Список использованных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Анастази, А.И. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.

2. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 2009. – 272 с.

3. Архипова, И.К. Диагностика психического развития ребенка. СПб.: Наука и Техника, 2008. – 256 с.

4. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 144 с.

5. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 243 с.

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

7. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

8. Булычева, А.И. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 106 с.

9. Вархатова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 48 с.

10. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова, Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. М.: Айрис-Пресс, 2008. – 192 с.

11. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

12. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению к школе. Киров: Константа, 2005. – 255 с.

13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. – 672 с.

14. Выготский, Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

15. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. – 207 с.

16. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга. СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. – 592с.

18. Екжакова, Е.А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению. СПб.: Каро, 2007. – 79 с.

19. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая деятельность. М.:. Академия, 2008. – 320 с.

20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.

21. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. – 656 с.

22. Изотова, Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. М.: Академия, 2007. – 288 с.

23. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 443 с.

24. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 568 с.

25. Карандашева, В.Н. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. – 411 с.

26. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. – 417 с.

27. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 118 с.

28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе. М.: Академия, 2005. – 240 с.

29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. – 352 с.

30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. – 426 с.

31. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

32. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. – 781с.

33. Мананникова, Е.Н. Педагогическая психология. М.: Дашков и К, 2007. – 223 с.

34. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2007. – 160 с.

35. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П. Современный психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 496 с.

36. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва, 2009. – 816 с.

37. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология детства. М.: Академии, 2007. – 640 с.

38. Немов, Р.С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. – 560 с.

39. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. М.: Владос, 2007. – 606 с.

40. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

41. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2007. – 446с.

42. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Сфера, 2007. – 120 с.

43. Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 336 с.

44. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2007. – 314 с.

45. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М.: Владос, 2006. – 384 с.

46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: Владос, 2006. – 477 с.

47. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: методическое пособие. М.: Айрис-Дидактика, 2006. – 286 с.

48. Семаго, М.М. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие. М.: Айрис-Дидактика, 2005. – 127 с.

49. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. – 373 с.

50. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.

51. Ходокова, О.Г. Предпосылки психологической готовности к обучению в школе детей 5,5-6,5 лет/ Предшкольная подготовка детей. Барнаул: БГПУ, 2007. – 368 с.

52. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

53. Шапарь, В.Б., Россоха, В.Е., Шапарь, О.В. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 816 с.

54. Широкова, Г.А. Детская психология. Словарь-справочник. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 208 с.

55. Широкова, Г.А. . Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 383 с.

56. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. М.:. Просвещение, 2005. – 287с.

57. Эльконин, Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. – 384 с.

58. Эльконин, Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2007.- 144 с.

59. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.:. Просвещение, 2005. – 165 с.

 



Приложение А

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго[19]

Задание №1 «Продолжи узор». Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (оценка-5 баллов). При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. В данном анализе приводится оценка предлагаемого образца программы. В каждом случае изменения того или иного задания требуется дополнительная оценка соотнесения уровня выполнения задания с бальной оценкой. Поэтому желательно, чтобы другие задания строились аналогичным образом, с соответствующей данному варианту логикой.

Считается допустимым (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «трапециевидную» форму (оценка 5 баллов).

Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз. При большом «уходе» строки ил увеличении масштаба узоров (но удержание программы) дается оценка 4,5 балла. При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения, его выполнения может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленькой пика Л (оценка-5 баллов). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста, которая недопустима).

К числу правильного в целом выполнения можно отнести такую графическую деятельность ребенка, при которой элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша (оценка-4,5 балла). При небольшом увеличении количества подобных неточностей дается оценка 4 балла.

Среде успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с едиными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т. п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка-3 балла).

Неуспешным считается вариант, когда ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика-упрощение графической программы и уподобление ее первому узору (оценка-2,5 балла).

Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в 2 балла.

Невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1 балл).

Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, - 0 баллов.

Задание № 2 «Сосчитай и сравни». Успешным выполнением считается правильный пересчет фигур в пределах «9», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше - меньше». Цифры «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах, а метка, где больше, должна быть сделана цветным карандашом. В этом случае ставится 5 баллов. Если метка сделана простым карандашом, оценка может быть снижена, но не более чем на 0,5 балла. Оценка 4,5 балла дается в том случае, если решение правильное, цифры расположены на нужных местах, но изображены с поворотом на 180 (инвертация в пространстве). Наличие одного-двух самостоятельных исправлений или одна ошибка в выполнении оценивается в 4 балла.

Среднее успешным выполнением считается наличие до трех ошибок в выполнении задания

Это могут быть неправильный пересчет на одной из половин листа, неправильно выбранное место для написания цифр, а также метка простым, а не цветным карандашом.

При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете, а другая в месте написания цифры или инвертация в написании) дается оценка 3 балла.

Неуспешным выполнением считается наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр, что оценивается в 2 балла. В 1 балл оценивается неправильный пересчет фигур (с обеих сторон), неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.

Если при этом ребенок еще не отмечает сторону листа, на которой фигур оказалось больше, (то есть здесь можно говорить о несформированности понятия «больше - меньше» либо о невозможности удержать задание), оценка выполнения-0 баллов.

Задание № 3 «Слова». Успешным выполнением (оценка 5 баллов) считается безошибочное заполнение квадратов буквами или замещение отдельных «сложных» букв галочками в необходимом количестве и без пропусков. Важно и отсутствие заполнения ребенком тех лишних квадратов, которые должны оставаться пустыми. При этом допустимы самостоятельные единичные исправления.

В 4 балла оценивается такое выполнение, при котором ребенок допускает одну ошибку и/ или несколько собственных исправлений, а также, если ребенок все выполнят правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики.

Среднее успешным считается заполнение квадратиков и буквами и галочками с наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допустимо одно-два самостоятельных исправления. Такое выполнение оценивается в 3 балла.

Неуспешным считается неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений (оценка-2 балла).

В 1 балл оценивается неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа.

Недоступность выполнения задания в целом (галочки и буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т. п.) оценивается в 0 баллов.

Задание № 4 «Шифровка». Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка-5 баллов). Допустимо единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность (графическая деятельность сформирована в зрительно-координационных компонентах).

Одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестал обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла.

При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаконченной не более одной строки фигур), оценка также 4 балла.

Средне успешным является такое выполнение, когда присутствует не только два попуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, он еще плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т. п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3 балла.

В 3 балла оценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строчки или части строки. А также одно - два самостоятельных исправления.

Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается в 2 балла.

Оценивается в 1 балл такой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцу метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружки, потом все квадратики и т. п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1 балл. Особое внимание должно уделяться таким результатом выполнения, когда за отведенный срок ребенок не успевает сделать задание целиком. Это может характеризовать как низкий темп деятельности, трудность самого задания, так и утомление ребенка (поскольку это задание идет одним из последних). Темп выполнения этого задания необходимо сравнить с темпом выполнения других заданий. Если задание №4 выполняется существенно медленнее, чем все остальные это говорит о высокой «цене» подобной деятельности, то есть о компенсации трудностей за счет снижения темпа. При невозможности выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок) дается оценка 0 баллов.

Задание № 5. «Рисунок человека». Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №1,2,3 и качеством собственно рисунка.

В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные рук, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных представлениях, о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием выше перечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в 5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела.

В 4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображение кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.

Среднее успешным является более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное - только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3-3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней оценивается в 3 балла. Несоблюдения основных пропорций также считается условно допустимым (оценка 3 балла).

Неуспешным считается грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей, оно оценивается в 2,5 балла. Если дополнительно к этому еще и не прорисованы волосы, уши, кисти рук и т. п. - выполнение рисунка оценивается в 2 балла.

Приложение Б

 

«Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой,

Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой[20]

Субтест 1. "Нелепицы"

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция

Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.

Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реа­гирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.