Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению 6
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение                                                                                                                         3

Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению 6

1.1 Характеристика понятия и структуры «психологическая готовность»

ребенка к школе                                                                                                               6                                                                                                                        

1.2 Диагностика психологической готовности как профилактика

 школьной дезадаптации                                                                                                   17                                                                                                                

Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка

К школе, сравнительный анализ полученных результатов                                28

2.1 Организация и проведение экспериментального исследования                         28

2.2 Сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности ребенка

к школе и их влияния на школьную адаптацию                                                         38                                                                         

Заключение                                                                                                                   53

Глоссарий                                                                                                                      56

Список использованных источников                                                                      58

Приложение А «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу

школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго                                                  62                                                                                                         

Приложение Б «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой,

 Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой                                                                                         65

Приложение В «Комплексная диагностика адаптации первоклассников

к школе» Т.А. Луговых                                                                                                 70                                                                                                      

Введение

Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ.

Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, и поэтому успешное развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения, дальнейшее благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, а именно психологическая готовность к систематическому обучению.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Следует отметить, что тема психологической готовности в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые же вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 1940-х годов в связи с принятием решения о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста, хотя до этого обучение начиналось в 8 лет. Именно с этого времени проблема определения психологической готовности ребенка к регулярному обучению остается актуальной.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году после принятия решения о начале обучения с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о готовности ребенка, сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Так, ещё в 60-е годы, Л.И. Божович указывала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к регуляции поведения и своей деятельности, к социальной позиции школьника. Поскольку в настоящее время отмечается тенденция роста числа детей, не адаптировавшихся к школе, то во многом такой тенденции можно избежать, если вовремя выявлять психологические причины неподготовленности детей к школьному обучению.

Актуальность исследования обоснована еще и тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации.

Объект исследования – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Предмет исследования – методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе с помощью диагностических методик способствует повышению уровня адаптации детей к школьному обучению.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;

3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;

4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.

Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы статистической и графической обработки полученных результатов.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как  Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин и другие [6, 9, 14, 15, 16, 17, 20, 28, 30, 47, 56 и др.].

Теоретическая значимость определяется тем, что в данной работе освещается вопрос о соотношении компонентов психологической готовности к школе, а также проводится сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности к школе, применяемых на практике и дается качественная оценка данным методикам.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики психологической готовности дошкольников, а также для выявления уровня адаптации детей к школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, логичностью научного аппарата, широким использованием источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватного целям и задачам, поставленным автором работы.

Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Заключение

В последнее время проблема диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

На современном этапе развития психологической науки, психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду, адаптации к новым условиям и учебной деятельности.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению  уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

Для реализации цели выпускной бакалаврской работы, были решены следующие задачи:

1. Охарактеризованы понятие и структурные компоненты «психологической готовности к школьному обучению»;

2. Изучены основы диагностики психологической готовности ребенка к школе, как профилактики школьной дезадаптации;

3. Проведено экспериментальное исследование психологической готовности детей с помощью различных диагностических методик;

4. Проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к обучению в школе;

5. Проведен сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности детей к школе и их влияния на уровень школьной адаптации.

 В ходе написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют такие компоненты, как психомоторная (функциональная) готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Все рассмотренные компоненты психологической готовности к школьному обучению должны достигать определенного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста и при этом развиваться, когда дети приступают к систематической учебной деятельности в условиях школы. Степень, в которой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает несоответствие, то ребенка рассматривают как недостаточно адаптированного и нуждающегося в психолого-педагогической помощи;

 2. Диагностика готовности ребенка к школе представляет собой постановку какого-либо психологического диагноза и включает в себя большое разнообразие различных методик, но описанные методики, каждая в отдельности, не позволяют определить в целом психологическую готовность к школе. Диагностика должна давать точные результаты для правильной постановки диагноза и соответственной коррекционной работы, тем самым, обеспечив успешную адаптацию к школе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе;

 3. Использование в практической деятельности психологами дошкольных образовательных учреждений такой методики  по оценке психологической готовности детей к школе, как «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, способствует облегчению процесса адаптации к школьному обучению. Поскольку данная диагностическая методика позволяет учитывать поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, это облегчает прогнозирование возможных трудностей при адаптации по данному аспекту готовности. А также методика рассматривает готовность к школе не с целью измерения ради измерения, а с точки зрения применения комплексного диагностико-развивающего подхода. Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго позволила четко выделить детей с возможными проблемами при адаптации в условиях системного обучения. А также выявить сферы педагогических усилий еще до поступления в общеобразовательную школу, что способствовало повышению уровня школьной адаптации учеников;

4. Своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе является приоритетным направлением дошкольного образовательного учреждения как профилактика школьной дезадаптации. При этом выявление возможных причин отставания по какому-либо компоненту психологической готовности предполагает решение определенных аспектов, а именно:

- выбор методик позволяющих ориентироваться в массе детей, обладающих теми или иными свойствами, на оценку постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей, а также прослеживать динамику развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий;

- отдавать предпочтение тем методикам, которые позволяют выявить причины возможной дезадаптации у детей еще до поступления в школу;

- использовать только научно-обоснованные методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Гипотеза исследования доказана, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Адаптация к школе перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому обучению.
2 Адаптация к школе процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением.
3 Валидность показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающие изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен.
4 Вербализм гипертрофированное развитие памяти притом, что мышление и восприятие действительности находятся на более низкой стадии развития.
5 Внеситуативно-личностное общение высшая форма общения ребенка с взрослыми в концепции М.И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6-7 лет.
6 Внутренняя позиция школьника (по Л.И. Божович) психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
7 Готовность к школе (по Л.С. Выготскому) определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
8 Диагностика постановка психологического диагноза, принятие квалификационного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.
9 Динамическая диагностика диагностика с помощью, которой прослеживается динамика развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий.
10 Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с взрослыми, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности с взрослыми, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
11 Методика конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования построенного на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
12 Негативистическая демонстративность особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.
13 Обучение средство передачи социального опыта, особый вид деятельности, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают новые формы поведения деятельности, изменяются ранее приобретенные.
14 Психодиагностика отрасль психологии, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности, или группы людей объединенных по какому-либо признаку.  
15 Психологическая готовность к школе комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду.
16 Психологическая готовность к школе (по Л.И. Божович) комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
17 Психологическая готовность (по А.В. Запорожец) целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, характеризуемое особенностями мотивации, уровнем развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степенью сформированности механизмов волевой регуляции.
18 Психологическая готовность к школе (по М.И. Лисиной) сложное, структурное образование, где ключевым компонентом является коммуникативная готовность к школьному обучению.
19 Психологическая готовность (по В.С. Мухиной) желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
20 Способности индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
21 Скрининговая диагностика диагностика, которая провидится с группой детей и ориентирована на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами с целью психологической оценки постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей.
22 Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
23 Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в разных социальных ситуациях.
24 Учебные мотивы (по Л.И. Божович) мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
25 Углубленная диагностика диагностика, проводимая с группой детей нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, и носит комплексный характер.
26 Функциональная (психомоторная) готовность к школе преобразования в функциональном состоянии ребенка, способствующие повышению работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.
27 Цель диагностики психологической готовности к школе выявление актуального уровня психического развития ребенка, а также индивидульно-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик.
28 Школьная дезадаптация образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития ребенка.

Приложение А

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго[19]

Задание №1 «Продолжи узор». Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (оценка-5 баллов). При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. В данном анализе приводится оценка предлагаемого образца программы. В каждом случае изменения того или иного задания требуется дополнительная оценка соотнесения уровня выполнения задания с бальной оценкой. Поэтому желательно, чтобы другие задания строились аналогичным образом, с соответствующей данному варианту логикой.

Считается допустимым (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «трапециевидную» форму (оценка 5 баллов).

Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз. При большом «уходе» строки ил увеличении масштаба узоров (но удержание программы) дается оценка 4,5 балла. При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения, его выполнения может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленькой пика Л (оценка-5 баллов). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста, которая недопустима).

К числу правильного в целом выполнения можно отнести такую графическую деятельность ребенка, при которой элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша (оценка-4,5 балла). При небольшом увеличении количества подобных неточностей дается оценка 4 балла.

Среде успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с едиными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т. п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка-3 балла).

Неуспешным считается вариант, когда ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика-упрощение графической программы и уподобление ее первому узору (оценка-2,5 балла).

Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в 2 балла.

Невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1 балл).

Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, - 0 баллов.

Задание № 2 «Сосчитай и сравни». Успешным выполнением считается правильный пересчет фигур в пределах «9», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше - меньше». Цифры «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах, а метка, где больше, должна быть сделана цветным карандашом. В этом случае ставится 5 баллов. Если метка сделана простым карандашом, оценка может быть снижена, но не более чем на 0,5 балла. Оценка 4,5 балла дается в том случае, если решение правильное, цифры расположены на нужных местах, но изображены с поворотом на 180 (инвертация в пространстве). Наличие одного-двух самостоятельных исправлений или одна ошибка в выполнении оценивается в 4 балла.

Среднее успешным выполнением считается наличие до трех ошибок в выполнении задания

Это могут быть неправильный пересчет на одной из половин листа, неправильно выбранное место для написания цифр, а также метка простым, а не цветным карандашом.

При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете, а другая в месте написания цифры или инвертация в написании) дается оценка 3 балла.

Неуспешным выполнением считается наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр, что оценивается в 2 балла. В 1 балл оценивается неправильный пересчет фигур (с обеих сторон), неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.

Если при этом ребенок еще не отмечает сторону листа, на которой фигур оказалось больше, (то есть здесь можно говорить о несформированности понятия «больше - меньше» либо о невозможности удержать задание), оценка выполнения-0 баллов.

Задание № 3 «Слова». Успешным выполнением (оценка 5 баллов) считается безошибочное заполнение квадратов буквами или замещение отдельных «сложных» букв галочками в необходимом количестве и без пропусков. Важно и отсутствие заполнения ребенком тех лишних квадратов, которые должны оставаться пустыми. При этом допустимы самостоятельные единичные исправления.

В 4 балла оценивается такое выполнение, при котором ребенок допускает одну ошибку и/ или несколько собственных исправлений, а также, если ребенок все выполнят правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики.

Среднее успешным считается заполнение квадратиков и буквами и галочками с наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допустимо одно-два самостоятельных исправления. Такое выполнение оценивается в 3 балла.

Неуспешным считается неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений (оценка-2 балла).

В 1 балл оценивается неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа.

Недоступность выполнения задания в целом (галочки и буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т. п.) оценивается в 0 баллов.

Задание № 4 «Шифровка». Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка-5 баллов). Допустимо единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность (графическая деятельность сформирована в зрительно-координационных компонентах).

Одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестал обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла.

При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаконченной не более одной строки фигур), оценка также 4 балла.

Средне успешным является такое выполнение, когда присутствует не только два попуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, он еще плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т. п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3 балла.

В 3 балла оценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строчки или части строки. А также одно - два самостоятельных исправления.

Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается в 2 балла.

Оценивается в 1 балл такой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцу метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружки, потом все квадратики и т. п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1 балл. Особое внимание должно уделяться таким результатом выполнения, когда за отведенный срок ребенок не успевает сделать задание целиком. Это может характеризовать как низкий темп деятельности, трудность самого задания, так и утомление ребенка (поскольку это задание идет одним из последних). Темп выполнения этого задания необходимо сравнить с темпом выполнения других заданий. Если задание №4 выполняется существенно медленнее, чем все остальные это говорит о высокой «цене» подобной деятельности, то есть о компенсации трудностей за счет снижения темпа. При невозможности выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок) дается оценка 0 баллов.

Задание № 5. «Рисунок человека». Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №1,2,3 и качеством собственно рисунка.

В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные рук, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных представлениях, о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием выше перечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в 5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела.

В 4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображение кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.

Среднее успешным является более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное - только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3-3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней оценивается в 3 балла. Несоблюдения основных пропорций также считается условно допустимым (оценка 3 балла).

Неуспешным считается грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей, оно оценивается в 2,5 балла. Если дополнительно к этому еще и не прорисованы волосы, уши, кисти рук и т. п. - выполнение рисунка оценивается в 2 балла.

Приложение Б

 

«Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой,

Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой[20]

Субтест 1. "Нелепицы"

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция

Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.

Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реа­гирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Инструкция

Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие вопросы:

Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?

Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее их осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, ес­ли он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

Инструкция

Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".

Критерии оценки

Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.

Инструкция

На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.

Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека.

Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.

Субтест 5. Аналогии

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Слова такие:

— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — ... ? (цветок).

— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — ... ? (лес).

— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — ...? (температура).

— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — ...? (слух).

— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — ...? (ночь).

— УТЮГ — ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — ...? (звонить). Другие варианты:

— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК— ...? ( цветок).

— ОГУРЦЫ - ГРЯДКА, а ШИШКИ — ... ? (лес).

— САМОЛЕТ - ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА - ...? (водитель, шофер).

— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ...? (зрение, смотреть).

— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — ...? (черное).

— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — ... ? (рыба).

— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — ... ? (поле).

— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — ...? (врач).

— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — ...? (рисовать).

- книга - ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА - ...? (слушать, играть, сочинять).

— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — ...? (зима).

Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем сло­вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети говорят не "температура", а "болезнь", и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы следует засчитывать как верные.

Критерии оценки

Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

Субтест 6. Логопедический

Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко-произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.

Инструкция

Часть 1 ."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши".

Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

— САМОВАР

— ПОДУШКА.

Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2.Назови первый и последний звуки в словах:

— БЕРЕТ

— ВОЛНА

—АТАМАН

—УТКА.

Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные.

Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надежно, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

    Субтест 7. Запрещенные слова

По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.

Инструкция

Педагог говорит ребенку: " Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие ЦВЕТА.

1. Кошки живут в воде?

2. Летом небо какое?

3. Вода мокрая?

4. Взрослые любят играть?

5. Ты мальчик?

6. Какие ты любишь яблоки?

7. У меня глаза какие (сделать ребенку "глазки")?

8. На тебе одежда прозрачная?

9. Снег черный?

10. Летом трава какая?

11. Крокодилы летают?

12. Холодильник какой?

Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество — двенадцать.

Критерии оценки

Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.

Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3 вопроса, то он получает 0 баллов.

Субтест 8. Ключи

Это задание ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой мотори-ки у ребенка и о возможном левшестве.

В качестве стимульного материала используется карточка. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).

Инструкция

Ребенку предъявляется карточка с нарисованными на ней ключами и при этом говорится: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все-таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его.

Критерии оценки

Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.

Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.

Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.

Субтест 9. Чтение

Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень владения грамотой у детей, поступающих в школу. Для этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов — для детей, умеющих читать и в виде букв — для детей, не умеющих читать. Для проведения диагностики надо разрезать карточку на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только одну из них.

Инструкция

Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его, если нет, то стоит показать карточку с буквами и попросить их назвать.

Критерии оценки

Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами.

Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное.

Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв.

Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв.

Это единственный субтест, который оценивается по четырехбалльной шкале.

Субтест 10. Рисунок человека

Тест "Рисунок человека" является одним из самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.

Инструкция

Педагог дает ребенку лист бумаги и просит: "Нарисуй, пожалуйста, здесь человека".

Критерии оценки: Задание оценивается в соответствии с образцом.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №1 и № 2 , то ребенок получает за этот субтест 2 балла.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №3 и №4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №5 и №6 , то ребенок получает за этот субтест 0 баллов.

     Субтест 11. Составление слов

Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, обычно демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала используется карточка. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку надо предъявить для выполнения субтеста только одно из них.

Инструкция

Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: "Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово ... и из его букв ты попробуй составить свои слова".

Критерии оценки

Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла. Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл. Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов.

Приложение В

 «Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе»

Т.А. Луговых [34, С. 261]

Компоненты адаптации Эмпирические характеристики Методики оценки уровня адаптации

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации   Отсутствие психосоматической симптоматики Опрос родителей или законных представителей   Анализ медицинской статистики
Способность организма к энергозатратам Методика «Домики»
Освоение способов и приемов новой деятельности Усвоение программы обучения Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально-положительное восприятие процесса учения Опрос родителей (законных представителей) Методика «Домики»
Эмоционально-положительное отношение к учителю Методика «Домики»
Эмоционально-положительное отношение к себе в новой роли Методика «Домики» Опрос родителей (законных представителей)
Эмоционально-положительное восприятие отношений с одноклассниками Методика «Домики» Опрос родителей (законных представителей)

[1] Дубровина, И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. – С. 237

[2] Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. – С. 17

[3] Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Киров: Константа, 2005. – С. 86

[4] Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 49

[5] Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. – С. 38

[6]Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. – С. 122

[7] Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 50

[8] Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – С. 64

[9] Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006. – С. 29

[10] Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология детства. М.: Академия, 2007. – С. 92

[11] Дубровина, И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. – С. 240

[12] Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 2005. – С. 9

[13] Кравцова, Е.Е. Психические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе. М.: Академия, 2005. – С. 91

[14]Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. –  С. 365

[15] Изотова, Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. М.: Академия, 2007. – С. 52

[16] Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Киров: Константа, 2005. – С. 47

[17] Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2007. – С. 52

[18] Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2007. – С. 69

[19] Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. – С. 59

[20] Вархатова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – С. 4


Содержание

Введение                                                                                                                         3

Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению 6

1.1 Характеристика понятия и структуры «психологическая готовность»

ребенка к школе                                                                                                               6                                                                                                                        

1.2 Диагностика психологической готовности как профилактика

 школьной дезадаптации                                                                                                   17                                                                                                                

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.