Краткосрочная (до 4 мес.):
1. Кризисинтервентная – предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественно-жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на имеющихся средствах преодоления трудных жизненных ситуаций. Основная задача социального педагога путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать силы семьи на преодоление кризиса, при этом используя как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Помощь считается успешно, если удается добиться снижения тревожности, психологического дискомфорта и т.п. ведущей в кризисной ситуации является психологическая помощь, поэтому работу с семьей в кризисной ситуации можно считать комплексной. Помимо эмоциональной поддержки соц педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье ту или иную информацию, подкрепленную документальными фактами, а так же посредническая помощь.
2. Проблемно-ориентированная – направлена на решение конкретных практических задач заявленных и признанных семьей. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что соц педагог сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации породившей проблему совместно с семьей формулируются конкретные достижения цели, поэтому ведущим методом работы является составление контракта (договора) между соц педагогом и семьей.
Долгосрочная (более 4 мес.)
Психосоциальная – направлена на то, что бы либо изменить семейную систему, либо изменить ситуацию (другие системы оказывающие влияние на семью) либо воздействовать и на то и на другое одновременно. Патронаж – одна из форм работы социального педагога представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Цели: 1 диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, сложившихся проблемных ситуаций. 2 контрольная цель – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, анализ хода реабилитационных мероприятий, а так же анализ выполнения родителями рекомендаций 3 адаптационно-реабилитационная – оказание конкретной психологической медицинской образовательной и др. патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной формы работы. Консультационные беседы, которые в основном предназначены для оказания помощи практически здоровым людям. Тренинг – 1 образовательный направлен на развитие умений и навыков, которые помогают семьям, учится управлять микросредой, ведут к выбору жизненных целей. Среди таких навыков выделяют: коммуникационные умения и навыки, приемы преодоления стрессовых ситуаций и психолого-педагогические приемы 2 социально-психологический определяется как область практической психологии ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении. Консультационная беседа и универсальный тренинг используется как при долгосрочной, так и при краткосрочной работе.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в 4 ролях: 1 советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия детей и родителей в семье, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические рекомендации по воспитанию детей 2 защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с неблагополучной семьей и вытекающими из этого проблемными ситуациями 3 консультант – консультирует в вопросах семейного законодательства и пр. при консультировании соц педагог использует внушение убеждение утверждение эмоциональное заражение аналогия 4 посредник – направляет к необходимым объектам.
Функции соц педагога в работе с семьей:
1. диагностическая
2. прогнозирующая
3. организационно коммуникативная психолого-педагогическое просвещение родителей организация общения.
4. правозащитная поддержка семей в защите прав свобод и соц гарантий
5. профилактическая предотвращение девиантного поведения
6. социально-бытовая оказание нуждающимся семьям материальной помощи
7. социально-психологическая осуществление неотложной психологической помощи
8. организаторская обеспечение культурно досуговой спортивно оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей
Алгоритм изучения семей:
1. состав и структуру семьи
2. жилищно-бытовые условия
3. материальная обеспеченность
4. воспитательный потенциал семьи (сильный неустойчивый слабый негативный)
5. характер взаимоотношений в семье а) между взрослыми б) между взрослыми и ребенком в) позиция ребенка к семье г) отношение ребенка к родителям
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.