Земли восточно-христианской культуры. Есть разные термины:
· восточно-христианский мир в отличие от латинского мира.
· восточно-христианское искусство внутри византийского искусства: Сирия, Месопотамия, Ливан (бывшая Финикия), Палестины, Иордания, Египет (коптское искусство).
Совсем кратко, т.к. курс все-таки рассчитан на искусство столичной Византии. Регионов, входивших в византийскую ойкУмену очень много. Например, Грузия, Армения (откололась от центрального православия – монофизитство, особое содержание церковного исповедания), славянские регионы (искусство древней Руси полная часть византийского мира. Когда Византия рухнула, началось уже особенное независимое искусство).
Архитектура очень отличается, а что касается живописи – это, в основном, мозаичные полы. На востоке их много, это целые большущие композиции. Они могут быть на разные темы, в т.ч. языческие. Часто миролюбивые композиции. Очень часто темы рая (центральная ось – ствол дерева, по сторонам – ветви, среди ветвей помещается весь природный мир. Идея в том, что хищники рядом с маленькими, кроткими, никто никого не ест. И в этом и есть замысел. Вспомним древние темы терзающих хищников.
Практически на всех полах есть надписи. Часто это целые тексты: они либо при входе, либо в середине, либо в конце. Они выделены рамой в отдельные прямоугольники. Это целые летописи на греческом: кто, когда, в честь кого выложил полы. Очень много имен и их родословная. Это так наивно, откровенно и бесхитростно. Это был такой мир. Искусство очаровательное, но очень наивное. Очаровательные пасторали, но абсолютно не классические.
Орфей из археологического музея в Стамбуле. Напольная мозаика. Сейчас в археологическом музее КН. Кон 5 – нач. 6 вв. С территории Палестины. Играет на лире, вокруг него кого только нет и натуральные звери и мифические существа (кентавры, паны…). Это мы видели в катакомбах: Орфей, Давид – прообразы (протораф) Христа, который своими песнями, сказами завораживает все человечество. Они поют дивные песни и завораживают окружающую действительность.
Полы из Иордании из Мадабы. 6 в. Сбор урожая (и Дионис и Евхаристия). И борьба и миролюбие: очень большая картина мира. Есть охотник с копьем (сцены охоты также популярны как и пасторальные). Пастушок с ослом: острый взгляд, наивное поэтическое сказание. Окантуривающая черная обводка.
Такое количество художественного добра на полах было в Сирии, что диву даешься. Райские кущи, сады – тема рая. Если борьба – то это аллюзия на тему страшного суда.
Иногда в центре – свободное поле, где писали текст с местной летописью: кто и почему построил, в память о ком. Все это изучено и воспроизведено.
Крестильный водоем из Мадабы. Очень древняя форма: в цилиндрическом объеме крестообразное углубление. Пернатые фланкирующие древо (древо жизни).
Мозаичная карта Святой земли из Мадабы. В центре – Иерусалим, вокруг много других земель и западных средиземноморских и восточных. Надписи городов, земель, стран уже ушедших. Надписи на греческом – 2я половина 6го века (еще до нашествия арабов, но не на сирийском, а греческом). Карта уходит в боковые части базилики. Чаще всего в отдельном помещении – крестильне - с алтарной нишкой. Это тоже пол помещения.
Фреска из Баоита, Каирский музей. 2я половина 6 века. Были большие раскопки в середине 20го века, изданы немцами/австрийцами. Был раннехристианский монастырь. Ранний монашеский Египет – это сплошное отшельничество и аскеза, они отвергали суету мира, т.к. она препятствует единению с Богом. Добровольные и весьма мучительные страдания во имя Господа. Много ранней житийной литературы, все издано (например, житие Симеона Столпника, Исаака Сирина (6-7 вв)). В 4-5 веке они чуть ли не преобладали над всеми остальными христианскими практиками.
Все фризами, купола нет, простейшие архитектурные формы.
· В центре – Христос на троне (вместо купола) в мандоле славы и крыльями с символами Евангелистов). По сторонам – архангелы (Михаил и Гавриил), солнце и луна и символы Евангелистов.
· Внизу во втором регистре: Богоматерь с младенцем (под Христом), рядом с ней располагаются на тронах апостолы (рядом с БМ – первоверховные апп. Петр и Павел), а также в конце некоторые избранные святые.
· По канту арки (как в Сан Витале или на Синае) располагаются изображения разных святых воинов, мучеников в медальонах (плохо сохранились).
Похожие лица, вытаращенные глаза, все обведено толстым черным контуром. Искусство односложное, суровое по своему внутреннему настрою. Какое-то очень искреннее, совсем не развлекательное, нет никакой красивости (в эллинизме красота, эстетический момент очень важен, здесь этого нет). Подробно анализировать не нужно.
Живопись свободна от классических воспоминаний. Искусство самородно, почвенно, питающееся египетскими корнями. Оно иероглифично, гротескно. Они не ищут совершенства, главное – сюжет и иконографическая точность, а также выразительность. Выразительность всегда на Востоке предпочитали красоте. Они статичны, большие головы, большущие черные вытаращенные глаза, укороченные гротескные пропорции. Ритмически чередуются. Пестрые, яркие, броские. Линии все элементарны, драпировки тоже. При всем своем примитивизме (отсутствии классической выучки), в нем есть экспрессия (не в движении, а в напряженности). Выразительность рисунка (контура) создает выразительность образа.
· Христос в медальоне в крещатом нимбе. Практически нет объема (ни свето- ни цвето-тенью, ни течением краски), это рисунок с плоской раскраской. Но есть более выразительные мастера, нет более высокого мастерства, просто более ловкая рука.
· Петр и Павел, а перед ними ниц пал какой-то монах. В чрезвычайно приниженной позе. Возможно, донатор, хотя… какой он донатор? Просто монашек мелкий. Широкие крупные руки, опять мало моделированные.
Икона из коптского музея в Каире. Копты – выжившие потомки древних египтян. Их история очень драматична, сохранили христианство. В 20 веке большое оживление коптов: они поднялись в верхние слои общества, стали заканчивать университеты, появились копты-ученые. Единственный христианский мир, где как на Руси высокие иконостасы. Типология образов как на фресках Баоита.
Второе, что было всегда развито у коптов – это художественные ткани с изображениями. Во всех музеях мира много коптских тканей (кусочки одежд, покрывал разного назначения).
Полотно с Богоматерью из музея Кливленда. 6 век. В среднике Богоматерь с младенцем на троне в окружении двух архангелов. В верхнем ярусе Христос в мандоле, которую держат два ангела. Вокруг в медальонах святые. Это образ Церкви, соборность. Она красива, эстетична, но это эстетика Востока (не будет элегантных пропорций, короткие ноги, курносые… будет экспрессивная внутренняя сверхвыразительность)…
Для византийских одежд часто использовались ткани востока с иератичными, симметричными мотивам (битва, охота, сражение воинов).
Ранневизантийские рукописи
Рукописная книга – кодекс (с крышкой). Они появились не сразу: из античности пришли свитки (например, в Александрийской библиотеке были только свитки). Самые древние дошедшие до нас кодексы - конца 5го века. Основной поток с 6 века. Александрийская библия в Лондоне (она в экспозиции)– один из первых кодексов (сшитые тетради: обычно сшитых 8 сдвоенных листов пергамента, их сшивали, окантовывались переплетом (в основе это всегда дерево в «одежде»: либо в коже либо в окладе).
Библиотеки – в церквях, монастырях. Например, София Константинопольская имела свою библиотеку. Частные библиотеки в древности встречались редко.
Есть специалисты по рукописям, по почерками (в разные века были разные почерка). В кодексы вставлялись миниатюры. Их заказывали художникам, которые могли работать в скрипториях, а могли и быть свободными.
Самые известные библиотеки с византийскими рукописями:
· Во Флоренции - Лауренциана (в честь св. Лаврентия – покровителя Флоренции),
· в Венеции – Марчиана;
· в Милане – Амброзиана;
· Библиотека Ватикана (без имени).
· Самые большие: Париж, Вена, Лондон, Оксфорд (Ботлеана), Копенгаген.
· В России – больше всего в Москве в историческом музее (ГИМ) – туда попала синодальная библиотека (очень много собирал Алексей Михайлович, он послал на Афон настоящую делегацию знающих людей). Есть и в Ленинской и в публичной библиотеке Петербурга.
В новое время из собирали цари и короли. Самые богатые книжные библиотеки в Америке.
От V–VI вв. сохранилось также несколько иллюстрированных рукописей светского содержания на латинском и греческом языках, связанных с классической традицией:
Иллюстрация к Илиаде из рукописи библиотеки Амброзиана (Милан).
Живо, непосредственно: смешались в кучу кони, люди… На античные темы рукописей в мире мало. Смешались с кучу кони, люди.
Венский Диоскорид (античная, нехарактерная). Ученый врач, открыватель корня мандрагоры (по преданию – корень жизни). Величина средняя – «в лист». Сборник рецептов разных лекарств из разных растений. Две миниатюра начальные (входные), а дальше - на каждой странице какая-нибудь трава растет и рядышком написано, что из нее делать и из чего лечиться. Книга была заказана Юлия Аникией (дочь Галлы Плацидии, дочь и внучка римских императоров, ее муж и сын претендовали на трон Восточной Римской империи) в 512 г. в Константинополе. В ней кроме трав есть миниатюры (входные миниатюры), там она сама и изображена.
· Юлиана в центре, по сторонам две аллегории Мудрости и Великодушия.
· Диоскорид в кресле, рядом с ним аллегория Мудрости (Эврика – находка, персонификация научного открытия). И она протягивает Диоскориду корень мандрагоры (древо жизни). Мягко, воздушно, облачно. По законам, конечно, эллинистического искусства. Никаких контуров. Все расплывчато, акварельно как античное письмо.
По типологии стиля иллюстраций эта рукопись совершенно органично примыкает к традиции позднеантичного живописного иллюзионизма. Конечно, это константинопольские мастера.
Венский Генезис. Характерное изделие 6го века. Она с греческим шрифтом, но считается, что происходит с христианского Востока (Сирия, Палестина…)
Все листы окрашены пурпурной краской (бизнес Ливана/Финикии: отлавливали моллюски и получали пигмент). Пурпур могли использовать только император или члены его семьи. Он со временем изменяется в сторону фиолетового.
· Адам и Ева изгоняются из рая. Древо со змием. У врат рая архангел и огненное колесо.
· Всемирный потоп. Вспоминается «Герника» Пикассо.
· История о том, как Исаак посылает служку (Елеазар) искать жену для Иакова. Он встречает у колодца Ребекку. Видим город, колодец (знак жизни). На берегу источника полуобнаженная фигура (аллегория реки). Бытовая, жанра, мелка по сюжету, совсем не величественная. Не имеет никакого византийского пафоса, просто жанровая сценка. Нет героя, здесь толпа животных, людей. Нет величественного масштаба, как-то иллюстративно. В этом есть тенденция: не важно кто как выглядит во время великих событий, важно само событие, а носители его – толпа. В античности такое мышление было совершенно невозможно, там был герой.
· Ребекка уходит вместе с Елеазаром.
Синопское Евангелие. Парижская библиотека. 6в.
Тоже на пурпуре. Осталось несколько листочков. Фрагмент Евангелия из Синопа (Малая Азия). Текст написан золотом по пурпуру – тоже книга царская. Листы книги превращаются в драгоценное изделие.
· Исцеление слепых. За ним толпой стоят апостолы. Все время используется схема: сюжет самого текста, а по сторонам – ветхозаветные пророки со своими текстами, написанными на рулонах золотом. Параллели между Ветхим и Новым заветами. Это получило специальный термин «прообразовательный цикл». Очень подвижно, экспрессивно. Ощущение толпы. Подчеркнуто пронзительные взгляды. Крупные драпировки, моделировки есть, тоже подчинено динамике, вихрю. Эти ранние миниатюры все построены на подчеркнутой выразительности и экспрессии. Так не писали и не мыслили в классическом средиземноморском мире. Там равновесие всегда было в основе. Здесь вихрь, движение.
· Благословение хлебов. Очень маленькие фигурки внизу текста. У всех сверкают глаза.
Неправильные пропорции, они очень эмоциональны, глаза сверкают, взгляды скошены наискось, что дает эмоциональную подвижность. А в античности ценилась гармония, ее здесь совсем нет. Складки драпировок не такие, как мы видели в Египте, где было просто вертикальное расчленение. Здесь именно драпировки, но они стихийные. Скорее всего мастера были знакомы с классическим искусством, но живя на Востоке, работали в их стилистике.
Евангелие из Россано (небольшой город в южной Италии). 6 в. Тоже пурпурный кодекс. Где сделано, не известно, где-то на восточных территориях. Композиция листов: вверху идет миниатюра на определенный сюжет. Внизу пророки (по 4 на каждом листе со своими текстами). Выше картинок собственно Евангельский текст.
· Вход в Иерусалим. Сплошное ликование. Внизу пророки.
· Тайная Вечеря и Омовения ног.
· Изгнание бесов
· Евхаристия, причастие апостолов. Иконграфически некоторые персонажи легко узнаваемы: Петр, Павел, Давид, Соломон.
· Воскрешение Лазаря. Фигура, выводящая Лазаря, закрывает нос. Рядом фигур тоже отворачиваются. Переданы даже неприятные физические ощущения. Очень жанрово, больше такого не будет, будет компактно, собрано.
· Суд Пилата. За спиной Пилата стражи и на шестах портреты его родственников. Рядом писарь. По сторонам евреи, кричащая толпа, которым Пилат предлагает отпустить Христа. В нижнем фризе Христа ведут на мучения. Слева стоит некто со щипцами, справа мучают Варраву. В центре красивая полуобернувшаяся фигура, очень сценическая, театральная. В восточном искусстве очень эллинистическая фигура. Никто не знает, кто это.
· Евангелист Марк пишет на свитке, а перед ним София – премудрость Божия, которая диктует ему Евангелие. София – целый спорный момент в богословии. Как видим, ее изображали с ранних времен. Здесь она, конечно, как античная аллегория Мудрости или Муза для поэта. Один из самых таинственных и мистических образов христианской веры (много спорили в начале 20го века).
Они все имеют восточно-христианские черты. И здесь они есть: укороченные пропорции, увеличенные головы. В них всех в той или иной мере есть классическое (все-таки это рукописи, интеллектуальный труд). Здесь фигуры красивые, гибкие, прекрасно задрапированы. Легкие, мягкие переливчатые ткани. Восточные, характерные, экспрессивные мастера (все рукописи кроме Диоскорида). В лицах много характерного и индивидуального, а не классически сглаженного.
Записи на полях в рукописях, «Ох, ох, голова болит, не могу писать, пойду спать» - и это в Евангелии! Новгородская рукопись (по этому она и известна) с ругательством в Евангелии: рисунок с рыболовной сетью (один ее тянет и говорит «Потяни, корвий сын (явно ругательство)», «сам еси таков»).
Евангелие Раббулы. 586г. Находится во Флоренции в Лауренциане. Раббула – имя писца. Написана по-сирийски. Часто после текста самой рукописи песец делает колофон (запись, где он указывает самые разные вещи: когда, где, для чего/кого написал). Рукопись на пергаменте. Нет никакого вливания эллинизма, это совершенный Восток.
· Христос с апостолами. Маленькая миниатюра среди текста
Перед Евангелием бывают таблицы канонов/согласий. Здесь две колонны, часто бывает четыре (по количеству евангелистов). Таблицы канонов согласия Евангелий составил Евсевий Кесарийский 4 в. (придворный интеллектуал Константина Великого). Типа оглавления, но скорее сопоставление мотивов. Они всегда имеют триумфальные арки. Именно так украшали Евангелие на протяжении всего средневековья. И сама арка и колонны могут быть самыми разными. Тут тонкие колонные в противоположность тяжелой арке. Обычно это классические колонны.
По сводам этих арок почти всегда расхаживают или обитают птицы.
Моделировки есть, но очень простые.
Дальше евангелистов изображали либо сидящими (по модели античного портрета автора – был обычай всегда писать такой портрет в начале античных рукописей). Стоящий – статуя философа, оратора, т.е. тоже иконография, идущая от античности. Сидящая – поза писателя.
Маленькие изображения на полях. Простые бытовые сценки. Как будто неряшливо нарисованные, сопровождающие текст, и слегка раскрашенные. Но у всех пронзительный взгляд.
· Христос на ослике
· Сцена Распятия. Снова целый сценарий. В нижнем регистре – Жены мироносицы у гроба (полудворцовая постройка), заснувшие стражники, первое явление Христа после распятия женам-мироносицам (Хайрате – Радуйтесь! - восклицает Христос, увидев жен).
· Одно из первых изображений Вознесения. Возносящийся на огненной колеснице из пламенеющих крыльев небесных существ – рамбов (изображение голов четырех символов Евангелистов). Внизу Богородица, ангелы и 12 апостолов. Очень страстные, все жестикулируют, экспрессия ракурсов и жестов необычная.
Очень нарративно, в этом есть своя немного наивная литературность. Художественный язык не такой легкий как в Россанском кодексе. Здесь тяжеловато по-восточному. Довольно цветно и ярко, пестровато. Экспрессивно, даже несколько экзальтировано. Есть ощущение толпы. В столичном искусстве человек один на один предстает Богу. А здесь толпа. Это ощущение восточной соборности. Не личностное, а соборное отношение к Евангелию.
Ранние иконы 6-7 вв
Когда началась икона, никто не знает. Писались ли иконы при Христе и апостолах, тоже не знаем, таких икон до нас не дошло. Слово «айкон» - образ или портрет. Это не часть росписи, не иллюстрация. Это особый культовый предмет. Он родился и остался таким. То, что мы видим на стенах – это иллюстрации к Библии, Евангелию и позже к литургии. В рукописи – это иллюстрации текста. Икона ничего не иллюстрирует. Она принципиально отличается. Икона – это часть литургии. Можно молиться словами, а можно созерцать икону и внутренне разговаривать с ней. Созерцание иконы приравнивается по значимости к молитве. Это появилось рано, но когда точно не известно. Есть предание, что в одном городе в Малой Азии стояла статуя исцелевшей кровоточивой жены.
Ранние иконы написаны особой техникой – энкаустикой. Связующее вещество для красок воск. Писать нужно очень быстро пока воск не застыл. Преемственность иконы от фаюмского портрета очень сильная. Но есть существенная разница. Фаюмский портрет может быть очень трагическим, даже устрашающим. Этого никогда не может быть в иконе. Икона всегда светлая, потому что мир мыслится спасенным, а не погибающим от грехов. Икона всегда миролюбива, светла и дает надежду на спасение.
Первые иконы относятся к 6 веку, но их мало. Большая часть находится на Синае, т.к. он был нетронут, его не разрушали. Там много икон, только некоторые из них опубликованы. Там есть более 3000 неопубликованных византийских икон.
4 иконы с Синая увез в Киев Порфирий Успенский. Они и сейчас в музее западного и восточного искусства в Киеве.
Есть три самые знаменитые синайские иконы:
Апостол Петр с крестом в одной руке и с ключами от врат рая в другой руке. Как бы погрудный портрет. О нем сохранилось много преданий, но есть физиогномическое предание: он всегда изображается простолюдином с широкой костью, седыми волосами. Все как бы простоватое, не интеллектуал.
Петр на фоне углубляющегося в перспективном сокращении портика. Пространство архитектурно заполнено. Еще античное понимание пространства.
Написан с переливами, оттенками. Полупрозрачность тканей, уже есть излюбленное византийцами просвечивание слоя через слой. Лик был светлый, все темное – это подмалевок.
Над Петром в медальонах три образа: Христос, Богоматерь и Иоанн Богослов. Образы совсем другие, очень похожее на иератическое искусство 6го века с остановившемся взглядом расширенных глаз. Унифицировано и очень образно и емко. Столь же отрешены, сколько напряжены. Фактура поверхности более мазочная, даже чуственная.
Богоматерь с младенцем на троне. По сторонам два воина: Федор и Георгий и сзади два ангела. Еще на фоне портика. Ангелы как будто прилетели из античного искусства: красивые с вдохновенными взорами, театрализованные, эффектные со скульптурными ликами. Открытым сочным мазком, как из Неаполя. В противоположность им совершенно иначе подан образ воина Федора. В фас совершенно иконный моленный образ, он не в пространстве и не трехмерен. С очень насыщенным емким молчаливым взглядом, перед которым трепещешь. Образ Богоматери включает в себя и то и то.
Очень фактурно, мазок не только себя не скрывает, а наоборот демонстрирует.
Христос-Пантократор с большущим Евангелием в руках. У него крещатый нимб. Первый иконный образ Спасителя. Рядом с этой иконой предыдущие – простоватое письмо. Она вся составлена из тончайших, перетекающих друг в друга мазков и оттенков. Вся ее телесная часть написана переходящими друг в друга оттенками золотистых охр. А сверху это осветлено отдельными мазками прозрачных белил. Византия очень любила прозрачные краски, все просвечивает, сверкает.
Выражение лика не простое, сложное и многосоставное. Это вечный образ Христа. Иконография и типология сложилась. Есть очень индивидуальные отличия: чуть изломана бровь, чуть в особую скорбную складку сложены губы. Получается чуть индивидуальный результат. Это то, что византийцы умели: делать индивидуальное внутри всеобщего (как в архиепископской капелле). В византийском лике вообще принята симметрия, но при этой доминирующей симметрии вводится легчайшая асимметрия отдельных черт.
Три отрока в огненной печи с Синая. Тема огня очень популярна в синайском монастыре. Если это не Синай, то она в любом случае восточно-христианская. Белый контур – дополнительное свечение. Драпировки тоже из лучиков света. Ангел им помогает, один в позе оранта (экстатическая молитва). Два с жестом приятия благодати (этот жест сопровождает все образы Феофана Грека).
Икона мучеников Сергия и Вакха. 6 век. Икона находится в Киеве. Порфирий Успенский киевский епископ 19 века и страстный коллекционер и ученый. В Москве был Севастьянов. Даже вырывали листочки из рукописи – для науки. Поэтому в Петербурге и в Москве находится много таких вырванных страниц из рукописей. Порфирий Успенский привез с Синая 4 икона (сейчас в музее Западного и Восточного искусства в Киеве, раньше были в Лавре Киево-Печерской). Эта икона была отдана в Москву для реставрации. Она стала другой, с нее смыли много грязи, более светлой и прозрачной. Сейчас фон более прозрачный.
Сергий и Вакх всегда считалась восточной иконой, его культ был распространен в КН. Возникла идея, что икона столичная и на Синай прислана. Она в восточном вкусе, но сделана великолепно. Они очень похожи, как во всяком раннем изобразительном искусстве, образы идентичны, т.к. на них лежит равный идентичный отблеск божественного света.
Кольца на шее – вериги, признак аскезы. Они, конечно, мученики, но и аскеты.
Энкаустика. Крупный, широкий, сочный мазок. Живопись стала прозрачнее, поэтому они не такие угрюмые, как были до реставрации. Неконкретность взгляда, симметрия черт. Это культура 6го века с ее большой классической преданностью и при этом аскетической установкой.
Христос ветхий днями (денми) 6 в. Очень редко изображали в византийском искусстве. Седовлас и седобород, всегда старец в ореоле славы: звездном небе на радуге (она служит ему подножьем). Он благословляет. Он и Христос и Бог-отец. Бог-отец в индивидуальном облике не изображался, это и ветхозаветный запрет, Бог-отец невидим. У него крещатый нимб и есть надпись. Он триедин. Аллюзий много – это строгая богословская тематика. Очень загадочная икона. Чаще всего у икон 6 века были большие поля (часто из другого дерева), на которых писали пояснительную надпись.
У него золотые ризы – на цвет нанесены тончайшие золотые нити.
Вознесение 6 века. Напоминает сирийские рукописи (Евангелие Рабуллы). Восточная экспрессивность, глаза сверкают, повороты, ракурсы. Страстная непосредственная выраженность духовных чувств – восточная черта (вместе с абстрактной устремленности в никуда). Наверху возносящийся Христос в мандоле славы, которую держат четыре ангела. Далеко от художественного изящества, скорее непосредственное выражение чувств.
Богородица с младенцем. 6 век. Тоже привезена Порфирием с Синая. Отпилена сверху с двух сторон. Написана эмоционально и проникновенно, что даже хотят датировать концом 5го века. Она уже написана с позиций аскетического искусства, но есть некая эмоциональная доступность. Написано по-проще, чем первые.
Иоанн Креститель в рост. Тоже привезена Порфирием с Синая. Наши русские иконы все огромного размера, это особенность русских икон. В Византии не делали таких больших досок. Владимирская богоматерь – это крупная византийская икона. Они будут в самый поздний византийский период – 14 век. Греческие иконы чаще всего на кипарисе, а наши – на липе.
Она написана очень широко и небрежно, много неправильного в линиях, совершенно антиклассично, но много экспрессии. Совсем другое письмо, чем в первых иконах.
Наверху в медальонах Христос и Богоматерь.
Авва (аппа) Авраам – коптский епископ. 6 век. Аппа – отец – епископ. Икона находится в Берлине. Очень просто написано, далеко от изысков эллинистической и классической живописи. Это просто нарисовано сильным рисунком. Толстая черная обводка, главное выделено силуэтом. Рисунок жесткий, однозначный, не рефлексирующий, не становящийся живописными оттенками. Собственно – рисунок с раскраской, но как выразительно. Та же идея, которая была в большом мозаическом искусстве 6 века (Равенна). Суровость, аскеза.
Христос и св. Мина. Коптская икона, Лувр. Обе фигуры коротенькие, с пропорциями как пеньки (как опоры сирийских базилик). Очень мощные (из-за пропорций). Совершенно отвлеченные. В 11 веке это искусство искажения норм, пропорций возродится, но получит еще классическую основу. Здесь тоже все нарисовано и подкрашено.
В Риме есть две самые большие святыни 6 в. Мадонна с двумя архангелами. Огромная величина. Сейчас в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. 20 лет была в реставрации. Была помещена на большой высоте (в сокрестии слева), а в базилике такой же величины, но фото. Датировка плавает (она так знаменита, что ей посвящены специальные конференции) последнее суждение – 6 век). Здесь она в иконографии Царицы Небесной с короной как у византийской императрицы. Пафос и торжественность очень характерны для Рима. Подходит слово имперское. Мы не знаем, где была создана эта иконография, но она очень пришлась по вкусу Риму (напр. Богоматерь из Санта-Мария Антиква), а в Византии будет использоваться редко.
Архангелы другие: они очень эллинизированы. Меньше аскезы и больше натуральной красот.
Мадонна с младенцом из церкви Санта-Мария Нуово (называют Санта-Франческа, т.к. туда помещены были мощи св. Франчески) стоит на краю Форума, недалеко от церкви Косьмы и Дамиана. Икона находится в сокрестии. Написана где-то в 7 веке.
Только лик Богоматери уцелел. Все остальное дополнено в 20 веке, чтобы голова не болталась на пустом фоне. Икона тоже очень большая, но она квадратная. Никакой классической красоты нет, но она завораживает совершенно. Нежнейшая живопись, светится изнутри (много слоев тончайших полупрозрачных красок просвечивают сквозь друг друга). Она происходит из Санта-Мария Антиква.
Асимметрия лица и глаз – восточные черты (возможно, сделана приезжим человеком).
Эпоха иконоборчества
Дата: 2019-12-10, просмотров: 326.