Правовые основы неналоговых доходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей в отличие от налоговых, для которых установлено обязательное внесение платежей.

Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам – это закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджетную систему неналоговых доходов.

У неналоговых доходов в большинстве случаев не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения.

Поскольку они не носят систематического характера, то они твердо не планируются в доходной части бюджета.

Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием и существенно отличаются друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления.

Общий перечень неналоговых доходов установлен п.4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ. Этот перечень является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией.

Характеристика видов неналоговых доходов дана в Бюджетном кодексе РФ. Согласно действующему законодательству к неналоговым доходам относятся:

1.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

 

К ним относятся:

§ Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

§ Средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

§ Средства, получаемые от передачи имущества. находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог, в доверительное управление;

§ Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

§ Доходы в виде части прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивиденды по акциям, принадлежащим государству (РФ), субъектам РФ или муниципальным образованьям;

§ Часть прибыли государственных и муниципальных предприятий, которая остается у них после уплаты налогов и других обязательных платежей.

2.Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Средства, получаемые от продажи (приватизации) подлежат зачислению в бюджет в полном объеме, а порядок их перечисления в бюджет, нормативы распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются федеральным законом от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

3.Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления. При этом непосредственно органом государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим антимонопольным законодательством запрещено оказание платных услуг. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. К ним относятся, например, плата за регистрацию сделок с недвижимым имуществом, которую взимают учреждения юстиции по государственной регистрации прав в соответствии с Законом «От государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; поступления от осуществления платной образовательной, медицинской деятельности и т.д.

4.К числу неналоговых доходов относятся также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. К ним относятся штрафы, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту расположения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законом.

5. Доходы в виде финансовой помощи, которая может осуществляться в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передаче денежных средств, полученной от других уровней бюджетной системы России. Финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

6 Иные неналоговые доходы предполагают возможность зачисления в доходы бюджетов безвозмездных перечислений денежных средств от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Для федерального бюджета иными неналоговыми доходами в соответствии со ст. 51 БК являются также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Многие неналоговые доходы образуются в результате гражданско-правовых отношений, которые регулируются нормами гражданского права. Например, доходы государства и муниципальных образований от продажи или сдачи в аренду имущества поступают в бюджет в результате реализации гражданско-правовых отношений между покупателем или арендатором и государством, выступающим в качестве продавца или арендодателя.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 156.