Химия Основная школа 9-класс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А Растворение и растворы

Рекомендуемые предварительные знания

Простые химические реакции (7.2В)

Растворы и растворимость (7.3C)

Ряд активности металлов (8.2А )

Вода (8.4В)

Контекст

В данном разделе рассматриваются такие вопросы, как способы выражения концентрации раствора, принцип растворимости веществ, процесс диссоциации в водных растворах. Все эти вопросы рассматриваются на основе состава и строения соединений. Данный раздел предшествует следующему разделу (9.2 В) «Неорганический анализ».

Языковые цели (по предмету) в этом разделе

Пример языковой цели по использованию соответствующего академического языка для учащихся представлен ниже.

Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и терминология Серия полезных фраз для диалога/письма Учащиеся должны:   9. 3. 4 .3 понимать принцип растворимости веществ в различных растворителях   Учащиеся должны:   устно и письменно уметь делать обобщения о растворимости соединений в различных растворителях, основываясь на типе связи в соединениях   соединения, растворители, соединения, тип связи, растворимость, растворяться, растворимый и нерастворимый, ионный, ковалентный в целом, большинство, некоторые  X растворяется в Y, а Z не растворяется Почему X производит/не производит Y? Как правило/в общем/некоторые X растворяются в Y Ионные соединения не растворяются в  X, потому что Правило состоит в том, что…

Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. раздел «О языковых целях» выше.

Краткий обзор

Для развития идеи химии растворов в данном разделе используются предыдущие знания о молях и типах связей. Раздел начинается с разъяснения понятий «разбавленный и концентрированный раствор» и плавно переходит к понятию молярности, как способу выражения концентрации. Рассматривается  растворимость веществ в данном растворителе, затем развивается очень важная идея диссоциации соединений при растворении в воде. Для подготовки к следующему разделу учащиеся учатся писать ионные уравнения.

 

Ссылка в предметн. программе Цели обучения Предлагаемая преподавательская деятельность Заметки учителя Ресурсы обучения
  9. 3. 4 . 1 понимать термин «концентрация» раствора; 9. 3. 4 .2 вычислять молярную концентрацию растворенного вещества в растворе;   (К) Обсудите с учащимися, какой апельсиновый сок им нравится слабый или сильный. Объясните, что термины «слабый» и «сильный» применяются в химии для различных целей, и следует использовать термин «концентрированный и разбавленный раствор».     (К) (О) Спросите учащихся, какие способы выражения количественного состава раствора они знают. Объясните термин «концентрация» и что лучше всего выражать состав раствора молярной концентрацией (моль/дм3). Дайте определение одно молярному раствору, как раствору, содержащему один моль вещества, растворенного 1 дм3 раствора. (Д) Продемонстрируйте растворение одного моль подходящего вещества в 1 дм3 воды. Продемонстрируйте, что конечный объем раствора не равен 1 дм3. (Г) (О) Попросите у учащихся рассчитать массу вещества, необходимого для приготовления 1 дм3 раствора. Закрепите это умение на примере других объемов и других концентраций. Покажите учащимся, как приготовить раствор с заданной молярной концентрацией. В ходе выполнения химического эксперимента учащиеся самостоятельно готовят растворы с разной молярной концентрацией.  (Э) Предложите учащимся выполнить практическую работу № 2 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией». Предложите учащимся приготовить 0.1М раствор сульфата меди () объёмом 0.5 мл. Или 0.5 М раствор хлорида натрия объёмом 0.2 мл Вспомнить с учащимися различные способы выражения концентраций. Учитель может включить расчетные задачи на смешивание,           разбавление концентрирование растворов с использованием, как массовой доли растворенного вещества, так и молярной концентрации растворов. Можно также использовать задания, где необходимо осуществить перевод одного способа выражения концентрации в другой. В расчетах можно использовать правило «креста». Важно также использовать задачи на кристаллогидраты: нахождение количества воды, металла, формулы кристаллогидрата. Предложите учащимся для закрепления пройденного материала комбинированные задачи с использованием уравнений реакций с участием растворов веществ различной молярной концентрации раствора и разной массовой доли растворенного вещества.     рактическая работа может быть выделена как в отдельный урок, так и выполняться в течении всего урока. (ТБ) Можно предложить учащимся приготовить два раствора, можно предложить разделить класс на две группы и предложить каждой группе приготовить разные растворы. Можно также выполнить работу в парах, но лучше, что бы каждый ученик выполнил её индивидуально. Так же предложите учащимся приготовить раствор используя твёрдые соли. (ТБ). Старайтесь избегать задания, на приготовления растворов кислот и щелочей.   Определение концентрации растворов: http://www.hometrainingtools.com/making-chemical-solutions-science-teaching-tip/a/1102/   интерактивные ресурсы: http://www.wellesley.edu/Biology/Concepts/Html/molarsolutions.html   Алгоритм приготовления определённого объёма раствора с заданной молярной концентрацией: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509225/   Алгоритм приготовления определённого объёма раствора с заданной молярной концентрацией: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509225/ Электронные весы, мерные колбы, цилиндры, химический стакан, стеклянные палочки, воронки, пипетки, пробирки. Реактивы: хлорид натрия, медный купорос, вода.

 

9. 3. 4 .3 понимать принцип растворимости веществ в различных растворителях;     (Э) Демонстрация № 3 «Растворимость веществ в полярных и неполярных растворителях». Разрешите Покажите учащимся эксперимент по изучению растворимости различных соединений в разных растворителях. Попросите их использовать полученные результаты для формулирования принципа растворимости: «Подобное растворяется в подобном».   Покажите учащимся несколько опытов. Учащиеся должны увидеть, что ионные соединения растворяются в воде, необходимо понимать, что некоторые соединения и элементы частично или полностью не растворяются. Необходимо объяснить что, при попадании какого-либо вещества в воду оно может: а) раствориться в воде, то есть перемешаться с ней на атомно-молекулярном уровне; б) вступить с водой в химическую реакцию; в) не раствориться и не прореагировать. (ТБ) Очень важно, чтобы учащиеся видели органические соединения, растворяющиеся в органических растворителях. Многие из них  являются токсичными и легко воспламеняются, выбор подходящего соединения должен проходить с особой осторожностью. (ТБ) Необходимо защищать глаза. Влияние некоторых факторов на растворимость веществ: https://www.calc.ru/Zavisimost-Rastvorimosti-Ot-Prirody-Rastvoritelya-Temperatur.html   http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_6-1.html    
9.3.4.4 классифицировать вещества на электролиты и неэлектролиты, слабые и сильные электролиты 9. 3. 4 .5 понимать роль воды в процессе диссоциации;      9. 3. 4 .6 объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионным и ковалентным полярным видами связи;   (Э) Предложите учащимся провести лабораторную работу № 7 «Электролиты и неэлектролиты» и занести полученные результаты в таблицу
Электролиты. Не электролиты.
   

 

(К, О) Предложите учащимся привести свои примеры электролитов и не электролитов дополнив таблицу и и пояснить ответы.

 

(К) Напомните учащимся о необычных свойствах воды (раздел 8.4 С). Объясните, что при растворении ионных соединений в воде, они распадаются на ионы. Это происходит, потому что вода помогает протекать данному процессу.

Рассмотрите пространственное (дипольное) строение молекулы воды, валентный угол, наличие не поделенной пары электронов.

 

(У, К) Дайте учащимися понятия: диссоциация, степень диссоциации, электролиты и неэлектролиты, слабые и сильные электролиты опираясь на результаты эксперимента по изучению электропроводности веществ и их растворов.

При рассмотрении механизма электролитической диссоциации соединений с ионной связью обратите внимание учащихся на образование гидратированных ионов, что их не

Не останавливайтесь подробно на химии водородных соединений и устойчивости к растворимости ионов: эти темы рассматриваются в высшей школе. Для дополнительных уроков, можете подробно рассмотреть тему электролит. Используйте проблемные вопросы и задания для глубокого понимания учащимися механизма электролитической диссоциации: Почему молекулы воды, а именно атом кислорода, в данном процессе не может быть акцептором электронов? В какихВ каких случаях он может быть акцептором? Может ли образоваться ион Н4О2+? Поясните свой ответ.   При рассмотрении механизма электролитической диссоциации соединений с ионной связью обратите внимание учащихся на образование гидратированных ионов, что их не показывают в уравнениях диссоциации.   Электролитическая диссоциация: http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_6-3.html
9.3.4.7 знать вещества, ионизация которых приводит к образованию H+(водн) и OH-(водн) ионов; 9.3.4.8 понимать кислотность, как присутствие в водном растворе ионов H+(водн); 9.3.4.9 понимать основность, как присутствие в водном растворе ионов OH-(водн); 9.3.4.11 определять среду раствора по значению рН; (Э) Предложите учащимся провести Лабораторную работу №8 «Определение среды растворов по значению рН». Предложите учащимся определить рН дистиллированной воды, раствора сильной сильной и слабой кислоты, сильного и слабого основания. Пусть учащиеся составят «свою» шкалу рН и сравнят её с табличными данными. Попросите сделать вывод, как применяя шкалу рН можно определить среду раствора и его силу.   (К, И) Перейдите к кислотам и щелочам, и Напишите уравнение диссоциации их в воде. Спросите учащихся, что общего в растворах имеют все кислоты - электролиты, а также все щелочи - электролиты?   Учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о том, что общие свойства кислот обусловлены ионами H+(водн) или Н3О+ , а общие свойства щелочей ионами OH-(водн). Следует повторить химические свойства основных классов неорганических соединений, при этом использовать полученные знания об электролитах и не электролитах и обратить внимание на правильное написание как молекулярных, так и ионных уравнений реакций.     Опираясь на знания, полученные в 7-8 классах, необходимо углубить понятие рН растворов и шкалы рН, опираясь на значение водородного показателя в практической деятельности человека. Можно ввести формулу рН, но не для расчетов, а для того, чтобы учащиеся поняли взаимосвязь рН и концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов. Также можно ввести формулу рН +рОН=14.   Учащиеся должны уметь писать уравнения ступенчатой диссоциации многоосновных кислот, обращать внимание на анионы кислотных остатков (SO42-, HSO4-, CO32-, HCO3 -, PO43-, HPO42-, H2PO4 -)   Презентация по химии на тему: «Водородный показатель» http://rushkolnik.ru/docs/51/index-1412797.html   Ионное произведение воды. Водородный показатель: http://him.1september.ru/article.php?ID=201000308  

 

9. 3. 4 .12 понимать значение «сила электролита » и отличать его от понятия «концентрация»;   (К) Предложите учащимся задания на классификацию веществ по силе электролита (сильные, слабые, при этом необходимо ввести понятие о степени диссоциации), особенно обратить внимание на сильные и слабые кислоты и основания. Они должны четко знать и уметь объяснять причину различной силы электролитов, используя знания о строении веществ, видах связи. Затем предложить учащимся пояснить, чем отличаются концентрированные растворы от разбавленных. Следует избегать решения любых задач, связанных с нахождением константы диссоциации. Учащиеся должны пользоваться только готовыми данными и делать выводы.     Сильные и слабые электролиты: http://him.1september.ru/article.php?ID=200502002   Степень диссоциации. http://him.1september.ru/article.php?ID=200303504   Концентрация: http://him.1september.ru/article.php?ID=200502203  
9. 3. 4 .10 уметь составлять уравнения реакций в ионном виде Г или. И). Попросите учащихся написать сбалансированное уравнение любой реакции обмена. Спросите их, что происходит с соединением - электролитом, когда оно растворяется в воде. Они должны написать полное ионное уравнение, которое показывает, как образуются ионы при диссоциации электролитов в воде. Затем попросите их упростить уравнение путем передвижения «видимых» ионов (тех, которые останутся неизмененными на другой стороне уравнения), то есть составить сокращенное ионное уравнение реакции. (Э) Практическая работа № 3. «Реакции обмена между растворами электролитов». Учащиеся на практике проводят реакцию между парой растворов и записывают для данного взаимодействия полные и сокращенные ионные уравнения. Сделайте вместе с учащимися вывод о том, в каких случаях реакции ионного обмена идут до конца: образование осадка или малорастворимого соединения выделение газа образование образование слабого электролита, например воды. (У) Объяснить учащимся, что сокращенные ионные уравнения реакций выражают сущность реакций ионного обмена, так как в нем находятся только те ионы и молекулы, взаимодействие которых приводит к протеканию реакции до конца.    На этой стадии символы ( (тв), (ж), (г), (водн) должны быть введены как вспомогательные, в процессе определения «видимых» ионов.   Учащиеся должны быть полностью вовлечены в процесс составления молекулярных и ионных уравнений реакций. Подготовьте карточки на которых представлены сокращенные уравнения реакций. Учащиеся должны уметь подбирать молекулярные уравнения к имеющимся ионным.   Видео ионных уравнений: http://www.youtube.com/watch?v=BQFykq21T0E
9.3.4.1 3 определять среду растворов и составлять уравнения реакции гидролиза солей; (К) Поставить перед учащимися проблемную ситуацию в виде экспериментальной задачи: даны растворы трех веществ Na2CO3, HCl, NaOH, как экспериментально их различить с помощью индикатора? (Э) Для решения проблемной ситуации предложите учащимся выполнить лабораторную работу № 9 «Гидролиз солей» Предоставьте учащимся растворы солей: KCl, CuSO4, AlCl3,Na2SO4, Na2CO3, BaCl2,K2SiO3,NaNO3,Na2S . Попросите определить среду их растворов и самостоятельно попытаться найти закономерность в полученных результатах. Учащиеся должны сделать вывод: щелочную среду показывают растворы не только щелочей, но и некоторых солей. Такой же вывод делают и в отношении кислой среды растворов. (У) Дайте определение понятия «гидролиз», а также алгоритм составления уравнений гидролиза солей. (О) (К, И) используйте карточки для повторения и закрепления данных заданий. Обратить внимание учащихся на то, что по составу соли можно разделить на 4 группы. Необходимо учащимся знать все сильные кислоты и основания и при написании уравнений гидролиза четко определять, каким основание и какой кислотой образована данная соль. Работая сРаботая с таблицей растворимости, ученики должны понимать, почему напротив некоторых солей есть прочерк. Это соли, которые полностью подвергаются гидролизу. Предложить задания: гидролиз каких солей происходит по следующей схеме? а) Е2- + Н2О→НЕ- + ОН- в) Х3+ + Н2О→ХОН2+ + Н+ Свой ответ подтвердите ионными и молекулярными уравнениями гидролиза   Гидролиз солей https://rutube.ru/video/a9f9158d39491b47f10ddaa835c8eef8/   Составление уравнений гидролиза солей: http://him.1september.ru/article.php?ID=200404102   http://him.1september.ru/article.php?ID=200501003  
9 . 2.3.2 производить вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке; (К) Повторите с учащимися алгоритм решения задач по уравнениям реакций. Предложите решить задачу на вычисление массы продукта реакции по известной массе одного из реагентов участвующих в реакции. (К) Далее поставьте перед учащимися проблемный вопрос: «Как вычислить массу продукта реакции по известной массе всех реагентов и выслушайте их ответы?». Или предложите учащимся решить задачу на вычисления продукта реакции, если известны массы реагентов.   (У) Объясните алгоритм решения задач на «избыток-недостаток» и разберите с учащимися решение одной задачи в качестве примера. (Г) Предложите учащимся в группах решить задачи применяя алгоритм решения. (О) Для проверки усвоения алгоритма решения задач предложите каждому ученику задачу для самостоятельного решения.  Задачи необходимо решать через применение понятия «количество вещества». Успешным учащимся можно предложить вариант, когда оба вступивших в реакцию вещества даны в стехиометрических количествах, т. е. реагируют друг с другом без остатка. Кроме того, подбирая задачи для решения в классе необходимо помнить, что в некоторых случаях (например, если кислота или кислотный оксид дан в избытке) решение задачи не ограничивается расчетом двух пропорций, т. к. реакция будет протекать дальше с образованием кислой соли. Это повысит сложность материала. Алгоритм решения задач. http://him.1september.ru/2003/44/25.htm   Закрепление алгоритма решения задач. http://him.1september.ru/article.php?ID=200400109   Задачи для самостоятельного решения. http://him.1september.ru/article.php?ID=200401106  

 

 

Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.

К- методы обучения учащихся всего класса 

Г - групповая работа

И - индивидуальная работа

Э - ученический эксперимент

Д - демонстрация учителя

У - объяснения учителя

О- оценивание

ТБ - техника безопасности

 

В Неорганический анализ

Рекомендуемые предварительные знания

Простые химические реакции (7.2В)

Химическая активность металлов (8.1B) 

Ряд активности металлов (8.2А) 

Вода (8.4В)

Контекст

Данный раздел объединяет различные качественные реакции на вещества (ионы), изученные ранее, и расширяет знания и практические навыки учащихся в определении веществ. В данном разделе повторяется и изучается широкий спектр основных понятий химии. Рекомендуется посетить рабочую аналитическую лабораторию (например, в университете или на предприятии по водоснабжению).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.