Характеристика понятия и структуры «психологическая готовность» ребенка к школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая готовность к школе, на современном этапе развития психологической науки, рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду.

Ряд понятий, таких как: «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это те понятия, которые использовались как зарубежными психологами, так и отечественными для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого можно приступить к систематическому обучению. Следует отметить, что все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются лишь при анализе указанных предпосылок.

Так, например, Л.А. Венгер разводит эти понятия и указывает, что психологическая готовность и школьная зрелость различны по содержанию. Школьная зрелость, по его мнению, выступает как функциональная зрелость организма и подразумевает некоторый исходный в данном случае минимальный уровень развития, достаточный для включения ребенка в условиях систематического обучения. В тоже время психологическая готовность к обучению предполагает достижение ребенком к моменту поступления в школу оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.[1]

Исследования ученых М.В. Антроповой, М.М. Кольцова, О.А. Лосевой показали, что школьная зрелость представляет собой такой уровень морфофункционального развития, при котором требования систематического обучения, учебной нагрузки, новый режим являются доступным для детей и не вызывают нежелательных перегрузок [24, С. 213].

В отечественной психологии теоретической проработкой проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.И. Запорожец [14, 6, 57, 21] и продолжают заниматься Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, М.М. Семаго [28, 37, 15, 48]. Российские психологи, под психологической готовностью к школе, понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.[2]

Впервые, понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» в отечественной психологии было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Понятие «психологическая готовность» автор сводил к основному показателю, а именно к управляемому поведению, которое не просто закреплено в навыке, а сознательно контролируется.

В исследованиях отечественных психологов рассмотрение содержания психологической готовности связывалось с особенностями развития ребенка, опираясь на фундаментальные психологические теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и «соотношении обучения и развития». Авторы этих исследований полагали, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его интеллектуального и личностного развития, поэтому в психологической готовности внимание уделялось именно этому компоненту, который рассматривался как психологические предпосылки к обучению в школе [13, С. 324].

По мнению Л.С. Выготского, необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития» ребенка.[3] При этом он указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. Л.С. Выготский один из первых показал, что психологическая готовность к школьному обучению в интеллектуальном плане заключается не в количественном запасе представлений, а в развитии у детей интеллектуальных процессов.

Вслед за Л.С. Выготским, дает определение психологической готовности и Л.И. Божович, представляя ее как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.[4] Л.И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на школьное обучение, а именно:[5]

1. Определенный уровень мотивационного развития, включая познавательные и социальные мотивы учения;

2. Достаточное развитие произвольного поведения;

3. Определенный уровень интеллектуальной сферы, в которую входит сформированность операций мышления, произвольность памяти и внимания.

Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе Л.И. Божович признавался мотивационный план, хотя в специальных исследованиях она уделяет внимание и произвольности поведения как необходимой составляющей готовности к школе. Л.И. Божович, считала, основной предпосылкой овладения произвольностью поведения приходящее к концу дошкольного возраста формирование иерархии мотивов деятельности к цели отдельных действий. Л.И. Божович выделила две группы мотивов, влияющих на психологическую готовность, а именно:

1. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;

2. Широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений [6, С. 73].

Сплав этих двух групп мотивов способствует, по мнению Л.И. Божович, возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного ею «внутренней позицией школьника». При этом Л.И. Божович считала, что «внутренняя позиция школьника» является основным критерием психологической готовности к школьному обучению.

Продолжением выделения критериев психологической готовности являются работы А.В. Запорожца и М.И. Лисиной.

А.В. Запорожец в своих исследованиях также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.[6] При этом, указывая, что психологическая готовность представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, характеризует достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Наряду с этим существенное значение имеет простейшие навыки практической и умственной работы, а также познавательные интересы, степень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств.[7]

Исследования М.И. Лисиной описывают психологическую готовность как сложное, структурное образование, где ключевым компонентом является коммуникативная готовность к школьному обучению. По ее мнению, общение дошкольников с взрослыми является главным условием формирования готовности к обучению и составляет основу развития у детей умственных и волевых способностей.[8] 

Анализ психологических исследований показывает, что многочисленные работы авторов посвящены изучению мотивационной и интеллектуальной сфер, в меньшей степени, затрагивая волевую сферу для определения основных показателей психологической готовности, и не затрагивают эмоциональную сферу дошкольника.

Отметим, что среди таких авторов, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин нет единства в рассмотрении компонентов психологической готовности.

Так, Д.Б. Эльконин вслед за А.Н. Леонтьевым основным показателем психологической готовности считал развитие у детей произвольного поведения, которое рождается в сюжетно-ролевой игре. Он считал, что на основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой, своим поведением. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин его сотрудники выделили следующие параметры:[9]

· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

· умение ориентироваться на заданную систему требований;

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образу.

Фактически эти параметры и могут рассматриваться в качестве того нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.

Необходимо отметить, что достаточно подробно основное содержание психологической готовности рассмотрела В.С. Мухина и выделила основные компоненты, такие как:[10]

1. Желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться;

2. Достаточный уровень волевого развития ребенка, соподчинение мотивов;

3. Произвольность познавательной деятельности;

4. Определенный уровень развития познавательных процессов;

5. Общественные мотивы поведения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Позднее Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделила:[11]

· произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

· уровень сформированности семиотической функции;

· личностные характеристики, включающие особенности общения, развитие эмоциональной сферы.

К.В. Бардин, рассматривая психологическую готовность, выделяет следующие основные ее показатели:[12]

1. Общее психическое развитие, развитие памяти, внимания, интеллекта;

2. Умение управлять своими поступками, длительно сосредотачивать свое внимание на не интересной деятельности;

3. Мотивы, побуждающие к учебной деятельности.

Подход К.В. Бардина представляет интерес, поскольку не только выделяется произвольность как показатель психологической готовности, но и происходит выделение в психологической готовности тенденции к зарождению волевой регуляции.

В исследованиях Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой в качестве основного компонента готовности ребенка к школе выделен определенный уровень развития общения ребенка, т.е. коммуникативный компонент, выделенный М.И. Лисиной. Уровень общения включает три сферы, которые определяют отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Их исследования показали, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста общение становиться произвольным, подчиняясь не непосредственным импульсам ребенка, а определенным законам, нормам, правилам. Произвольные формы общения ребенка с взрослым и сверстником составляют два важнейших компонента психологической готовности. Третьим компонентом психологической готовности ребенка является отношение к самому себе, где уже просматривается эмоциональный компонент психологической готовности.[13]

Необходимо рассмотреть работы Л.А. Венгера и А.Л. Венгера, посвященные психологической готовности. Они представляют немалый интерес в рассмотрении ее содержания, где основным показателем является умственная готовность. По их мнению, умственная готовность включает в себя следующее:[14]

· умение слушать, выполнять указания взрослого;

· необходимый уровень развития механической и логической памяти;

· определенный уровень умственного развития, а именно владение обобщающими понятиями, умение планировать свои действия;

· умение отличать слово от обозначаемого им предмета или явления;

· владение арифметическими операциями;

· готовность руки к овладению письма.

Таким образом, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер впервые связали психологическую готовность с развитием интеллектуальной сферы ребенка.

Обобщая вышеизложенный материал и анализируя теоретические подходы к рассмотрению структуры психологической готовности к школьному обучению, можно выделить следующие компоненты психологической готовности, схематично представленные на Рисунке 1.

Рисунок 1. – Компоненты психологической готовности

Каждый из представленных компонентов психологической готовности к обучению в школе важен как для успешной учебной деятельности ребенка, так и для благополучной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Далее, целесообразнее рассмотреть сущность компонентов психологической готовности.

Одним из обозначенных компонентов является психомоторная или функциональная готовность, к которой следует отнести те преобразования в функциональном состоянии ребенка, способствующие повышению работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них следует обозначить:

· процессы возбуждения и торможения, сбалансированность которых позволяет ребенку более длительное время сосредоточивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

· развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторных координаций, что создает основу для успешного овладения действиями письма;

· совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга – активирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления [48, С. 63].

Следующий компонент, который необходимо рассмотреть – интеллектуальная готовность. В интеллектуальную готовность включают:

1. Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания;

2. Определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов, таких как сформированность сенсорных эталонов, качества мышления – умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, находить отличное или сходное; качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства; определенная степень децентрации мышления, высокий уровень развития наглядно-образного мышления и образно-схематического мышления, необходимых для формирования логического мышления;

3. Актуальный уровень сформированности произвольности психических процессов;

4. Определенный уровень развития речи, сформированности умения связно, последовательно, понятно для окружающих людей описать и объяснить явление или какое-либо событие. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным – грамотой, сетом, решением арифметических задач [39, С. 255].

Следующий и немаловажный компонент – это эмоционально-волевая готовность. У детей старшего дошкольного возраста уровень развития данного компонента готовности различен, но типичной чертой является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для успешного вхождения в учебную деятельности.

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

· произвольность поведения, проявляющаяся в способности подчинять действия определенному эталону, образцу;

· формирование основных элементов волевого действия, таких как постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, оценка результатов выполненного действия;

· начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;

· новый уровень развития эмоциональности ребенка, проявляющийся в повышении сдержанности и осознанности эмоций, устойчивость эмоциональных состояний [41, С. 84].

Огромное внимание уделяется такому компоненту психологической готовности как личностная готовность. Ее можно описать через анализ мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания личности:

1. Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции». Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте;

2. Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов таких, как чувство долга;

3. Начало формирования самосознания и самооценки. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ученика к своим способностям, результатам работы, поведению. Наличие завышенной или недифференцированной самооценки может повлиять на адаптацию к новой социальной ситуации в условиях школьного обучения [33, С. 85].

И последний компонент психологической готовности – социально-психологический или коммуникативный. Проявляется в следование социально приемлемым нормам поведения, общения с взрослыми или сверстниками и поэтому является важной составляющей ввиду постоянных контактов с окружающими людьми в ходе обучения в школе.

Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характеристик для рассматриваемого возрастного периода форм общения:[15]

1. Внеситуативно-личностное общение с взрослыми, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли «учителя» и занимать по отношению к нему позицию «ученика». При этом взрослый становиться непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, требования предъявляемые детям выполняются. Следует отметить, что умение относиться к взрослому как к эталону помогает детям адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль. Дети, готовые в этом плане к учению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях, подчиняясь школьным правилам;

2. Общение со сверстниками и специфические отношения с ними. Поскольку учебная деятельность коллективная, то ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность – общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками – формируются в совместной деятельности дошкольников.

Таким образом, все рассмотренные компоненты психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематическому обучению в школе. Это создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.

 Обобщая материал параграфа можно сделать следующие выводы:

1. Психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду;

2. В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют такие компоненты, как психомоторная (функциональная) готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность;

 3. Интеллектуальный компонент включает в себя определенный уровень развития мышления, владение логическими операциями. Личностный компонент представлен новой социальной позицией, социальными или учебными мотивами, познавательной деятельностью. Эмоционально-волевой компонент проявляется во владении коммуникативными навыками, произвольная регуляция своей деятельности, поведения, определенными волевыми качествами. Психомоторная готовность характеризуется определенным уровнем функциональной зрелости ребенка.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 372.