Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов хозяйствования и управления для эффективного социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов.
Следует отметить, что основной формой финансового контроля является контроль за рублем, и именно он позволяет определить качество работы предприятий и, тем самым, воздействовать на них. Так, например, несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, позволяет сделать вывод о неблагополучном финансовом положении конкретного предприятия.
Финансовый контроль может проводиться различными методами. Метод финансового контроля – это совокупность приемов, способов, средств, с помощью которых достигается цель проведения финансового контроля. Применение того или иного метода финансового контроля зависти от органа его осуществляющего, объекта контроля и цели контроля.
К методам финансового контроля относятся: ревизии, проверки, анализ, наблюдение, обследование, надзор.
Проверки проводятся на основе отчетной документации и расходных документов по отдельным вопросам финансовой деятельности. В случае выявления нарушений намечаются меры по их устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и перспектив.
Надзор проводится контролирующими органами за субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает контроль за соблюдением этими субъектами установленных для них правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и перспектив.
Наблюдение – это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием клиента.
Основным же методом финансового контроля являются ревизии, представляющие собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки ее законности и целесообразности.
Законодательство различает следующие виды ревизий:
по содержанию они бывают:
§ документальными, когда проверяются документы, в частности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки, платежные ведомости);
§ фактическими, которые означают проверку не только документов, но и наличия материальных ценностей, денег, ценных бумаг и т.д.
Ревизии могут быть плановые и внеплановые. О плановых, т.е. предусмотренных в планах работы контролирующих органов, руководители подлежащих проверке предприятий и учреждений, информируются заранее. Внеплановые ревизии проводятся в связи с поступлением жалоб, сообщений, заявлений с фактах финансовых нарушений, требующих незамедлительной проверки.
В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии бывают:
§ полные или комплексные, под которыми понимаются осуществление проверки всей деятельности предприятий, учреждений, организаций за конкретный период;
§ выборочные или тематические, при проведении которых контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка работы по приему налоговых и страховых взносов).
По проверяемому периоду деятельности ревизии могут быть:
§ фронтальными – и тогда проверке подлежит вся финансовая деятельность субъекта за определенный период, например, за год;
§ выборочными – проверкой охватывается лишь какой-то определенный непродолжительный период.
В ходе ревизии проверяющие могут получать письменные объяснения должностных и материально-ответственных лиц; проводить инвентаризацию; проверять первичные документы, бухгалтерскую и статистическую отчетность, планы, сметы, наличие денег, товарно-материальных ценностей; могут опечатывать кассы, склады, кладовые и т.д.
В соответствии с действующим законодательством срок проведения ревизии не более 30 дней. Результаты ее проведения оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. В акте указываются цели и основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины. Причины этих нарушений, виновные в выявленных нарушениях лица, меры по устранению выявленных финансовых нарушений и меры ответственности к нарушителям. Если руководитель и главный бухгалтер не согласны с актом ревизии, они могут письменно изложить свои замечания и эти возражения приобщаются к акту ревизии. По результатам акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального вреда и т.д.
30 Правовое положение коммерческих банков
Коммерческие банки — это кредитные организации, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий всех форм собственности и всех отраслей. Они являются хранилищами денежных средств, основными посредниками в совершении денежных операций общества, в некоторой степени генерируют околобанковское рыночное пространство, т.е. частично осуществляют функции управления экономикой на уровне предприятий и организаций.
Коммерческим банкам предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц, от своего имени осуществлять кредитование, а также кассовое обслуживание клиентов, покупать и продавать ценные бумаги, осуществлять межбанковское обслуживание и другие операции.
В соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. № 17)1 банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
♦ привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (цо востребования и на определенный срок);
♦ размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
♦ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кроме этого, к банковским операциям относятся:
♦ осуществление расчетов по поручению физических и
юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их
банковским счетам;
♦ инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
♦ купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
♦ привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
♦ выдача банковских гарантий.
Коммерческие банки России функционируют на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком РФ и имеют право участвовать на рынке фондовых ценностей. Кроме того, Банк России выдаст коммерческим банкам валютные лицензии четырех видов: простые, расширенные, генеральные и на осуществление операций с драгоценными металлами.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческие банки являются основным рабочим элементом современной двухуровневой денежно—кредитной системы Российской Федерации.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 177.