ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занятие 19. Человек во Вселенной.

Русский космизм: материя, управляемая духом (2 часа)

Вопросы:

1. Перспективы человеческой эволюции. Два пути: техногенная цивилизация (тупиковая ветвь), изменение биологической природы человека (магистральное направление).

2. Богочеловечество, как обрести утерянные атрибуты божества (бессмертие и всемогущество).

3. Космическое призвание человека и его космические функции. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

 

Ключевые термины

 

Космизм, эволюция, глобальный эволюционизм, жизнь, сверхжизнь, бессмертие, вечность, автотрофность, Богочеловечество, биосфера, ноосфера.

 

Методические рекомендации

 

Понятие Вселенной как продукт культурной истории человечества выражает космические притязания человека. Земной дом давно стал тесен для человеческой мысли. Дух, заключенный в телесной оболочке Homo sapiens, дерзновенно вырывается вперед и ввысь, одновременно пытаясь осознать свое место в мире, раздвигая его границы от круга непосредственного общения до понимания Большой Вселенной. Результат теоретического полета мысли в каждую конкретно-историческую эпоху воплощается в построении картины мира. Картина мира включает в себя четыре пласта:

· онтологический - представление о строении мира (эскиз устройства мироздания);

· гносеологический - познавательный аспект картины мира (познаваем ли мир, и если да, то в каких пределах, какие концептуальные средства могут быть использованы для его объяснения и понимания человечеством как субъектом познания);

· аксиологический - ценностно-теоретический пласт (вселенское признание Человека, его роль и функции в структуре мироздания, смысл его бытия как для самого человека, так и для мира в целом);

· праксиологический - деятельностно-практический аспект картины мира (каковы возможности человека в сохранении и изменении мира в целом, каков арсенал его практических средств?).

При изучении картины мира необходимо постоянно учитывать диалектическое единство перечисленных аспектов. Картина мира функционирует как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, выражая уровень запросов человека как родового существа.

Традиционная религиозная картина мира (христианский вариант), с ее дуализмом тварного и нетварного бытия, при безусловном примате бытия несотворенного - Бога (онтологический аспект), истин разума в пределах веры (гносеологический аспект), обосновывает особое положение человека в мире тварного бытия. Душа земного человека стремится вернуться к Создателю, чтобы обрести временно утерянные атрибуты - вечность и благодать (аксиологический аспект). Деятельностные устремления человека направлены на сохранение и поддержание существующего земного порядка, имеющего божественное происхождение (праксеологический аспект).

В основе картин мира, доминирующих в культуре ХХ столетия, лежит принцип глобального эволюционизма (онтологическое основание). Христианский модернизм в лице П. Тейяр де Шардена, опиравшегося на достижения современной ему науки, обосновывает следующие этапы эволюции: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Религиозная направленность мыслителя проявляется в понимании сверхжизни как конца света, слиянии душ в точке Омега, которая есть Христос, воплощенный в мире (смысл наличного бытия и мира). Практические средства осуществления Вселенского признания человека: деятельностный союз науки и религии, коллективизм, основанный на родстве душ, личностная любовь.

Русский космизм, как направление философской мысли, проводит идею активного управления материей со стороны духа. Носителем духа является человек из плоти и крови, космическое признание которого есть в сознательном продолжении эволюции, в устранении сделанных ею ошибок, как- то: смертность человеческих существ и их заземленность на материально-вещественном обустройстве бытия. Цель активной эволюции - в становлении Богочеловечества: Бог воплотился в человека, чтобы человек стал Богом.

Литература

 

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. С.293-325, 380-437.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1991. С.27-63.

3. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989.Т.2. С.56-74, 97-120.

4. Русский космизм.- М.:Педагогика-Пресс, 1992. С.3-33, 69-78, 264-278.

5. Гайденко П.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии. 1995. № 3. С.43-52.

6. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? // Вопросы философии. 1995. № 2. С.37-47.

7. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М.: Знание, 1990.

8. Игумен Вениамин (Новик).О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. № 4. С.135-149.

9. О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия».- М.: Знание, 1992.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.- М.: Наука, 1987. С.135-235.

 

Темы докладов

 

1. Н. Федоров «Философия общего дела». Реальность и иллюзии вечной жизни и всеобщего воскрешения.

2. К. Э. Циолковский. Бессмертие как реальность.

3. Концепция ноосферы. Взгляды В.И.Вернадского и П.Тейяр де Шардена: сравнительный анализ.

 

Занятие 20. Человек - венец природы. (Диалектико-материалистическое учение о материи и ее атрибутах) 2 часа

 

Вопросы:

1. Философское определение материи. Современные научные представления о строении материи: от понятия физического вакуума до представлений о Большой Вселенной.

2. Качественное многообразие видов материи и форм проявления ее атрибутов (движение, пространство, время, отражение, сознание как высшая форма отражения действительности). Концепция материального единства мира.

3. Человек - венец природы. Общественное развитие человека. Диалектико - материалистическая концепция ноосферы.

 

Ключевые термины

 

Материя, атрибут, пространство, время, движение, отражение, вид материи, пространственно-временной континуум, пространственно-временные формы, развитие, бесконечность, безграничность, сознание, человек, общественное развитие, материальноное единство мира, ноосфера.

 

Методические рекомендации

 

Марксистская философия имеет строго определенную логическую цепь построений. Первым звеном является онтология. Здесь раскрывается учение о материи и материальном единстве мира. Материя определяется как общее в вещах (Ф. Энгельс) или, более подробно, как «объективная реальность», данная человеку в ощущениях и существующая независимо от сознания человека и человечества (В. И. Ленин).

В современной философии марксизма развивается атрибутивная модель единства мира: неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются движение, пространство, время, отражение (сознание - одна из его форм).

Объективная диалектика - необходимая составная часть картины мира, в основе которой лежит принцип эволюции форм материи и идея линейного прогресса. Несущей конструкцией онтологии является пара категорий «материя - сознание».

Второе звено - это марксистская праксиология, включающая гносеологию; несущая конструкция - пара категорий «практика - познание». Гносеологический оптимизм марксистов обусловлен убеждением, что бесконечный прогресс познания детерминирован практикой (общественно - исторической материальной деятельностью людей). Расширение поля практики влечет за собой расширение поля зрения.

Третье звено - аксиология. Стержнем звена является учение о свободе и необходимости. «Свобода - необходимость» - несущая конструкция аксиологии. Марксизм развивает идею интеллектуальной и практической эволюции (прогресса) человечества.

 

Литература

 

1. Алексеев П.В. Понятие «материи» // Философские науки. 1990.№12. С.3-11.

2. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993.№1. С.115-125.

3. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. Гл.6,8,9. С. 49-94, 185,268.

4. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика // Вопросы философии. 1990.№8. С.36-38.

5. Жданов Г.Б. Физика и общество // Вопросы философии. 1993. №8. С.105-112.

6. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба двух миров.- Н.Новгород: Изд-во «Н.Новгород», 1994. С.3-110.

7. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993.№4. С.115-124.

8. Леглер В.А.Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. №2. С.49-55.

9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр. соч. Т.18.С.273-281.

10. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. №1.С.5-31.

11. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990.№6.С.32-45.

12. Петров М.К. Человек и культура в научно - технической революции // Вопросы философии. 1990.№5.С.79-92.

13. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995.№7.С.163-167.

 

Темы докладов

 

1. Бесконечность как философская проблема.

2. Биология человека в эпоху НТР.

3. Виртуальная реальность: от виртуальных истин до виртуальной реальности.

 

Занятие 21. Феноменология человеческого духа (2часа)

 

Вопросы:

1. Понятие духовной реальности, формы ее существования: информация, психика, сознание. Практика, язык, сознание.

2. Структура духовной реальности: бессознательное, сознание, самосознание. Предметность и рефлексивность сознания.

3. Процесс и цель познания (практика - чувство - разум - истина - практика).

4. Интуиция и творчество.

 

Ключевые термины

 

Дух, душа, знание, сознание, психика, информация, отражение, практика, язык, идеальное и материальное, предметность, образ, операциональность, бессознательное, самосознание, рефлексия, понимание, объяснение, интуиция.

 

Методические рекомендации

 

Наибольший вклад в развитие теорий сознания и познания внесли представители диалектического материализма, феноменологических школ герменевтики, постструктурализма. В этом занятии подробно останавливаемся на марксистской версии духовной реальности.

Диалектический материализм рассматривает сознание человека как свойство материи, но не всей, а ее высшего продукта - мозга. Мозг человека, материальные процессы в нем являются субстратом, носителем, основой психических процессов. Определенные психические функции связаны с определенными участками мозга человека. Нарушение этих участков приводит к нарушению и соответствующих психических функций. Сознание, психика человека существуют как содержание нервномозговых процессов. Это определяет идеальную природу сознания. Сознание - это субъективная, духовная реальность, в отличие от объективной реальности, материи.

По отношению к объективному миру сознание следует рассматривать как отражение в идеальном, чувственном или логическом виде, в форме ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений и т.д.

Отмечают три уровня отражения, соответствующие трем основным структурным уровням материи: элементарное отражение (т.е. на уровне механических, физических и химических взаимодействий), биологическое отражение (на уровне живого) и социальное (человеческое). В соответствии с развитием отражения возникают и определенные формы, продукты отражательного взаимодействия: от пространственно - временных изменений предмета до появления второй сигнальной системы у человека, т.е. логического мышления.

Сознание как идеальное обладает реальным бытием только в связи с материей, которая или является субстратом, носителем сознания (нервно - мозговые процессы), или воплощает, выражает сознание (язык, предметная деятельность, различные знаковые системы). В частности, речь, слово является «материальной оболочкой мысли», а мысль - идеальным содержанием слова, речи.

Существенным фактором становления сознания является трудовая деятельность человека. Сознание есть продукт общественного развития, оно представляет собой отражение общественного бытия. В этом смысле сознание - не только отражение объекта, предмета деятельности, но и самой этой деятельности. Более того, сознание является отражением не только деятельности, но и взаимоотношений между людьми в процессе этой деятельности.

Таким образом, можно дать определение сознания - это свойство мозга отражать действительность в идеальных формах, которые выражаются в языке и служат регулятором деятельности человека. Сознание есть продукт общественного развития.

Философия марксизма (диалектический материализм) ввела категорию практикипри построении теории познания. Практика есть источник, движущая сила и цель познания.

В отличие от марксизма, позитивистское направление было сосредоточено на анализе языка, и здесь оно и добилось немалых успехов в исследовании логических форм представленности знаний. Современная феноменология особое внимание уделяет социокультурным факторам познания (обыденного и научного). Герменевтика исследует эти факторы при анализе текста (любой природы).

 

 

Литература

 

 

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. С.269-358.

2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С.482-494.

3. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания.- М.: Мысль, 1994. С.233-369.

4. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985. С.189-193, 465-525.

 

Занятие 22. Герменевтическая интерпретация истины.

Х.-Г. Гадамер «Что есть истина?» (2 часа)

Вопросы:

1. Вопрос Понтия Пилата. Скепсис в отношении науки.

2. Наука и истина. Суждение как место истины. Методичность - способ деятельности в науке. Наука как техника.

3. Истина по ту сторону науки. Мода и бюрократизм.

4. Стуктура «мотивация - вопрос - ответ» и историчность истины.

 

Ключевые термины

Герменевтика, либеральность, толерантность, свобода науки, непристойность доказательства, сокрытность, истина, суждение, достоверность, метод, номинализм, логический позитивизм, метаязык, речь, прагматизм, история, подлинное бытие, мотивация, понимание.

Методические рекомендации

 

Х.-Г. Гадамер (1900) - немецкий философ, основоположник герменевтики, развивал идеи в русле философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Герменевтика - это философское направление, связанное с истолкованием (интерпретацией) текстов с целью определения истины.

Важнейшими понятиями герменевтики являются «понимание» и «предпонимание». Понимание не есть просто знание об объекте. Можно знать о человек многое, но не понимать его. Понимание есть схватывание истины средствами описания (не объяснения). Предпонимание есть некоторое наличное знание, с позиций которого осуществляется понимание (это может быть и предвзятое мнение, и психологическая установка, и интерес и т.д.).

Небольшая работа Х.-Г. Гадамера «Что есть истина?» затрагивает самый широкий круг проблем: от проблем современного скепсиса относительно науки до оригинальной трактовки истины. Здесь довольно четко прослеживаются этапы развития западноевропейской науки. Первый этап - античная наука с ее интересом к суждению(повествованию) и рациональному уровню; истина представляется как верное суждение об объекте. Второй этап связан с наукой Нового времени, когда ученых волнует достоверный путь к истине или метод. Третий этап, связанный с современным положением вещей, означает превращение науки в технику.

Излишняя требовательность науки к себе, выраженная в существовании многочисленных запретов, становится ее настоящей бедой. Истина ускользает от нее. Причина тому - нежелание науки заниматься областью, которая полна мотивов и ценностных установок. Истина - не столько в суждении, сколько в вопросе (вопрошании), а сам вопрос чем-то мотивирован. (Область мотивов чаще остается сокрытой от глаз ученого, ею занимаются гуманитарии, священники, врачи и т.п.). Быть может, именно поэтому Восток не пошел по пути науки, ограничившись философско-религиозными системами.

Литература

1. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.138-151.

2. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос. Вып.1.- М.: Гнозис, 1991. С.30-37.

3. Современная западная философия: Словарь. С. 67-69,74-77.

4. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб.пособие для вузов. В 3 ч. (См. от Шопенгауэра до Дерриды).

Занятие 23. Человек в мире культуры (2часа)

Вопросы:

1. Культура и природа. Исторический, практический, познавательный, эстетический и другие аспекты взаимодействия культуры и природы. Характер отношений культуры и природы: от идеи их несовместимости (Ницше Ф., Фрейд Э.) к идее гармонизации отношений культуры и природы (Швейцер А., Лоренц К.)

2. Культура и общество. Проблема замкнутости культур (Шпенглер О.) и единства историко-культурного процесса (Ясперс К.). Соотношение уникального и универсального в культуре человечества. Проблема Запада и Востока в русской философии («западники» и «славянофилы»).

3. Культура и личность. Информационно-познавательная, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, эвристическая и другие функции культуры. Ценности культуры как цели творчества. Свобода и трагедия творчества в культуре. Культура как процесс самосозидания личности.

 

Ключевые термины

Социокультурный процесс, культура как символ, культура как игра, культурно - исторический тип, локальность культуры, технократизм как тенденция культуры, экологизация культуры, культура личности, культура как общение.

 

Методические рекомендации

 

Культура представляет собой сложное явление, существующее в двух формах: предметное бытие культуры (традиционно называется материальной культурой) и бытие в личностной форме (духовная культура). Эти формы взаимосвязаны, являясь аспектами одного целого - жизнедеятельности социального человека. Базовые культурные смыслы и ценности, составляя сердцевину, ядро социального в человеке, воплощаются (объективируются) в процессе его деятельности и формируют социокультурный контекст его жизни.

В истории человечества преодоление природной ограниченности человека и зависимости его от природы рассматривалось многими философами прежних времен как главный признак качества культуры. Сегодня в культуре утверждается ориентация на обретение нового единения с природой: экологическая функция занимает важное место среди других функций культуры ХХ в.

Детерминация культурных процессов и форм их протекания в общественном развитии - важный вопрос в философии культуры. Опираясь на анализ общего, типического и особенного, специфического в культуре разных времен и народов, философы разрабатывают разные модели историко-культурного процесса, порой противопоставляя идею уникальности отдельных культур идее универсального развития человеческой культуры.

Человек обретает свои социальные свойства по мере его включенности в социокультурный контекст. Полифункциональность культуры и делает ее особым механизмом созидания и самосозидания личностного бытия человека. В философии ХХ в. развитие аксиологической и эвристической (творческой) функции культуры осмысляются в качестве необходимого условия формирования современного гуманистического типа личности.

 

Литература

 

1. Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: Аспект Пресс, 1995. С.17-53,78-92,111-128,150-167,188-243.

2. Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии.№2.1989. С.143-162.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991. С.261-327.

4. Культурология.- М.: О-во Знание РФ, 1993. С.3-66.

5. Лотман Ю.М.Культура и взрыв.- М.: Гнозис; Изд.группа Прогресс, 1992. С.45-65,176-204.

6. Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс, 1986. С.153-315.

7. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы « круглого стола») // Вопросы философии.1992.№6. С.3-49.

8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс, 1992. С.66-134.

9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Республика, 1994. С.294-309.

11. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в

ХХ в. // Вопросы философии,1994. С.52-62.

11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс, 1992. С.216-237.

12. Шпенглер О. Закат Европы.- М.: Мысль, 1993. Т.1. С.144-169.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. С.70-98.

 

Темы докладов

 

1. Проблема культуры и техники в концепциях Н. Бердяева и Э. Фромма .

2. Современная западная философия техники о тенденциях взаимоотношений культуры и техники: прогнозы и утопии.

3. Тоталитаризм и культура. (Судьбы искусства и человека).

Занятие 24. Человек в информационно-техническом мире.

Роль научной рациональности в развитии общества (2часа)

 

Вопросы:

1. Наука, культура, цивилизация.

2. Научная рациональность: сущность, исторические типы и роль в развитии общества.

3.Техника, технология, техносфера. Судьбы технического прогресса на рубеже ХХ-ХХI вв.

 

Ключевые термины

 

Техника, технология, техносфера, промышленная революция, научно-техническая революция, конструкторская, производственная деятельность, философия техники, технологический детерминизм, техногенная цивилизация, технократическая культура, наука, цивилизация, наука классическая, постнеклассическая, сциентизм, модернизм, постмодернизм.

Методические рекомендации

 

Наука в ее современном понимании как система рационально-теоретического знания и деятельности по исследованию природы, общества и человека зародилась на рубеже ХVI - ХVII вв., когда сам человек, вырываясь из уз средневековых традиций, предстал активным существом, деятельностное отношение к миру которого стало ориентироваться на преобразование мира. В природе человек начинает видеть не «храм, а мастерскую».

По мере своего внутреннего развития наука сталкивается с принципиально новыми объектами, что приводит к коренным изменениям системы идеалов и норм научного познания (типа научной рациональности) и философских оснований науки (парадигм). Эти периоды в истории науки принято называть глобальными научнымиреволюциями, результатом которых стали три крупных этапа исторического развития науки, последовательно сменившие друг друга: классический, неклассический и постнеклассический.

Нормы классической науки (образцом ее служит механика И. Ньютона) основаны на следующих принципах признания: а) строгой детерминации (лапласовский детерминизм); б) однонаправленности изменений; в) предсказуемости поведения системы. Неклассическая наука (конец Х1Х-первая половина ХХ вв.) базируется на принципах: а) вероятностной детерминации; б) многонаправленности (вариабельности) изменений системы; в) непредсказуемости системного поведения.

Если классический тип рациональности предписывает дистанционированное (нейтральное) отношение субъекта познания к объекту с целью получения абсолютно истинного и объективного знания, то неклассический тип научной рациональности, возникновение которого связано с открытием и изменением микромира уже учитывает связь знаний об объекте с характером средств познания (приборов) и познавательных операций субъекта для получения истинного знания.

Постнеклассический тип рациональности, порожденный изучением сверхсложных, многоуровневых самоорганизующихся систем (синергетика), преодолевает характерный для классической науки разрыв субъекта и объекта познания и признает зависимость знаний об объекте не только от средств познания (приборов и познавательных операций), но и от ценностно-целевых установок познающего субъекта.

В современной цивилизации наука играет особую роль, являясь главным фактором технико-технологического развития общества, ибо со времен промышленной революции ХVIII-ХIХ вв. на первое место выступила техническая ориентация познания (на внешний мир, технику, технологию), и сам человек стал рассматриваться средством реализации такого познания.

Преобразованная рациональной научно-технической и технико-технологической деятельностью людей часть окружающей среды обитания образует техносферу.Результаты предшествующей и перспективы будущей технической деятельности людей получают различные философские трактовки в диапазоне от оптимистических представлений до критического отношения к техническому прогрессу в целом. Если положительный полюс мнений находит свое отражение в техницизме и сциентизме, то отрицательный - в антитехнократизме и антисциентизме.

Мир, в котором живет современное человечество, носит на себе отпечаток его научно-технической деятельности. Однако растет число людей, осознающих тот факт, что на рубеже ХХ-ХХI вв. человечество становится заложником собственных научно-технических устремлений.

 

Литература

 

1. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. №2. С.143-162.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. С.283-287,498-506,359-415.

3. Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе ХХ в. // Вопросы философии. 1991. №6. С.3-14.

4. Горохов В.Г. Знать, что делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре.- М.: Знание, 1987.

5. Горохов В.Г., Розин В.М. Формирование и развитие инженерной деятельности // Философские вопросы технического знания.- М.: Наука, 1984. С.85-98.

6. Иконникова Т.И. «Технологические» фальсификации общественного процесса.- М.: Мысль,1989.

7. Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс,1986.

8. Митчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект-Пресс,1995.

9. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №1. С.72-82.

10. Степин В.С., Горохов В.Г., Морозов М.А. Философия науки и техники.- М.: Конт-Альфа, 1995.

11. Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности.- М.:Мысль,1985.

12. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования.- Новосибирск: Наука, 1979.

13. Философия техники в ФРГ.- М.: Прогресс, 1989.

14. Ракитов А.М. Философия компьютерной революции.-М.:Изд.полит. лит-ры, 1991.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 168.