Описание в методологии классического социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Описание в методологии классического социологи­ческого исследования предполагает определение меры выра­женности изучаемого свойства в объекте исследования, меры представленности его в различных социальных группах объек­та. Так, например, можно описать уровень социального само­чувствия населения России, сравнить его в различных соци­ально-демографических группах жителей страны или описать протестный потенциал, меру его выраженности в группах ра­ботников предприятий различных отраслей промышленности. Описать социальное явление или процесс как целостность здесь означает описать его структуру, меру представленности отдельных структурных элементов изучаемого целого. Так, ис­следуя явление социальной напряженности, сопровождающей процесс приватизации промышленных предприятий в 1990-х годах, украинский социолог Е.И.Суйменко теоретически вы­делил такие структурные составляющие:

1) «вертикальная» конфликтность (отношения взаимного проти­водействия между наемными работниками и работодателями);

2) «горизонтальная» конфликтность (отношения конкурен­ции внутри группы);

3) «протестные» установки людей.

1 В философии науки, впрочем, присутствует и позиция «науч­ного реализма», полагающая, что главная цель научного предприятия — истинное описание и объяснение явле­ния . Подробнее см. . Лаудан Л . Наука и ценности //Современ­ная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

1 Цит. по: ПатнемХ . Философы и человеческое понимание // Там же. С. 225.


Тема 5 • Функции в классической и качественной п арадигмах               161

Кроме того, социальная напряженность у него представле­на и тремя уровнями:

— государственным;

— региональным;

— уровнем отдельного предприятия.

Представляя каждый из выделенных элементов в виде меры его выраженности (уровень «вертикальной» и «горизонтальной» конфликтности, наличие «протестных» установок и т.д.), иссле­дователь реализовал функцию описания в своем исследовании1.

Достаточно часто описание включает выделение типологи­ческих групп изучаемого объекта, определение уровня их представлен ности.

Описание социального явления предполагает выделение двух аспектов его изучения: синхронического (сегодняшняя ситуация) и диахронического (сравнение его изменений во времени).

В исследовании социальной напряженности, о которой мы говорили ранее, наряду с описанием ситуации в конце 1990-х учитывался и диахронический аспект: изменение протестных ус­тановок в период с 1994 по 1998 г.

Описание социального явления или процесса происходит на языке классической социологии — языке научных понятий и математической статистики в ее «простых формах»: простые распределения признаков, расчет индексов, «средних» значе­ний признаков, характеристик их рассеяния, описание обоб­щенных факторов (факторный анализ).

Математические данные здесь лишь средство доказательно­сти выдвинутых теоретических гипотез: цифры имеют смысл только в контексте широких теоретических обобщений. Как вы­разился П.Бергер, «социология столь же сводима к статистике, сколь филология сводима к спряжению неправильных глаголов или химия — к производству в колбе дурных запахов»2.

Описание является необходимой составной частью любого социологического анализа той или иной социальной проблемы: нельзя выдвигать гипотезы о связях изучаемого явления с дру­гими, предварительно не описав его.

1 Суйменко Е . И . Социальная напряженность в приватизаци­онном процессе//Социс. 1999. Ns 10.

' Бергер П . Приглашение е социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 19.


Ь Гот.тнй А.С


     


162

Часть I • Методологические основания

Вместе с тем описательные исследования имеют и самостоя­ тельную ценность, особенно при исследовании малоизученной проблемы.

Наиболее распространенные формы описательного иссле­дования — это массовый опрос населения, социологическая «фотография» мнений, оценок, форм вербального (словесно­го) поведения и т.д.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.