Раздел 3. Современная теоретическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений / Под ред.И.Т.Фролова. - М.: Политиздат,1989. Ч.2.

2. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995.

3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М.: Наука, 1994.

4. Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

5. Современная западная философия: Словарь.- М.: Политиздат, 1991.

6. Современная философия науки: Хрестоматия.- М.: Наука, 1994.

7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

п/п № Темы Часы
Философия в мире культуры (культурно-исторические типы и их теоретическое осознание)  
Философия и мировоззрение. Основное мировоззренческое отношение. Типы мировоззрений
Философия в мире науки (идеалы и нормы научного мышления. Философия как мировоззренческая наука)
Диалектика как «логос» философии
Философская антропология: основные концепции человека в современной философии
Философия природы. Человек во Вселенной (Религиозная, научная, философские картины мира. Коэволюционная стратегия)
Практически-духовное освоение мира (созерцание, практика, познание)
Социальная философия. Человек в обществе (история и теория общества. Человек как субъект истории). Запад-Россия-Восток
Культурные измерения человека и мира (культура и цивилизация)
Человек в информационно-техническом мире. Роль науки и техники в культурной истории общества
Индивидуально-экзистенциальные проблемы бытия человека. Свобода, вина и ответственность
Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человек и его судьба
Философия политики. Вызов истории

 

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ 1

ВВОДНЫЙ КУРС

Занятие 1. Культурное измерение философии (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие культуры. Нормы и ценности культуры. Субкультуры.

2. Запад и Восток как культурные суперсистемы.

3. Мудрость среди ценностей культуры. (Богатство, свобода, любовь, дружба, карьера, деньги, комфорт, знание, профессионализм, вера и т.д.). Истина, добро, красота - составляющие мудрости.

4. Философия - любовь к мудрости. Философия как «логос» культуры. Многообразие философских направлений..

5. Русская культура и ее теоретическое (философское осмысление ). Дискуссия.

 

Ключевые термины

 

Культура, природа, культурные ценности и нормы, культурные суперсистемы, локальные культуры, субкультуры, контркультуры, истина, добро, красота, мудрость, логос, цивилизации.

Методические рекомендации

Культура (лат. - culture ) раньше, в Древнем Риме, означала некоторый способ (технологию) возделывания почвы. И сейчас она сохраняет свое технологическое определение: культура как способ осуществления любой деятельности в соответствии с какими-либо «эталонами» (так говорят о культуре производства, речи, письма, делового общения и т.д.). Но более распространенным является нормативное определение культуры, где она рассматривается как исторически определенная система ценностей, норм и правил поведения. Наука, мораль, искусство, религия, игра - это формы проявления культуры (своего рода ее «аккумуляторы»). Ценность - это не предмет, который ценится, и не субъективная точка зрения индивида. Ценность - это устойчивое отношение людей к окружающим вещам и друг к другу. Ценной для человека может быть и вещь (искусственная или естественная), и другой индивид, и само отношение (таковы любовь, дружба, уважение, гордость, честность и др.).

Культура цементирует общество, объединяя его вокруг общих ценностей. Главная ее функция - интегрирующая. В свою очередь, философия интегрирует культуру. Однако единой для всех времен и народов культуры нет. Можно выделить культурные суперсистемы (термин П. Сорокина), в каждой из которых объем общих и существенных ценностей для носителей этих культур невелик. Это такие культурные комплексы, как Запад и Восток. Гораздо органичнее локальные культуры, где набор общих ценностей довольно широк. В рамках локальных культур можно выделить атомарные субкультуры и антиподы господствующих культур - контркультуры.

Наиболее интересными являются содержание и иерархия культурных ценностей. Есть ценности, связанные с обладанием (деньги, собственность, комфорт, власть, слава и т.д.). Есть ценности, связанные с самореализацией человека (дело, любовь, дружба, честь, ум, мудрость, красота, добро и т.д.).

Какое место среди ценностей разных народов играет мудрость? Ведь мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное (где истина, что есть добро, и где искать совершенное и прекрасное). Философия предстает как «квинтэссенция» культуры, то есть она изучает наиболее значимые ценности и идеалы той или иной культурной системы. Многообразие культур предполагает многообразие философских систем. Даже малые субкультуры порождают в качестве своего теоретического переосмысления особую философию. Вместе с тем существуют универсалии культуры (общие для всех народов правила и ценности), через них философия становится единой.

Важно заметить, что Россия, находясь между Востоком и Западом, тяготеет к западной (иудео-христианской) культуре. Это выражается во всех реформаторских движениях, в культуре управления, науке, искусстве и, разумеется, в философии. Однако вопрос о принадлежности русской культуры к тому или иному типу или культурному комплексу, является дискуссионным. Если в русских сказках главным героем является Иванушка-дурачок, то какое место в иерархии ценностей играет здесь мудрость?

 

Литература

 

1. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991. С.101-202.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М.: Новая школа, 1995. С.32-56.

3. Культурология.- М.: О-во «Знание» РФ, 1993. С.3-66.

4. Зотов В.Д. и др. Очерки социальной философии: Учеб. пособие для высших учебных заведений.- М.: Наука, 1994. С.90-108.

5. Смелзер Н.Социология. - М.:Феникс, 1994. С.40-69.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.425-504.

 

Занятие 2. Философия как наука (2 часа)

Вопросы:

1. Наука: сущность и основные этапы развития.

2. Критерии научности.

3. Философия как мировоззренческая наука. Типы мировоззрений.

4. Философия и действительность (природная и социальная).

5. Система философского знания: диалектика, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия, отраслевая философия (права, науки, политики, хозяйства, техники).

 

Ключевые термины

 

Наука, науки о природе, науки о духе, вопрос, гипотеза, теория, факт, научная картина мира, практика, логика, мировоззрение, мифология, религия, основной мировоззренческий вопрос, диалектика, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия.

 

\

 

 

Методические рекомендации

 

Отношение к науке никогда не было ровным. Ф. Ницше считал, что наука виновна в уничтожении индивидуальности: она «нивелирует» людей, делая их разум одинаковым. Современный немецкий философ Ю. Хабермас, сторонник линии неомарксизма, тоже указывает на негативные стороны науки. В данном случае речь идет о том, что наука, начиная с ХVII столетия, выполняет функции идеологии буржуазного общества (именно буржуазия с ее коммерческими целями нуждалась и нуждается в развитии науки; и именно наука способствует максимальному развитию товарного производства).

И все же подавляющее большинство философов относится к науке скорее с благоговением (см. Рассел Б.). Наука сегодня выступает в роли «мессии» - спасительницы дома человеческого. На нее смотрят с верой и надеждой, особенно в условиях экологического, продовольственного, экономического кризиса. Наука - это внутренне непротиворечивая (логически связанная, когерентная) система знаний, представленная в форме вопросов, фактов, гипотез, теорий и научной картины мира, и удовлетворяющая требованиям истины. В отличие от других форм сознания (религии, морали), наука нацелена на исследование и преобразование мира. Другие формы сознания занимаются проблемами адаптации человека к миру. Наука, напротив, адаптирует мир к нуждам и целям человека. В этом ее сверхзадача, и сущность современной науки.

Сущность науки менялась в ходе ее исторического развития. С VI в. до н. э. и вплоть до ХVII в.н.э. наука носила преимущественно объяснительный характер и оставалась на позициях пассивной созерцательности. Появление экспериментального естествознания (прежде всего механики) знаменовало собой крупную научную революцию, в ходе которой изменилась главная функция науки - акцент сместился к преобразованию мира. И поныне эта парадигма науки действует в техногенном мире. Обращение в настоящее время к истокам восточной мудрости и цивилизаций приводит к тому, что происходит метаморфоз науки и новая смена научной парадигмы в сторону созерцательности.

С другой стороны, вновь возникает проблема критериев научного знания. Однако становится ясно, что все научные понятия следует воспринимать сквозь призму более широкого социокультурного контекста.

Ядром научных теорий выступают законы науки. Главным признаком законов служит повторяемость (регулярность) связей между определенными параметрами (например в физике между массой, пространством, временем и т.д.)

Философская теория тоже базируется на законах. Таковы, в частности, законы диалектики, практики и познания. Специфика философии как науки заключается в двух особенностях:

1) философия - мировоззренческая наука, которая изучает не мир, оставляя за скобками человека, а отношение человека к миру; к этому следует добавить, что мировоззрение не только отражает, но и творит мир (мир, который должен быть);

2) язык философии состоит из категорий, т.е. понятий с предельным уровнем общности (самые широкие по объему и самые бедные по содержанию).

Указывая на мировоззренческий характер философии, следует определить, что такое мировоззрение, каковы его типы и почему «человек без мировоззрения» - невозможное существо. Философия - сложная наука. Общая философия, как и общая физика или общая биология, делится на ряд философских наук, каждая из которых изучает особое отношение человека к миру. Например, гносеология изучает отношение познающего человека к миру, который познается.

 

 

Литература

 

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. С.359-416.

2. Радугин А. А. Философия.- М.: Высш.шк.1996.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат,1989. С.56-80.

4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.: Прогресс,1990. С.14-71, 107-125, 337-356.

5. На переломе: философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. С.37-51.

7. Степин В.С., Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. С.14-107.

8. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс,1990. С.56-254.

 

Темы докладов

 

1. Современная западная наука и древняя мудрость (по книге: Фритьоф Капра. Дао физики.- СПб.: Орис, 1994. - 304 с.).

2. Антиинтеллектуализм Ф.Ницше (по книге: Сумерки богов. - М.: Политиздат,1990 С.17-93).

 

РАЗДЕЛ 2

Дата: 2016-09-30, просмотров: 158.