Особенности агрессивности подростков из семей с различными тинами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности агрессивности подростков из семей с различными тинами

Воспитания

Выпускная квалификационная работа по специальности: 050706. 00 - Педагогика и психология с дополнительной специальностью

специальная психология

Научный руководитель: кандидат психологических наук,

профессор Агапов B.C.

Орел 2009

Содержание

Введение.................................................................................................. 4

Глава I.

1. Проблема агрессивности в психологии

1.1. Теории агрессии........................................................................ 7

1.2. Агрессия и агрессивность....................................................... 16

1.3. Детерминанты агрессивности................................................. 21

2. Психологическая характеристика подросткового возраста

2.1. Подходы к проблеме подросткового возраста в зарубежной и
отечественной психологии................................................................... 27

2.2. Психологические особенности подростков.................................. 37

2.3. Агрессивность подростков.................................................... 43

3. Особенности семейного воспитания и агрессивность подростков

3.1. Проблема воспитания в семье................................................ 51

3.2. Характеристика подходов к проблеме выделения типов родительского отношения и стилей семейного воспитания........ 52

3.3. Роль семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессивности подростков............................................................ 64

Выводы по теоретической части исследования

Глава II. Экспериментальное исследование зависимости типа

воспитания и агрессии подростков

1. Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.................. 74

2. Структура исследования................................................................... 75

3. Методики, применяемые в исследовании

3.1.Опросник «Анализ    семейных взаимоотношений» Э.Г.
Эйдмиллера и В.В. Юстицкиса.................................................... .78

3.2. Опросник родительского отношения Варга А.Я, Столина В.В..84

3.3. Опросник А. Баса и А. Дарки................................................ 89

3.4. Тест «Несуществующее животное»....................................... 91

4. Анализ и интерпретация результатов

4.1. Типы семейного взаимоотношения испытуемых................... 92

4.2. Особенности родительского отношения к подросткам........ 96

4.3. Агрессия и враждебность подростков из семей с различными типами воспитания..................................................................................... 98

4.4. Агрессивность подростков из семей с различными типами
воспитания................................................................................... 101

Выводы по экспериментальной части исследования

Заключение......................................................................................... 108

Литература......................................................................................... 111

Приложения

 




Введение

Проблема агрессивности в детско-подростковом сообществе в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.

Результаты исследований показывают, что агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте. Первоначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующих воздействий, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в черту личности.

У агрессивных лиц формируется готовность воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Нередко агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации). В обществе же проявления агрессивности оцениваются крайне отрицательно.

Исследователи утверждают, что некоторый уровень агрессивности человеку, в том числе подростку, жизненно необходим. Потребности индивидуального развития и общественной практики требуют актуализации способностей к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. В то же время, если не предпринимать адекватные меры, из нормального явления оно может перерасти в деструктивное, которое помешает подростку удовлетворить важнейшие потребности, присущие данному возрасту, нарушит процесс социализации.

В настоящее время актуально тщательное изучение детерминантов, форм проявления агрессивности, поиск приемов и способов предупреждения и коррекции агрессивного поведения.

На сегодняшний день выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению, закреплению и проявлению агрессивности. Среди них: биологические факторы, массовая культура, СМИ, и т.д. Одним из важнейших выступает семья как главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по своему влиянию на его личность. Однако необходимо учитывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора личностного развития. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Несомненна роль специфики семейного воспитания в возникновении, закреплении и проявлении агрессивности детей и подростков (Паренс Г., 1997).

В силу сказанного, в своей квалификационной работе нам показалось интересным изучить особенности проявления агрессивности подростков в зависимости от типа семейного воспитания.

Целью нашего исследования является изучение агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.

Объектом исследования выступают средние и старшие подростки.

Предмет исследования - агрессивность подростков из семей с пличными типами воспитания.

Гипотеза исследования: агрессивность подростков связана с типом семейного воспитания: подростки из «Благополучных» семей менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных» семей.

Для проверки выдвинутых гипотез и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Произвести анализ подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии;

2. На основе литературных данных дать психологическую характеристику подросткового возраста; выделить особенности и факторы возникновения, закрепления и проявления агрессивности подростков;

3. Выявить типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых;

4. Определить особенности родительского отношения к подросткам,
составляющим выборку исследования;

5. Выделить группы семей испытуемых («Благополучные»,
Относительно благополучные», «Неблагополучные»), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них;

6. Выявить агрессивность и враждебность у подростков из семей с различными типами воспитания;

7. Разработать программу психологической коррекции агрессивности для подростков и выработать рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.

 



Глава I .

Агрессия и агрессивность.

К настоящему времени предложен целый ряд подходов к пониманию агрессии и, соответственно, ее определений. Во-первых, под агрессией понимается мощная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, позволяющая человеку противостоять внешнему напору (Ф. Аллан). Во-вторых, под ней подразумевают враждебные действия и реакции, атаки, разрушения, проявление силы при попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Исследователи различают агрессию (специфическую форму поведения) агрессивность (психическое свойство личности).

Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Так, А. Басс определяет ее «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Различают агрессию как поведение и как состояние. В настоящее время появляется все больше сторонников представления об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила существования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Не менее важно рассматривать агрессию не только в качестве поведения, но также и психического состояния, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Первый - это понимание ситуации как угрожающей. А. Лазарус, считает основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является реакцией на него. Но далеко не всякая угроза приводит к агрессии или провоцирует ее.

Важен и эмоциональный компонент. Будучи агрессивным, человек испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и не всякий гнев подталкивает к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности нередко сопровождают агрессивные действия, хотя не всегда ведут к ним.

Не менее выражен в последних и волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда тому или иному лицу.

Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Вероятно, у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем, чрезмерное ее развитие (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая последнюю в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления бывают:

- средством достижения определенной цели;

- способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности;

- самоцелью;

- способом   удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении,

Выделяется ряд параметров агрессивности различной модальности, которые отличаются:

- интенсивностью агрессии, ее жестокостью;

- направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;

- ситуативностыо или устойчивостью агрессивных тенденций личности.

Условно можно выделить следующие виды агрессивности:

1. Антиагрессивность. Негативное отношение к любым агрессивным проявлениям; человек всегда старается примириться с другими людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.

2. Интринсивная, или условно-агрессивная. Она мотивируется удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), и не имеет цели причинить вред. Спорт — социально приемлемая форма проявления агрессии, своеобразная ее разрядка, а также способ самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов).

3. Недифференцированная. Это слабое агрессивное проявление, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Такие люди могут прибегнуть и к физической агрессии и даже совершить преступления на семейно-бытовой почве.

4. Локальная, или импульсивная. Агрессия проявляется как непосредственная реакция на конфликт, человек словесно оскорбляет противника (вербальная агрессия), но допускает и возможность применения насилия и т. п. Степень общего раздражения меньше, чем в предыдущем случае.

5. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример ее - мальчишеская возня.

6. Враждебная. Устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти; человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению. Реальная физическая агрессия может активно и не проявляться. Ненависть бывает направлена как на конкретных лиц, так и на посторонних людей. Возникает желание унизить другого человека, к которому ощущается презрение и ненависть, чтобы добиться уважения окружающих. В драке подобный тип хладнокровен, в случае победы вспоминает ее с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физически). В случае перевеса сил и безнаказанности способен пойти на убийство. К людям относится враждебно.

7. Инструментальная. К ней прибегают, чтобы достичь какой-либо значимой цели.

8. Жестокая. Насилие и агрессия выступают самоцелью; агрессивные действия всегда неадекватны, отличаются излишней, максимальной жестокостью и особой злостью. Для ее проявления достаточно незначительного повода. Преступления совершаются с исключительной жестокостью.

9. Психопатическая. Жестокая и часто бессмысленная, повторяющаяся агрессия (так ведут себя агрессивный психопат, маньяк-убийца).

10. Групповая солидарность. Агрессия или даже убийство совершаются из-за стремления следовать традициям группы, утвердиться в ее глазах, получить одобрение, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется среди подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой, связанной с групповой (или национальной) солидарностью. В ней реализуются социальные традиции защиты отечества или иных идей, на пример демократии, правопорядка и т.п.

11. Сексуальная. Диапазон ее проявления широк - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. 3. Фрейд писал, что в сексуальности большинства мужчин есть агрессивность, желание подчинить, поэтому садизм - всего лишь обособление и гипертрофия подобного компонента.

Жестокость - свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении причинить таковые, и осознанные действия, направленные на доставление мучений, страданий другим людям, чтобы достичь определенной внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные, неосторожные действия (либо неосознанные), пусть даже они приводят к самым тяжелым последствиям, нельзя назвать жестокими. Природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения.

Агрессивность и жестокость — свойства личности — формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источник которых — внешние обстоятельства. Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения, когда отсутствуют должная его оценка и корректирующие воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, превращается в черту личности.

У агрессивных лиц еще в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Установочный характер подобного поведения проявляется в том, что оно регулируется не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными.

Итак, хотя разными авторами предложено большое количество определений агрессии, ни одно из них не может быть признано исчерпывающим и общепризнанным. Не смотря на множество вариантов трактовки данного понятия, агрессия чаще всего характеризуется как активное вредоносное воздействие. Многие исследователи агрессивности предпочитают давать ей негативную оценку. Однако, некоторый уровень агрессивности человеку жизненно необходим.

 

Детерминанты агрессивности.

Как считает большинство социальных психологов, поведение является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.

Большинство современных теорий, затрагивающих проблему агрессивного поведения, допускает, что оно определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора. Обратимся к характеристике внешних факторов проявления агрессии, включающих в себя группу социальных факторов и группу средовых факторов.

Агрессия не возникает в «социальном вакууме». Зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют формы и направленность. Одной из мощнейших детерминант агрессии принято считать фрустрацию, которая с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо, когда она когнитивно привязывается к агрессии.

Сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что, как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Ответной же реакцией на оскорбления, издевки зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия.

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что сторонние наблюдатели могут оказывать существенное влияние на агрессию. Они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание (Берон Р., Ричардсон Д., 1997).

На проявление агрессии большое влияние оказывает телевидение. Сейчас значительная часть экранного времени отводится показу насилия. Корреляционные и экспериментальные исследования сходятся в выводе о том, что наблюдение насилия по телевидению: создает почву для умеренного усиления агрессивного поведения и снижает восприимчивость зрителей к агрессии, а также искажает их представление о реальности. Эти данные отчетливо перекликаются с результатами исследований, посвященных «жестокой» порнографии в аспекте ее влияния на поведение и мышление зрителей: как показали эксперименты, порнофильмы со сценами насилия способны сделать более агрессивными мужчин в поведении с женщинами (Реан А.А., 1996).

Обстоятельства, провоцирующие отдельных индивидуумов, также могут провоцировать и группы. Установлено, что групповые проявления агрессивности наиболее сильны. В группе увеличивается амплитуда агрессивности путем «рассеяния» ответственности. Благодаря социальному «заражению» тенденции в группах поляризуются. По мере усиления тождественности с группой увеличивается конформность и возрастает деиндивидуализация.

Вышеперечисленные факторы можно отнести к социальным детерминантам агрессии.

Средовые детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих факторов тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта, умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура воздуха усиливает негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство, поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может «пролонгировать дискомфортные переживания (Сельченок К.В., 1999).

Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые данные свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи) (Берон Р., Ричардсон Д., 1997).

Перейдем к характеристике внутренних факторов проявления агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. Что касается агрессии «нормальных» (то есть не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля), модель поведения типа «А» и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

Важную категорию агрессоров составляют экстремисты, то есть мужчины и женщины, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты отчетливо подразделяются на две группы, к первой из которых относятся лица со сниженным, а ко второй — с повышенным самоконтролем. У агрессоров первого типа внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо, и поэтому агрессоры со сниженным самоконтролем прибегают к насилию чрезвычайно часто. Агрессоры второго типа, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принимать крайние, а порой даже фатальные формы.

Поведенческие реакции индивида зависят также от его установок и внутренних стандартов. К числу наиболее важных установок, афектирующих агрессивное поведение, относятся различные формы предрассудков. Например, расовые предрассудки являются одним из важнейших источников национальной агрессии: так, лица, питающие сильное предубеждение против представителей другой расы, ведут себя гораздо более агрессивно с вызывающими у них неприязнь «чужаками», нежели с членами собственной группы.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Такого рода внутренние стандарты наиболее ярко проявляются, а значит, и отказывают наиболее сильное влияние на поведение в ситуации повышенного личностного самоосознания. Повышение степени личностного самоосознания подталкивает индивида к агрессии, если он, считая подобное поведение допустимым, и наоборот, удерживает его от совершения агрессивных действий, если он относится к такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что если сравнивать мужчин и женщин, то первые демонстрируют более высокие уровни прямой, а последние — непрямой, то есть не выраженной в физических действиях агрессии. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях (Берон Р., Ричардсон Д., 1997).

Гендерные различия в агрессии иногда объясняются влиянием генетических или биологических факторов. Действительно, существуют определенные данные, свидетельствующие о том, что влияние этих факторов как детерминант агрессии весьма значительно, однако ясно, что уже само по себе противопоставление тендерных ролей (то есть представление о том, что мужчины «круче»), является очень важным фактором. Кроме того, даже если тендерные различия, проявляющиеся в агрессии, действительно в какой-то степени порождаются именно биологическими факторами, это отнюдь не означает, что мужчины неизбежно должны будут демонстрировать более высокий уровень агрессивности, нежели женщины. Напротив, агрессия во всех своих формах может быть предотвращена или редуцирована с помощью соответствующих средств (Сельченок К.В., 1999).

Велика роль биологических факторов в возникновении агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором - крайне автоматизированное поведение по типу «стимул-реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации» (Бандура А., Уолтерс Р., 1999).

Итак, анализ источников позволяет все детерминанты объединить в две большие группы: внешние и внутренние факторы, влияющие на возникновение агрессии. Внешние факторы включают особенности ситуации или окружающей обстановки; внутренние - личностные черты, индивидуальные установки и склонности.

Агрессивность подростков.

Проблеме агрессивности в подростковом возрасте посвящено значительное число исследований.

В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. Агрессивный подросток -рассматривается, прежде всего, как обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Отрок жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Однако среди взрослых прочно утвердилось мнение, препятствующее развитию социальной позиции подростка - но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер. В сложившейся ситуации последние часто прибегают и к агрессивным формам поведения (Дубровина И.В., 1989).

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Анализ раскрытия причин и характера агрессивности детей подросткового возраста требует обращения к имеющимся классификациям, условным типологиям. Попытки осуществления таких типологий многократно предпринимались в отечественной и зарубежной психологии. При этом одни исследователи полагают необходимым базироваться на психофизиологических различиях детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития.

На основе анализа материалов о половозрастных и индивидуальных ценностях проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста Семенюк Л.М. произвела их условное подразделение в соответствии с типом поведения. Были выделены четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении, преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л.М., 1996).

Ряд отечественных и зарубежных психологов пытался раскрыть причины и характер агрессивности подростков. Так, например, в рамках когнитивно-бихевиоральной                      концепции   подростковую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует, в первую очередь, искать в том, как родители воспитывают своих детей в первые годы жизни и в более поздние периоды, включая и подростковый возраст.

Было обнаружено, что агрессивные дети подросткового возраста, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К ним относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. Для них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости (Румянцева Т.Г., 1999).

Уровень проявления агрессии у детей данного возраста зависит от ряда обстоятельств. В исследованиях Ковалева П.С. была выявлена связь агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников. Среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего; 33% - имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии. Выраженность различных типов агрессивного поведения в этой группе: наиболее часто встречается прямая физическая агрессия (43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней); у 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, у 27% — косвенная вербальная (Ковалев П.А., 1996).

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует также с самооценкой подростка. Общая тенденция такова: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Самооценка способности к лидерству и самооценка своего физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. В наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. Наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для подростка характерны представления о себе как о высокой автономности, самостоятельности личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом (Реан А.А., 1996).

Важное значение имеет анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами (учителями или сверстниками). Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. И как любой фрустратор, она может провоцировать проявление агрессии (Личко А.Е. Попов Ю.В., 1988).

В исследовании Реан А.А. была выявлена взаимосвязь уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков. Установлено, что существует сильная связь между возбудимой характерологией, демонстративным поведением и различными проявлениями агрессии. «Возбудимость» и «демонстративность» положительно коррелируют с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. К особенностям демонстративной личности традиционно относятся потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых зла личность занимала центральное место (Реан А.А., 1996).

Изучены половые различиях развития агрессии у подростков. Выявлено, что внутри данного возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек эти два наибольших уровня проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек - вербальная. Однако, в 12-13 лет как у мальчиков, так у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Второе место у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек вербальная. В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек - вербальная агрессия (Реан А.А., Трофимова Н.Б., 1999).

Одной из форм агрессивного поведения вообще и у подростков, в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение.

Результаты многоаспектных исследований подростковой агрессии, подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позволяют ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, а проявляется сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся аа различных уровнях (Смирнова.Е. О. Хузеева, Г.Р., 2002).

В структуре аутоагрессивного паттерна личности подростка Реан А.А. оделяет следующие субблоки: характерологический, самооценочный, нтерактивный, социально-перцептивный.

Характерологический субблок. Выявлено, что аутоагрессия имеет множественную систему достоверных связей с целым рядом характерологических особенностей личности. Так, уровень аутоагрессии положительно коррелирует с интроверсией, педантичностью, а также с депрессивностью, невротичностью, и отрицательно связан с демонстративностью личности.

Самооценочный субблок. Уровень аутоагрессии отрицательно коррелирует как с уровнем обшей самооценки личности, так и с отдельными ее парциальными составляющими. Так, чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный     субблок.    Аутоагрессия    связана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, успсшностью/неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно - с застенчивостью. При аутоагрессии подросток характеризуется низкой самооценкой и непринятием себя. Уже эти характеристики сами по себе вполне достаточны для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Это фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Социально-перцептивный субблок. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Однако связи эти далеко не однозначны. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых других. Наиболее сильно эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении собственных родителей. Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности. Необходимо заметить, что данный социально-перцентивный феномен прямо связан с зафиксированными выше особенностями самооценочного субблока аутоагрессивного паттерна личности (Реан А.А., 1996).

Т.о., агрессивный подросток в отечественной психологии рассматривается как обычный ребенок. Агрессивность в его личностных характеристиках формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в микросоциуме. Особой формой агрессивности подростков является аутоагрессия, т.е. агрессивное поведение, направленное на себя.

 

Структура исследования.

Экспериментальное исследование, посвященное изучению связи типа семейного воспитания и агрессивности подростков, проводилось нами в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах на базе МОУ «Сосковская средняя школа».

Выборку составили 80 человек: 40 подростков в возрасте от 12 до 14 лет (учащиеся 7 «а», «б» и 8 «а» классов) и 40 их родителей (32 матери в возрасте от 36 до 41 года и 8 отцов в возрасте от 36 до 43 лет).

Исследование предполагало реализацию следующих взаимосвязанных этапов:

I Этап - Диагностический: был реализован в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах.

Данный этап проходил в два подэтапа.

Целью первого подэтапа выступало выявление особенностей семейного воспитания.

Для достижения данной цели нами применялись:

1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдмиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.;

2. Опросник родительского отношения Столица В.В., Варга А.Я.

По результатам диагностики семьи испытуемых были разделены на 3 группы:

I - «Благополучные семьи» (БС);

II - «Относительно благополучные семьи» (ОБС);

III - «Неблагополучные семьи» (НБС).

К группе «БС» мы посчитали возможным отнести те семьи, в которых получены следующие результаты: по методике «Анализ семейных взаимоотношений» ни один из имеющихся вариантов негармоничного семейного воспитания выявлен не был, а по опроснику родительского отношения эта семья имеет высокие показатели по шкале «Кооперация» и или «Симбиоз» и низкий показатель по шкале «Маленький неудачник».

Ко второй группе — «ОБС» - мы отнесли те семьи, в которых по первой методике диагностируется один из типов негармоничного семейного воспитания, а по второй методике получены высокие показатели по шкале Кооперация» и/или «Симбиоз» и низкий показатель по шкале «Маленький неудачник». Кроме того, сюда отнесены семьи, в которых по результатам методики «Анализ семейных взаимоотношений» не был выявлен ни один из имеющихся типов негармоничного воспитания, а данные, полученные с помощью опросника родительского отношения указывают на низкий/средний уровень по шкалам «Кооперация» и/или «Симбиоз», высокий/низкий уровень по шкале «Контроль» и высокий/средний уровень по шкале «Маленький неудачник».

В группу «НС» входят семьи, в которых с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» диагностируется какой-либо тип негармоничного родительского отношения (может быть выявлен не один, а сразу несколько таких типов), а с помощью опросника родительского отношения получены низкие показатели по шкале «Симбиоз», как высокие, так и низкие - по шкале «Контроль».

Целью второго подэтапа выступало выявление и сопоставление агрессивности подростков из семей, отнесенных нами к группам «БС», ОБС» и «НС».

Для достижения данной цели применялись:

1. Опросник А. Басса и А. Дарки,

2. Тест «Несуществующее животное».

IIЭтап разработки и апробации программы психологической коррекции агрессивности подростков и рекомендаций для родителей по взаимодействию с агрессивным подростком.

Данный этап был реализован в феврале-апреле 2009 года на базе МОУ «Сосковская средняя школа» автором Соловьевой Еленой Александровной в сотрудничестве с классными руководителями: Мошкииым Михаилом Юрьевичем, Мошкиной Светланой Григорьевной и Чукиной Галиной Вячеславовной, а также завучем по воспитательной работе - Соболевой Тамарой Алексеевной.

Таблица №1.

Типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых (абс. зн. и %).

                                                      Частота встречаемости Типы негармоничного воспитании абс. зн. %
Гиперпротекция (Г +) 6 15,0
Гипопротекция (Г-) - -
Потворствование (У+) 1 2,5
Игнорирование потребностей ребенка (У-) 2 5,0
Чрезмерность требований обязанностей (Т+) 2 5.0
Недостаточность требований - обязанностей (Т-) 3 7,5
Чрезмерность требований запретов (3+) 2 5,0
Недостаточность требований запретов (3-) 1 2,5
Чрезмерность санкций (С+) 2 5,0
Минимальность санкций (С-) 4 10.0
Неустойчивость стиля воспитания (Н) - -
Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 4 10,0
Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) - -
Воспитательная неуверенность родителя (ВН) - -
Фобия утраты ребенка (ФУ) 3 7,5
Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 2 5,0
Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК) 2 5.0
Вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания ребенка (ВК) - -
Предпочтение женских качеств (ПЖК) 8 20.0
Предпочтение мужских качеств (ПМК) - -

 

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что наиболее распространенными в исследуемых семьях оказались такие типы негармоничного воспитания, как гиперпротекция (Г+) (15%) и предпочтение женских качеств (ПЖК) (20%).

В первом случае родители уделяют подросткам много времени, сил и внимания, воспитание является центральным делом их жизни. Возможно, они не желают принимать факт взросления своих детей и продолжают относиться к подросткам как к детям.

Во втором случае - отношение родителей к подростку обусловливается не действительными особенностями последнего, а теми качествами, которые мать приписывает женскому полу. При наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. Матери могут их считать недостаточно нежными, деликатными, опрятными. В данном случае матери инфантилизируют своих сыновей, считая их беспомощными и неприспособленными к жизни, так как они не приспособлены в быту, не умеют принимать решения, которые ложатся на женские плечи. В то же время, у дочерей такие матери находят большинство этих достоинств.

По 4 из исследуемых семей (по 10%) реализуют такие отношения родителей к подросткам как: минимальность санкций (С-) и расширение сферы родительских чувств (РРЧ).

В первом варианте воспитания родители предпочитают обходиться без оказаний, либо применяют их крайне редко. Они используют поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

При втором - итогом может стать потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

По 3 семьи, принявших участие в исследовании (по 7,5%) обнаружили следующие типы негармоничного воспитания: недостаточность требований (T-) и фобия утраты ребенка (ФУ).

Первый вариант родительского отношения предполагает минимальное количество обязанностей подростка в семье, родителям трудно привлечь ребёнка к какому-либо делу по дому; второй - повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребёнка, его болезненности и т.д. Источником таких переживаний является долгожданность ребёнка либо перенесённые им тяжелые заболевания, если они были длительными. Итог такой же, как при типе отношения - расширение сферы родительских чувств - потворствующая или доминирующая гиперпротекция.

Рисунок № l .

Типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых (%).


         г+ у+ у- т+ т- з+ з - с +  РРЧ НРЧ ПМК ПЖК

Где:

Г+ - гиперпрогекцця,

У+ - потворствование,

У- - игнорирование потребностей,

Т+ - чрезмерность требований/обязанностей.

Т- - недостаточность требований/обязанностей.

3+ - чрезмерность запретов,

3- - недостаточность запретов,

С+ - чрезмерность санкций,

С- - минимальность санкций,

РРЧ - расширение сферы родительских чувств.

НРЧ - неразвитость родительских чувств,

ПМК - предпочтение мужских качеств.

ПЖК - предпочтение женских качеств.

По 2 из семей испытуемых (по 5%) реализуют такие типы  родительского отношения как:  игнорирование потребностей ребенка (У-), чрезмерность требований/обязанностей (Т+), чрезмерность требований/запретов (3+), чрезмерность санкций (С+), неразвитость родительских чувств (НРЧ) и проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК).

Одни родители не стремятся к удовлетворению потребностей подростка, при этом чаще страдают духовные потребности в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Чрезмерная требовательность к подростку не только не содействует полноценному развитию его личности, но напротив, представляет риск психотравматизации.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) и проекция на подростка собственных нежелаемых качеств могут привести к гипопротекции, эмоциональному отвержению (при благоприятных условиях воспитания), жестокому обращению (при трудных, напряжённых, конфликтных отношениях в семье, когда на подростка перекладывается значительная доля родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение).

Такие типы родительского отношения, как: потворствование (У+) и недостаточность требований запретов (3-) выявлены в единичных случаях.

В первом случае родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка, они балуют его.

Во втором - даже если существуют какие-либо запреты в жизни, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит, он ни за что не отчитывается перед родителями; родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Ни в одной из исследуемых семей не были выявлены такие типы гармоничного семейного воспитания как: гипопротекция (Г-), неустойчивость стиля воспитания (Н), предпочтение в подростке детских качеств (ПДК), воспитательная неуверенность родителя (ВН), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ребенка (ВК) и предпочтение мужских качеств (ПМК).


Таблица №2.

Уровень выраженности различных аспектов родительского отношения в семьях испытуемых (абс. зн. и %).

 

Шкалы

 

уровень

«Принятие/ отвержение»

«Кооперация»

«Симбиоз»

«Контроль»

«Маленький

неудачник»

абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. %
Высокий - - 28 70.0 14 35.0 17 42.5 - -
Низкий - - - 6 15.0 3 7.5 18 45.0

Обратимся к характеристике родительского отношения в семьях испытуемых.

В большинстве семей испытуемых (70,0%) выявлен высокий уровень по шкале «Кооперация». Можно предположить, что в этих семьях взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

Семей с низкими показателями по этой шкале не выявлено.

По шкале «Симбиоз» высокий уровень выявлен в 35,0% семей. В таких семьях нет психологической дистанции между взрослым и ребенком. Родители стараются всегда быть ближе к своему ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

В то же время, низкий уровень по этой шкале выявлен в 6-ти семьях, что составляет 15,0 %. Родители в таких семьях устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Низкий уровень по шкале «Маленький неудачник» выявлен в 45,0% чаев. В таких семьях родители относятся к своему ребенку как к смышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому серьезными, он верит в своего ребенка, а удачи его не считает случайными.

Семей с высокими показателями по этой шкале не выявлено.

Высокий уровень по шкале «Контроль» был выявлен в 42,5% исследуемых семей. В таких семьях взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. В 3-х семьях испытуемых, что составляет 7,5%, был выявлен низкий уровень по данной шкале. Это значит, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. И один, и другой вариант родительского отношения может сказаться на проявлении негативных личностных особенностей в поведении подростка.

Нами не были выявлены семьи, в которых бы имелось выраженное положительное отношение к ребенку. В то же время, не было и семей, где родители испытывают по отношению к ребенку, в основном, только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, или даже ненависть. Все родители, в той или иной степени, принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Группа семей

                              

               Виды агрессии

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % БС 1 10,0 3 30.0 2 20.0 2 20.0 1 10.0 2 20,0 3 30,0 2 20.0 ОБС 9 47,4 8 42,1 8 42.1 5 26.3 5 26.3 8 42,1 10 52.6 6 31.6 НБС 7 63.6 6 54.5 5 45.5 4 36.3 5 45.5 6 54.5 7 63.6 4 36.3

Анализ полученных результатов позволяет сказать следующее. У подростков из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», наиболее часто встречающимися видами агрессии являются косвенная и вербальная (по 30,0%). Можно предположить, что для этих подростков характерно направление своей агрессии на другое лицо окольным путем, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Несколько меньшее число испытуемых из данной группы семей обнаружило такие проявления враждебности, как раздражение, негативизм, подозрительность и чувство вины (по 20,0%). Скорее всего, эти подростки готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивы и грубы).

Рисунок № 2.

Агрессивность подростков.

Для изучения особенностей агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания нами использовался тест «Несуществующее животное». Полученные с его помощью результаты представлены в Таблице №4 текста. Рисунке №3 и Приложении № 2.4.

Таблица №4.

Виды агрессии подростков из семей с различными типами воспитания (абс. зн. и %).

 

  Виды агр.

Гр.

семей

Вербальная

Физическая

Косвенная

Невротическая

абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. % абс. зн. %
БС 2 20,0 1 10.0 1 10.0 0 0
ОБС 9 47,4 8 42,1 7 36,9 1 5,3
НБС 7 63,6 6 54,5 3 27,3 0 0

Обращаясь к анализу полученных результатов, отметим, что при интерпретации рисунков испытуемых, мы фиксировали наличие лишь интересующих нас признаков вербальной, физической и косвенной агрессии.

У подростков из группы «Благополучные семьи» вербальная агрессия диагностирована у 2 испытуемых, что составляет 20,0% от общего числа данной подвыборки. Скорее всего, эти подростки склонны выражать свое агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.

Такие виды агрессии, как физическая и косвенная, представлены в единичных случаях (по 10,0%). В первом случае подросток склонен выражать свои негативные чувства в форме грубой физической силы: удары, избиение и т.д. Второй вид агрессии предполагает направление своей агрессии не на прямой ее источник, а «окольным путем» - другой объект или предмет.

В группе подростков из семей, отнесенных нами к «Относительно благополучным» наиболее часто встречающимся видом агрессии является вербальная (47,4%). Эти подростки склонны выражать свои негативные чувства как через форму, так и через словесное содержание: отрицательные отзывы, критические замечания, выражение отрицательных эмоций: недовольства, брани, затаенной обиды, недоверия и т.д.

Несколько меньшее число испытуемых из данной группы семей обнаружило такой вид агрессии, как физическая (42,1 %). Этим испытуемым свойственно применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение.

В рисунках 36,9% подростков из группы «Относительно благополучные семьи» обнаружена склонность к косвенной агрессии. Можно предположить, что данные испытуемые свое агрессивное поведение, направляют против какого-либо лица или предмета скрыто, неосознанно.

В единичном случае у подростка из данной группы была выявлена невротическая агрессия. Данный вид агрессии вследствие ожидания угрозы от окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защититься. Враждебные действия по отношению к другим лицам и группам направлены на решение или ликвидацию собственных внутренних проблем.

У значительного числа подростков из семей, отнесенных нами к группе «Неблагополучные» обнаружен такой вил агрессии, как вербальная (63,6 %). Этим подросткам свойственно словесное оскорбление, критика, унижение другого человека, а также распространение  клеветы, сплетен о другом человеке в случае недовольства, раздражительности.

Косвенная агрессия выявлена у 4 подростков из данной подвыборки, что составляет 36,4 %.

Рисунок №З.

Виды агрессии подростков из семей с различными типами воспитания.


70л 60 50 40 30 20 10 О


Вербальная агрессия


Физическая агрессия


Косвенная

агрессия


Невротическая агрессия


 

Благополучные семьи
Относительно благополучные семьи
Неблагополучные семьи

Таким образом, у испытуемых из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», вербальная, физическая и косвенная виды агрессии выявлены в единичных случаях.

В рисунках подростков из «Относительно благополучных семей» признаки вербальный, физический и косвенный виды агрессии присутствуют довольно часто.

У значительного числа испытуемых, воспитывающихся в «Неблагополучных семьях», выявлены вербальная и физическая виды агрессии.







Заключение

Наше исследование было посвящено изучению агрессивности подростков, из семей с различными типами воспитания.

Мы предположили, что подростки, из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные» менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных семей».

Одной из основных задач нашего исследования выступил теоретический анализ проблемы агрессивности в подростковом возрасте. Для её решения нами был произведён анализ подходов к трактовке проблемы агрессивности в зарубежной и отечественной психологии. Было показано, что источниками современных психологических исследований агрессии выступают психодинамическая теория 3. Фрейда, теория «фрустрации-агрессии» Д. Долларда, теория социального научения А. Бандуры.

Существует значительное число подходов к определению агрессии. Чаще всего она понимается как активное вредоносное воздействие. Распространено определение агрессии как «…реакции, как физического действия или угрозы такого действия со стороны одного человека, которая уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы» (А. Басе). А. Басс построил классификацию агрессивного поведения, основанную на дихотомиях. Им выделены: физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

Различные исследователи приводят значительное число источников агрессии. Условно их можно поделить на внешние (особенности ситуации или окружающей обстановки) и внутренние (личностные черты, индивидуальные установки и склонности). Наличие этих источников важно учитывать при профилактике и преодолении агрессивности. Особое внимание мы уделили роли семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессии в детско-подростковом сообществе. Выявили, что агрессивности может способствовать дисгармония семейных отношений.

В ходе работы нами был составлен психологический портрет современного подростка, основанный на анализе различных подходов к сущности и значению данного периода в жизни человека. Показано, что в основе целого ряда трудностей подросткового возраста, в том числе, многих нарушений развития, лежит агрессивность.

Для выявления связи агрессивности подростков и типа семейного воспитания нами было организовано экспериментальное исследование. В ходе его подростки, составляющие выборку исследования, были распределены по трём группам в зависимости от типа воспитания, реализуемого в их семьях. Затем производилось изучение агрессии и враждебности подростков из семей с различными типами воспитания.

На основании полученных в исследовании данных оказалось возможным утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, подростки из семей, отнесенных нами к группе «Благополучные», менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных семей».

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Агрессивность, как деструктивное свойство личности, мешает подростку решать главную задачу своего возраста. Поэтому крайне велико значение профилактики агрессивности, её преодоления. Мы рекомендуем включать подростков в специально организованную программу занятий, направленную на психологическую профилактику и коррекцию агрессивности «Скажем агрессии нет», оказывающую влияние на процесс снижения эмоционального напряжения, тревожности и обучение подростков эффективным способам общения, выражения гнева, негативных эмоций. Данная программа была разработана и апробирована нами на базе «МОУ Сосковская СШ» (в феврале – апреле 2009 года) в 8 «А», «Б» и 9 «А» классах (Программу занятий – см. Приложение №4).

Основными задачами программы выступили:

а) снижение агрессивности;

б) снижение эмоционального напряжения, тревожности;

в) обучение эффективным способам общения;

г) формирование у подростков морально-нравственных представлений.
Психопрофилактическая работа, связанная с агрессивностыо, не может

быть ограничена рамками специальной психологической работы с подростками. Как мы отмечали в своей работе, в появлении, закреплении и проявлении агрессивности у подростка значительную роль ифают взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания. По этому важной является работа с семьей, направленная на гармонизацию отношений в системе «ребенок-родитель». Эта работа весьма сложная и многоаспектная, т.к. требует сопряженных усилий психолога, социального педагога, классного руководителя. Однако она необходима и, вовлекать родителей, хоть и посильно, но надо. В силу этого нами были разработаны общие рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивным подростком (Рекомендации для родителей см. в Приложении № 5).

Опираясь на сказанное выше, можно утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута.

 


Литера тура

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М: Прогресс. – 1995;

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. – М., 1999;

3. Берковец А. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001;

4. Бодалев А.А, Семья и формирование личности. – М., 1981;

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика. – 1989;

6. Бодалев А, А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. –М.: Педагогика. – 1989;

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969;

8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997;

9. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – М., 2004;

10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.,

1986;

11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.:

ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2003;

46. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,

1984;

13. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996.- С;

14. Дубровина И.В. Формирования личности старшеклассников. –М., 1989;

15. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. – М., 1993;

16. Клее М. Психология подростка. – М, 1991;

17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 1987;

18. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –СПб., 1996;

19. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. – 1991;

20. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер. – 2000;

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М, УРАО. – 1994;

22. Личко А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. –М., 1988;

23. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994;

24. Майерс Д., Социальная психология. – СПб.: Питер. – 1999;

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983;

26. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988;

27. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. –М, 1999;

28. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997;

29. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты. –М., 1998;

30. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Питер.-2000;

31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. — СПб.: Прайм – Пврознак. – 2000;

32. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. Психология и педагогика. –М., 2000;

33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996.

34. Реан А.Л., Трофимова Н.Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков//Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -1999. - №3;

35. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир. – 1994;

36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2000;

37. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М., 2005;

38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль//Вопросы психологии. -1992. -№5/6;

39. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. – Мн.,
999;

40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996;

41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
кологии. – СПб.: Речь. – 2003;

42. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. – М.: Академия. 2002;

43. Смирнова, Е.О. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. – 2002. - №1;

44. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка отношения к нему родителей//Вопросы психологии. – 1986. - № 2;

45. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1986);

 

47. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: АЛТЕЯ. – 1999;

48. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993;

49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998;

49. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. -
М.: Владос. -2004;

50. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996;
5 1. Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1975;

52. Шапарь. В.Б. Психология кризисных ситуаций. – М., 2002;

53. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Р-н-Д., 2002;

54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. – Обнинск, 1992;

55. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994;

56. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.







Особенности агрессивности подростков из семей с различными тинами

Воспитания

Выпускная квалификационная работа по специальности: 050706. 00 - Педагогика и психология с дополнительной специальностью

специальная психология

Научный руководитель: кандидат психологических наук,

профессор Агапов B.C.

Орел 2009

Содержание

Введение.................................................................................................. 4

Глава I.

1. Проблема агрессивности в психологии

1.1. Теории агрессии........................................................................ 7

1.2. Агрессия и агрессивность....................................................... 16

1.3. Детерминанты агрессивности................................................. 21

2. Психологическая характеристика подросткового возраста

2.1. Подходы к проблеме подросткового возраста в зарубежной и
отечественной психологии................................................................... 27

2.2. Психологические особенности подростков.................................. 37

2.3. Агрессивность подростков.................................................... 43

3. Особенности семейного воспитания и агрессивность подростков

3.1. Проблема воспитания в семье................................................ 51

3.2. Характеристика подходов к проблеме выделения типов родительского отношения и стилей семейного воспитания........ 52

3.3. Роль семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессивности подростков............................................................ 64

Выводы по теоретической части исследования

Глава II. Экспериментальное исследование зависимости типа

воспитания и агрессии подростков

1. Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.................. 74

2. Структура исследования................................................................... 75

3. Методики, применяемые в исследовании

3.1.Опросник «Анализ    семейных взаимоотношений» Э.Г.
Эйдмиллера и В.В. Юстицкиса.................................................... .78

3.2. Опросник родительского отношения Варга А.Я, Столина В.В..84

3.3. Опросник А. Баса и А. Дарки................................................ 89

3.4. Тест «Несуществующее животное»....................................... 91

4. Анализ и интерпретация результатов

4.1. Типы семейного взаимоотношения испытуемых................... 92

4.2. Особенности родительского отношения к подросткам........ 96

4.3. Агрессия и враждебность подростков из семей с различными типами воспитания..................................................................................... 98

4.4. Агрессивность подростков из семей с различными типами
воспитания................................................................................... 101

Выводы по экспериментальной части исследования

Заключение......................................................................................... 108

Литература......................................................................................... 111

Приложения

 




Введение

Проблема агрессивности в детско-подростковом сообществе в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.

Результаты исследований показывают, что агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте. Первоначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующих воздействий, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в черту личности.

У агрессивных лиц формируется готовность воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Нередко агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации). В обществе же проявления агрессивности оцениваются крайне отрицательно.

Исследователи утверждают, что некоторый уровень агрессивности человеку, в том числе подростку, жизненно необходим. Потребности индивидуального развития и общественной практики требуют актуализации способностей к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. В то же время, если не предпринимать адекватные меры, из нормального явления оно может перерасти в деструктивное, которое помешает подростку удовлетворить важнейшие потребности, присущие данному возрасту, нарушит процесс социализации.

В настоящее время актуально тщательное изучение детерминантов, форм проявления агрессивности, поиск приемов и способов предупреждения и коррекции агрессивного поведения.

На сегодняшний день выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению, закреплению и проявлению агрессивности. Среди них: биологические факторы, массовая культура, СМИ, и т.д. Одним из важнейших выступает семья как главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по своему влиянию на его личность. Однако необходимо учитывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора личностного развития. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Несомненна роль специфики семейного воспитания в возникновении, закреплении и проявлении агрессивности детей и подростков (Паренс Г., 1997).

В силу сказанного, в своей квалификационной работе нам показалось интересным изучить особенности проявления агрессивности подростков в зависимости от типа семейного воспитания.

Целью нашего исследования является изучение агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.

Объектом исследования выступают средние и старшие подростки.

Предмет исследования - агрессивность подростков из семей с пличными типами воспитания.

Гипотеза исследования: агрессивность подростков связана с типом семейного воспитания: подростки из «Благополучных» семей менее агрессивны, чем их сверстники из «Относительно благополучных» и «Неблагополучных» семей.

Для проверки выдвинутых гипотез и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Произвести анализ подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии;

2. На основе литературных данных дать психологическую характеристику подросткового возраста; выделить особенности и факторы возникновения, закрепления и проявления агрессивности подростков;

3. Выявить типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых;

4. Определить особенности родительского отношения к подросткам,
составляющим выборку исследования;

5. Выделить группы семей испытуемых («Благополучные»,
Относительно благополучные», «Неблагополучные»), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них;

6. Выявить агрессивность и враждебность у подростков из семей с различными типами воспитания;

7. Разработать программу психологической коррекции агрессивности для подростков и выработать рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.

 



Глава I .

Дата: 2019-12-10, просмотров: 322.