Тема 11. Проблема сознания в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия.

2. Проблема генезиса сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека.

3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

4. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

5. Общественное сознание, его уровни и формы.

Ключевые понятия по теме

Бессознательное, идеальное, идеология, интенция, моральное сознание, образ, общественное сознание, обыденное сознание, политическое сознание, правовое сознание, самооценка, самосознание, сознание, творчество.

 

Методические пояснения к теме

В начале анализа следует подчеркнуть фундаментальность сознания как универсального свойства, присущего только человеку. Сознание выделяет человека из остального мира, превращая его в супранатуральное существо. Это значит, что, обладая телом и потребляя вещество природы, человек не попадает в фатальную от них зависимость, а самостоятельно строит свое поведение, действует по выработанным культурой нормам, но в соответствии с конкретной ситуацией. Он постигает свойства вещей, раскрывает законы природы и общества, определяет достоинство явлений и предугадывает возможные сценарии развертывания событий. Важно обозначить философский срез в проблеме сознания: как на основе сознания человек взаимодействует с миром, какие возможности оно ему предоставляет, и какую ответственность в этой связи он несет?

Необходимо обратить внимание на три главные измерения сознания. Оно выступает, во-первых, как свойство высокоорганизованной материи, во-вторых, как продукт эволюции мира и, в-третьих, как идеальный план и программа действия отдельных людей или человеческих сообществ. Главная трудность исследования сознания состоит в том, что оно носит не вещественный, а информационный характер. Информация – это мера упорядоченности систем. Чем выше степень организации системы, тем больше она содержит информации. Информация обнаруживается в ходе взаимодействия данной системы с другими системами, на которых она оставляет «следы», своеобразное отражение. Можно сказать, что отражение есть способность тел воспроизводить в своем внутреннем состоянии свойства других тел, воздействующих на данные.

Мы избирательно относимся к поступающим извне сигналам, осуществляем отбор информации, сообразуясь со своими интересами и целями. За пределами сознания всегда остается бесконечно богатый и разнообразный мир. Но полученная информация дает возможность действовать целенаправленно, решая актуальные в данных условиях задачи.

Сознание, таким образом, есть функция специфического взаимоотношения человека с миром. Оно формируется в совместной деятельности людей, порождающей определенные представления о вещах и явлениях, исходные жизненные установки и нормы поведения.

Обобщая сказанное, необходимо дать определение рассматриваемому понятию. Сознание – это свойственная человеку способность идеального отображения действительности, на основе которого осуществляется контроль поведения и управление деятельностью.

Чтобы понять, как возникло сознание, и что оно собой представляет, надо рассмотреть эволюцию форм отражения и раскрыть его биологические и социокультурные предпосылки. Следует назвать и описать формы отражения в живой природе, рассматривая их по мере возрастания сложности: раздражимость, чувствительность и психика. Раздражимость свойственна всему живому. Это реакция организма на внешнее воздействие, происходящая за счет собственной энергии: листья стоящих на подоконнике цветов разворачиваются навстречу солнечному свету. Чувствительность отсутствует у растений, но присуща животным. Это более сложная форма отражения. Она отличается тем, что организм реагирует не только на сами факторы внешней среды, но и на замещающие их сигналы – свет, звук и т.п. Наконец, у высших животных формируется психика. Она является основой накопления индивидуального опыта и обеспечивает переработку полученной информации в контексте подлежащей решению задачи – поиск пищи, избегание опасности и пр. Чем выше на эволюционной лестнице находится животное, тем большую роль в его поведении играют приобретенный опыт и умение его использовать адекватно складывающейся ситуации.

Сознание – это высшая форма психической деятельности, выводящая человека за пределы животного существования. Его биологической основой являются нервная система и мозг, а социокультурной предпосылкой выступают язык, абстрактное мышление, социальные установки, культурные нормы и процесс целеполагания. Вес мозга человека составляет 2–2,5 % от веса тела. Эта доля выше, чем у любого другого существа. Мозг сложно устроен. Разные его зоны выполняют специфические функции зрения, слуха и т.д. Вместе с тем, он действует как целостное интегральное образование.

Регуляция деятельности внутренних органов (дыхание, сердцебиение, пищеварение) осуществляется автоматически. Между тем как решение сложных задач предполагает оценку ситуации и формирование психического образа, служащего моделью возможного поведения человека. Образ закрепляется и кодируется в нейродинамических структурах мозга, но к ним не сводится. Он идеален, представляет собой особую субъективную реальность. Важно понять, что означает идеальность образа. Идеальность как одно из свойств образа – это не пассивное зеркальное отображение предмета, а творческое, когда предмет предстает в аспекте человеческой деятельности с фиксацией значимых для нее свойств. Идеальность означает отнесенность образа к предметам объективной реальности, хотя он сам таковой не является: образ горячего утюга не обжигает, образ душистой розы лишен запаха. Идеальность образа носит информационно-символический характер, что позволяет свободно оперировать им, конструируя в сознании различные логически допустимые миры.

Очевидно, для формирования сознания недостаточно иметь здоровыми мозг и нервную систему. Можно сослаться на известные случаи, когда дети, выращенные животными, будучи физически здоровыми, не обладали сознанием. Дело в том, что мыслит не мозг сам по себе, а с помощью мозга мыслит человек как социальное и культурное существо. Если животное приспосабливается с помощью психики к наличной среде существования, то человек создает искусственную среду жизни, адаптируя ее к собственным потребностям. А для этого необходимы общество и культура, образующие социальные условия формирования, развития и функционирования сознания. Следует обратить внимание на парадоксальность взаимодействия человека и общества. Действуя осознанно, люди создают общество, а общество через культуру, систему воспитания и образования влияет на формирование сознания личности. Разумеется, это не автоматический процесс. Наличие сознания дает индивиду возможность поступать достаточно свободно, по-разному позиционируя себя в пространстве некоторой отдельной культуры.

Именно в культуре складываются различные формы постижения мира, закрепления приобретенного опыта и обмена информацией. Обслуживая практику, сознание формирует у человека необходимые для этого свойства абстрактного мышления, целеполагания, прогнозирования и программирования деятельности.

Важно выделить и раскрыть те функции, которые выполняет человек на основе сознания. К важнейшим из них принадлежит познание явлений; их оценка; выдвижение целей; творчество, т.е. создание принципиально нового материального или духовного продукта; наконец, управление собственным поведением.

При изучении второго вопроса необходимо отметить, что тезис о взаимоотношении сознания и языка предполагает поиск аргументов, обосновывающих положение о том, как представлено содержание нашего сознания. Чтобы стать доступным другим людям, оно должно воплотиться в предметную форму, стать чувственно воспринимаемым. Предметы, замещающие другие предметы и несущие информацию о них, являются знаками. Развитыми знаковыми системами выступают разговорные языки. Представленное в знаках содержание есть их значение. В качестве знака может использоваться любой предмет, явление или процесс. Музыкальные ноты, например, указывают на звучание инструмента.

Наряду с естественными разговорными языками существуют различные искусственные языки, создаваемые в тех или иных специальных целях: научные термины, азбука Морзе и т.д. Достоинство естественных языков состоит в том, что они способны не только оформлять, фиксировать и передавать мысль, но и выражать различные чувства, оказывать внушающее воздействие. Искусственные языки могут сжимать информацию. Они обеспечивают однозначность употребляемых терминов. Наделяя искусственные языки правилами построения и преобразования сложных высказываний, можно моделировать в знаковой форме различные реальные процессы.

Развитие информационных технологий породило серьезную проблему искусственного интеллекта, «думающих» машин. Каковы возможности таких машин? Как наладить оптимальные отношения обладающего сознанием человека с компьютерной техникой? Могут ли появиться машины, обладающие разумом, подобно человеку?

Уже сейчас машины используются для хранения, переработки и предъявления информации. Они осуществляют высокоскоростные математические операции и переводы текста. Их задействуют в различных играх. Функциональные возможности информационной техники постоянно возрастают. Она работает на основе созданных для них специальных языков. Такая техника не самостоятельна: она включается в диалоговые системы «человек-машина», где человек выступает активной стороной решения тех или иных задач, а машина оказывается своеобразным придатком к человеческому интеллекту, играя вспомогательную служебную роль. Как экскаватор, подъемный кран или автомобиль расширяют физические возможности человека, так информационно-компьютерная техника увеличивает интеллектуальные возможности человека, но не заменяет его.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо отметить, что принято различать широкое и узкое значение понятия «сознание». В широком смысле сознание рассматривается как психическое отражение человеком действительности, независимо от того, в какой форме и на каком уровне оно осуществляется. В узком смысле это понятие означает только логико-понятийную форму отражения мира.

Сознание людей состоит из множества элементов и ряда уровней, образующих целостную систему. Его структура имеет целостный характер: элементы сознания взаимодействуют между собой, от чего зависит их содержание. Наряду с мышлением в сознании выделяют знания, чувства, эмоции, волю и память. Различают также три уровня сознания: бессознательное (к нему примыкает подсознание), собственно сознание и сверхсознание. Существует еще и такой феномен как самосознание. Каждый элемент или уровень сознания играет свою роль в реализации основных его функций: получение информации, ее сохранение, регуляция действий, совершенствование личности, обеспечение коммуникации и т.д. Важно, чтобы в практической и познавательной деятельности человека использовались различные структурные единицы сознания. Без этого трудно решать возникающие в жизни задачи.

До ХХ века доминировал взгляд, будто сознание способно до конца раскрыть как собственную сущность, так и окружающий мир. Но З. Фрейд (1656–1739) начал рассматривать все, что лежит ниже уровня осмысленного истолкования, как бессознательное или подсознательное. Он пришел к выводу о наличии у человека бездонного резервуара переживаний, которые им не осмысливаются, но оказывают огромное воздействие на функционирование сознания и поведение. «Человек не хозяин в своем доме» – говорил Фрейд.

Ученый заметил, что в человеке живет великая сила бессознательных инстинктов. Но еще есть культура с ее нормами и правилами. Она ограничивает действие инстинктов. Наше сознательное Я постоянно балансирует между культурой и инстинктов. Фрейд отстаивал мысль о необходимости для личности достигать равновесия между ними. Если культура жестко подавляет инстинкты, то неизбежны нервные срывы и социальные бунты. Но когда влияние культуры падает, то наступает моральное разложение общества. Фрейд ратовал за постоянную работу по превращению инстинктивных действий в осознанные поступки и разумное созидание личностью своего духовного мира.

Современная наука подтверждает мысль о многослойности и полиструктурности сознания. Происходит взаимодействие различных его элементов. Бессознательное становится осознанным и, наоборот, невостребованная в данный момент информация оседает в подсознании.

В сфере бессознательного действуют различные образования: инстинкты самосохранения, агрессии, попечительства, подчинения; всевозможные стереотипы, комплексы, установки и т.п. В этой сфере хранится накопленная информация и извлекается отсюда по мере надобности.

Собственно сознание есть то, что мы осмысливаем и можем выразить в словах. Оно выражается в мышлении по правилам логики, в умении выявлять причины различных процессов и событий, находить следствия и делать выводы. Важнейшую функцию выполняет сверхсознание: оно участвует в решении творческих задач, позволяет выдвигать проблемы, формулировать гипотезы и намечать цели деятельности. Именно на уровне сверхсознания возникают новые идеи, генерируются новые ценности и нормы.

Сознание постоянно эволюционирует и возникает необходимость контроля над его деятельностью. Эту функцию выполняет самосознание. Следует отличать философскую трактовку самосознания от обыденного взгляда на него и от психологического понимания данного феномена. Для обыденного мышления самосознание есть, во-первых, акт выделения себя из окружающего мира, а во-вторых, понимание самосознания как памяти о себе. Психологи самосознание соотносят с умением постигать свой внутренний мир, анализировать свои переживания и чувства.

Философы, между тем, рассматривают самосознание как неотъемлемую существенную подсистему сознания, что резюмируется в утверждении «нет сознания без самосознания».

Представление о самосознании первоначально сформировалось в христианстве. Апостол Павел писал о «внутреннем человеке», т.е. таком, который обращает внимание на свои чувства, желания и надежды. «Не застывай в высокомерии духа, – призывал человека христианский мыслитель Августин Аврелий, – а через сомнения следуй по пути внутреннего преображения». В ходе исповеди христиане овладевали искусством самооценки с проникновением в собственный духовный мир. Самоанализ становился условием преображения и возвышения личности.

Раскрывая природу самосознания следует обратить внимание на то, что оно предполагает обнаружение личностью своей активной деятельностной природы, своей способности давать определения вещам и процессам. В этой связи возникает вопрос о соотношении моего видения предмета и его объективных свойств. Что первично, предмет или мысль о нем? Ответ на этот вопрос является важнейшим элементом ориентации человека в мире, служит условием определения индивидом своей жизненной позиции.

В четвертом вопросе, прежде всего, необходимо отметить, что невозможно постичь сущность сознания без учета его противоречивой двойственной природы, сочетающей индивидуальную и общественную стороны. Мыслит отдельный человек, обладающий необходимой для этого психической организацией. Но он пользуется сформированным народом языком, развитым культурой понятийным аппаратом, апробированными другими людьми в практической и познавательной деятельности методами, накопленным в смене поколений и коммуникации субъектов массивом знаний. Очевидно, сознание каждого человека не только уникально и индивидуально, но содержит также общезначимые элементы и признаки. В нем представлена общественная составляющая.

В этой связи вполне оправданно говорить об общественном сознании, которое массовидно и надындивидуально. Таким образом, наряду с психическим носителем сознания существует его социальный носитель, каковым является общество.

К. Маркс показал, что общественное сознание не есть нечто предзаданное: оно формируется в реальном процессе жизнедеятельности людей. Маркс пришел к выводу, что «общественное бытие людей определяет общественное сознание». Это значит, что сознание различных социальных групп, классов содержит как общие элементы, так и признаки, присущие только этим сообществам. Имеются различия в морали аристократии, буржуазии и пролетариата, в сознании крестьян, фабричных работников и горнорабочих.

Общественное сознание обслуживает социальную систему, является одной из сторон ее функционирования и ею воспроизводится. Оно детерминировано общественным бытием, прежде всего, социально-экономическими отношениями, но оказывает на него обратное влияние, способствуя воспроизводству самой социальной системы.

Структура общественного сознания включает обыденный и теоретический уровни. Обыденное сознание формируется стихийно под влиянием повседневной практики. Существенное влияние на него оказывает непосредственное общение людей, в ходе которого происходит обмен информацией в виде демонстрации навыков и умений. Существенной чертой обыденного сознания является его неявный характер. Оно базируется на здравом смысле, чувственно-практическом опыте и естественных (национальных языках). Необходимо отметить, что в состав обыденного сознания входит общественная психология: массовые чувства и настроения, социальные установки и оценки социальными группами своего положения в обществе. Эмоциональное состояние общества, его настроение является одним из важнейших факторов проводимых реформ.

Теоретический уровень общественного сознания базируется на строго логической аргументации выдвигаемых положений, предполагает обоснование существенных связей и отношений, складывающихся в обществе, отличается системностью и последовательностью изложения материала. Теоретическое сознание относится к специализированной духовной деятельности. Разработка теоретических знаний осуществляется хорошо подготовленными субъектами-профессионалами. На теоретическом уровне создаются идеологические системы, выражающие коренные интересы различных социальных групп.

В структуру общественного сознания входят также различные формы: политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Каждая из них представляет специфический способ духовного освоения действительности. Их разнообразие вытекает из разделения труда и дифференциации общественных отношений, которые эти формы отражают и обслуживают. Однако нет жесткой зависимости форм общественного сознания от соответствующих видов отношений и практической деятельности. Общественное сознание обладает собственной логикой развития: оно относительно самостоятельно, в его эволюции наблюдается преемственность идей. Так, на протяжении всей истории философии в ней сосуществуют материалистическая и идеалистическая традиции, представляющие разные программы объяснения фундаментальных принципов бытия человека в мире. Относительная самостоятельность общественного сознания является условием его конструктивно-творческой деятельности – мысленном моделировании различных процессов и разработки принципиально возможных сценариев развития событий в различных областях практики. Вместе с тем все формы общественного сознания суть различные стороны целостной системы духовного отношения людей к миру. Они, так или иначе, связаны между собой и выполняют взаимодополнительные функции. Раскрывая природу общественного сознания, необходимо проследить взаимосвязь его форм и обозначить функции каждой из них в системе целостной духовной деятельности.

Темы для докладов и дискуссий

1. Загадка происхождения сознания.

2. Соотношение духа, души, сознания и сверхсознания.

3. Роль самосознания народа в историческом процессе.

4. Проблема искусственного интеллекта, прогнозы трансгуманизации.

5. Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) – симптом деградации общества.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Поразмышляйте над этимологией термина «сознание» – «со-знание». Какие новые смысловые аспекты она раскрывает? (2 балла)

2. Заполните схему, отражающую отличия сознания человека от психики животных:


     

(2 балла)

3. Проведите сравнительный анализ философского понимания сознания:

а) в эпоху античности и эпоху средневековья;                                                 

б) в идеалистической и материалистической традиции новоевропейской и современной философии.

На основе изученного материала составьте схему (таблицу), отражающую специфику понимания сознания мыслителями античности, средневековья, Нового времени и, в завершение, философами наших дней. (4 балла)

 

4. Поразмышляйте над высказываниями:

- «Человек не что иное, как слабейший в природе тростник, но это – мыслящий тростник… Все наше достоинство состоит в мысли» (Б. Паскаль);

- «Есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» (З. Фрейд);

- «…Сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия» (А. Леонтьев). (3 балла)

 

5.Заполните таблицу, иллюстрирующую отличительные черты идеального и материального:

идеальное Материальное
отражение действительности в форме ______ ?, ________ ? совокупность объектов реальности, находящихся вне _________________ ?
существует ___________ ? существует объективно
не имеет самостоятельного, вне материального мира существования существует _________ ?, независимо ________________ ?
формы существования опосредуются через ________ ? формы существования________ ?,  ничем не опосредованы
строится на функции высокоорганизованной материи, ______ ? является причиной самой себя
__________ ? образ ___________ ? мира сам ___________ ? мир
высшая форма __________ ? восприятия мира существует в форме_______ ?, _____ ?, ______ ?, __________ ?
содержание идеального –_________ ? мир и феномены __________ ? содержание материального – совокупность ________ ? явлений и процессов _____ ?и ________ ?

(2 балла)

6. Какую философскую проблему поднимает великий немецкий поэт и мыслитель И. Гете в данном фрагменте из «Фауста»?

Написано: «В начале было Слово» –

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что мысль – всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не сила ли – начало всех начал?

Пишу, – и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит

Но свет блеснул – и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

(2 балла)

 

7. Что понимается под «моделированием интеллекта»?                                    Постройте схему и произведите алгоритмизацию одного из вариантов создания искусственного интеллекта. (5 баллов)

Тематика рефератов

1. Сознание в психологии и философии.

2. Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.

3. Диалектика материального и идеального.

4. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.

5. Проблема души в философии и психологии.

6. Обыденное сознание и здравый смысл.

7. Кибернетические модели сознания.

8. Дух и материя, душа и тело.

9. Язык как знаковая система и средство общения.

10. Проблема идеального в философии.

11. Самосознание как проблема философии.

12. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

13. Основные компоненты сознания.

14. Вера и надежда как компоненты сознания.

15. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.

16. Бессознательное как психический феномен.

17. Современные научные трактовки бессознательного.

18. Проблема реальности духовного.

19. Дух, душа, сознание, сверхсознание.

20. Рациональное и иррациональное в духовных процессах.

21. Мистический духовный опыт.

22. Архитипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.

23. Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.

24. Воображение как интегральная способность сознания.

25. Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека.

26. Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.

27. Модели психофизической проблемы.

28. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

29. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихологические проблемы.

30. Многообразие форм духовного опыта человека.

31. Индивидуальное и общественное сознание.

32. Обыденное и концептуализированное сознание.

33. Феномены идеологизации и мифологизации сознания.

34. Особенности массового сознания.

35. Структура общественного сознания.

36. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

37. Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

38. Архетипы народного сознания.

39. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

40. Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Аблеев, С.Р. Философский метод и проблема научного языка в исследованиях сознания / С.Р. Аблеев // Философия науки. – 2008. – № 4. – C. 16–30

2. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. – СПб., 2003.

3. Бескова, И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд / И.А. Бескова. – М., 2002.

4. Винник, Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке / Д.И. Винник // Философские науки. – 2002. – № 4.

5. Дубровский, Д.И. Еще раз о проблеме идеального / Д.И. Дубровский // Философия и общество. – 2002. – № 2.

6. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. – М., 1980.

7. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М., 1994.

8. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.

9. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск, 2000.

10. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума к смыслообразующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000. – № 10.

11. Кулик, СП. Проблема сознания: парадоксы современных исследований / С.П. Кулик. – Минск, 2001.

12. Лебон, Г. Психология народов и масс – СПб, 1995.

13. Меркулов, И.Т. Информационная природа сознания / И.Т. Меркулов // Полигносис. – 2002. – № 4.

14. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

15. Михайлов, А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А.И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – № 3.

16. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.

17. Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А.Н. Портнов. – Иваново, 1994.

18. Проблема сознания в западной философии. – М., 1989.

19. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

20. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М., 2000.

21. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

22. Серл, Дж. Новое открытие сознания/ Дж. Серл // Логос. – 2001. – № 4.

23. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

24. Терегулов, Ф.Ш. Материя и сознание / Ф.Ш. Лерегулов. – М., 2002.

25. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

26. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

27. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К.Юнг. – М., 1995.

28. Янковский, В.И. Эмоционально-чувственный уровень массового сознания как объект социально-философского анализа / В.И. Янковский // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя. – 2007. – № 1. – C. 86–90.

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 536.