Классическое социологическое исследование для нужд прогнозирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функция прогноза предполагает использование социоло­гического знания в прогнозных целях, т.е. для научного предви­дения характера изменения той или иной социальной ситуа­ции в будущем.

Область социального прогнозирования довольно широка: от глобальных прогнозов, касающихся перспектив развития человечества в целом, до конкретных прогнозов ожидаемых состояний крупных и малых социальных объектов: российско­го общества, российской экономики, политической жизни оп­ределенного города, конкретной организации и т.д.

Социальное прогнозирование включает целый ряд направ­лений. Это и оценка социальных последствий научно-техничес­ кого прогресса: как скажется внедрение технических новшеств на социальной структуре общества в целом и той организации, где они внедряются; как изменятся в связи с этим содержание и характер труда работников, условия их работы, требования к образованию и т.д. Это и оценка возможных социальных послед­ ствий принимаемых управленческих решений: как, например, скажется модернизация системы среднего образования на ка­честве образования, как изменится социальное самочувствие работников конкретной организации, если будет изменена система заработной платы или принимается решение о рекон­струировании организации, и т.д.

Социальное прогнозирование включает и предвидение соци­ ального поведения людей. Чаще всего это поведение в экономичес­ кой области: какие профессии будут востребованы на рынке тру­да в ближайшем будущем? как будет развиваться малый бизнес в


Тема 5 * Функции в классичес кой и качественной парадигм ах               171

России? каковы будут конкретные формы сотрудничества рабо­тодателей и наемных работников? и т.д. Велика роль прогнози­рования и в политической сфере: кому отдадут свои голоса изби­ратели в различного рода выборных кампаниях? как будет развиваться социальная напряженность в городе, поселке? какие качества политических лидеров будут востребованы?

Основным методом получения информации о будущих состоя­ниях изучаемого социального объекта является экстраполяция, представляющая собой перенесение основных выявленных се­годня тенденций на ситуацию в будущем1.

Понятно, что качество прогноза, осуществляемого таким об­разом, самым тесным образом связано с достоверностью социо­логической информации о сегодняшнем состоянии изучаемого социального объекта: чем в большей степени в социологическом знании представлено «истинное положение дел», тем точнее прогноз. Можно с уверенностью сказать, что чем лучше мы зна­ем наше сегодня, тем точнее мы будем знать наше завтра.

Сегодня в России в области использования социологиче­ского знания для прогнозирования существует ряд проблем. Некоторые из них носят ситуативный характер и могут исчез­нуть вместе с изменением ситуации, их порождающей. Дру­гие имеют устойчивый или принципиальный характер и, видимо, не решаемы вообще.

Ситуативна сегодня проблема построения ненадежных прог­ нозов на основе некачественной информацииь вызванной нехват­кой специалистов. Причина здесь в некотором дисбалансе между потребностью в социологической информации, которая в определенные периоды особенно возрастает (например, во время тех или иных избирательных кампаний), и количеством специалистов-социологов на рынке труда. Явная чехватка со­циологов-профессионалов сегодня зачастую восполняется слу­чайными людьми, готовыми проводить социологические ис­следования, не владея в должной мере искусством и ремеслом производства социологической информации.

Ранее мы уже говорили, что в классической парадигме каче­ство социологической информации практически невозможно

' Спектр методов социального прогнозирования достаточно широк, здесь же мы говорим о самом распространенном из них.


         
   


172

Часть I ' Методологические основания

оценить по результату: отсутствуют нормативы для сравнения. Именно поэтому и возможно производство сомнительных прогнозов на основе не вполне качественной социологической информации. По всей видимости, у этой проблемы недолгий век, каких-нибудь 3-5 лет. По мере насыщения российского рынка труда квалифицированными специалистами, а также по мере становления пользующихся репутацией социологических фирм, занимающихся маркетинговыми и социологическими исследованиями, эта проблема исчезнет.

Вторая проблема более основательна, устойчива и вряд ли может быстро исчезнуть с российского «горизонта». Речь идет о возможности получения некачественной социологической информации, а значит, и некачественного прогноза вследствие «политической ангажированности» социолога или его «серви­лизма» — работы по принципу «чего изволите». Требуемая классической социологией в качестве ее важнейшего постула­та позиция независимого исследователя, производящего объек­ тивное знание, здесь сознательно нарушается или «во имя идеи», или в обмен на разнообразные блага. Фактически это проблема нравственного выбора исследователя, во многом обусловленного его системой ценностных предпочтений.

Другие проблемы принципиального характера связаны с воз­можностями самой классической социологии, не очень-то «пригодной» для прогнозирования, а также с практикой орга­низации социологических исследований.

Во-первых, это известный каждому человеку из жизни, а так­же зафиксированный в науке факт разрыва, несоответствия меж­ ду вербальным (словесным) и реальным поведением. При этом вербальное поведение понимается как словесно выраженная го­ товность поступить определенным образом в конкретной ситуа­ ции. Ответ респондента в анкете «Если бы завтра состоялись пре­зидентские выборы, я бы проголосовал за N» и есть пример такой социальной установки (готовности). На языке диспозици-онной структуры личности — одной из самых интересных тео­рий, объясняющих механизм социального поведения личности', эта готовность называется базовой социальной установкой.

' Подробнее см.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.


Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах _________ 173

Происхождение этого разрыва между «словом» и «делом» объясняется тем, что реальное поведение человека, как прави­ло, обусловливается целостной структурой личности, представ­ляющей собой трехуровневое иерархически организованное образование. В этом «здании» есть не только «верхний этаж» фиксированных социальных установок, но И «средний этаж» ба­ зовых социальных установок, а также «нижний» — наиболее ус­тойчивых, глубинных установок, называемых ценностными ориентациями личности.

Именноони, ценностные ориентации личности, взначитель-ной степени «ответственны», как показывают социологические исследования, за поведение человека «по жизни», за тот или иной выбор конкретных жизненных стратегий. Вместе с тем опреде­ленная структура ценностных ориентации личности во многом влияет и на поведение в конкретной ситуации, пронизывая и обусловливая все другие «этажи» личностной структуры.

Практика показывает, что в социологических исследовани­ях, в особенности в массовых опросах, чаще всего изучаются лишь базовые социальные установки, как наиболее «легкие» с точки зрения техники их выявления. Понятно, что прогнозы, построенные на такой информации, могут быть весьма и весь­ма неточными.

Во-вторых, социологическая наука, как правило, работает в сфере рационального, осознаваемого. Она изучает мнения, оценки, суждения людей каг. результат восприятия и осмысле­ ния ими той или иной социальной ситуации. В то же время из­вестно, что поведение человека (а прогнозируется обычно по­ведение) детерминируется во многом И иррациональными моментами, т.е. неосознаваемыми или лишь частично осозна­ваемыми. Отсюда понятно, что прогноз, основанный на учете части факторов (пусть даже и большей), заведомо в определен­ной степени обречен на неточность.

Кроме того, возможность получения в ходе массовых опро­сов информации, не соответствующей «истинному положению дел», существует и за счет «непредвиденных» причин, неожи­данно проявляющих себя в исследовании. Вспомним хотя бы казус, связанный с ситуацией выборов в Государственную думу в 1993 г. Тогда массовые опросы, проводившиеся в разгаре предвыборной кампании, показывали, что только около 3%


         
   


174

Часть I • Методологические основания

людей, собирающихся голосовать, готовы отдать свои голоса за ЛДПР, возглавляемую В. Жириновским1. Победу прочили сов­сем другим партиям: «Выбору России» и «Яблоку», за которых собирались голосовать в 7-10 раз больше людей, чем за ЛДПР.

В то же время реальные выборы показали совсем другой «расклад»: по удельному весу людей, отдавших свои голоса, ЛДПР оказалась на первом месте (за нее проголосовало 23,9% избирателей). Разрыв между прогнозируемыми результатами выборов и реальным голосованием был столь высок, что обще­ственность страны начала всерьез обсуждать проблему полез­ности социологической науки, ее эффективности. «Москов­ские новости» писали тогда: «Результаты декабрьских выборов подорвали доверие общества к прогнозам социологов. Конеч­но, даже такой авторитетный центр.как служба Гэллапа, делает ошибки. Но как стало возможным, что все опросные центры сделали одни и те же ошибки?»2

Социологи, сами заинтригованные такой ситуацией, как бы в ответ на критику post factum решили изучить это явле­ние, назвав его «эффектом Жириновского». В итоге был обна­ружен довольно редкий феномен, от которого ни одна наука, имеющая дело с человеком как объектом исследования, не застрахована. В частности, было выявлено расхождение меж­ду тем, что опрошенные говорили интервьюеру, и тем, что они думали на самом деле. Говорили они то, что было, как они по­лагали, наиболее распространенным, общепризнанным, не желая быть «белой вороной», отличаться от всех, даже в ско­ротечной процедуре интервью. А общепризнанным, довлею­щей нормой общественного сознания, как они полагали, бы­ло скорее отрицательное отношение к ЛДПР и ее лидеру. В то же время их действительное отношение к этой партии было другим, что потом и получило доказательство на избиратель­ных участках.

Критически анализируя эту ситуацию, известный совет­ский, а ныне американский социолог В.Шляпентох объяснил этот феномен массовой неискренности респондентов фактором

' Шляпентох В . Э . Предвыборные опросы 1993 года в России: Критический анализ//Социс. 1995. С. 15.


Тема 5 * Функции в классической и качественной парад игмах               175

стыда1. По его мнению, огромное число россиян, ранее под­державших демократов, к 1993 г. стали поддерживать оппози­цию, но при этом стыдились признать радикальное изменение своих взглядов, «прячась» за общепризнанные, социально-же­лательные нормы.

Все это говорит, видимо, о том, что прогнозирование соци­альных процессов и явлений — достаточно тяжелая ноша для социологической науки.

Мы говорили о функциях управления и прогнозирования применительно к классической парадигме социологического исследования, что для научного знания в его нововременной форме, каким является классическая социология, вполне «за­конно». Правомерно ли говорить о «работе» на управление и прогнозирование в качественной парадигме с ее премущест-венно антинаучным, а значит, и антивластным пафосом, с ее гуманистической идеологией, принципиально отвергающей участие социологии в контроле над людьми? Однозначного отве­та на этот вопрос сегодня нет.






Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.