Объяснение: семантическое и научное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Здесь в этой методологии мы сталкиваемся не толь­ ко с научным объяснением, имеющим место в классической пара-


     
 


166

Часть I • Методологические основания

дигме, но и с семантическим объяснением1. Этот вид объясне­ния фактически означает растолкование: подобное мы встреча­ем в лингвистике, когда для объяснения неизвестного слова толковый словарь дает слово со сходным значением. При таком объяснении события и поступки могут растолковываться дру­гому человеку с помощью уточнений, аналогий, указаний на предысторию и смысловой контекст происходящего — прибли­зительно так в повседневной жизни мы объясняем друг другу те или иные события. При этом мы стараемся перевести это собы­тие на понятный нашему собеседнику язык, исходя из его пред­полагаемого опыта, нормативных представлений. Семантичес­кое объяснение всегда преследует практическую цель — добиться понимания слушателем, оно всегда — процесс коммуни­ кации, ориентированный на конкретного слушателя. Такое объ­яснение может быть успешным, если его принял тот, кому оно адресовано, вне зависимости от того, соответствовало ли оно критериям логичности, согласованности отдельных частей и т.д., с помощью которых оценивается научное объяснение.

Семантическое объяснение — всегда понятное конкретному слушателю, в отличие от научного — «истинного», соответ­ ствующего объективным стандартам логики.

Семантическое объяснение в качественной парадигме — это объяснение смысла событий, своих поступков изучаемыми людьми, их интерпретация реальности.

А теперь попробуем разобраться, как сочетаются научное и семантическое объяснение в качественном исследовании.

Ранее мы уже говорили, что в качественной социологии су­ществует собственно гуманистическое направление, которое главной своей задачей считает предоставление «слова» тем «го­лосам из хора», которые раньше никогда не были слышны, а также тем ситуациям, которые не изучались или замалчива­лись. В исследованиях подобного рода, где «властвует» текст в первозданном своем виде, не «тронутый» исследователем, присутствует только семантическое объяснение реальности —■ объяснение с точки зрения «действующего субъекта»3.


Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах_________ 167

В научно ориентированных качественных исследованиях, так сказать, исследованиях «объективистского» характера, присутствуют и семантическое объяснение ситуации изучае­мыми людьми, и научное объяснение социолога, которое, как мы говорили ранее, должно быть построено по всем логиче­ским канонам научного доказательства, а также происходить на языке специальных терминов. Результаты такого рода ис­следований — мини-теория — есть всегда сплав, «равновесное» сочетание этих двух видов объяснений социальной реальности.

Применительно к исследованиям собственно постмодерни­ стского (или арт-) направления, где в продукте исследования слы­шен преимущественно только голос социолога, его интерпрета-тивная версия, «потерявшая» связь с «сырыми» данными, вообще не приходится говорить ни о семантическом, ни о научном объ­яснении: исследования подобного рода сознательно делаются вопреки научным канонам, а их выводы, сделанные в стиле fantasy, не столько объясняют реальность, сколько репрезентируют преж­де всего самого исследователя, его взгляд на вещи.

3. Использование социологической информации в прикладных целях



Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.