Тема 6. Русская философия как выразитель национального самосознания восточных славян
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Русская культура между Востоком и Западом. Западноевропейская и славяно-русская философская традиции, их специфика и взаимосвязь. Основные этапы развития русской философии.

2. Проблемы национального самосознания и путей исторического развития в философии славянофилов и западников. Проблема «России и Европы» в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

3. В.С. Соловьев: идея всеединства и Богочеловечества. Задача «великого философского синтеза». Понятие русской идеи.

4. «Русский философский Ренессанс» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк).

5. Философия русского космизма: основные проблемы и темы. «Философия общего дела» Н. Федорова. Образ мира как жизненного целого и идея антологического равенства человека и космоса в философии русских космистов.

 

Ключевые понятия по теме

Богоискательство, всеединство, западники, исихазм, историософия, космизм, мессианизм, миссионизм, славянофилы, соборность, София, или Премудрость Божия, теократия, эгалитаризм,

 

Методические пояснения к теме

Приступая к первому вопросу, надо вспомнить содержание двух предыдущих тем и указать на истоки русской философии в средневековой христианской культуре, а также на специфику становления русской философии в Новое время.

После этого необходимо выделить основные вехи развития русской культуры, указывая на органичную связь восточнославянских культур в историческом развитии.

Центральным моментом изучения вопроса является выяснение различий между западноевропейской и славяно-русской философской традицией, утверждение их специфики и взаимосвязи. Это даст возможность перейти к анализу положения русской культуры между Востоком и Западом.

В продолжение разговора о специфике русской философии следует показать особенности философии Ф. Достоевского и Л. Толстого в антропологическом и историческом аспектах.

Завершающей частью этого вопроса выступает периодизация русской философии, начинающаяся с возникновения философии в Древней Руси (Илларион, Кирилл Туровский, Климент Смолятич) и заканчивающаяся современностью (российская постсоветская философия).

Во втором вопросе ставятся и изучаются проблемы национального самосознания и путей исторического развития в философии «славянофилов» и «западников». Сначала надо выделить и осмыслить исторические и социокультурные события в России и Европе в первую половину XIX в., показать их влияние на развитие критически-рационального мышления русского народа, на становление элементов национального самосознания.

Затем следует показать направления в общественной мысли России, среди которых выделить течения «славянофилов» (Л. Хомяков, Ю. Самарин, К. и И. Аксаковы) и «западников» (П. Чаадаев, Н. Огарев, А. Герцен).

Надо объяснить суть каждого из них, дать характеристику их подходов к анализу русской действительности, после чего подробно поговорить о дискуссии между «славянофилами» и «западниками» по проблемам становления национального самосознания и путях исторического развития России. «Славянофилы» ратовали за самобытный путь развития России, основанный на идеях народности и патриархальности, православия и соборности, без культурных заимствований с Запада. «Западники» предопределяли историческое и социокультурное развитие России уровнем и достояниями культуры Западной Европы, ориентирующейся на цивилизационный характер развития (научный и технический прогресс, капитализация экономики, демократизация и либерализация общества), недооценивая при этом духовно-культурное своеобразие России.

Интересным представляется здесь выделение сильных и слабых сторон их рассуждений, вопрос о возможностях поиска компромисса, аппелирование не к конфронтации, а к гармонизации духовно-ценностных ориентаций русского народа.

Важно при этом делать аргументированные и объективные оценки рассуждениям и выводам представителей этих течений, экстраполируя их на современное развитие русской культуры.

Отдельно в этом вопросе предлагается обсудить работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» с объяснением теории культурно-исторических типов.

Третий вопрос посвящен анализу философии одного из самых ярких и оригинальных религиозных философов XIX в. В. Соловьева. После изложения биографических сведений и перечня основных произведений рекомендуется акцентировать внимание на идеях всеединства и Богочеловечества как вселенских задачах, а также на «философии цельного знания», реализующейся через все сферы и уровни бытия.

Необходимо показать в итоге, что В.С. Соловьев в истории русской философии – знаковая фигура, давшая начало новому направлению религиозной философии в России – философии положительного единства, на которой основывался «русский философский Ренессанс», о чем речь пойдет в следующем вопросе.

Четвертый вопрос – «Русский философский Ренессанс» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк)» – посвящен рассмотрению наиболее яркой страницы истории русской философии, творчеству самых известных и популярных до сегодняшних дней русских философов.

В начале вопроса следует охарактеризовать само понятие «русский философский Ренессанс», указать, когда оно начало использоваться, с чем связано и что символизирует, какие важнейшие принципы и идеи генерировало.

Затем целесообразно перейти к рассмотрению вклада каждого из представителей этого периода в сокровищницу русской и мировой философской мысли. Возможен вариант общей характеристики и изложения философских идей «русского философского Ренессанса».

Исследуя философское наследие Н.А. Бердяева необходимо раскрыть его с позиций экзистенциализма, персонализма и религиозной философии.

Особое внимание в его творчестве следует уделить проблемам личности, свободы, творчества. Завершить рассмотрение философии Н.А. Бердяева следует его рассуждениями об историческом предназначении России, учением о русской идее и духовной жизни народа.

Философия С.Н. Булгакова носит всецело религиозный характер, в которой надо выделить учение о софиологии, учение о главе Церкви – богочеловеке Христе, учение о церковной культуре и религиозной истине. Спасение России возможно только в религиозно-культурном возрождении народа.

В философии еще одного религиозного философа этого периода – П.А. Флоренского необходимо рассмотреть концепцию православной теодицеи, учение об антиномичности религиозного сознания, построение идеала христианской жизни в радостном мировосприятии.

Завершить вопрос закономерно анализом творчества других известных русских философов этой поры. Предлагая студентам на выбор излагать персоналии и философские школы ( интуитивизм (Н.О. Лосский, С.Л. Франк), позитивизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, А.А. Богданов), материализм (Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин, В.И. Ленин), гегельянство (Б.Н. Чичерин, Г.Г. Шпет, И.А. Ильин,), обращать их внимание на богатстве, многообразии и глубине философских подходов, не уступающих европейской философской традиции, а в некоторых аспектах и превосходящих ее.

Подтверждением этой мысли будет переход к четвертому вопросу темы: «Философия русского космизма: основные проблемы и темы. «Философия общего дела» Н. Федорова. Образ мира как жизненного целого и идея антологического равенства человека и космоса в философии русских космистов».

Следует изначально назвать основных представителей и осмыслить основную идею русского космизма, состоящую в единстве человека и космоса, в возможности создания единого гармоничного мира. Далее надо подчеркнуть оригинальность и востребованность этого течения в русском обществе, сочетающем одновременно научность в изучении космоса с религиозностью, а порой, и мистичностью, эсхатологичностью взглядов представителей русского космизма.

Среди мыслителей научного направления следует подробнее остановиться на учении и деятельности К.Э. Циолковского, который рассматривал жизнь как феномен космической жизни, далекий от совершенства, но способной направить свою эволюцию в сторону общей гармонии жизни во Вселенной. Поэтому овладение человеком законами пространства, времени, энергии с помощью науки и технических средств позволит человечеству выйти в космос.

Объединиться человечеству для победы над смертью и разработать принципы всеобщего воскресения, обретая тем самым бессмертие и вечную жизнь в космосе, предлагает Н.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела». Преодолевая пороки, скопившиеся в земной цивилизации, и представления об изначальном человеческом грехе, люди способны породить импульсы жажды возвращения к вечной жизни, подчеркивает мыслитель, опираясь на научные и мистические, религиозные и рациональные воззрения.

Прежде чем подытожить рассуждения, надо обратиться к взглядам В.И. Вернадского, продолжателя идей космизма на новом уровне и в новых условиях. Антропологическая, космическая и социальная системы гармонически сливаются в единое целое посредством триумфа ноосферы (сферы разума).

В итоге по этому вопросу следует подчеркнуть стремление космистов доказать и объяснить принципы родства и равенства человечества и космоса как антропокосмического всесовершенства.

В заключении необходимо резюмировать основные положения изученной темы, обращая внимание на значение русской философской мысли в мировой и европейской философской традиции различных эпох, а также выделяя и подчеркивая непревзойденные образцы творчества и философской культуры представителей русской религиозной философии, философии космизма, экзистенциализма, персонализма.

Резюмировать тему следует выводом о значении русской философии для решения современных глобальных и цивилизационных проблем, а также для укрепления славяно-русской духовности.

 

Темы для докладов и дискуссий

 

1. На пути к цельному знанию: проблема соотношения «рационального» и «сверхрационального» в русской философии.

2. Роль идей славянофилов и западников в современных дискуссиях о выборе исторического пути развития России и Беларуси.

3. Метафизика зла: учение И. Ильина о сопротивлении злу силой.

4. Славяно-русская духовность как отправная точка в утверждении новой модели цивилизационного развития человека в ХХІ веке.

5. Онтология зла в учении Ф. Достоевского.

 

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Изложите в таблице суть общих положений и различий во взглядах «славянофилов» и «западников» по проблемам развития культуры, славянской души и исторической судьбы России

 

  Славянофилы Общие темы и рассуждения Западники
     

(4 балла)

2. В работе «Русская идея» Н.А. Бердяев так рассуждает о состоянии народного русского духа: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русских души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности... Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным. В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX век, век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий».

Резюмируйте суть содержания этого фрагмента.

Изложите свою точку зрения на описываемые характеристики русского духа. Как эта духовность повлияла на историческую судьбу России в ХХ в.?

(4 балла)

3. Изложите в таблице общие темы и особенности экзистенциализма Ф. Достоевского и Л. Толстого.

 

Достоевский (особенности и различия в изложении экзистенциального учения) Общие темы и аспекты учений Толстой (особенности и различия в изложении экзистенциального учения)
     

(4 балла)

 

4. Поясните мысль Радищева, комментирующего учение К. Гельвеция: «Руки были человеку путеводительницы к разуму».

В пользу рационализма либо сенсуализма (эмпиризма) склоняется Радищев в познании? Обоснуйте Вашу точку зрения, используя учебный материал. (2 балла)

5. Раскройте суть двух концепций русского космизма, изложенных в работах Н. Федорова «Философия общего дела» и К. Циолковского «Основы космической жизни».

Какие проекты строят авторы по овладению человеком космосом? Выделите в них рациональное и мистическое начала. Какие пороки и сложности препятствуют реализации планов космической жизни? (3 балла)

6. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Космизм», «Русская идея», «Всеединство», «Ноосфера». (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см). (5 баллов)

Тематика рефератов

 

1. Западноевропейская и славяно-русская философские традиции: различие и сходство.

2. Человеческое сердце как инструмент познания в философии Г. Сковороды.

3. А.С. Хомяков: соборность как религиозно-нравственный идеал.

4. Религиозно-нравственная проблема в творчестве Ф.М. Достоевского. Учение Л.Н. Толстого о ненасилии, смысле жизни и нравственном совершенствовании человека.

5. Смысл и назначение русской идеи в философских учениях Ф. Достоевского и В. Соловьева.

6. Идея всеединства в философии В. Соловьева.

7. Учения о Богочеловечестве и теократическая утопия Вл. Соловьева.

8. Соборность и идея русско-православного мессианизма.

9. Образ мира как живого целого в философии русского космизма.

10. Космическая философия множественности миров и цивилизаций К.Э.Циолковского.

11. Философия «Общего дела» Н. Федорова и проблема бессмертия.

12. Философские основания учения Чижевского о влиянии солнечной активности на исторический процесс.

13. Идея универсальной целостности бытия в русской философии.

14. Духовный ренессанс начала ХХ века в России и его влияние на философскую мысль современности.

15. Понятие о Софии в концепциях всеединства В. Соловьева, Н. Флоренского и С. Булгакова.

16. Н. Бердяев: философия как творческий акт.

17. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.

18. И. Ильин о духовном обновлении России и ее исторической судьбе.

19. Проблема будущего России в философско-социологических теориях евразийства.

20. Вклад русской философии в развитие идеи ненасильственного мира и современной экологической этики.

21. Критика русскими религиозными философами техногенной цивилизации, прогрессистской идеологии и потребительской психологии.

22. Аксиологический потенциал идей славянофильства в разработке проектов стратегического развития восточнославянских стран в ХХІ веке.

 

Рекомендуемая литература

1. Бердяев, Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н.А. Бердяев. – М., 1990.

2. Введенский, А.И. Очерки истории русской философии / А.И. Введенский, [и др.]. – Свердловск, 1991.

3. Громов, М.Н., Русская философская мысль X–XVII вв. / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. – М., 1990.

4. Галактионов, А.А. Русская философия IX–XIX в. / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. – М., 1989.

5. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М., 1991.

6. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии. / А.Ф. Замалеев. – СПб., 1995.

7. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т. / В.В. Зеньковский. – Л., 1991.

8. Иустин, Достоевский о Европе и славянстве. – М., СПб, 2002.

9. Корольков, А.А. Русская духовная философия / А.А. Корольков. – СПб., 1998.

10. Лосев, А.Ф., В. Соловьев / А.Ф. Лосев. – М., 1994.

11. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1991.

12. Левицкий, С. Очерки по истории русской философии / С. Левицкий. – М., 1996.

13. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских / Д.С. Лихачев // Вопросы философии. – 1990. – № 4.

14. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. – М., 1990.

15. Сербиенко, В.В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Сербиенко. – М., 2005.

16. Стрельченко, В.И. К вопросу о реальности славяно-русской философской традиции / В.И. Стрельченко // Традиции в отечественной философии: Материалы выступлений и тезисов докладов междунар. научной конференции. – Гродно, 1991. – Ч.1.

17. Уткин, А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие для вузов, А.И. Уткин. – М., 2000.

18. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров. – М, 1982.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 386.