Химия Основная школа 9- Класс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С Строение вещества

Рекомендуемые предварительные знания

Все темы о строении атома рассматриваются в частности:

Расположение электронов в атомах (8.1A)

Относительная атомная масса и простейшие формулы (7.4С)

Контекст

В данном разделе рассматриваются понятия строение атома, поведение электронов в атомах и последствия этого на структуру и вид связи элементов и соединений. Понимание данных тем поможет учащимся в изучении последующих разделов для лучшего восприятия предмета. Может прослеживаться некоторая информация о магнитных полях и электрического заряда из курса физики.

Языковые цели в химии в данном разделе

Пример языковой цели по использованию соответствующего академического языка для учащихся представлен ниже. 

Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и терминология Серия полезных фраз для диалога/письма Учащиеся могут: 9.1.4.2 уметь составлять электронные и графические формулы первых 36 элементов Учащиеся могут: Объяснять принцип составления электронных и графических формул первых 36-ти ХЭ.  Атом, электрон, валентный электрон, атомная орбиталь, валентные электроны.     Количество электронных оболочек для атома любого химического элемента определяется по …………. Валентными электронами называют ………. Графические формулу отображают…….

Другие языковые цели учитель формулирует самостоятельно, используя руководство «Введение в языковые цели».

Краткий обзор

Учащиеся повторяют тему об электронах, строении атома, движении электрона в атоме, правила и принципы, лежащие в основе теории строения атома. Это приводит к пониманию  механизма образования ионной и ковалентной связей, и общие свойства которым присущи данным типам структур.

Ссылка в учебную программе Цели обучения Предлагаемая преподавательская деятельность Заметки учителя Ресурсы обучения
  9.1.4.1 знать понятия атомная орбиталь, энергетический уровень, энергетический подуровень.     9.1.4.2 уметь составлять электронные и графические формулы первых 36 элементов;   (К) Начните урок с того, что атомы элементов имеют очень сложное строение и каждому атому соответствует совокупность определенных атомов. Попросите учащихся ответить на ряд вопросов: -Каково строение атома?   - Каков заряд и масса субатомных частиц? - Что такое нуклоны?  (У, К) Объясните учащимся понятие «атомная орбиталь (АО)», как область наиболее вероятного пребывания электрона в атоме. Покажите им картинки, какие по форме могут быть орбитали. (У, К) Объясните, что энергия, которой обладает электрон в определенном стационарном состоянии, образует «энергетический уровень». Объясните, понятие «энергетические подуровни», как подуровни, образованные из орбиталей и электронов с одинаковыми значениями энергии. (К) Учащиеся должны записать в тетрадях таблицу, которую они будут использовать при составлении графических формул для первых 36-ти элементов. Энергетические подуровни (ЭП)
Вид ЭП Число АО Обозначение АО Число электронов
s - подуровень   1   s –АО   2
p –подуровень   3 p – АО   6
d – подуровень   5 d – АО   10
f – подуровень   7 f – АО   14

(О ) (И) Попросите учащихся составить электронную формулу для нескольких атомов различных первых 36-ти химических элементов.

(У, К) Затем на основании составленных ими формул объясните принцип составления графических формул.

  Акцентируйте внимание учащихся на том, что ядро занимает очень небольшую часть всего объема атома. Однако при этом почти вся масса атома сосредоточена в его ядре, и поэтому плотность ядра чрезвычайно велика Следует показать только формы орбиталей, но не рассматривать их по типу образования..   Материал о строении атомов. http://www.alhimik.ru/teleclass/glava2/gl-2-6.shtml   http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_2.html   http://him.1september.ru/article.php?ID=200501001     Электронные формулы атомов элементов: http://studopedia.ru/17_109988_polnie-elektronnie-formuli-atomov-elementov.html
  9.1.4.3 определить каким путем может быть получена завершенная внешняя оболочка атома;   9.1.4.4 понимать последствия присоединения или отдачи электронов атомами или ионами;     9.1.4.5 знать понятие электроотрицательности   9.1.4.6 объяснять механизм образования ковалентной связи;     9.1.4.7 объяснять механизм образования ионной связи; (К) (Г) Попросите учащихся обсудить вопросы: Как образуется химическая связь в соединениях? Какие частицы участвуют в образовании связи? Как происходит стабилизация атома? (О ) Попросите учащихся объяснить обсуждаемые вопросы и оцените достоверность ответов учащихся. (У, К) Объясните учащимся особенности «правила октета». Попросите учащихся записать это правило в тетради. (О) (Г) Попросите учащихся составить схемы превращения атомов металлов и неметаллов в стабилизированные частицы. 11Na (металл натрий: 1s2 2s2 2p6 3s1) - e- = 11Na+ (ион натрия: 1s2 2s22p6 - октет) 9F(газ фтор: 1s2 2s2 2p5) + e- = 9F- (ион фтора: 1s2 2s22p6 - октет) (О ) (И) Попросите учащихся объяснить, последствия присоединения или отдачи электронов атомами. (К) Напомните учащимся, что Металлы — химические элементы, атомы которых способны отдавать электроны. Неметаллы — химические элементы, атомы которых могут принимать и отдавать электроны.     (К) Попросите учащихся написать процесс отдачи и принятия  электронов между атомом натрия и кислорода. Затем спросите, что произойдет, если взаимодействуют атомы двух неметаллов? Например, между атомом серы и кислорода   (У) Введите понятие электроотрицательности (ЭО), как способности атома притягивать к себе валентные электроны от других атомов. Можно предложить задание высокого порядка: Составить формулы высшего оксида и гидроксида элемента по электронной формуле 1s22s22p63s23p5   (У, К) Введите идею диаграммы «точек и крестов». Объясните особенность образования ковалентной неполярной, а затем полярной связи. (И) (О ) Приведите примеры множества формул веществ с данным типом связи и попросите их построить диаграммы «точек и крестов».  Обратить внимание, что при образовании полярной связи общие электронные пары смещены к более электроотрицательному элементу. На основании диаграмм « точек и крестов» учащиеся должны составить структурные формулы соединений, опираясь на то, что количество ковалентных связей соответствует количеству общих электронных пар, образуемых атомами неметаллов.   (К) Предложите учащимся нарисовать диаграмму «точек и крестов» для хлористого натрия. Предложите учащимся сопоставить механизм образования ионной и ковалентной связей   (О) Попросите учащихся объяснить механизм образования ионной связи и привести свои примеры, постепенно усложняя их. Убедитесь, что все учащиеся понимают, что завершенность или незавершенность внешних уровней атомов позволяет оценить многие химические свойства элементов. Не забудьте отметить, что только в одном случае завершенная оболочка может включать не 8, а 2 электрона. Благородный газ гелий (порядковый номер 2) имеет завершенную внешнюю оболочку из 2-х электронов (1s2).   Используйте мини-маркерные доски, чтобы дать учащимся более сложные структуры.     Используйте мини-маркерные доски, чтобы оценить уровень усвоения знаний учащихся. Теоретическое объяснение «правила октета»: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb126.htm     Материал об ЭО: http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/stroenie-veshchestva-18844/elektrootritcatelnost-khimicheskikh-elementov-18845/re-d48636e5-fc98-49bc-aa70-ca5a271dce44   Образование связей: https://www.youtube.com/watch?v=LkAykOv1foc     Материал об ионной связи: http://www.alhimik.ru/stroenie/gl_7.html https://www.youtube.com/watch?v=zpaHPXVR8WU
  9.1.4.8 объяснять образование металлической связи 9.1.4.9 сравнивать металлическую связь с ионной и ковалентной   (У, К) Опишите и покажите модели металлических структур. Напомните о движении свободных электронов. Обсудите характеристику свойств металлов относительно строения. (И) (О) Учащиеся строят сравнительную таблицу типов связей соединений и их характерных свойств.   Учащиеся должны прийти к выводу, что металлическая связь схожа с ионной и ковалентной связью, но в тоже время имеет существенные отличия. Металлическая связь и её свойства: http://abouthist.net/mezhmolekulyarnoe-vzaimodejstvie/metallicheskaya-svyaz.html
  9.1.4.10 знать типы кристаллических решеток (КР) 9.1.4.11 объяснять зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки   (У, К) (О) Повторите ионную связь. Объясните, как это приводит к образованию ионной решетки, демонстрируя на моделях. Убедитесь, что учащиеся понимают, что для ионного соединения применяется формула, которая представляет собой соотношение ионов в соединении. Объясните силу ионной связи и свойства соединения, которые вытекают из этого.     (У, К) (Д или Э)  Демонстрация №1 «Типы кристалличечских решеток» Объяснить, как ковалентные связи приводят к молекулярным строениям, и дискретным частицам (молекулам), и что формула является точным указателем количества атомов в молекуле. Применяйте модели для построения молекул. Обсудите специфичные свойства молекулярных соединений относительно строения. (У, К) Расскажите, что макромолекулярные структуры элементов, расположенных вблизи центра периодической таблицы, образуют много ковалентных соединений. Опишите и покажите модели макромолекулярных соединений (алмаз, графит). Обсудите характеристики свойств макромолекулярных соединений относительно строения. Точка кипения и плавления, плотность, растворимость в воде, простые геометрические кристаллические формы и т.д Удостоверьтесь, что учащимся понятна тема ковалентная связь и сила ковалентной связи. Даже будет лучше, если учащиеся смогут построить сами. В этом месте следует подробно остановиться на аллотропных модификациях углерода. Кубическая и гексагональная плотная упаковка не требуется. Групповая работа с плакатами.     Видео-урок «Типы КР и свойства веществ»: https://www.youtube.com/watch?v=NpBpWmsJz_w Youtube 30.11.14 Кристаллические решетки · Кристаллические решетки tutoronline.ru/blog/... · Задания по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.... multiurok.ru/files/zadaniia-po-... копия  

 

Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы  несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.

К- методы обучения учащихся всего класса 

Г - групповая работа

И - индивидуальная работа

Э - ученический эксперимент

Д - демонстрация учителя

У - объяснения учителя

О- оценивание

ТБ - техника безопасности

 

 

Четверть

Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.