Качественное исследование и управление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принципиально качественная социология, провоз­глашая индетерминизм, рассматривая социальную реальность как гибкую, ситуативно определяемую ее участниками, как не­кий «кубик Рубика», каждый раз новый, противостоит жест­кости социального порядка, а значит, и управлению, направ­ленному на его поддержание. В то же время практика показывает, что результаты качественных исследований, преж­де всего научно ориентированных, претендующих на обоснован­ное научное понимание социальных явлений и процессов, мо­гут использоваться в практических целях — для изменения социальной ситуации в соответствии с нашими потребностями и намерениями. Это блестяще доказала знаменитая Чикагская социологическая школа, с первых своих исследований направ­ленная на практическую полезность, на помощь в управлении со­циальными процессами. Исследования Р.Парка, Э.Берджесса, У.Томаса, НАндерсена, Е.Фрайзера и др. были принципиально


 


'Московские новости. 1993. 19декабря.


' Шляпентох В . Э . Указ. соч. С. 16.



176

Часть I ' Методологические основания

прикладными, ориентированными на решение многочислен­ных социальных проблем Чикаго, этого «безумного города», где концентрация их была особенно высока. Показательно название крупнейшего исследовательского проекта, осущест­вленного в Чикагском университете в 1930-х годах: «Город как социальная лаборатория», где город рассматривался как соот­ветствующий полигон для изучения и социальных экспери­ментов, для реформирования социальной среды в целом1. Чи­кагские социологи, тесно контактируя с муниципальными властями, политическими партиями, общественными органи­зациями города, пытались найти средства этого реформирова­ния с целью повысить интеграцию, солидарность жителей го­рода, «разорванных» этническими, религиозными, в целом социокультурными конфликтами, укрепить социальный поря­док в городе. Качественная социология, таким образом, помо­гая власти принимать обоснованные управленческие решения, способствовала укреплению социального порядка, социальной интеграции.

Сегодня в современном обществе (по крайней мере в запад­ном), по мнению современного французского социолога Д.Берто, появляется и новый социальный актор, который может превратить социологическое знание в силу, преобразующую об­щество. «Любопытный актор, не имеющий устойчивого соци­ального статуса, как будто бы даже иногда исчезающий надол­го»2. Это — гражданское общество. По мнению французского социолога, государственная власть, правящий класс сегодня больше делают ставку на экономику и политологию, ибо «пара­дигма современного мира — это парадигма Рынка и Государ­ства». В то время как власть окружает себя многими слоями сек­ретности и лжи, по его мнению, именно гражданское общество

1 Баньковская СП . Чикагская школа в американской социо­логической теории: от кризисного сознания к стабилизаци­онному // История теоретической социологии: В 4 т. М.: Ка­нон, 1998. Т. 3. С. 105.

»Берто Д . Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // Биографический метод в изуче­нии постсоциалистических обществ: Матер, междунар. се­минара. СПб., 1997.


Тема 5 • Функции в классической и качественной п арадигмах               177

нуждается и стремится к полной прозрачности социальных от­ношений. Качественная социология, пытаясь проникнуть за со­ циальную завесу, изучая микромиры социального целого, могла бы «работать» на гражданское общество: помочь социальным общностям (например, экологическим, гендерным и др.) в их борьбе за реформы в той или иной сфере общественной жизни, за признание прав определенных категорий людей. Таким обра­зом, социология участвовала бы в преобразовании общества, одновременно повышая и свой статус в нем.

3.4. Качественное социологическое исследование в помощь конкретному человеку

Известно, что изменение социальной ситуации «сверху» всегда оборачивается усилением социального контроля за участниками ситуации, уменьшением их реальной свободы. В то же время гуманистический пафос качественной социологии направлен на помощь каждому отдельному человеку, который, обретя социологическое понимание, сможет заглянуть за гори­зонты собственного опыта, по-новому интерпретировать, каза­лось бы, знакомые стороны жизни, увидеть их в новом свете. Социология может подтолкнуть обычного человека к критиче­скому осмыслению тех верований, которые до сих пор были вне всякой критики, привить вкус к самоанализу, подтолкнуть к пе­реоценке своего опыта, обнаружив еще много способов его ин­терпретации. В частности, рассказывание интервьюеру своей истории Жизни (а это распространенная исследовательская практика), ее «проговаривание» здесь и сейчас в коммуникации со слушателем может быть и поиском себя, решением своих эк­зистенциальных (смысложизненных) трудностей.

В конечном счете социологическое понимание «ведет к уве­личению объема и практической эффективности нашей с вами свободы: индивидом, освоившим социологическое понимание, уже нельзя просто манипулировать, он сопротивляется насилию и регулированию извне тем силам, с которыми, как считалось, бесполезно бороться»1. На этом увеличении индивидуальной сво-

' Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 224.



178

Часть I • Методологические основания

боды делают акцент и социологи феминистского направления, помогая женщинам, с их точки зрения угнетенным, осознать свое положение в «мужском» мире. В конце концов, «если со­циологи не помогут своим современникам лучше понять мир, в котором они живут и который они конструируют каждый день, то кто это будет делать вместо них? Будет ли это задачей кабинетных интеллектуалов или, еще хуже, журналистов и по-литиков?»'.

В этом странном сплаве ориентации на власть, на усиление социального контроля за людьми и гуманистической ориента­ции на увеличение, в конечном итоге, индивидуальной свобо­ды «человека с улицы» видится внутренняя противоречивость качественной социологии. Эта двойственность, по мнению З.Баумана, есть отражение двойственной природы рациональ­ности вообще, «равнение» на которую есть неотъемлемая чер­та современного общества2.

С одной стороны, рациональность, рациональный расчет (а это прежде всего знание способов достижения цели, пони­мание социального явления, — А.Г.) может сделать любое действие индивида более эффективным, т.е. увеличить степень его свободы.

С другой стороны, рациональность, обращенная к органи­зации общества в целом, к его структурам, ограничивает инди­видуальный выбор, тем сзмым урезая индивидуальную свобо­ду. С этой двойственностью социологии «придется жить», видимо, всегда.

4. Мотивы обращения социолога к качественному исследованию

Следует обратить внимание еще на одну грань нашего раз­говора об экзистенциальных (смысложизненных) мотивах об­ращения социолога к качественному исследованию. Сама поста­новка вопроса таким образом свойственна только этой парадигме социологического исследования: в рамках классичес­кого подхода социолог, не включенный как личность в иссле-

' БертоД . Указ. соч. С. 15. г Бауман 3. Указ. соч. С. 236.


Тема 5 Функции в классической и качественной парадигмах              179

довательский процесс, движим только собственно познава­тельным или прикладным интересом.

В качественном исследовании, особенно в рамках ка­чественного интервью, конструируя совместно с информантом социальную реальность «здесь и сейчас», вглядываясь в себя глазами Другого, социолог формирует и свою идентичность, начинает осознавать себя. В ряде случаев, когда исследова­тельская версия есть прежде всего выражение себя, а не социума, как мы уже говорили (а это характерно для собственно постмо­дернистского направления), исследование может стать событи­ем его экзистенции, способом его бытия в мире1.

В целом качественная социология может многое дать со­циологу, как, впрочем, и обычному человеку — большее пони­мание людей, их пристрастий, мечтаний, опасений; уважение их права делать то, что они считают нужным и важным, — права на собственный образ жизни, В самом общем виде каче­ственная социология может помочь понять социологу другие формы жизни, проникнуть в их логику и смысл, понять всю относительность границ между «нами» и «ними», привить «терпимость» и в конечном итоге увеличить степень свободы каждого.








Вопросы аля самоконтроля

1. Каковы познавательные функции классического со­циологического исследования?

2. Назовите его прикладные функции.

3. Опишите проблемы, связанные с реализацией прог­нозной функции классического исследования.

4. Что такое описание в качественной парадигме?

5. Объясните разницу между терминами научное объ­яснение и семантическое объяснение .

6. Может ли качественное исследование «работать» на управление социальными процессами?

7. Опишите и объясните внутреннюю противоречивость целей качественного исследования.

1 Лехциер В . Л . Путь к опыту. С- 31.



160

Часть ! • Методологические основания

8. Какие кардинально новые цели могут преследовать качественные исследования?

9. Что может дать качественная социология самому ис­следователю?

Литература :

1. Aymeeum Ч. Законы и объяснения в социологии // Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

2. Бестужев- Jlada И.В. Прогнозное обоснование социологических нововведений. М.: Наука, 1993.

3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование // Социоло­гия в России. М.: ИСАН, 1996.

4. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического ис­следования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

5. Козловский ВВ. Утраты и обретения социологии // Журнал социо­логии и социальной антропологии. 1998. № 1.

6. Лехциер В.Л. Путь к опыту // Методологический потенциал каче­ственной социологии и способы его реализации в социологиче­ских исследованиях. Самара: Самарский университет, 2000.

7. Рорти Р. Метод, общественные науки и общественные надеж­ды //Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лич­ности. Л.: Наука, 1979.

9. Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк­туре и человеческое действие: объяснение в социологической на­уке // Теория общества. М.: Канон -Пресс- Ц, 1999.

10. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.


Часть II

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ


Тема 1


Тема 1


 


Типы социологического исследования в классической парадигме

Тема 2







Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.