ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Методика "Чего не хватает?" (рис.1)

Ребёнку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция: на каждой из картинок отсутствует какая-то очень важная деталь; посмотри внимательно и назови ее.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов – ребёнок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло 26-30 секунд.

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло 36-40 секунд.

4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило 41-45 секунд.

2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов составило 41-45 секунд.

0-1 балл – время поиска всех недостающих предметов составило в целом более 45 секунд.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

 

2. Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (рис.2)

Ребёнку представляется несколько рисунков, в которых "спрятаны" предметы, которые ему известны. Необходимо назвать все эти предметы.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой.

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка даётся ребёнку только после того, как он нашёл все предметы на предыдущем рисунке.

Оценка результатов:

10 баллов – названы 14 предметов, время – 2-секунд;

8-9 баллов – названы все предметы за 21–30 секунд;

6-7 баллов – названы все предметы за 40 секунд;

4-5 баллов – ребёнок решил задачу поиска за 41-50 секунд;

2-3 балла – ребёнок справился с задачей за 60 секунд;

0-1 балл – за время, большее 60 секунд, ребёнок не может решить задачу.

 

3. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей дошкольного возраста (рис.3,4).

Приготовьте две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковыми, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей-различий (для ребёнка дошкольного возраста 5-7 различий, в зависимости от возраста).

Ребёнок рассматривает 1-2 минуты обе картинки, затем должен рассказать о найденных им отличиях.

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются ошибочно отмеченные различия. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности у ребёнка.

Оценка уровня развития ребёнка:

1 – очень высокий;

0,8-0,9 – выше среднего;

0,4-0,7 – средний;

0,2-0,3 – низкий;

0-0,1 – очень низкий.

 

4. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы "Назови фигуры" (рис.5)

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя – количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место использования на уроке. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника.

Задание: ребёнку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: "Скажи, из каких фигур состоят эти рисунки?". Фигуры представляются по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребёнок правильно нашёл и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки.

Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребёнок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень).

Задание считается невыполненным, оценивается знаком минус (-), если ребёнок допустил 5 ошибок и более (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребёнку можно предложить найти только круг, только треугольник.

 

5. Определение слухового восприятия с помощью пробы "Понимание текста".

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный ему текст.

Задание: ребёнку диктуется предложение: "Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу".

После этого ребёнка спрашивают о порядке действий Серёжи.

Оценка результатов:

Безошибочные ответы оцениваются знаком плюс (+). Если ребёнок сделал 1-3 ошибки, ответ оценивается также знаком плюс (+), но это 2-й уровень выполнения задания.

Более 3 ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком минус (-) – 3-й уровень.

 

6. Тест "Найди квадрат" (рис.6)

Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию.

Ребёнку показывают рисунок с изображением 10 четырёхугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырёхугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырёхугольника меньше или больше прямого угла .

Ребёнку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребёнок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

7. Тест "Пиши кружочками"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребёнку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками: ООО. Проверьте, правильно ли ребёнок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.

Диктуйте ребёнку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

оо

оооо

ОО

оооооо

ооооо

Если ребёнок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат.

 

8. Тест: "Чтение схем – слов" (рис.7)

Оценка фонематического слуха

Предложите ребёнку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребёнка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырёх кружочков, а слово "дом" – из трёх.

Если вы убедились в том, что ребёнок понял задание, показываете ему рисунок и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребёнок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 339.