Восточное влияние: экспрессия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фаюмские портреты: 1й век – жизнеподобность, вылепливает трехмерную форму. 2й век – иллюзионизм, впечатление от реальности, как свет играет на поверхности лица, эффекты освещения, блики, нюансы. 3 век – символика (то, что и в 19-20 веке: от импрессионизма 1 шаг до экспрессионизма и прочего), внутренняя сущность более интересная, чем внешние проявления. Большие глаза – связь с загробным миром. Огромная мера условности, переход от пластической моделировки поверхности к контурному рисунку, который отмечает важнейшие черты. Скорлупа, оболочка больше не важна. Важен момент контакта, огромные глаза, которые выражают суть души, те ворота, через которые душа выходит в иной мир и затем возвращается обратно.

Мозаики с гимнастками с виллы Армерино на Сицилии. Новое осмысление красоты, переход от совершенства к экспрессивности (более резкой выразительности). Здесь скорее дань общей моде.

Еще один источник: искусство эллинизированных иудеев. До 2-3 века примеров иудейского искусства нет (кроме описания храма Моисея). В 30е годы 20го века были раскопаны руины Дура-Эвопос (на Евфрате на границе пустыни был покинут в 240е гг и засыпан песком). 2 культовых здания: Синагога и христианский храм (скорее дом, одно помещение для богослужения, место для епископа, баптистерий с купелью). Переход через красное море. В 5-6 века есть изображения, но такого близкого следования римским канонам больше найдено не было. Были либо орнаментальные, либо мозайка 6 в. из синагоги в Палестине (жертвоприношение Авраама – как детский рисунок). Росписи храма баптистерия: притча о добром пастыре, внизу Адам и Ева (при элементарности рисунка, глубокая смысловая насыщенность). Хождение по водам.

Живопись катакомб

Римские подземные кладбища. Еще до н.э. практика захоронения за чертой города в мягком грунте. Целые подземные лабиринты. Есть в Александрии, Неаполе. Первые христианские знаки, которые можно интерпретировать. Ниша (локула) закрытая камнем, в ней тело в саркофаге или без, могли быть комнаты для богатых захоронений (кубикулы). Со 2 пол 2 в/нач 3 века появляются чисто христианские кладбища. С 3 века встречаются саркофаги с изображениями на христианские темы. Саркофаг с изображением доброго пастыря. Надписи на камнях, закрывающих локулы (павлины, голубка с веткой в клюве (символ спасенной души)).

Все изображения символичны, они лаконичны и многозначны, для посвященных.

Античные сюжеты для христианских образов:

· Мозаика полов Сократ с учениками в Сицилии. Христианский вариант: Христос с апостолами. Обычно он что-то передает (свиток – законы), либо тайная вечеря. Христианские вариации на тему античной иконографии.

· Фреска с Орфеем. Орфей играет на инструменте, завораживая природу и все природные твари. Образ Орфея очень любили, потому что символика легко переходила с образа на образ. Он же аллегорический образ царя Давида, который тоже играл на своей псалтири и пел свои псалмы. Они оба же аллегория Христа, потому что он так поет, играет и завораживает, что вокруг все преображается.

· Свод катакомбы Присциллы (реконструкция). Круговая композиция, в центре: Христос – добрый пастырь. Овца на плечах и по сторонам слушающие овцы. На концах креста – сценки, связанные с пророком Ионной. Между ними стоят оранты (молящиеся с раскинутыми руками), очень распространенные в катакомбной живописи. Это не просто молитва, это страстное обращение. Христос-добрый пастырь из разных катакомб. Где-то полегче и поизящнее, где-то кургузо.

· Мозаика из катакомбы под собором св. Петра. Там был античный мавзолей. Христос – непобедимое солнце. Вокруг виноградные лозы – постоянная символика в катакомбах (одновременно символ и Диониса, виноделия и экстатических плясок, и Евхаристии, крови Христовой.

Символы:

Фреска с рыбой и корзиной с хлебами (катакомбы св. Каллиста). Рыба – ихтюс (аббревиатура выражения «Иисус Христос Сын Бога Спасителя). В тайной вечери на греческих иконах именно рыба и хлеб.

 

Фреска с головой (апостола Андрея – раньше, философ – теперь). Импрессионистическая поверхность, вся состоит из мерцания света и тени, живая и разнообразная фактура. До этого были почти они простые рисунки с раскраской. А здесь позднеантичная живопись: передает не очертание, а впечатления от предмета. Здесь есть нечто нематериальное, ускользающее. Потом это уйдет. Говорить о примитивизме неправильно, были разные манеры.

Христианские композиции:

· Фреска с чудом исцеления кровоточивой. Только две фигуры (обычно еще толпа учеников). Евсевий Кесарийский (4в) описывает разные ранние изображения Христа (до нас дошли самые ранние 5 в). Он пишет, что эта кровоточивая поставила статую Христу как память о своем исцелении. Две фигуры в поле на белом фоне стены. Белый цвет как и золото обладает иллюзией иррациональной бесконечной глубины. Другие цвета плоские, ограничивают поверхность. В катакомбной жизни нет никогда нет чего-либо, что создавало иллюзию (кардинально отличается от античности, где фигура всегда помещалась в окружение). Фигуры связаны между собой едва-едва только жестами.

· Фреска трех отроков в огненной печи. Тоже частый сюжет для раннехристианской живописи. Три почти одинаковые фигуры, никакого физиогномического или пластического разнообразия нет. Огромные распростертые кисти рук, трехмерны через элементарные тени. Белый фон: фигуры как-бы выплывают из некого иррационального далека и появляются как некие неосязаемые бесплотные видения. Фигуры как-бы скользят по передней плоскости и входят в наше измерение. Сюжет – надежда на спасение, на воскресение мертвых (можно и не сгорать в огне, все равно человек жив). Экстаз, горящие огненные взгляды, все предельно экзальтированно и очень страстно. В византийском искусстве этого больше не будет, когда выйдет из катакомб. Эта огненность и страстность потеряется. Искусство станет импозантным, велеречивым очень красивым, но эта огненность уйдет.

Фреска Донна Вилатта из катакомб Присциллы. Женщина распростертыми широко распростертыми руками со страстно горящим взглядом. Скорее всего, образ умершей. Просто, набросочно, но хорошие пропорции, сохраненный объем. Искусство принципиально изменившее свою суть.

В античной живописи содержание не имело никакого значения, оно было украшение, декоративное назначение искусства. Теперь главное – содержание, они все говорят, намекают, призывают к новой вере.

Портрет богатой римской ушедшей, катакомы Джордани или виллы Массимо. Изображение Христа со сводов катакомб. Потолок, разукрашенный звездами, дающий космическое значение действу. А на стенах – ниши: история Моисея (высекает воду из скалы).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.