Финансовая деятельность субъектов публичного права.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы по финансовому праву

 

1 Финансы как объект правового регулирования.

Финансы – экономико-правовая категория. Рассматривается в двух аспектах: финансы как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. и финансы как совокупность фондов именно денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций. Как совокупность денежных средств финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они – основа существования любого субъекта, в т.ч. и государства. Финансы возникают в процессе планомерной деятельности гос-х органов и органов местного самоуправления, которая регулируется фин-правовыми нормами. Органы местного самоуправления по Конституции не входят в систему органов государственной власти, следовательно, местные финансы обособлены от государственных. Финансы выполняют фискальную, распределительную, контрольную и регулятивную (стимулирующую) функции. Фискальная аккумулирование денежных доходов в централизованных фондах для их дальнейшего распределения и использования в государственных (публичных) целях Распределительная функция состоит в обеспечении финансовыми ресурсами государства Контрольная заключается в финансовом контроле за надлежащим участием субъектов в образовании финансов, их распределении и расходовании по назначению.

 

2 Правовое регулирование безналичного денежного обращения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Гл. задачей правового регулирования заключ. в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и услуг предлагаемых на внутреннем рынке, т.к. в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое кол-во денег,в чем и заинтересовано гос-во. Правовой основой денежного обращения выступают нормы конституции РФ, Федерал. Зконы «О центральном банке РФ»,»О банках и банковской деятельности»иные законы, нормативные акты президента и правительства РФ.в т.ч. положение о безналичных расчетах в РФ Утвержд-ом банком России. Все расчеты осуществляются в 2 формах:-наличной и безналичной. расчеты между хозяйствующими как правило осуществляются в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Общий срок безнал. расчетов не должен привышать 2-х операционных дней. Безналичные расчеты осущ. В формах предусмотренных законодат-ом:расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и по инкассо. для производствабезнал. Расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию. И заключают с ней соглашениепо открытии счета или по осущ. расчетов.

 

3Понятие финансовой системы.

 

Финансовая деятельность государства реализуется через финансовые институты с помощью специальных финансовых органов и учреждений. Финансовые органы и финансовые институты составляют финансовую систему государства.

Финансовые институты – это совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств. Институты, входящие в финансовую систему государства: - Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местного самоуправления

-Внебюджетные централизованные целевые фонды;-Внебюджетные децентрализованные целевые фонды;

-Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;-Фонды страхования;

-Кредит (государственный и банковский). бюджетная система, которая включает в себя государственные и местные бюджеты. К государственным бюджетам относятся:-Федеральный бюджет;-Республиканские бюджеты;

-Краевые и областные бюджеты.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами.

 

Принципы налогового права.

В основу построения налоговой системы в РФ положены определенные принципы, которые закреплены Конституцией РФ и НКРФ. Ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК устанавливают всеобщность и равенство налогообложения. Принципы всеобщности предполагают обязанности каждого платить законно установленные налоги . А принцип равенства налогообложения запрещает дискриминацию в налоговой сфере. Принцип законности, действующий во всех отраслях права, предполагает обязательное исполнение требований закона всеми субъектами права. Принцип однократности налогообложения заключается в том, что один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за установленный законом период. Принцип льготности налогообложения означает, что налоговые законы должны содержать прав нормы устанавл-мые льготы по налогам для отдельных категорий налогоплательщиков. Принцип соразмерности налогообложения, включает в себя пропорциональность, обоснованность и допустимость налоговых изъятий.

Принцип единства налоговой политики вытекает из конституционного принципа единства экономического пространства.

5 Система органов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение.

Органы созданные специольно для осуществления фин деят-ти, кот в совокупности получили назв финансовой системы. Органы гос власти и гос управления общей компетенции выполняют стратегическое управление. Оперативное управление финансами отнесено к компетенции спец органов гос-ва.важнейшим спец органом явл. Мин Фин РФ. Составляющей этой единой системы является также система кредитных учреждений возглавляемая Центральным банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. К финансовым органам относятся и органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией средств в централизованные фонды денежных средств, налоговые органы и таможенная служба. В 1992 г. Указом Президента РФ создано Федеральное Казначейство, оно информирует законодательные и исполнительные органы гос власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных фин операциях Правительства РФ, а также о состоянии внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ в целом.

 

6 Налоговое законодательство (источники налогового права).

Налоговое право – это совокупность правовых норм, позволяющих на основе властного подчинения регулировать имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой системе РФ.

Конституция РФ является источником налогового права. В ней установлено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57);

Налоговое законодательство в РФ состоит из нормативно-правовых актов трех уровней: 1-й уровень – федеральный, включает Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах. 2-й уровень - региональный, включает законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ. 3-й уровень – местный, включает нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Налоговый кодекс является основой для всех других нормативно-правовых актов о налогах и сборах. В случае несоответствия их налоговому кодексу применяется последний.

Закон о каждом налоге должен содержать следующие основные элементы:

-Определение круга налогоплательщиков, их основных признаков;-Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог;

- В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог;

-ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом;

-определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налога особо.

 

Налоговые правоотношения.

Налоговые правоотношения – это вид финансовых правоотношений, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами раздела финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями.

Налоговые правоотношения можно определить и как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу взимания налогов и иных платежей с юрид и физлиц, и других категорий налогоплательщиков.

налоговые правоотношения состоят из трех элементов: объект, субъект, содержание. В ст.38 Налогового Кодекса РФ указано, что объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров, имущества, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, и др хар-ки.Субъекты – это участники правоотношений. В налоговых правоотношениях участвуют налогоплательщики (физические и юридические лица), налоговые агенты, органы государственной налоговой службы и кредитные органы – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность соответствующих государственных органов – обеспечить уплату налогов.

 

Элементы закона о налоге.

В законодательстве о налогах должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

1) обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

2) границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Только совокупность элементов закона о налоге устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.

В этой ситуации налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев — уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Налог считается установленным лишь в случае, когда определен налогоплательщик (субъекты налогообложения) и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК):

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Установить элемент закона о налоге значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных. В случаях, когда элемент закона о налоге не определен, недостатки закона восполняются ведомственными нормативными актами, решениями судов и арбитражных судов.

15Понятие и система финансового права.

 

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.

Финансовое право теснейшим образом связано с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения, а составной частью имущественных отношений являются денежные отношения.

Система финансового права – это правовые нормы, регулируемые системой общественных финансовых отношений, которые группируются внутри отрасли финансового права в определенной последовательности, образуя правовые институты. В систему финансового права входят части, разделы, подотрасли и институты.

Финансовое право состоит из 2 частей:

общей – относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

Особенная – включает расположенные в определенном обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, между которыми объективно обособлена связь.

 

16 Ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

Условием привлечения к ответственности по налоговому законода­тельству является совершение налогового правонарушения. За нарушение налогового законодательства предусмотрены следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дис­циплинарная, финансовая (налоговая). К налоговым относится правонарушения, касающиеся непосредст­венно налоговой системы, поэтому только налоговое правонарушение яв­ляется основанием привлечения к налоговой ответственности. Налоговое правонарушение характеризуется признака­ми:Налоговое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства.

Налоговое правонарушение - это виновное деяние, т.е. это действие или бездействие совершается правонарушителем соз­нательно.

Налоговое правонарушение - вредное деяние. Вредность того или иного деяния определяется интересами государства и об­щества.

Налоговое правонарушение - наказуемое деяние, т.е. это дея­ния, за которое к правонарушителю применятся налоговые санкции.

Лицо считается невиновным в нарушении налогового правонаруше­ния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке или установлено вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою неви­новность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по дока­зыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правона­рушения возлагается на налоговые органы. В соответствии со ст. 113 НК РФ нарушитель налогового законода­тельства не может быть привлечен к налоговой ответственности, если к моменту внесения решения о наложении взыскания истек срок давности привлечения к ответственности - он равен 3 годам.

Объектом налогового правонарушения являются общественные от­ношения, на которые посягает налоговое правонарушение - это финансо­вые интересы государства, направленные на формирование доходной час­ти бюджетов всех уровней ивнебюджетные фонды.

 

17 Функции и принципы финансового права.

 

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, суб-ми Фед, местным самоупр и юр лицами в целях осуществления их функций.

Принципы:

1. законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов.

4. плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре:Распределительная функция — в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты

Функция контроля — регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств.

Регулирующая функция заключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.

 

Понятие эмиссионного права

Ответы по финансовому праву

 

1 Финансы как объект правового регулирования.

Финансы – экономико-правовая категория. Рассматривается в двух аспектах: финансы как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. и финансы как совокупность фондов именно денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций. Как совокупность денежных средств финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они – основа существования любого субъекта, в т.ч. и государства. Финансы возникают в процессе планомерной деятельности гос-х органов и органов местного самоуправления, которая регулируется фин-правовыми нормами. Органы местного самоуправления по Конституции не входят в систему органов государственной власти, следовательно, местные финансы обособлены от государственных. Финансы выполняют фискальную, распределительную, контрольную и регулятивную (стимулирующую) функции. Фискальная аккумулирование денежных доходов в централизованных фондах для их дальнейшего распределения и использования в государственных (публичных) целях Распределительная функция состоит в обеспечении финансовыми ресурсами государства Контрольная заключается в финансовом контроле за надлежащим участием субъектов в образовании финансов, их распределении и расходовании по назначению.

 

2 Правовое регулирование безналичного денежного обращения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Гл. задачей правового регулирования заключ. в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и услуг предлагаемых на внутреннем рынке, т.к. в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое кол-во денег,в чем и заинтересовано гос-во. Правовой основой денежного обращения выступают нормы конституции РФ, Федерал. Зконы «О центральном банке РФ»,»О банках и банковской деятельности»иные законы, нормативные акты президента и правительства РФ.в т.ч. положение о безналичных расчетах в РФ Утвержд-ом банком России. Все расчеты осуществляются в 2 формах:-наличной и безналичной. расчеты между хозяйствующими как правило осуществляются в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Общий срок безнал. расчетов не должен привышать 2-х операционных дней. Безналичные расчеты осущ. В формах предусмотренных законодат-ом:расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и по инкассо. для производствабезнал. Расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию. И заключают с ней соглашениепо открытии счета или по осущ. расчетов.

 

3Понятие финансовой системы.

 

Финансовая деятельность государства реализуется через финансовые институты с помощью специальных финансовых органов и учреждений. Финансовые органы и финансовые институты составляют финансовую систему государства.

Финансовые институты – это совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств. Институты, входящие в финансовую систему государства: - Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местного самоуправления

-Внебюджетные централизованные целевые фонды;-Внебюджетные децентрализованные целевые фонды;

-Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;-Фонды страхования;

-Кредит (государственный и банковский). бюджетная система, которая включает в себя государственные и местные бюджеты. К государственным бюджетам относятся:-Федеральный бюджет;-Республиканские бюджеты;

-Краевые и областные бюджеты.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами.

 

Принципы налогового права.

В основу построения налоговой системы в РФ положены определенные принципы, которые закреплены Конституцией РФ и НКРФ. Ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК устанавливают всеобщность и равенство налогообложения. Принципы всеобщности предполагают обязанности каждого платить законно установленные налоги . А принцип равенства налогообложения запрещает дискриминацию в налоговой сфере. Принцип законности, действующий во всех отраслях права, предполагает обязательное исполнение требований закона всеми субъектами права. Принцип однократности налогообложения заключается в том, что один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за установленный законом период. Принцип льготности налогообложения означает, что налоговые законы должны содержать прав нормы устанавл-мые льготы по налогам для отдельных категорий налогоплательщиков. Принцип соразмерности налогообложения, включает в себя пропорциональность, обоснованность и допустимость налоговых изъятий.

Принцип единства налоговой политики вытекает из конституционного принципа единства экономического пространства.

5 Система органов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение.

Органы созданные специольно для осуществления фин деят-ти, кот в совокупности получили назв финансовой системы. Органы гос власти и гос управления общей компетенции выполняют стратегическое управление. Оперативное управление финансами отнесено к компетенции спец органов гос-ва.важнейшим спец органом явл. Мин Фин РФ. Составляющей этой единой системы является также система кредитных учреждений возглавляемая Центральным банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. К финансовым органам относятся и органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией средств в централизованные фонды денежных средств, налоговые органы и таможенная служба. В 1992 г. Указом Президента РФ создано Федеральное Казначейство, оно информирует законодательные и исполнительные органы гос власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных фин операциях Правительства РФ, а также о состоянии внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ в целом.

 

6 Налоговое законодательство (источники налогового права).

Налоговое право – это совокупность правовых норм, позволяющих на основе властного подчинения регулировать имущественные отношения физических и юридических лиц в налоговой системе РФ.

Конституция РФ является источником налогового права. В ней установлено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57);

Налоговое законодательство в РФ состоит из нормативно-правовых актов трех уровней: 1-й уровень – федеральный, включает Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах. 2-й уровень - региональный, включает законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ. 3-й уровень – местный, включает нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Налоговый кодекс является основой для всех других нормативно-правовых актов о налогах и сборах. В случае несоответствия их налоговому кодексу применяется последний.

Закон о каждом налоге должен содержать следующие основные элементы:

-Определение круга налогоплательщиков, их основных признаков;-Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог;

- В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог;

-ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом;

-определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налога особо.

 

Финансовая деятельность субъектов публичного права.

Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

- принцип федерализма. Согласно этому принципу финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, которые имеют общее значение для федерации в целом.

- единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъекта федерации не должна выходить за рамки основной федеральной политики, а также устанавливаемых общих принципов налогообложения и сборов. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. - принцип равноправия субъектов (опред ст. 5 Конституции РФ). На каждого из субъектов федерации распространяется единое финансовое законодательство. - принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип гарантирован ст 13, 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации. Они самостоятельно составляют и утверждают местный бюджет, налоги и сборы в соответствии с законодательством;

- принцип социальной направленности финансовой деятельности (ст. 7 Конституции РФ). Согласно этого принципа предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установлен гарантированный минимум оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и др.

- принцип разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти. По фед-м налогам и сборам, по фин-му и валютному регулированию, по кредитному регулированию и денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114)

Налоговые правоотношения.

Налоговые правоотношения – это вид финансовых правоотношений, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами раздела финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями.

Налоговые правоотношения можно определить и как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу взимания налогов и иных платежей с юрид и физлиц, и других категорий налогоплательщиков.

налоговые правоотношения состоят из трех элементов: объект, субъект, содержание. В ст.38 Налогового Кодекса РФ указано, что объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров, имущества, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, и др хар-ки.Субъекты – это участники правоотношений. В налоговых правоотношениях участвуют налогоплательщики (физические и юридические лица), налоговые агенты, органы государственной налоговой службы и кредитные органы – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность соответствующих государственных органов – обеспечить уплату налогов.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 155.