Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К школе, сравнительный анализ полученных результатов                                28

2.1 Организация и проведение экспериментального исследования                         28

2.2 Сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности ребенка

к школе и их влияния на школьную адаптацию                                                         38                                                                         

Заключение                                                                                                                   53

Глоссарий                                                                                                                      56

Список использованных источников                                                                      58

Приложение А «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу

школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго                                                  62                                                                                                         

Приложение Б «Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой,

 Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой                                                                                         65

Приложение В «Комплексная диагностика адаптации первоклассников

к школе» Т.А. Луговых                                                                                                 70                                                                                                      

Введение

Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ.

Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, и поэтому успешное развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения, дальнейшее благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, а именно психологическая готовность к систематическому обучению.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Следует отметить, что тема психологической готовности в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые же вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 1940-х годов в связи с принятием решения о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста, хотя до этого обучение начиналось в 8 лет. Именно с этого времени проблема определения психологической готовности ребенка к регулярному обучению остается актуальной.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году после принятия решения о начале обучения с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о готовности ребенка, сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Так, ещё в 60-е годы, Л.И. Божович указывала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к регуляции поведения и своей деятельности, к социальной позиции школьника. Поскольку в настоящее время отмечается тенденция роста числа детей, не адаптировавшихся к школе, то во многом такой тенденции можно избежать, если вовремя выявлять психологические причины неподготовленности детей к школьному обучению.

Актуальность исследования обоснована еще и тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации.

Объект исследования – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Предмет исследования – методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе с помощью диагностических методик способствует повышению уровня адаптации детей к школьному обучению.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;

3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;

4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.

Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы статистической и графической обработки полученных результатов.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как  Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин и другие [6, 9, 14, 15, 16, 17, 20, 28, 30, 47, 56 и др.].

Теоретическая значимость определяется тем, что в данной работе освещается вопрос о соотношении компонентов психологической готовности к школе, а также проводится сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности к школе, применяемых на практике и дается качественная оценка данным методикам.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики психологической готовности дошкольников, а также для выявления уровня адаптации детей к школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, логичностью научного аппарата, широким использованием источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватного целям и задачам, поставленным автором работы.

Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 208.