Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий её применения.
Структура нормы финансового права разделяется на три компонента:
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения и указывают на субъектов. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция — «сердцевина» нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Санкция — это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм. Это пени и штрафы, применения кредитных санкций банка и другие меры.
По действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные (не определены во времени действия) и временные (определены во времени действия).
12 Правовые основы налогового контроля.
Налоговый контроль – это совокупность приемов и способов деятельности налоговых органов, обеспечивающая соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства в части правильного исчисления, полноты и своевременности налога в бюджет или внебюджетные фонды. Главной задачей, целью налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому применение карательных санкций не может являться самоцелью. Содержание налогового контроля включает в себя:-Наблюдение за работой подконтрольных объектов;
-Анализ собранной информации, выявление тенденций, разработка прогноза;-Принятие мер по предотвращению нарушений законности и налоговой дисциплины, вредных последствий, ущерба;-Учет конкретных нарушений, выявление их причин и условий;-Пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий;
-Выявление виновных и привлечение их к ответственности. Формы налогового контроля в соответствии со ст. 82 НК РФ включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверки данных налогового учета и бухгалтерской отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
13Предмет и метод финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств).
Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права. И если предмет финансового права показывает, что регулирует данная правовая отрасль, то метод, показывает, как это регулирование осуществляется. Входящие в предмет финансового права отношения включают в себя:-отношения между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно - территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;-отношения между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с уплатой ими налогов, а также распределения между ними или расходования ими государственных денежных средств;
Элементы закона о налоге.
В законодательстве о налогах должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:
1) обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;
2) границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.
Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Только совокупность элементов закона о налоге устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.
В этой ситуации налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев — уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Налог считается установленным лишь в случае, когда определен налогоплательщик (субъекты налогообложения) и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК):
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Установить элемент закона о налоге значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных. В случаях, когда элемент закона о налоге не определен, недостатки закона восполняются ведомственными нормативными актами, решениями судов и арбитражных судов.
15Понятие и система финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
Финансовое право теснейшим образом связано с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения, а составной частью имущественных отношений являются денежные отношения.
Система финансового права – это правовые нормы, регулируемые системой общественных финансовых отношений, которые группируются внутри отрасли финансового права в определенной последовательности, образуя правовые институты. В систему финансового права входят части, разделы, подотрасли и институты.
Финансовое право состоит из 2 частей:
общей – относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, вопросы регулирования финансового контроля в государстве.
Особенная – включает расположенные в определенном обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, между которыми объективно обособлена связь.
16 Ответственность за нарушение налогового законодательства.
Условием привлечения к ответственности по налоговому законодательству является совершение налогового правонарушения. За нарушение налогового законодательства предусмотрены следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, финансовая (налоговая). К налоговым относится правонарушения, касающиеся непосредственно налоговой системы, поэтому только налоговое правонарушение является основанием привлечения к налоговой ответственности. Налоговое правонарушение характеризуется признаками:Налоговое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства.
Налоговое правонарушение - это виновное деяние, т.е. это действие или бездействие совершается правонарушителем сознательно.
Налоговое правонарушение - вредное деяние. Вредность того или иного деяния определяется интересами государства и общества.
Налоговое правонарушение - наказуемое деяние, т.е. это деяния, за которое к правонарушителю применятся налоговые санкции.
Лицо считается невиновным в нарушении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке или установлено вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. В соответствии со ст. 113 НК РФ нарушитель налогового законодательства не может быть привлечен к налоговой ответственности, если к моменту внесения решения о наложении взыскания истек срок давности привлечения к ответственности - он равен 3 годам.
Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает налоговое правонарушение - это финансовые интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней ивнебюджетные фонды.
17 Функции и принципы финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, суб-ми Фед, местным самоупр и юр лицами в целях осуществления их функций.
Принципы:
1. законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
2. гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
3. федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов.
4. плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре:Распределительная функция — в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты
Функция контроля — регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств.
Регулирующая функция заключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 175.