длинные хрупкие, мраморные, гладко отполированные, излучающие свет. Они отражают не только свет, но и пространство. Оно их легко огибает. Они являются только мерой счета и ритма. В античном здании ритм измерял структуру масс тел, а здесь пространство. Соотношение величин: пространства и массы другое, чем в античности, несмотря на использование тех же элементов. София киевская огромная, а места мало! Т.к. опоры огромные и граненные. Здесь все подчиненно превалированию пространства над массой и желанию сделать массу более хрупкой, легкой. Порт, открытая местность – поэтому много окон и они большие, т.к. нет городских улиц.
Базилика в Аквилее. Теперь облик романский 11 века, а пол сохранился. Мозаика с историей пророка Ионы. Много рыб, рыбаков, водоросли… Часто на полах изображали разные твари. Причем они борются. Аллюзия на тематику страшного суда или чего-то еще.
Базилика:
· Преобладает внутреннее пространство
· Вытянуто в длину
· Боковые нефы как портики и открываются аркадами
· Средний неф как и трансепт всегда выше и светлее – перевес внутреннего пространства
· Движение колоннад направлено к алтарю, оно, по идее, бесконечно. Но перистиля никогда нет (замкнутое пластичное пространство). Этому же способствует и световая композиция.
· Стремление создать некий идеальный мир в отличие от реального. Главное – интерколумнии и легкость всей стены. Процесс втягивания ордера в стену – в результате наглядная хрупкость стен.
Константинополь и Балканы
В Константинополе из ранних базилик ничего не сохранилось, хотя и первая св. София и св.Ирина закладывались именно в 4 веке. Дошли до нас перестройки 6го века. Сохранилась базилика св. Иоанна в Студийском монастыре.
И стены построенные при Феодосии 2 (с 405 до 430х гг). Окружили весь город не только со стороны материка, но потом и со стороны мраморного моря и залива Золотой рог. Получилась мощная позднеантичная крепость с двумя рядом стен, башнями и т.д. Техника традиционная для Рима – смешанная кладка с камнем и кирпичом и широко используется бетон в центре (опус тестикулатум).
Св. София: первая в 4 веке, 2я – в 5 веке (при Феодосии 2), 3я – в 6 веке (которая стоит и сейчас). Реконструкция западного фасада и размеры (очень большие, равные базилике 6 века: ширина как базилика 6 века более 70м).
Базилика св. Иоанна студийского монастыря. Середина 5 века. Региональные особенности церковного строителя на Балканах.
· Не очень большая, 3хнефная с одной граненной снаружи апсидой, без трансепты, укороченная и тяготеет к квадрату. Для балканской архитектурой идея шествия к алтарю оказалось невостребованной
· Характерная для Балкан смешанная техника кирпича и камня (в Риме – чисто кирпич).
· Колонны из прекрасного зеленого мрамора, прямой антаблемент.
· Двухэтажная (галереи на втором этаже над нефами и нартексом)
Есть нартекс, был атриум. Была превращена в мечеть, в 19 веке была разрушена от времени. В конце 19 века была раскопана русскими археологами, но сейчас в таком виде и стоит.
Салоники. Город существовал еще с Македонских времен. С 4 в до н.э. был крупным торговыми и культурным центром. С 4 в. н.э. значение растет т.к. находится на дороге из Рима в Константинополь.
Базилика св. Дмитрия (именно здесь был замучен в 4 в). В 1920хх годах очень сильно пострадал в пожаре.
· Башни фланкируют фасад (восточная черта, распространено, например, в Сирии). В 7 столетии уже возникли башни западного фасада и обход восточной части храма.
· Смешанная техника, много каменных элементов (все верхние части и арочные фрагменты – из кирпича).
· Обилие окон (не только на боковых стенах и клеристории, но и на фасаде). Контрастная эстетика: массивная каменная кладка – тяжесть, много окон с изящными арками на тонких колонках и резными капителями – еще большее ощущение хрупкости.
· Пятинефная базилика (5го века) с одной апсидой и трансептом. Он был замучен, его тело пропало но осталась пропитанная кровью рубашка – почиталась вместо мощей. Была заключена в киворий (сень/шатер) и над ней возник храм.
· Боковые окна – часто и много. Нет единого римского ритма. Группы окон образуют аркады с остановками, продолжениями, неровный и воспринимающийся по контрасту.
· Каждый уровень имеет свой клеристорий – много окон и света.
· Внутри тоже нет сплошной колоннады, вкрапляются столбы. Получается сбивчивый темп. Нет торжественного равномерного шествия к алтарю. Мастера сделали все, чтобы сбить это равномерное шествие. Многое отвлекает внимание: столбы, сбивки ритма, второй этаж…
· Западная часть – тройная аркада. Очень красивая, торжественная стена.
· Простое стропильное перекрытие
Ахейропиитос в Салониках (нерукотворный образ). Тоже 5го века.
· Западный фасад: лоджия с многочисленными окнами: тройные аркады второго яруса и сплошная аркада первого яруса. Получается опять контраст: почти ажурность аркад и тяжелая кладка
· Трехнефная с одной неграненой апсидой, нартексом
· Двухэтажная: над нефами и нартексом
· Сохранились замечательные мозаики с декоративными сюжетами: растительные, птички и т.д.
Северная Африка.
Большая часть в Египте. На побережье – средиземноморский тип, только очень большие. Многоколонные, очень протяженные. Есть и в глубинке.
Базилика в Тебессе ( Tebessa ). Колонный двор. Колоннада в виде креста. Трехнефная, но очень длинная, обстроена со всех сторон капеллами, что еще больше увеличивает ее.
Тигзирт (тоже Северная Африка). Осталось только колоннада. Колонны стоят по две: держат очень большие пролеты арки (больше, чем было принято в Риме), кроме того это не кирпич, а блоки камня. Есть капители, но между колоннами и арками вставляется большая трапециевидная подушка (пульван – отделившаяся часть архитрава). Уже язык Востока. Восток не классические: экспрессия, а не баланс.
Белый монастырь в глубинке Египта (в пустыне). Неприступная, плотно закрытая крепость. Наружные стены – глухая замкнутая масса с маленькими окнами-щелями. Есть еще Красный монастырь.
· Трехнефная колонная, очень длинная
· Диковинный алтарь: трехлепестковый, но каждый из лепестков тоже окружен нишами. Масса тонкой, почти кружевной отделки при громадности и неприступности стен и блоков камня. Реконструкция: невысокая алтарная преграда (выше, чем на западе) – где-то человеческий рост.
· С востока - общая стена, в которую все погружено. Апсида не выступает как общее тело. Манера востока заключать в прямую глухую сцену будет продолжена.
· С южной стороны любили пристраивать еще неф, отделенный стеной с проходами. Особое назначение: монастырская трапезная, часто бывали помещения погребального назначения. А могло быть и то и другое.
· Ниши в стене с колоннами и капителями (ионического типа)
Монастырь Антония Великого (отшельника и мистика ранних времен). Много перестраивалось (глинобитное, обмазанное), но интересные небольшие замкнутые помещения как скорлупа.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 337.