Схема занятия по психогимнастике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выра­зительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашен­ных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их соци­альной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений од­новременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую на­правленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребен­ка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психо­эмоционального напряжения, внушение желательного настрое­ния, поведения и черт характера.

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Мы называем его «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит пси­хогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнас­тику не вмешивается в общение детей между собой. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Так, пока взрослые стоят и разговаривают, все дети балуются, а как только взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, можно сыграть на фортепиано арпеджио или какую-нибудь музыкальную фразу из популярной детской песни. Сигналом может стать и включение света, если «минутка шалости» сопро­вождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но

постоянным.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или по­движную игру.

Дошкольников в группе должно быть не более шести, а млад­ших школьников — не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нем в положении зрителей.

Надо следить и за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реак­циям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, только амимичные, только с неустойчивым вниманием и т. п.

Дети с раздражительностью, страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием, истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллек­том и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, надо развести по разным группам, так как вторые должны за­ниматься вдвое дольше — используется время двух курсов психо­гимнастики. Точно так же следует поступить и в том случае, если на психогимнастику назначаются дебильные дети. Они должны заниматься отдельно от детей с задержкой психического разви­тия. Элементы психогимнастики могут быть применены и при воспитании детей-имбецилов.

В группу для фона можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть по­лезны группе своей артистической жилкой. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых внешнее выражение эмоций (смех, слезы, зевота от скуки) вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с арти­стической жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

Надо завести журнал, в котором надлежит очень кратко ука­зать причину назначения того или иного ребенка на занятия психогимнастикой, что в дальнейшем поможет в планировании игр. Затем следует определить основные воспитательные и психо­терапевтические цели для данной группы в целом.

Цели курса психогимнастики

1. Обучение детей выразительным движениям.

2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

5. Снижение эмоционального напряжения.

6. Тренировка психомоторных функций.

7. Обучение ауторелаксации.

При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях пси­хогимнастикой преследуются как воспитательные, так и психо­терапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения (ближе к воспитанию), а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения (ближе к психотерапии). Так, например, обучение аутичного ребенка выразительным движениям и умению их «читать», а также попытка воспитания у него потребности в эмоциональном общении — это, безусловно, психотерапевтическая цель.

Полезно обучать выразительным движениям и аутичных детей, и детей с замедленным темпом развития, особенно в тех случаях, когда у них на первый план выступает задержка развития эмо­циональной сферы. Тренаж имитации эмоций и узнавания их по выразительным движениям необходим не только этим группам детей, но и многим другим, так как даже психически здоровые дети обладают разной способностью различать эмоционально-выразительные средства бессловесного общения.

Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиени­ческую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечеб­но-педагогического воздействия на детей, страдающих олигофре­нией, эпилепсией, психопатией, выраженной и легкой задержкой интеллектуального развития, ранним детским аутизмом, неврозом, органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптомати­кой и некоторыми другими заболеваниями.

В «Психогимнастике» предложены этюды и игры для коррекции нежелательных черт характера. Роли между детьми распределяют­ся так, как советует А. И. Захаров: роль, напоминающую не­желательные черты характера и поведения ребенка, получает один ребенок, а желательные черты характера и поведения демонстри­рует в этой же ситуации другой ребенок или ведущий, затем первый и второй ребенок (или ведущий) меняются ролями.

Иногда ребенок, у которого необходимо коррегировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его ха­рактера и поведения, после чего маленький наблюдатель выби­рает себе любую роль в этом же этюде. Сценка повторяется не­сколько раз. Таким образом ребенок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно повести себя плохо и хорошо. В ход пускается познание  отождествления, ребенок на эмоциональном уровне осознает себя, остается только во время саморасслабления путем внушения укрепить приобретенные им на психогимнастике новые знания о себе.

У значительной части детей, страдающих задержкой психи­ческого развития, интеллектуально-познавательная недостаточ­ность является вторичной, обусловленной нарушениями так на­зываемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работо­способности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности (В. В. Ковалев, 1980). Исходя из этого положения, на каждом занятии с этой группой желательно этюды и игры на выражение эмоций и отдельных черт характера до­полнить одним-двумя упражнениями, тренирующими психомо­торику.

Нехватка положительных эмоций отрицательно влияет на весь ход развития личности не только детей с задержкой психического развития, но и детей с другой патологией. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязатель­ными для каждого занятия. Заканчивать занятие лучше всего успокоением детей, обучением их саморегуляции.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.