Химия Основная школа 9-класс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

B Химия элементов 1, 2-ой и 13-ой групп

Рекомендуемые предварительные знания

Особенно существенно знание сравнительных свойств металлов.

8.1А Расположение электронов в атомах

8.1В Сравнение активностей металлов

8.2А Ряд активности металлов

8.4В Вода

Контекст

С данного раздела начинается изучение групп химических элементов. Химические свойстваэлементов и их соединений изучаются на основании строения атома и закономерностей изменения свойств в периодической таблице. Учащиеся будут прогнозировать свойства малознакомых металлов.

Языковые цели (по предмету) в этом разделе

Пример языковой цели по использованию соответствующего академического языка для учащихся представлен ниже.

Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и терминология Серия полезных фраз для диалога/письма Учащиеся должны: 9.2.1.5 знать химические свойства металлов 1-ой группы: взаимодействие Li, Na, K с кислородом воздуха, хлором и водой;   Учащиеся должны: Устно устно и письменно характеризовать химические свойства металлов 1-ой группы, описывать наблюдения, определять признаки сходства и отличия. Щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, металлические свойства, основные свойства, амфотерные свойства. . Щелочные/щелочно-земельные металлы являются типичными металлами т. к. … Сходства физических свойств щелочных металлов с другими металлами объясняются … Щелочные/щелочно-земельные металлы при взаимодействии с водой образуют …. Взаимодействие металла Х с … протекает более энергично, чем металла Y потому что …

Другие языковые цели учитель формулирует самостоятельно, используя руководство «Введение в языковые цели».

Краткий обзор

В данном разделе делается акцент на применении предыдущих знаний для прогнозирования свойств менее знакомых элементов. Учащиеся применяют знание общих физических и химических свойств металлов для изучения свойств металлов 1, 2, 13 групп. Учащиеся обобщают закономерности изменения свойств металлов и их соединений сверху вниз в группах и объясняют их с точки зрения строения атома.

 

Ссылка в предметн. программе Цели обучения Предлагаемая преподавательская деятельность Заметки учителя Ресурсы обучения
  9.2.1.5 знать химические свойства металлов 1-ой группы: взаимодействие Li, Na, K с кислородом воздуха, хлором  и водой;       (Д) Отрежьте по кусочку различных щелочных металлов. Обратите внимание на условия их хранения. (К) (О) Попросите учащихся вспомнить общие физические свойства металлов, а затем обсудите физические свойства щелочных металлов: пластичные, легко режутся ножом и т. д.   Спросите у учащихся: – Какова причина сходства физических свойств щелочных металлов с другими металлами? – Почему щелочные металлы хранят под слоем керосина? – Почему на срезе щелочные металлы серебристо-белые, а на поверхности тусклые?   (Д) Покажите учащимся видео горения щелочных металлов на воздухе. (К) Попросите учащихся сравнить, насколько энергично протекают реакции горения различных щелочных металлов и указать цвет пламени.   (Д) Проведите реакцию взаимодействия каждого металла с водой: отметьте, насколько энергично протекают эти реакции. Добавьте несколько капель фенолфталеина, чтобы доказать образование щелочи в растворе. (И) (О) Предложите учащимся составить уравнения реакций взаимодействия щелочных металлов с кислородом и водой, указать процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель, расставить коэффициенты методом электронного баланса. Попросите учащихся записать в тетрадь, что при горении только литий образует оксид, остальные щелочные металлы образуют пероксиды.   (Д) Покажите видео взаимодействия щелочного металла с хлором/другими неметаллами.   Очень удобно по мере изучения данного раздела заполнять сравнительную таблицу «Металлы 1, 2, 13 группы». (ТБ) Будьте осторожны при работе со щелочными металлами.Образцы должны быть маленькими (половина горошины).. Эксперимент необходимо проводить очень осторожно в защитных очках. Лабораторию необходимо хорошо проветривать.     (ТБ)     Щелочные металлы. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_8-2.html   Учебный фильм https://www.youtube.com/watch?v=Q5YnJg_zlq4   https://www.youtube.com/watch?v=FiMGWYWYwgE   Самые опасные щелочные металлы в мире https://www.youtube.com/watch?v=_JzTjsMKv_A     Видео взаимодействия хлора с калием: https://www.youtube.com/watch?v=TIb4RzPs42A  
  9.2.1.8 прогнозировать свойства неизученных элементов 1, 2 группы     (Г) Учащиеся заполняют информацию о щелочных металлах на примере натрия в сравнительной таблице «Металлы 1, 2, 13 группы»: – положение в таблице – строение атома – тип химической связи, – тип кристаллической решётки – физические свойства – условия хранения – химические свойства элемента – свойства соединений (основные, кислотные или амфотерные)   (К) Обсудите с учащимися, какие закономерности изменения свойств можно наблюдать в семействе щелочных металлов. Какова причина сходства физических и химических свойств элементов одной группы? (И) (О) Предложите учащимся дать характеристику рубидия по плану: 1. Положение элемента в периодической таблице. 2. Строение атома. 3. Свойства элемента 4. Свойства соединений. (К) (О) Подведите итог: каковы общие признаки семейства щелочных металлов. На усмотрение учителя, постепенное заполнение сравнительной таблицы «Металлы 1, 2, 13 группы» можно давать учащимся как домашнее задание, проверка которого будет осуществляться на каждом уроке по мере изучения данного раздела.   Покажите учащимся интерактивную периодическую таблицу, в которой они могут взять необходимую информацию при заполнении таблицы. Примеры интерактивных периодических таблиц http://www.ptable.com/ или: http://www.rsc.org/periodic-table/ http://periodictable.com/     Видео периодической таблицы Университета Ноттингема: http://www.periodicvideos.com/
  9.2.1.6 знать химические свойства металлов 2 группы: горение магния, кальция на воздухе, взаимодействие их с неметаллами, водой, разбавленными кислотами; 9.2.1.7 знать химические свойства металлов 13-ой группы: взаимодействие алюминия с разбавленными кислотами и щелочами;   9.2.1.9 составлять уравнения химических реакций элементов 1, 2 и 13 групп и их соединений методом электронного баланса; (У) Учитель вводит понятие «семейство щелочно-земельных металлов».   (Д) Покажите видео взаимодействия кальция и алюминия с кислородом воздуха.   (Д) Покажите видео о повышении реакционной способности алюминия после применения хлорида ртути (ІІ), взаимодействие амальгамированного алюминия с водой.   (Д) Для демонстрации активности алюминия может быть показана термитная реакция.   (Г) (О) Учащиеся продолжают вносить информацию на примере кальция/магния и алюминия в сравнительную таблицу «Металлы 1, 2, 13 группы»: – положение в таблице – строение атома – тип химической связи, – тип кристаллической решётки – физические свойства – условия хранения – химические свойства элемента – характер соединений (К) (О) По результатам заполнения сравнительной таблицы сделайте выводы: – каковы закономерности изменения свойств элементов 2 группы? – каковы закономерности изменения свойств элементов 13 группы? – каковы причины сходства и различия металлов 1, 2, 13 групп?   (Г) (О) Подведите итог: каковы закономерности в изменении металлических, основных свойств в группе, в периоде. (Э) Учащиеся выполняют эксперимент: а) взаимодействие кальция с водой, с раствором кислоты; б) взаимодействие магния с холодной и горячей водой, с раствором кислоты; в) взаимодействие алюминиевой фольги с раствором кислоты и щелочи; Попросите учащихся сравнить результаты эксперимента с результатами подобных экспериментов со щелочными металлами, составить уравнения реакций, указать процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель, расставить коэффициенты методом электронного баланса (И) (О) Предложите учащимся составить уравнения реакций взаимодействия различных щелочных металлов с хлором, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. (О) Предложите учащимся задания типа: – С какими из перечисленных веществ будет реагировать литий/натрий/калий? – цепочки превращений – найти соответствие реагенты – продукты (ТБ) При работе с растворами кислот необходимо соблюдать правила техники безопасности, использовать защитные очки. (ТБ) Предупредите учащихся, что при взаимодействии кальция с водой, магния с кислотой выделяется тепло, поэтому нельзя трогать пробирку руками некоторое время после реакции. Необходимо использовать термостойкую пробирку, надевать защитные очки. Можно предложить учащимся исследовать взаимодействие кальция с соляной и серной кислотами. Учащиеся должны прийти к выводу, что образование нерастворимого сульфата кальция препятствует протеканию реакции кальция с серной кислотой.   Учащиеся могут решить, что алюминий инертный: обсудите способы удаления оксидной плёнки. (ТБ) Необходимо очень осторожно проводить термитную реакцию. На видео (ссылка справа) подробно описан процесс  и меры предосторожности, которые необходимо соблюдать.   Свойства щелочноземельных металлов http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_8-3.html   Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=eiunukURN5g   Взаимодействие алюминия со щелочью https://www.youtube.com/watch?v=32g_fCpC5VE   Окисление алюминия кислородом воздуха https://www.youtube.com/watch?v=g6dhtqPLzYA   Взаимодействие алюминия с водой https://www.youtube.com/watch?v=YQF0R6UNE1A   Взаимодействие брома с алюминием https://www.youtube.com/watch?v=80kIaSSvAZ8   Горение алюминия на воздухе https://www.youtube.com/watch?v=JTZ3KzGxmNE   Демонстрация оксидной пленки https://www.youtube.com/watch?v=iv68OYmAiwQ    

Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.

Г - групповая работа

И - индивидуальная работа

Э - ученический эксперимент

Д - демонстрация учителя

У - объяснения учителя

О- оценивание

ТБ - техника безопасности

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.