Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма.
2. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их основные формы.
3. Социокультурная обусловленность процесса познания. Роль практики в процессе познания. Индивидуальное и внеиндивидуальное в познании.
4. Проблема истины в теории познания. Истина и оценка истины и заблуждения. Истина и правда. Истина и вера. Критерии истины.
Ключевые понятия по теме
Абстракция, агностицизм, анализ, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, дедукция, догматизм, заблуждение, знание, идеализация, индукция, интеллигибельный, интуция, истина, конвенционализм, ложь, метод, наблюдение, наука, отражение, ощущение, парадигма, познание, понимание, понятие, практика, представление, проблема, релятивизм, синтез, скептицизм, суждение, теория, умозаключение, факт, фальсификация, формализация, эпистемология, эксперимент.
Методические пояснения к теме
При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что человек как вид проявляется в том, что у него есть сознание – инструмент, с помощью которого он может получать знания об окружающем мире и реализовывать свое назначение в нем. Познание – как процесс приобретения, накопления и развития знания – является не просто одним из существенных признаков человека, а фундаментальной его характеристикой. Благодаря познанию, человек способен создавать условия своей среды, раскрывая тем самым специфику человеческого бытия: человек – это вид, который может существовать на сверхприродном уровне.
Данная способность пребывать «сверх» природных законов указывает на иерархичность организации самого человека. Наличия в нем низших, укорененных в биологическую природу и высших, устремленных к превосходящему телесность, трансцендентному начал. Таким образом, человеку, в отличие от животных, наряду с чувственными ощущениями даны и другие, бесконечно более утонченные и значительные источники опыта, которые расширяют его возможности взаимодействия с миром и указывают на многообразие форм и методов познания окружающей действительности.
Так, уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общения, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят довольно прочный характер, включая в себя такие элементы как стереотипы, следование традициям, преданиям, приметы, суеверия, предчувствия и т.п.
Важную роль, особенно на начальных этапах развития истории, играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой представлений о природе и обществе народной фантазией. Мифологическому мышлению свойственна слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение субъекта и объекта познания, предмета и знака, вещи и слова и т.д.
Однако в последнее время было выяснено, что мифологическое мышление – это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. При этом современная наука отмечает, что мифы характерны не только для ранних этапов развития человечества. Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь не уменьшается. В существующем сегодня обществе наблюдается стремление к мифотворчеству. Это свойственно, в первую очередь, массовому сознанию. В ряде случаев правящая элита стремится поддерживать, а также создавать подобные мифы, если они способны помочь им в достижении различных целей (мифы о «врагах народа», о «рыночной панацее от экономических проблем», об «общепланетарном доме» и т.д.).
В рамках мифологии зародилась художественно-образная форма познания. Наиболее развитое выражение она получила в искусстве. Хотя искусство специально не решает познавательные задачи, но содержит в себе мощный гносеологический потенциал. Виды художественного освоения действительности различны – живопись, музыка, театр и т.д.
Результатом художественного освоения действительности является художественный образ. Художественный образ – всеобщая категория искусства, как средство и форма художественного освоения мира имеет большую методологическую ценность. Процесс создания художественного образа идет от «живого созерцания», ощущений, чувственно-конкретных представлений к обобщению и абстракции. Тем самым художественное познание является своеобразной ступенькой к логическому освоению действительности, которому оно сообщает некоторые свои формы и методы (метод аналогий, ассоциаций и т.д.).
Одной из древних форм познания, генетически связанных с мифологией, является философское познание. Предназначение данной формы познания – создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий. При этом философия оформляется, как правило, в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философии свойственен антропоцентризм. В ней также присутствует значительный ценностный компонент. Это означает, что она – сложное духовное образование, которое позволяет человеку рефлексировать над такими проблемами человеческого бытия как добро и зло, истина и ложь, справедливость и беззаконие.
Данная особенность сближает философию еще с одной формой познания – религиозной. Положительное значение данной формы познания состоит в том, что она, еще в большей степени, чем философия, обращает человека к высшим жизненным смыслам, актуализирует его «сверх» природную видовую специфику. Если сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, какие только возможно обрести в земном существовании, то религия идет дальше – она простирает сферу своих притязаний на область трансцендентного, бесконечного, вечного и Абсолютного и этими сверхземными мерками выверяет истинность или ложность человеческого существования.
Наконец, необходимо охарактеризовать наиболее значимую для современного общества форму познания – науку. Современный белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки:
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности. Понятие науки включает в себя научное исследование и научное знание. Можно выделить следующие специфические черты научного знания:
- истинность;
- обоснованность;
- системность;
- направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов;
- опережение практики;
- наличие научной терминологии – специфического языка науки;
- наличие специфических средств (микроскоп, телескоп и т.д.);
- наличие специфических методов деятельности и так далее.
Далее при рассмотрении проблемы познаваемости мира необходимо указать, что в истории философии сложились два подхода противоположным образом рассматривающие данный вопрос. Условно их можно обозначить как гносеологический пессимизм и гносеологический оптимизм. Так, согласно воззрениям сторонников гносеологического пессимизма, познание мира невозможно по тем или иным причинам. Здесь можно назвать такие течения как агностицизм и скептицизм. Агностицизм – это учение, убеждение, установка, отрицающая принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Виднейшими представителями агностицизма являются Д. Юм и И. Кант.
Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основателем которого полагается античный мыслитель Пиррон. В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемости мира, но либо сомневаются в возможностях его познания (соответственно выдвигая сомнение в качестве принципа мышления), либо, не сомневаясь, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).
Следует отметить, что представленная позиция гносеологического пессимизма имеет вполне определенные основания в самом характере человеческого познания. Поскольку, чем больше увеличивается объем и сфера человеческого знания, тем с большей отчетливостью осознается и расширяется круг непознанного. Каждое новое открытие обнаруживает не только мощь, но и ограниченность человеческого разума и показывает, что истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Следует также обратить внимание на тот момент, что процесс познания бесконечен, что это процесс, который никогда не может быть завершен, так как мир беспределен и постоянно меняется.
Однако все эти факты не помешали состояться философской позиции гносеологического оптимизма, согласно которой объективный мир познаваем, доступен силе человеческого разума. Наиболее ярко безудержный оптимизм и вера в могущество разума проявились в западной философии просветительского периода. Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно поступательное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Разум и только разум, по их мнению, является основой всякого прогресса, всякого движения вперед.
Тем не менее, представления о самодостаточности логически-рационального разума достаточно сильно пошатнулись в начале ХХ века. Способствовали этому открытия, которые произошли в области естественных наук. Прежде всего, открытие микромира.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о познаваемости мира до конца не решен. Тезис о границах познания все более свойственен современной науке.
При ответе на второй вопрос необходимо указать, что познание, как и всякий другой вид человеческой деятельности, содержит в себе цель, средство, результат, мотив, ценность, норму, идеал и т.д. Однако первым и необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он выступает в качестве активной стороны, субъекта деятельности. Другими словами, процесс познания – это процесс взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъект познания – человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.
Объект познания – предмет, явление, процесс материальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.
Предмет познания – более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. В структурном отношении объект отличается от предмета тем, что в него входят лишь главные, существенные признаки изучаемого объекта с точки зрения цели и задач исследователя.
Сложный противоречивый характер процесса познания находит отражение в диалектике чувственной и рациональной его стороне, во взаимосвязи их основных форм. Так, чувственное познание, как отражение органами чувств (зрением, слухом, осязанием и т.д.) реальной действительности, выступает в трех основных формах:
-ощущение,
-восприятие,
-представление.
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта.
Восприятие – синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета, события, явления, наблюдаемых в данный момент.
Представление – наглядное воспроизведение восприятий с помощью памяти и воображения.
Все формы чувственного познания неразрывно связаны между собой, а также и с формами рационального познания, к которым относятся:
-понятие,
-суждение,
-умозаключение.
Понятие – логический образ предмета, совокупность значимых свойств.
Суждение – мысль, которая устанавливает связь между понятиями и является высказыванием о чем-либо.
Умозаключение – несколько связанных между собой суждений, вывод нового суждения.
Все три формы рационального познания едины, взаимосвязаны, раскрываются и формируются друг через друга. Но самой универсальной формой человеческого мышления, а значит, и рационального познания, является понятие, которое входит в структуру и суждения, и умозаключения.
При ответе на третий вопрос необходимо отметить, что гносеология в разработке своих проблем, в развертывании собственного концептуального знания всегда опирается и предопределяется потребностями общества. Поэтому знания, полученные на разных этапах развития общества, а также в пределах различных социальных систем всегда обладают своей социокультурной спецификой и по-разному решают поставленные теоретические проблемы.
Запросы общества – одна из важнейших предпосылок формирования определенного рода знания. Эти запросы оформляются, прежде всего, благодаря практической деятельности человека.
Практика – это специфически человеческая форма деятельности, осуществляемая всегда в определенном социально-культурном контексте.
В осмыслении практики можно выделить идеалистическую и материалистическую интерпретацию. Так, в идеалистическом ключе практика понимается как индивидуальный опыт общения со сверхъестественными силами. Материалистический подход опирается на объективную реальность, существующую независимо от познающего субъекта. В качестве важнейших форм практики выделяют:
- чувственно-предметную (с которой индивид сталкивается в повседневной жизни),
- материально-производственную (как область деятельности, в которой человек приспосабливает природу и природные материалы для своих нужд),
- социально-преобразующую (деятельность, направленная на преобразование общественной жизни),
- научный эксперимент (область практики, которая связана с созданием нового знания).
Практика в процессе познания выполняет целый ряд функций, важнейшими из которых можно назвать следующие:
- практика является источником познания,
- выступает как основа познания и ее движущая сила,
-является целью познания,
- представляет собой решающий критерий истины.
Далее, рассматривая проблему индивидуального и внеиндивидуального в процессе познания, необходимо отметить, что, хотя субъект познания выступает инициирующим началом, направляющим свою активность на предметы окружающего мира и самого себя, тем не менее, говорить о сугубой автономности, независимости познающего субъекта в своей гносеологической практике не приходится. Поскольку каждый человек включен в социокультурный контекст, пользуется знаниями, накопленными в обществе ранее, и на их основе выводит какие-то новые суждения. Свои мысли оформляет с помощью устоявшегося языка, особым образом кодирующим смыслы. Все это позволяет говорить о том, что в процессе познания реализуется гибкая взаимосвязь индивидуальных и надындивидуальных начал, их творческий синтез и взаимодополнение.
Четвертый вопрос темы посвящен одной из центральных проблем философии – «Что есть истина?». С самого своего возникновения философия по-разному решала этот вопрос. Так, родоначальниками древнейшей, классической концепции истины являются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их трактовке, истина есть соответствие знаний действительности.
При всей простоте и очевидности классической концепции истины возникло немало вопросов при ее ближайшем рассмотрении. Например, тот факт, что в процессе познания человек имеет дело не с объективным миром непосредственно, а с продуктами собственного чувственного восприятия, которые сугубо субъективны. Они зависят от самого воспринимающего индивида: состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки, социально-культурных факторов и т.п. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: «Истина – дочь времени». Попытка преодолеть эти проблемы привела к тому, что возник целый ряд других, альтернативных концепций истины.
- Концепция прагматизма: «Истинно то, что полезно и выгодно».
- Концепция конвенционализма: «Истинное суждение – продукт согласия между учеными».
-Концепция экзистенциализма: «Истина – психологическое состояние личностного переживания».
- Статитстическая концепция истины или концепция «социально ориентированного опыта» А. Богданова: «Истинно то, что признается большинством, что соответствует мнению большинства».
- Логико-семантическая концепция утверждает, что истинность знаний обеспечивается согласованностью предложений науки с чувственным опытом.
Названные концепции в той или иной мере противопоставляют свои положения классической теории истины. В то же время можно выделить еще один подход, наследующий и продолжающий традиции классической концепции истины. Это диалектико-материалистический подход. Он рассматривает объективную истину в связи с практикой. Роль практики определяется тем, что она – связующее звено между субъектом и объектом.
Практика выступает критерием истины. Хотя помимо практики можно назвать и другие критерии, например, логический, чувственный критерии истины. Однако практике все же отводится главенствующая роль. Она показывает, что объективная истина не есть нечто застывшее, а находится в развитии.
Далее следует обратить внимание на то обстоятельство, что диалектический подход к проблеме истины с необходимостью связан с такими понятиями как:
Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир.
Абсолютная истина – которую можно понимать, как минимум, в двух значениях:
1. Как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом (гносеологический идеал);
2. Как элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «земля – планета солнечной системы», «люди – смертны» и т.д.).
Также при ответе необходимо указать, что у истины на всех этапах ее развертывания и углубления есть постоянный и неизменный спутник. Это – заблуждение. Заблуждение – принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Заблуждение вполне естественный этап в освоении неизведанных сфер бытия, т.к. связи проявления мира весьма многообразны, и поэтому всякое знание с неизбежностью сталкивается с границами своей применимости. Но что там, за гранью, точно сказать невозможно. В то же время заблуждение следует отличать от лжи. Ложь – преднамеренное искажение истины в корыстных целях. Иначе – это характеристика знаний, выражающаяся в полном несоответствии действительности.
Близким по смыслу, но не совпадающим с понятием «истина» является понятие «правда». Правда представляет собой субъективную интерпретацию истины. Соотносится с личной убежденностью, ценностной окраской истины. Часто выступает как фрагментарная, неполная истина, промежуточное состояние между истиной и ложью.
Реализовывать данные особенности правды помогает такой феномен как вера. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума.
Темы для докладов и дискуссий
1. Познаваем ли мир: агностицизм и его историческая разновидность.
2. Истина и оценка: проблема соотношения познавательного и оценочного отношения к миру.
3. Проблема соотношения знания и веры в процессе познавательной деятельности.
4. Субъект и объект познания в интерпретации классической и постклассической философии.
5. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Заполните схему возможностей познания мира:
(2 балла)
2. Прокомментируйте следующее высказывание Аристотеля: «Мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет». (2 балла)
3. «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом».
Философу какого направления Нового времени могли бы принадлежать данные суждения о познании? Сформулируйте свое видение обозначенной проблемы взаимосвязи познания и практической деятельности. (3 балла)
4. Дайте объяснение выводу Н. Бердяева: «Познание есть объективация, и познание есть осознание объективации, оно выводит из царства объективации к царству духа и смысла». (3 балла)
5. Какой смысл заключен в положении Л. Фейербаха о том, что «познание бывает куплено лишь ценой потери невинности жизни»? (2 балла)
6. Назовите функции практики в познании и заполните схему:
(2 балла)
7. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Гносеология», «Истина», «Познание», «Агностицизм» (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см. ).(5 баллов)
Тематика рефератов
1. Многообразие форм познания.
2. Особенности познания природного, социокультурного и духовного мира человека.
3. Познание и мудрость.
4. Цели и смысл познавательной деятельности.
5. Познание и здравый смысл.
6. Философия как познание и образ жизни.
7. Знание и информация в познавательной деятельности.
8. Современные теории познания.
9. Агностицизм и его исторические разновидности.
10. Механизмы социокультурной детерминации познавательной деятельности.
11. Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.
12. Феномен античного скептицизма.
13. Роль интуиции в познавательном процессе.
14. Проблема понимания в теории познания.
15. Соотношение истины и ценностных ориентаций исследователя в познавательном процессе.
16. Признание истины как ответственный акт.
17. Постижение истины как путь осуществлений свободы.
18. Прогностическая концепция истины.
19. Вера как гносеологический феномен.
20. Взаимодействие теории и практики в процессе познания.
Рекомендуемая литература
1. Автономова, Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н.С.Автономова. – М, 1988.
2. Голстейн, М. Как мы познаем / М. Голстейн, И. Голстейн. – М., 1984.
3. Грязнов, Б.С. Логика, рациональность, творчество / Б.С. Грязнов. – М., 2002.
4. Зеленков, А.И. Философия и методология гуманитарного и естественно-научного познания / А.И. Зеленков, В.Т. Новиков, П.С. Карако. – Минск, 1999.
5. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. – М., 1993.
6. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М., 2001.
7. Лукашевич, В.К. Анатомия научного метода / В.К. Лукашевич. – Минск, 1999.
8. Микешина, Л.А. Философия познания: полемические главы / Л.А. Микешина. – М., 2002.
9. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.
10. Познание в социальном контексте. – М., 1994.
11. Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987.
12. Степин, B.C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М., 1994.
13. Степин, B.C. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000.
14. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
15. Теория познания: в 4 т. – М., 1991–1995.
16. Теория познания: в 4 т. – М., 1995. – Т. 4.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 386.