Выводы по экспериментальной части исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы исходили из предположения о том, что особенности семейного воспитания влияют на возникновение, закрепление и проявление агрессивности подростков. Результаты проведенного экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.

Наиболее распространенными в семьях испытуемых являются такие типы негармоничного воспитания как гиперпротекция и предпочтение женских качеств. В несколько меньшей степени – минимальность санкций и расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка, недостаточность требований.

Ни в одной из исследуемых семей не были выявлены такие типы негармоничного семейного воспитания, как гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ребенка и предпочтение мужских качеств.

Наиболее распространенным типом отношения родителей к своему ребенку является «Кооперация» (70%). В таких семьях взрослый проявляет интерес к тому, что важно для ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

Достаточное число родителей (45%) из исследуемых семей относятся к своему ребенку как к смышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им серьезными, родители верят в своего ребенка, а удачи его не считают случайными. Но также немало семей, имеющих высокие показатели по шкале «Контроль» (42,5%). В этих семьях, скорее всего, родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку: требуют от него безоговорочного послушания, задают строгие дисциплинарные рамки, навязывают почти во всем свою волю.

Нами не были выявлены семьи, в которых бы имелось выраженное положительное отношение к ребенку. В то же время, не было и семей, где родители испытывают но отношению к ребенку, в основном, только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, или даже ненависть. Все родители, в той или иной степени, принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

По результатам, полученным с помощью Опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдмиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. и Опросника родительского отношения Столица В.В., Варга А.Я., оказалось возможным, объединить семьи испытуемых в три группы: «Благополучные» 110 семей); «Относительно благополучные» (19 семей) и «Неблагополучные семьи» (11 семей).

Сопоставление частоты встречаемости различных видов агрессии и враждебности подростков из семей с различными типами воспитания позволяет сказать следующее: у испытуемых из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», изучаемые виды агрессии и враждебности обнаружены в единичных случаях. У значительного числа подростков из «Относительно благополучных семей» выявлена вербальная (52,6%) и физическая (47, 4%) агрессия, обнаружена склонность к косвенной агрессии, раздражению и подозрительности (по 42,1%). У подавляющего большинства подростков из семей, отнесенных нами к группе «Неблагополучные», выявлены такие виды агрессии, как физическая и вербальная (по 63,6%). Значительное число испытуемых из этой подвыборки склонны к подозрительности и косвенному выражению агрессивных побуждений (по 54,5%). У несколько меньшего числа испытуемых выявлены раздражение и обида как виды враждебности (по 45,4%).

Результаты методики «Несуществующее животное» позволили сказать следующее. У испытуемых из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», вербальная, физическая и косвенная виды агрессии выявлены в единичных случаях.

В рисунках подростков из «Относительно благополучных семей» признаки вербальный, физический и косвенный вилы агрессии присутствуют довольно часто.

У значительного числа испытуемых, воспитывающихся в «Неблагополучных семьях», выявлены вербальная и физическая виды агрессии.

Таким образом, наша гипотеза о том, что агрессивность подростков связана с типом семейного воспитания: подростки из «Благополучных семей» менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных семей» подтверждается в ходе проведённого нами исследования.

 

Заключение

Наше исследование было посвящено изучению агрессивности подростков, из семей с различными типами воспитания.

Мы предположили, что подростки, из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные» менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных семей».

Одной из основных задач нашего исследования выступил теоретический анализ проблемы агрессивности в подростковом возрасте. Для её решения нами был произведён анализ подходов к трактовке проблемы агрессивности в зарубежной и отечественной психологии. Было показано, что источниками современных психологических исследований агрессии выступают психодинамическая теория 3. Фрейда, теория «фрустрации-агрессии» Д. Долларда, теория социального научения А. Бандуры.

Существует значительное число подходов к определению агрессии. Чаще всего она понимается как активное вредоносное воздействие. Распространено определение агрессии как «…реакции, как физического действия или угрозы такого действия со стороны одного человека, которая уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы» (А. Басе). А. Басс построил классификацию агрессивного поведения, основанную на дихотомиях. Им выделены: физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

Различные исследователи приводят значительное число источников агрессии. Условно их можно поделить на внешние (особенности ситуации или окружающей обстановки) и внутренние (личностные черты, индивидуальные установки и склонности). Наличие этих источников важно учитывать при профилактике и преодолении агрессивности. Особое внимание мы уделили роли семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессии в детско-подростковом сообществе. Выявили, что агрессивности может способствовать дисгармония семейных отношений.

В ходе работы нами был составлен психологический портрет современного подростка, основанный на анализе различных подходов к сущности и значению данного периода в жизни человека. Показано, что в основе целого ряда трудностей подросткового возраста, в том числе, многих нарушений развития, лежит агрессивность.

Для выявления связи агрессивности подростков и типа семейного воспитания нами было организовано экспериментальное исследование. В ходе его подростки, составляющие выборку исследования, были распределены по трём группам в зависимости от типа воспитания, реализуемого в их семьях. Затем производилось изучение агрессии и враждебности подростков из семей с различными типами воспитания.

На основании полученных в исследовании данных оказалось возможным утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, подростки из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных семей».

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Агрессивность, как деструктивное свойство личности, мешает подростку решать главную задачу своего возраста. Поэтому крайне велико значение профилактики агрессивности, её преодоления. Мы рекомендуем включать подростков в специально организованную программу занятий, направленную на психологическую профилактику и коррекцию агрессивности «Скажем агрессии нет», оказывающую влияние на процесс снижения эмоционального напряжения, тревожности и обучение подростков эффективным способам общения, выражения гнева, негативных эмоций. Данная программа была разработана и апробирована нами на базе «МОУ Сосковская СШ» (в феврале – апреле 2009 года) в 8 «А», «Б» и 9 «А» классах (Программу занятий – см. Приложение №4).

Основными задачами программы выступили:

а) снижение агрессивности;

б) снижение эмоционального напряжения, тревожности;

в) обучение эффективным способам общения;

г) формирование у подростков морально-нравственных представлений.
Психопрофилактическая работа, связанная с агрессивностыо, не может

быть ограничена рамками специальной психологической работы с подростками. Как мы отмечали в своей работе, в появлении, закреплении и проявлении агрессивности у подростка значительную роль ифают взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания. По этому важной является работа с семьей, направленная на гармонизацию отношений в системе «ребенок-родитель». Эта работа весьма сложная и многоаспектная, т.к. требует сопряженных усилий психолога, социального педагога, классного руководителя. Однако она необходима и, вовлекать родителей, хоть и посильно, но надо. В силу этого нами были разработаны общие рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивным подростком (Рекомендации для родителей см. в Приложении № 5).

Опираясь на сказанное выше, можно утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута.

 


Литера тура

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М: Прогресс. – 1995;

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. – М., 1999;

3. Берковец А. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001;

4. Бодалев А.А, Семья и формирование личности. – М., 1981;

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика. – 1989;

6. Бодалев А, А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. –М.: Педагогика. – 1989;

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969;

8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997;

9. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – М., 2004;

10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.,

1986;

11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.:

ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2003;

46. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,

1984;

13. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996.- С;

14. Дубровина И.В. Формирования личности старшеклассников. –М., 1989;

15. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. – М., 1993;

16. Клее М. Психология подростка. – М, 1991;

17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 1987;

18. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –СПб., 1996;

19. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. – 1991;

20. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер. – 2000;

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М, УРАО. – 1994;

22. Личко А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. –М., 1988;

23. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994;

24. Майерс Д., Социальная психология. – СПб.: Питер. – 1999;

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983;

26. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988;

27. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. –М, 1999;

28. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997;

29. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты. –М., 1998;

30. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Питер.-2000;

31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. — СПб.: Прайм – Пврознак. – 2000;

32. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. Психология и педагогика. –М., 2000;

33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996.

34. Реан А.Л., Трофимова Н.Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков//Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -1999. - №3;

35. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир. – 1994;

36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2000;

37. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М., 2005;

38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль//Вопросы психологии. -1992. -№5/6;

39. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. – Мн.,
999;

40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996;

41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
кологии. – СПб.: Речь. – 2003;

42. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. – М.: Академия. 2002;

43. Смирнова, Е.О. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. – 2002. - №1;

44. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка отношения к нему родителей//Вопросы психологии. – 1986. - № 2;

45. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1986);

 

47. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: АЛТЕЯ. – 1999;

48. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993;

49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998;

49. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. -
М.: Владос. -2004;

50. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996;
5 1. Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1975;

52. Шапарь. В.Б. Психология кризисных ситуаций. – М., 2002;

53. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Р-н-Д., 2002;

54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. – Обнинск, 1992;

55. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994;

56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.







Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.