Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой комплексное образование, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.
Объект экспериментального исследования – дети в возрасте 6-7 лет.
Предмет экспериментального исследования – психологическая готовность ребенка к школе как фактор адаптации к обучению.
Цель исследования – проведение сравнительного анализа диагностических методик по оценке психологической готовности и их влияния на уровень адаптации к школе.
Гипотеза исследования – предположим, что своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе с помощью диагностических методик способствует повышению уровня адаптации детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику психологической готовности детей к школе с помощью методики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго;
2. Провести диагностику психологической готовности детей к школе с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой;
3. Изучить уровень адаптации детей к школе, посредством методики «Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе» Т.А. Луговых;
4. Провести сравнительный анализ методик оценки психологической готовности и их влияния на школьную адаптацию.
Опытно – экспериментальной базой для проведения исследования было выбрано МДОУ №71 и МДОУ №141, Алтайского края, г.Барнаула.
В эксперименте принимало участие 40 детей, из них 20 детей подготовительной группы МДОУ №71 и 20 детей подготовительной группы МДОУ №141, далее именуемых как группа «1» и группа «2» соответственно, родители и законные представители детей, педагогический коллектив. А также, дети вышеуказанных подготовительных групп детских садов, впоследствии ученики 1 «А» и 1 «Б» классов соответственно - обучающихся в МОУ СОШ №41, находящейся по адресу г.Барнаул, ул.Воронежская, 2.
Экспериментальную группу составили дети подготовительной группы МДОУ №71, а контрольную – дети подготовительной группы МДОУ №141. Эксперимент проводился по двум разным методикам. В экспериментальной группе проводилось исследование психологической готовности посредством методики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» авторов Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, в контрольной группе – аналогичное исследование, но с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой.
Возрастной состав этих групп – дети 6-7 лет. По половой принадлежности в обеих группах мальчиков больше чем девочек. А именно, в экспериментальной группе – 12 мальчиков и 8 девочек, в контрольной – 11 мальчиков и 9 девочек. Социальная ситуация развития детей в обеих группах достаточно благоприятна. Дети как экспериментальной, так и контрольной групп обучались в детских садах по традиционной образовательной программе. Эти же дети, в дальнейшем, приступили к школьному обучению в МОУ СОШ №41 в том же составе и количестве. Дети обеих групп обучались в МОУ СОШ №41 по традиционной системе образования.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов. Рассмотрим их более подробно.
Первый этап – организационный, включал в себя:
- изучение психологической, педагогической, учебной, научной литературы по проблеме исследования;
- определение рабочей гипотезы;
- конкретизация цели, задач, объекта исследования;
- подбор и апробация методов исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный, включал в себя:
- уточнение цели, задач и методов исследования;
- проведение эксперимента, с целью исследования каждого испытуемого;
- сбор и обработка результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий, включал в себя:
- обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования;
- формулирование выводов и оформление работы.
Для проведения исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе использовались следующие методики:
1) «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, представленная в Приложении А.
Целью данной диагностической методики является определение уровня развития предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Предъявляемые задания позволяют оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности, а именно: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение деятельности в целом. Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность представлений «больше-меньше», т.е. собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного образования и отражают необходимые умения и навыки счетных операция и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.
Помимо оценки результатов выполняемых заданий необходимо учесть особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным, поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой – появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой работы. Именно эти параметры редко рассматриваются и учитываются при анализе уровня готовности ребенка к началу обучения, кардинальных изменений требований к ребенку в этом возрасте.
Результаты наблюдений за поведением детей в процессе обследования заносятся в специальный лист. Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей позволяет в достаточной степени избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.
Обследование проводилось фронтально, с группой детей 20 человек (группа «1» детского сада - экспериментальная группа). В ходе обследования детям предъявлялись 5 заданий. Время работы с заданиями не превышает 15-20 минут на группу детей. По итогам выполнения заданий, согласно методике все работы разделяются на 4 уровня готовности к школе.
Рассмотрим задания диагностической методики подробнее.
Перед началом выполнения заданий были ознакомлены дети с предварительной инструкцией программы, выдан каждому ребенку бланк заданий со стимульным материалом. Перечень, предъявляемых в ходе обследования приведены ниже:
1. «Продолжи узор». Оценивались особенности тонкой моторики и произвольности внимания, умения самостоятельно работать в режиме фронтальной инструкции;
2. «Сосчитай и сравни». Оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображения фигур, моторных навыков при изображении цифр, сформированность понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов;
3. «Слова». Оценивались сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности;
4. «Шифровка». Данное задание выявляло показатели сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
5. «Рисунок человека». Оценивались уровень общей сформированности графической деятельности, топологические и метрические пространственные представления, общий уровень развития.
В процессе выполнения заданий отмечался также характер поведения и работы детей в листе наблюдений.
Анализ результатов выполнения заданий:
- вначале проводилась оценка каждого задания по пятибалльной шкале;
- в дальнейшем проводилась уровневая оценка.
Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определялась суммой баллов по всем выполненным заданиям. Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитывались и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнении работы, которые были отражены в листе наблюдений.
Лист наблюдений представлял собой бланк, в котором приведены индивидуальные данные, особенности деятельности ребенка и сгруппированы по следующим направлениям оценки:
· в графе «Нуждается в дополнительной помощи» отмечались те случаи, когда ребенку неоднократно требуется помощь в процессе выполнения заданий. При этом если ребенок нуждается в помощи при выполнении каждого задания, дополнительно в графе «Другое» отмечалась эта особенность;
· в графе «Работает медленно» отмечались те случаи, когда ребенок не укладывался в то время выполнения заданий, которое достаточно для всех детей группы;
· если ребенок был расторможен, мешал другим детям, не мог сам сосредоточиться, это отмечалось в соответствующей графе. Если такое поведение отмечалось практически на протяжении большей части работы, этот факт был отмечен и в графе «Другое».
Количество дополнительных особенностей определяло корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения. Корректировочные коэффициенты определялись следующим образом:
1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.85;
2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.72;
3. Если в листе наблюдений были отмечены три знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.6;
4. Если в листе наблюдений отмечалось четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножалась на коэффициент 0.45.
Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням – в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
Уровни готовности к школе:
· 1 уровень (от 17 до 25 баллов) – готовность к началу регулярного обучения в школе;
· 2 уровень (от 14 до 17 баллов) – условная готовность к началу обучения;
· 3 уровень (от 11 до 14 баллов) – условная неготовность к началу регулярного обучения;
· 4 уровень (суммарная оценка ниже 10 баллов) – неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.
Итоговые результаты обследования каждого ребенка и группы детей сводились в общую таблицу. В графе «Фамилия, имя ребенка, возраст» фиксировались возраст ребенка в полных годах и месяцах (на момент обследования). В графе «Балльная оценка выполнения заданий» приводились соответствующие результаты выполнения отдельных заданий и общий («сырой») суммарный балл. В графу «Поведенческие особенности» из листа наблюдений в первый столбец переносилось количество знаков («+» или галочек), во второй столбец проставлялись корректировочный коэффициент, соответствующий количеству знаков выраженности поведенческих особенностей. В графу «Суммарный балл» заносились скорректированная в соответствии с полученными коэффициентами итоговая балльная оценка. В графе «Уровень готовности» отмечается соответствующий итоговой балльной оценке уровень: готов (Г), условно готов (УГ), условно не готов (УНГ), не готов (НГ).
2) «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой. Данная диагностическая методика проводилась индивидуально с каждым ребенком группы «2» детского сада – контрольной группы. Более подробно методика представлена в Приложении Б.
Методика диагностики готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из: 11 субтестов для тестирования ребенка и анкета для родителей.
Эффективность выполнения заданий оценивалась в баллах. Результаты каждого субтеста суммировались в общий балл. Максимальная сумма баллов составляла – 23.
Ребенок, набравший 18 баллов и больше считался готовым к обучению.
Ребенок, набравший 16-17 баллов считался к школе готов «условно».
Ребенок, набравший 15 баллов и менее – к школе не готов.
Анкетирование родителей было проведено с целью сбора информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания.
3) Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе (Т.А. Луговых). Программа данной диагностики представлена в Приложении В.
Для оценки адаптации были выполнены следующие виды работ:
- проанализированы данные о заболеваемости первоклассников и их обращения за медицинской помощью за адаптационный период;
- проведен опрос родителей (законных представителей ребенка);
- проинтервьюированы учителя;
- проведено групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Процедура диагностики адаптации и способы обработки полученных данных:
А. Опрос родителей был проведен в групповом варианте – на родительском собрании.
Обработка данных, полученных с помощью данного опросника:
- психосоматические симптомы, заболевания не имеются;
- изредка имеют место функциональные нарушения;
- имели место заболевания, наблюдалась психосоматическая симптоматика.
Б. Анализ данных медицинской статистики. В данном случае интерес представляла следующая информация:
- болезни первоклассников в адаптационный период;
- факты обращения за медицинской помощью;
- отказы от плановых прививок, мотивированных плохим самочувствием ребенка.
В. Экспертный опрос учителя проводился по следующим критериям:
- дети, вызывающие опасения у самого учителя;
- дети, имеющие отклонения, недостаточный уровень развития, зафиксированные при приеме ребенка в школу;
- дети часто болеющие, проявляющие психосоматическую симптоматику, имеющие слабую дифференциацию социальных эмоций и показавшие негативное эмоциональное отношение к себе, процессу учения и учителя.
Полученная информация интерпретировалась в следующих трех категориях:
- первоклассник усваивает школьную программу полностью;
- первоклассник усваивает школьную программу частично;
- первоклассник не усваивает программу.
Далее проводился проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой).
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка, а именно высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
Процедура исследования состояла из трех заданий по раскрашиванию и занимала около 20 минут.
Процедура обработки полученных данных:
Задание № 1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле: ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвет) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета). Полученные значения варьируют от 0,2 до 5 баллов.
Далее интерпретируется энергетический показатель:
· 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность;
· 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости;
· 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность;
· свыше 2,0 – перевозбуждение.
Далее рассчитывался показатель суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета СО сначала вычислялась разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности суммировались (без учета знака абсолютной величины). Значение СО варьирует от 0 до 32 и может быть только четным. Числовые значения интерпретировались следующим образом:
· больше 20 – преобладание отрицательных эмоций;
· 10 – 18 эмоциональное состояние в норме;
· менее 10 – преобладание положительных эмоций.
Задание № 2 и № 3 расшифровывают эмоциональную сферу, и позволяют сориентироваться в вероятных проблемах адаптации.
Задание № 2 характеризует сферу социальных эмоций. В данном задании оценивалась степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневыми и черными. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений таких как:
· счастье-горе – блок базового комфорта;
· справедливость-обида – блок личностного роста;
· дружба-ссора – блок межличностного взаимодействия;
· доброта-злоба – блок потенциальной агрессии;
· скука-восхищение – блок познания.
В задании № 3 отражается эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассниками. По результатам задания № 3 были выделены три группы детей:
- с положительным отношением;
- с амбивалентным отношением;
- с негативным отношением.
Далее заполнялась сводная таблица, в которую заносились данные о вегетативной коэффициенте, опроса родителей и анализ медицинской статистики. Для удобства данные разделялись на три категории и составляли физиологический компонент адаптации. Экспертная оценка учителя характеризовала деятельностный компонент адаптации первоклассника, а суммарное отклонение от аутогенной нормы являлось интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице были отражены знаком отношение (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволили квалифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный, частичный и недостаточный.
Таким образом, подводя итог данному параграфу, для подтверждения гипотезы исследования были выполнены следующие виды работ:
1. Проведено исследование психологической готовности детей экспериментальной группы к школе с помощью методики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, и контрольной группы с помощью методики «Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой;
2. Изучен уровень адаптации детей 1 «А» и 1 «Б» классов к школе, посредством методики «Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе» Т.А. Луговых, направленной на определение уровня школьной адаптации детей.
Анализ и результаты экспериментального исследования отражены в следующем параграфе – 2.2.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.