В КУЛЬТУРЕ ХХ І ВЕКА
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности. Специфика духовной ситуации наших дней.
2. «Столкновение с будущим»: эскалация перемен и ускорение «ритмом истории». Философия и футурология. Социальное предвидение и его особенности.
3. Прогностическая информация как инструмент манипуляции массовым сознанием людей. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.
4. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала. От информационного обмена к информационному прессингу.
5. На пути к гуманизации истории: от деструктивной к гуманистической рациональности. Экологические императивы современности. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.
Ключевые понятия по теме
Антиутопия, ближайшее будущее, духовно-экологическая цивилизация, интерполяция, моделирование, отдаленное будущее, непосредственное будущее, социальный прогноз, сценарии будущего, утопия, футурология, экологический императив, экстраполяция.
Методические пояснения к теме
В начале XXI века философия пытается осмыслить наиболее острые, животрепещущие проблемы, связанные с основными противоречиями настоящего времени и угрозами, ставящими под сомнение будущее существование человечества. Приоритетами философии становятся темы кризиса техногенной цивилизации, его причин и возможных развязок, поиск способов преодоления кризисных явлений, построение моделей развития цивилизации, которые могли бы дать человечеству не только шанс выжить, но и вывести его к расширению возможностей гуманистического созидания.
Работая над первым вопросом, необходимо обозначить основные проблемы современности, обосновать их определение в качестве глобальных. Очень важно выяснить, почему на планете стремительно углубляется экологический кризис, чреватый экологической катастрофой, с чем связана угроза исчерпания ресурсов, из-за чего растет напряжение в отношениях между различными странами и цивилизациями, которое проявляется в военных столкновениях и жестком информационном противоборстве, усиливая в целом угрозу третьей мировой войны. Следует выявить, чем объясняется рост экономического неравенства между богатым Севером и бедным Югом, внутри различных регионов и отдельных стран, каковы основные противоречия общего роста численности населения на планете и неравномерности демографических процессов в различных регионах. Важно понять сущность явлений технологической дифференциации населения планеты на «золотой» и «трущобные» миллиарды, деградации «среднего класса». Далее следует определить специфику духовной ситуации в мире, соотношение в системе ценностей массовой культуры материально-потребительских и духовных ориентаций людей, причины и проявления общей деградации духовности и нарастания бездуховности современной потребительской цивилизации (общества консьюмеризма). Важно прояснить сущность понятия «новое варварство», определить его источники и направленность, а также выявить роль традиционных ценностей (семьи, религии, патриотизма) в контексте происходящих процессов. Необходимо осмыслить связь выявленных тенденций с возможностью наступления антропологической катастрофы, проанализировав содержание данного понятия и его значение.
Общее осмысление глобальных проблем позволяет обозначить возможные последствия их дальнейшего углубления как для человечества в целом, так и для отдельных народов, в том числе восточнославянских.
На основе анализа первого вопроса возникает возможность обосновать особую актуальность проблемы предвидения будущего. Переходя к последней необходимо выявить связь противоречивости современного мира с разрывом между ростом технических возможностей человечества и экзистенциальным беспокойством перед лицом будущего (футурошок). Следует обратить внимание на зависимость ускорения ритмов истории от развития индустриального общества. Осваивая второй вопрос, особенно важно выявить сущность понятия футурология, выделить виды предвидения, охарактеризовать отличия ненаучных способов предсказания будущего от научного и научно-философского прогнозирования реальности.
Раскрывая третий вопрос, необходимо доказать, что прогнозы (образы будущего) это специфическая форма проявления деятельности субъективного фактора в истории. Выявив сущность понятия «самосбывающийся», или «самореализующийся» прогноз, следует показать роль и значение образов будущего в судьбе человека и общества, их позитивный и негативный потенциал. Следует обратить внимание на место в процессах изменения социальной реальности социальных утопий (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла) как проявления синтеза технического сверхрационализма и социального уравнительства. Необходимо осмыслить феномен появления в XX веке антиутопий как предостережений от попыток создания «технократического рая» (Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Е. Замятин). Важно выявить возможность использования образов будущего как способа манипуляции массовым сознанием и направленного конструирования социальной реальности.
В четвертом вопросе необходимо раскрыть суть эпохи глобализации с точки зрения ее информационного аспекта. Важно проанализировать как возможности расширения доступа к информационным ресурсам, так и манипуляции массовым и индивидуальным сознанием со стороны СМИ, утрачивающими связь с определенным социокультурным пространством. Следует осмыслить роль Интернета как глобальной информационной сети в связи с проблемой свободы и совершенствования личности. Важно выявить характерные для современной информационной сферы цели и задачи преднамеренного искажения информации, использования социальной мифологии как средства оправдания существующей модели потребительского общества. Необходимо оценить в качестве средства программирования массового сознания информационный «плюрализм» и его основную направленность.
Приступая к изучению пятого вопроса, следует уточнить значение субъективного фактора в истории и его связь с управлением социальными процессами. Важно показать возможную опасность дегуманизации социальной жизни как результата игнорирования процессов самоорганизации социума. Рассматривая рациональность как способ связи человека с миром, необходимо проанализировать понятия деструктивной и гуманистической рациональности, показав их связь с духовно-ценностными ориентациями. Следует обосновать предпосылки формирования гуманистической рациональности, выявить ее связь с идеей коэволюции природы и общества, осознанием морально-нравственной ответственности за социальный выбор и негативные последствия его реализации в условиях управления социальными процессами.
Особо значимо осмыслить необходимость и перспективы выхода из глобального кризиса потребительского общества через разработку и реализацию проекта альтернативной техногенной цивилизации духовно-экологической модели развития. Следует проанализировать связь с подобной моделью развития особенностей менталитета и культуры восточнославянских народов, выявить возможную роль восточнославянских стран в формировании нового типа цивилизационного единства на основе духовно-нравственных ценностей и принципов сбережения природы.
Темы для докладов и дискуссий
1. «Планетарный тоталитаризм» и «Планетарный разум» как две тенденции в развитии современного человечества.
2. Наступил ли конец истории или возможны новые пути развития человеческой цивилизации (критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории»).
3. Посткоммунистическое общество: перспективы развития.
4. Предсказания и пророчества: «за» и «против».
5. Возможен ли апокалипсис?
6. «Век апокалипсиса»: интуиция как наиболее рельефное выражение пессимистического видения будущего.
7. Общество, свободное от силового техногенного давления на природную среду обитания: возможно ли оно?
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Определите авторство работ, относящихся к жанру утопии и антиутопии, приведенных в правом столбце таблицы
1. «О дивный новый мир» 2. «Мы» 3. «1984» 4. «Город Солнца» 5. «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» 6. «Теория четырех движений и всеобщих идей» 7. «Государство» 8. «Республика Океания» | а) Ш. Фурье б) Т. Мор в) Платон г) О. Хаксли д) Е. Замятин е) Т.Кампанелла ж) Дж. Гаррингтон з) Дж. Оруэлл |
(2 балла)
2. Приведите известные Вам примеры реализации самоорганизующихся и саморазрушающихся прогнозов в общественной жизни. (2 балла)
3. Распределите все глобальные проблемы по степени значимости. Почему с решения такой проблемы надо начинать преодоление глобального кризиса? Обоснуйте свою мысль. (2 балла)
4. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Футурология», «Утопия и антиутопия», «Эсхатология», «Глобальные проблемы современности». (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см).(5 баллов)
Тематика рефератов
1. Будущность как важнейшее измерение человеческого бытия.
2. Роль научного прогнозирования в познании будущего.
3. Утопия как духовный стимул массовых действий людей.
4. Современные прогнозы, модели и сценарии будущего.
5. Предвидение – человеческая потребность и способность.
6. Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.
7. Основные формы и методы научного предвидения.
8. Вненаучное предвидение, его формы и методы.
9. Будущее как данность: проблема ясновидения и мистический опыт.
10. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.
11. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.
12. Современные сциентическо-технократические и антисциентическо-технократические утопии.
13. От утопий постиндустриализма к утопиям «информационного общества».
14. Крупномасштабные утопические эксперименты: притязания и результаты.
15. Социально-утопические эксперименты вчера и сегодня.
16. «Раскованное» сознание и утопические эксперименты второй половины 80-х и первой половины 90-х годов (СССР, СНГ).
17. «Римский клуб» и его сценарии будущего.
18. Эсхатология и прогностика глобальных проблемы человечества.
19. Наступил ли конец истории? Критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории».
20. Тупики и противоречия современного техногенного общества.
21. Понятие и причины кризиса современной цивилизации.
22. Поиски новой модели цивилизационного развития человечества: анализ существующих подходов.
23. Посткоммунистическое общество и перспективы его эволюции.
24. Судьба человека и общества в современных футурологических концепциях.
25. На пороге XXI века: человечество перед лицом глобальных проблем.
26. Альтернативность социальных изменений и проблема выбора будущего.
27. Глобальный гуманизм против социального пессимизма.
28. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.
29. Интеграция научных и вненаучных способов социального прогнозирования как магистральное направление развития исследований будущего.
30. Место и значение славяно-русской духовности в утверждении новой модели цивилизационного развития человечества в XXI в.
31. На пути к экологическому обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе.
32. Экологический императив и постиндустриальная перспектива в развитии человечества.
33. Славяно-русские философские идеи космизма, ненасилия, соборности, всечеловечества как идеи, адресованные постиндустриальному обществу XXI века.
Рекомендуемая литература
1. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб, 2001.
2. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова // Синергетика и теория социальной организации. – СПб., 1999.
3. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. – Минск, 1993.
4. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М., 2003.
5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
6. Глобальный эволюционизм. – М., 1994.
7. Данилов-Данилъян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян, А.С. Лосев. – М., 2000.
8. Зубов, В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? / В.А. Зубов // Философия и общество. – 1998. – № 1.
9. Кирвель, Ч.С. Движение к духовно-экологической цивилизации как способ исторической самореализации восточнославянских народов / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ им. Я. Купалы. – 2001. – № 2.
10. Кирвель, Ч.С. На пути к гуманизации истории: от деструктивной к гуманистической рациональности / Ч.С. Кирвель // Философия и социально-культурное развитие. – Минск, 2004.
11. Кирвель, Ч.С. На пути к формированию духовно-экологической цивилизации / Ч.С. Кирвель // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2003. – № 3,4; 2004. – № 1.
12. Кирвель, Ч.С. Биосферный, научный и ментальный потенциал восточнославянских народов в перспективе становления и развития духовно-экологической цивилизации / Ч.С. Кирвель // Философия и наука на современном этапе развития экологического мировоззрения. – Брест. – 2003.
13. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск. – 2000.
14. Кравченко, И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 2001. – № 8.
15. Медоуз, Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М, 1991.
16. Медоуз, Д.X. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д.X. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рендерс. – М., 1994.
17. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995.
18. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – М., 1997.
19. Ойзерман, Т.Н. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т.И. Ойзерман // Социс. – 2002. – № 3.
20. Панарин, А.С. В каком мире нам предстоит жить? / А.С. Панарин // Москва. – 1997. – № 1.
21. Пантин, В.И. Философия исторического прогнозирования: ритмы исгории и перспективы мирового развития / В.И. Пантин, В.В. Лапкин. – Дубна, 2006.
22. Рациональность на перепутье: в 2 кн. – М., 1999.
23. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – M., 2000.
24. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В.С. Степин. – М., 1996.
25. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1991.
26. Хаксли, Дж. О дивный новый мир / Дж. Хаксли // Дружба народов. – 1987. – № 3–5.
27. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма. – М., 2004.
28. Юдин, Б.Г. О человек, его природа и его будущее / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2.
29. Яковец, Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы / Ю.В. Яковец // Вопросы философии. – 1997. – № 1.
Методические рекомендации к работе над рефератом
Реферат по философии является наиболее эффективной формой обучения студентов. Цель работы над темой реферата – углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной философской и другой научной литературы, освещающей избранную тему, а также овладение навыками логического письменного изложения философских проблем.
Тема реферата выбирается индивидуально и определяется желанием автора. Разумеется, ее следует согласовать с преподавателем. По форме реферат представляет собой самостоятельное рассмотрение выбранной философской проблемы. При этом необходимо подобрать литературу и обсудить ее с преподавателем. Желательно, чтобы она включала классические источники по философии и современные работы, отражающие достигнутый уровень мировой философии. Объем реферата – 20 страниц. Желательно, чтобы он имел введение и заключение, в которых формулируется проблема и подводятся итога. Необходима рубрикация разделов. Система ссылок может быть принята любая, главное, чтобы цитаты имели соответствующие сноски. Реферат пишется по плану (план размещается на отдельной странице после титульного листа). В реферате содержатся точные ссылки на источники. К реферату прилагается список литературы, использованной по теме. Титульный лист оформляется по образцу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 372.