ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭПОХИ И ИДЕИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занятие 3. Античная философия: от мифа к логосу (4 часа)

Вопросы:

1. Мифология и теоретическая философия.

2. Проблема единого и многого в мифе и в философии. Развитие представлений о субстанции как первосущем и первопричине.

3. Диалектика как метод рассуждений, ведущий к истине (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). Диалектика элеатов.

4. Тема судьбы и свободы воли (стоики, академики, сократики, киренаики). Идеал мудреца в античной философии.

 

Ключевые термины

 

Апории, апейрон, атом, атараксия, анамнесис, бытие, движение, логос, благо, единое и многое, единица и двоица, число, форма и материя, космос, истина, этика, эйдосы.

 

 

Занятие 4. Предназначение философии

(диалог Платона «Соперники») (2 часа)

Вопросы:

1. Чему учили в древнегреческих гимнасиях?

2. Философия и многознание: кто из спорящих пытается доказать их тождество?

3. Сравнение философии с многоборьем (или почему Сократ не соглашается с тем, что философия должна довольствоваться вторыми местами в искусствах?).

4. Философия - зло или благо? Какую пользу приносит философия?

5. Философия и искусство государственного управления (или что должен делать философ). Можно ли определить философию как «служанку» политики? Идеальное государство: утопия 1.

6. Диоген Лаэртский о философии Платона:

· краткие биографические данные;

· влияние взглядов Гераклита, Пифагора, Сократа, Эпихарма на учение Платона;

· учение об идеях и памяти;

· способы доказательства у Платона;

· учения: 1. О душе; 2. О началах всего сущего и единстве мира; 3. О времени и вечности; 4. О благе и зле.

 

Ключевые термины

 

Добродетель, благо и зло, душа, первоначало, идея, память, польза, государственное управление, многознание, мудрость, государство.

 

Методические рекомендации

К занятиям 3,4

Основные персонажи античных мифов - люди, полубоги (герои) и боги. В мифе сплетены знания, вера и художественный вымысел. Здесь еще нет оформившихся религий, философии, науки и искусства - все едино и неразделимо. Философия как теоретическое знание («логос») вышла из первичных вод мифа и унаследовала от него некоторые идеи и решения. Среди них идея единства мира, в которую древние греки свято верили и брали ее безо всяких доказательств. В наследство от мифа досталась идея бессмертия души и безраздельного господства судьбы в жизни человека. Правда, философы были не настолько наивны, чтобы не усомниться в истинности этих идей. Но главное то, что темы бессмертия (человека ли, субстанции ли) и судьбы оказались наиболее популярными в античной философии.

Миф отвечал на все вопросы. Однако паства мифа ограничена монокультурной общностью (племенем, родом). Философия появляется в гетерогенном обществе, где сталкиваются различные племенные культуры. Столкновение культур, независимо от того, мягкое оно или жесткое, порождает вопросы. На эти вопросы призвана отвечать философия как область знания, снимающая культурные конфликты.

Все античные философы были единодушны в утверждении, что мир един. Но почти все они расходились во мнении, что именно служит цементирующим мировым началом. Субстанция - это то начало, которое объединяет великое многообразие всех вещей и явлений. Фалес считал, что субстанцией является «вода», Гераклит - «огонь», Анаксимандр - «апейрон» (нечто беспредельное), Эмпедокл - 4 стихии (земля, огонь, воздух, вода), Пифагор - «числа», Платон - «идеи» и т.д. Огромное разнообразие точек зрения обусловило появление принципа «эпохэ» Пиррона и скептиков (т.е. принципа воздержания от суждений). Если мнений много, то истину не знает никто, а потому следует избегать всяких категорических суждений о вещах. В конце концов, «человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они существуют» (Протагор).

В отличие от скептиков и софистов, многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот - диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить, сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: одни говорили - мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали - «многознание уму не научает» (Гераклит). Но, так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.

Вам надлежит более подробно ознакомиться с небольшим диалогом Платона «Соперники», где речь идет о том, почему философ должен знать многое о многом, и для чего это ему надо.

Окажется полезным также знакомство с философией и диалектикой Платона путем обращения к оригинальным текстам Диогена Лаэртского (античного историка философии). Как сам текст Платона, так и интерпретация платоновской философии, должны подвести к итоговому положению: натурфилософские взгляды античных философов (о космосе, субстанции, природе вещей) не являлись главным содержанием их размышлений; таким содержанием были этические (нравственные) конструкции философских теорий. Искомая истина античных мудрецов заключалась в том или ином благе ( коллективном или индивидуальном, в справедливости или идеальном порядке).

 

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. Статьи: «Анаксагор», «Анаксимандр», «Аристотель», «Анаксимен», «Гераклит», «Демокрит», «Зенон из Элеи», «Парменид», «Пифагор», «Платон», «Протагор», «Сократ», «Эпикур», «Эмпедокл».

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.93-114.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. С.150-181.

4. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1.

5. Лосев А.Ф. Дерзание духа:- М.: Политиздат, 1989. С.9-80.

6. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1994.

8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (Начало древнегреческой философии) Учеб.пособие.-М.: Интерпракс,1996.

9. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.7-23.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1997.

 

Занятие 5. Философские традиции Востока (4 часа)

Вопросы:

1. Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

2. Трактат «Дао дэ Цзин» (Лао цзы). (Дао воина, дао правителя, дао совершенномудрого).

3. Древнеиндийская философия:

· Веды (учение о манвантаре, индуизм);

· хинаяна и махаяна в буддизме;

· йога.

 

Ключевые термины

 

Дао, ли, инь, ян, недеяние, инкарнация, манвантара , карма, абсолют, акаша, атман, майя, авидья, джива, нирвана, махаяна, хинаяна, шар, йога, Веды.

 

Методические рекомендации

 

При изучении поливариантной философии традиционного Востока (а это Индия, Китай, мусульманские страны, страны Тихоокеанского региона) главная трудность связана с освоением малопонятного языка. Трудность усугубляется тем, что значение многих понятий едва уловимо в силу «инобытия» восточных культур ( в европейской культуре нет подобных образов). Одно из важнейших в ведической философии понятие Абсолюта на западе воспринималось бы в значении «Все» (все, что равно бытию). А на Востоке - в значении «Ничто». Абсолют «ни велик, ни мал, ни короток, ни длинен, ни пылающе красен, ни «прилипчив». (Он) не тень, не свет, не воздух, не пространство, без привязанностей, без вкуса, без запаха, без глаз, без ушей, без голоса, без ума, без блеска, без дыхания, без рта, без меры, не имеющий ничего ни внутри, ни снаружи...» (Брихадараньякаупанишада.III.8.8.).

В индийской философии есть представление о начале, и есть представление о завершении судьбы (нирвана - «угасание свечи» - не жизнь и не смерть, деяние посредством недеяния).

Что касается китайской философии, то следует иметь ввиду ее двойственность. Философия Конфуция (551-479 г. до н. э.) - это этическая доктрина для светской жизни. В доктрине главным понятием является «жэнь» (гуманность). Это даже не понятие, а принцип, сформулированный Конфуцием так: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». В Европе подобное правило получило название «золотого правила нравственности». Философия Лао – цзы (даосизм) - это более изощренная система для тех, кто принял монашеский обет и ушел от соблазнов светской жизни. Даосизм - духовная пища мудрецов. Дао, не имеющий начала, означает «путь» Вселенной и каждой части мира. Мир безначален и бесконечен. Дао - закон непрерывного изменения мира. Формы проявления дао различны для планет, растений, животных и людей. У воинов, простолюдинов, правителей и мудрецов тоже разные дао (ли). Инь - женское, пассивное, темное в мире; ян - мужское, активное, светлое. Их чередование и есть дао. Инь и ян образуют Великий Предел.

Важно иметь ввиду такой любопытный сюжет в сценарии ведической философии, как манвантара. Манвантара есть нисходящий путь развития (падения, засыпания) человечества от высшей касты (лебедь) в период золотого века до периода железного века, когда люди достигнут самой низкой точки в своем духовном развитии. Манвантара, известная во II тысячелетии до Р.Х., противоположна современной европейской идее беспредельного прогресса.

 

Литература

 

1. Безант А. Древняя мудрость.- М.: СП «Интерграфсервис», 1992.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1.С.80-92.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль, 1972. Т.1. С.114-174.

4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.378-442.

5. Токарев С.А.Религия в истории народов мира.- М.: Политиздат, 1976. С.447-471.

6. Философия: история и современность: - Хрестоматия.С.23-36.

7. Шанкара. Атманодха // Антология мировой философии.- М.: Мысль, 1969.Т.1. Ч.1. С.157-164.

 

 

Темы докладов

 

1. Р.Генон. Царь мира // Вопросы философии. 1993. № 3. С.97-134.

2. Философия Дзэн как школы буддизма (по работе Г. Демулена «История Дзэн-буддизма. Индия и Китай.- СПб.: ТОО «ОРИС» ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994).

 

 

Занятие 6. Средневековая западноевропейская философия: на службе у теологии (2 часа)

 

Вопросы:

1. Библия: фундаментальные идеи.

2. Философия - «служанка богословия». Учение о двух мирах. Теоцентризм.

3. Соотношение разума и веры - центральная проблема философии средневековья.

4. Номинализм и реализм - проблема универсалий.

5. Учение о Боге и человеке. Доказательства бытия Бога. Человек в жизни и смерти. Проблема свободы воли.

6. От государства к всемирному религиозному (христианскому) братству: утопия 2.

Ключевые термины

 

Бог, бытие, гностицизм, вера и разум, догматизм, знание, истина, креационизм, монотеизм, откровение, номинализм, патристика, реализм, схоластика, свобода воли, теология, теоцентризм, томизм, универсалии.

 

Методические рекомендации

 

Изучение средневековой философии Европы должно проходить под знаком Библии. Античная философия обесценила чувство веры, считая его таким же «темным», как зрение или обаняние. Библия, будучи священным текстом или «Словом Божьим», подняла значение веры на недосягаемую (для разума) высоту. В связи с этим следует остановиться на содержании Библии (в единстве ее двух Заветов) и выявить основополагающие идеи. К таким идеям относятся монотеизм, креационизм, провидение и свобода воли, первородный грех, искупление, «агапэ» (благодать), бессмертие души, спасение.

После знакомства с содержание Библии легче понять новую роль философии в эпоху господства христианских идей (а это ни много, ни мало почти 15 веков: с I по ХV вв. н.э.). Правда, сама средневековая философия имеет возраст 10 веков (V-ХV вв.н.э.). Поскольку разум в Библии оценивается ниже, чем вера, постольку философия рассматривалась отцами церкви в качестве «служанки богословия». Ее (философии) главная задача - служить распространению христианских идей путем их доказательства для неверующих. В Ветхом Завете выдвигается идея существования двух миров (тварного и нетварного), один из которых является объектом вдохновения и утешения для богословов (нетварный мир или сам Бог с его ангелами-помощниками), другой - объектом размышления для философов (сотворенный земной мир). Следует учесть, что религиозная картина мира становится теоцентричной - Бог держит в своей деснице власть над всеми вещами и существами.

Существуют два периода в развитии средневековой философии: 1) патристика и 2) схоластика. В период патристики философия - это прерогатива отцов церкви. Здесь она не имеет сколько-нибудь самостоятельного значения, ибо философствовать дозволялось лишь в рамках веры. Рекомендуется обратить особое внимание на взгляды одного из выдающихся представителей патристики - Августина Аврелия.

В период схоластики философия выходит из лона церкви и поселяется в университетах (XII-ХV вв.). Это означает, что она возымела самостоятельное значение и ее идеи не сводятся лишь к обоснованию библейских догматов. Наиболее значительной фигурой в схоластический период был Фома Аквинский (ХIII в.).

Проблема соотношения веры и разума решалась по-разному в эпоху патристики и в эпоху схоластики. В раннем средневековье разум рассматривался как составляющая веры, в схоластический период ему отводится собственное поле деятельности, связанное с тварным миром. В это время на авансцену выдвигается проблема существования общих понятий - универсалий (таких как природа, разум, человек и т.п.). Проблема человека решалась в зависимости от библейских сюжетов о свободе воли и божественном предопределении.

 

 

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.7,111, 343.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.115-132.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.245-377.

4. Радугин А.А. Философия. С.69-93.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб.: ТОО ТК Петрополис1994.

6. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш. шк. 1979. С.51-84, 316, 338-378.

 

Занятие 7. Д. Бонавентура «О возвращении наук

к теологии» (2 часа)

 

Вопросы:

1. Виды познания сотворенного мира. Озарения, их источник, состав, характер действия, назначение, упорядоченность.

2. Триадичный способ проявления божественной мудрости во всяком познании (среда, порядок жизни, цель).

3. Проблема соотношения науки, философии и теологии.

4. Почему наука возвращается к теологии?

 

 

Ключевые термины

 

Слово, слово вечное и воплощенное, озарение, подобие, эманация, моральная философия, натуральная философия, теология, стихии.

Методические рекомендации

 

Д.Бонавентура (1221-1274) - святой и один из учителей католической церкви, генерал францисканского ордена. Главной задачей ума (и философии) считал познание Бога по его «следам» в мире сотворенного. Разум должен подчиняться вере в процессе познания, ибо он движим верой к сфере чистого бытия. Все сотворенное имеет в Боге свои прообразы. Эти прообразы доступны разуму. Бонавентура выдвинул онтологическое доказательство бытия Бога как чистого бытия. Важную роль играет в его философии и доктрина Божественного просвещения. Форма вещи, делающая ее постижимой для ума, обнаруживает присутствие в ней «логоса» - начала, идущего от Бога. Здесь чувствуется влияние идей Аристотеля о формах и их логическом завершении - форме форм.

Итак, разум (и наука) необходимы потому, что они приводят к идее о необходимости существования первой причины.

Предлагаемый в хрестоматии текст Д. Бонавентуры содержит в себе наиболее типичные выводы средневековой философии и представляет собой попытку синтеза патристики и схоластики.

 

Литература

 

1. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии // Вопросы философии. 1993.№ 3. С.132-140.

2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.366-367.

3. Соколов В.В.Средневековая философия.- М.: Высш.шк.,1979. С.316-320.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.36-50.

 

 

Занятие 8. От Бога к механическому человеку (2 часа)

Вопросы:

1. Человек, не устыдившийся своей наготы. Философия эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв.). Отношение к математике и диалектике (Н. Кузанский). История и математика (Дж. Вико).

2. Критика схоластики (Ф.Бэкон). Интерес к материи. Проблема познания материального мира (сенсуализм, рационализм, интуитивизм).

3. Механицизм - второе дыхание науки. Механическая картина мира и задачи философии (П. Гольбах «Система природы»).

4. Человек как машина. (Р.Декарт, Ж.Ламетри).

 

Ключевые термины

 

Макрокосмос и микрокосмос, пантеизм, совпадение противоположностей, пути познания: муравья, науки, пчелы; истина и заблуждение, рационализм, сенсуализм, идеализм, материализм, механицизм, деизм, первичные и вторичные качества, опыт, дуализм, гилозоизм, деизм.

 

Методические рекомендации

 

К ХV в. многим мыслителям стало ясно, что град земной по образу и подобию Града Божьего построить нельзя, что религиозное братство невозможно. Люди тянутся не только к Богу, но и к свободе. Адам и Ева устыдились своей наготы, ибо нагота вызывает жалость. Однако, если полагать, что тело - не сосуд греховный и не жалкий прах, то можно подойти к идее о божественной сущности материального и телесного. Не только душа человека, но и тело - от Бога. Материя и дух едины.

Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие мыслители эпохи Возрождения исходили из идеи пантеизма о равноправии духа и материи, Бога и Космоса. Вот почему они так тщательно обосновывали тезис о совпадении противоположностей. Но если тело столь же божественно, как и разум, то его грешно прятать в лохмотья. Им надлежит восхищаться. Эпоха Ренессанса возродила интерес человека к природе телесного и способствовала экспансии любознательности на вещи, которые раньше считались недостойными человеческого разума. Схоласты были далеки от действительности, они витали в облаках нематериальных первосущностей. Философы раннего и позднего Возрождения указали на природу как на весьма интересный объект. С их точки зрения, человек есть божество в миниатюре (микрокосм), укладывающийся в законы «золотого сечения».

В ХVII в. появилось экспериментальное естествознание. Наука, и в первую очередь механика, углубилась в изучение Природы. Для этого ей не требовалась гипотеза Бога, за исключением обоснования идеи первотолчка. Философские направления четко оформились. Господствующими стали материализм и идеализм. Материализм опирался на механику и представлял собой направление, в соответствии с которым утверждался примат (первичность) материи над духом. Идеализм отстаивал идею первичности духа (объективного, вселенского или субъективного, индивидуально-личностного) над материей. Материализм и идеализм - крайние полюса, между которыми оформились промежуточные, компромиссные направления - дуализм (равноправие и безначальность духа и материи), пантеизм (тождество Природы и Бога), деизм, гилозоизм (одушевление всей Природы) и др.

Материализм, в особенности английский (Ф. Бэкон, Дж.Локк, Т. Гоббс) и французский (Р. Декарт, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри), оказался в роли лидера в ХVII-XVIII вв. Вселенная здесь рассматривалась по аналогии с огромным часовым механизмом, а законы механики трактовались как универсальные, всеобщие законы природы, общества и человека. Человек тоже уподоблялся машине, обладающей физической чувствительностью и, подобно арифмометру, интеллектуальными способностями. Материализм развивался в острой борьбе с идеализмом (Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм).

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.37,41,47,70,74,80,87,95,138,141,278.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.146-168.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.3-42, 100-127, 141-183, 206-211, 229-279.

4. История философии в кратком изложении.- М.: Мысль, 1990. С.320-323, 346-404, 427-454.

5. Философский словарь.- М.: Наука. 1981. (В соответствии с ключевыми терминами).

6. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

 

Занятие 9. К. А. Гельвеций «О человеке» (2 часа)

Вопросы:

1. О различии в воспитании людей «по необходимости».

2. О природном равенстве умственных способностей.

3. Об общих причинах неравенства умов:

· всякая новая идея есть дар случая;

· о границах власти случайного;

· потребность в славе - вторая причина неравенства умов.

4. О бедствиях, порождаемых невежеством.

5. О том, что составляет счастье народов и индивидов.

 

Ключевые термины

 

Внимание, воспитание, душа, идея, невежество, тело, случайность и необходимость, слава, ум, универсальная религия, память, страсти, интересы личные и общественные.

 

Методические рекомендации

 

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - выдающийся французский философ-материалист. Известен своими крупными сочинениями «Об уме» и «О человеке». Некоторые фрагменты произведения «О человеке» предлагается изучить специально, поскольку идеи, высказанные Гельвецием, оказали существенное влияние на его современников и последователей.

Человек видится здесь как продукт природы и воспитания. И хотя «человек» Гельвеция уже не похож на «человека-машину» Р. Декарта и Ж. Ламетри, он все-таки остается именно продуктом - изделием совместного производства Природы и воспитания. Человек - существо воспринимающее. У него пять органов чувств. По природным данным люди равны. Ум черпает пищу для размышлений через органы чувств (а сам ум выражается в сравнении впечатлений, данных органами чувств). Умственное неравенство людей обусловлено воспитанием.

Гельвеций широко толкует воспитательный процесс - и родительский дом, и школа, и государство, и коллеги - все принимают участие в этом процессе. Механицизм взглядов Гельвеция выразился в том, что он предположил всего два состояния человеческого бытия - удовольствие и страдание (слово разноименные заряды). «Любовь к себе» - это первичный импульс всех человеческих действий. Поведением человека в обществе распоряжаются страсти, стремление к счастью и интересам (все они дети двух родителей - Природы и воспитания).

 

Литература

1. Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974. С.537-552.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений./ Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат.1989. Ч.1. С.164-167.

3. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.50-63

 

 

Занятий 10. От механицизма к диалектике, от чувств к разуму. Немецкая классическая философия (2 часа)

 

Вопросы:

1. И. Кант: Знаменитые вопросы – «Что такое человек?», «Что человек может знать?», «Что человек должен делать?», «На что человек может надеяться?».

2. Принципы деятельности и историзма в философии И. Г. Фихте.

3. Тождество Духа и Природы в философии Ф. Шеллинга.

 

Ключевые термины

 

Априорный, апостериорный, аналитика трансцендентальная, диалектика трансцендентальная, эстетика трансцендентальная, аналитические и синтетические суждения, антиномии, разум теоретический и практический, наукоучение, практическая и теоретическая деятельность, Абсолют, воля.

 

 

Методические рекомендации

 

Иммануил Кант (1724-1804) - первый и наиболее серьезный философ среди блестящей плеяды представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Его философское наследие велико и до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Важнейшие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов». Сложность языка и философских суждений И. Канта не располагают к легкому чтению, но удивительная ясность мысли обнаруживается как бы «вдруг», когда пытаешься ответить на знаменитые кантовские вопросы.

Человек - это существо разумное , потому нравственное. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. Т.4. М., 1965. С.499). Так он думал, полагая, что человек (в отличие от животных) способен смотреть на небо и опускать свой взгляд в глубины своей души. Насколько простирается этот взор или какова сила разума?

Кант рассматривает три этапа процесса познания: опыт (апостериорное знание, идущее от органов чувств изучается трансцендентальной эстетикой); рассудок (изучается трансцендентальной аналитикой); разум (изучается трансцендентальной диалектикой). Уже на уровне разума, когда появляются синтетические суждения (дают новое знание, не имевшееся в посылках), обнаруживается скрытый источник знаний (априорное - доопытное и внеопытное знание). Этот источник существует наряду с опытом. Опыт и рассудок позволяют раскрывать содержание феноменов (явлений); априорные знания и разум раскрывают содержание ноуменов (сущности явлений).

И все же остается в этом лучшем из миров что-то непостижимое (вещи-в-себе). Изощренный в спекуляциях разум постигает в антиномиях свое собственное бессилие. Рекомендуется рассмотреть четыре космологические антиномии:

1) а) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; б) мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;

2) а) всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей; б) ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей;

3) а) в мире существует жесткая причинная связь; б) в мире нет жесткой причинной связи, а господствует свободная причинность;

4) а) в мире существует, как причина, безусловная необходимая сущность; б) в мире нет никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.

Вывод И. Канта о возможностях и границах человеческого познания неутешителен: человек не может преодолеть некую запретную черту, за которой скрывается загадочная «вещь-в-себе». Правда, он допускает, что человек соединяется с этой «вещью» с помощью веры (Кант своими «критиками» освободил место для веры).

Что касается второго вопроса относительно того, что должен человек делать, то Кант стоял, по сути, на позициях стоицизма и проповедовал этику долга («категорический императив»). Вера и этика долга дают основания человеку надеяться на прогресс - таков ответ на третий вопрос.

Кант – это настоящий диалектик. Его учение о противоречивости познания и человеческой истории показывает всю сложность и удивительные перевоплощения человеческого существования. Однако диалектика у него – это, скорее, продукт бессилия человека.

И. Г. Фихте (1762-1814), напротив, рассматривал деятельность человека как ведущий фактор человеческой истории. «Я» и «дело-действие» - главные понятия его философской системы. «Я» Фихте - это ощетинившийся, бодрый и агрессивный «зверь», наделенный недюжинными интеллектуальными силами. Весь мир («не - Я») - против него. Диалектика - это снятие противоречия между «Я» и «не - Я».

Фридрих Шеллинг (1775-1854) - продолжатель диалектических идей Канта и Фихте. В отличие от них, он сосредоточил внимание на философии Природы (не индивида). Его натурфилософия базируется на понятии Абсолюта - тождества Природы и Духа. Это тождество не абсолютно и разрывается на Природу и Дух в их отдельности и противоположности. Абсолют Шеллинга - прообраз гегелевской «абсолютной идеи».

 

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.113-121.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.169-187, 239-241, 266-268.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.390-442.

4. Лосев А. Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1989. С.56-80.

5. Нарский И.С. Западно-европейская философия ХIХ в. - М.: Высш. шк. 1976. С.81-145.

 

 

Занятие 11. Диалектика Г.Гегеля (2 часа)

Вопросы:

1. Философская энциклопедия. Логика:

· онтологическая логика (бытие, сущность, действительность);

· субъективная логика (понятие, суждение, умозаключение);

· учение об идеях (идея жизни, идея познания, абсолютная идея или знание).

2. Философская энциклопедия. Наука о природе:

· математика;

· физика (механика и физика неорганического мира);

· физика органического мира.

3. Философская энциклопедия. Наука о духе:

· дух в его понятии (чувство, представление, мышление);

· практический дух (право, моральность, государство);

· дух в его чистом выражении (искусство, религия, наука).

 

Ключевые термины

 

Абсолютная идея, бытие (качество - количество - мера), сущность (сущность сама по себе - явление - действительность), понятие, суждение, умозаключение, логика, истина, объективный дух, субъективный дух, мораль, право, государство, искусство, религия, наука.

 

Методические рекомендации

 

Г. Гегель (1770-1831) - крупнейший философ-энциклопедист. Главный результат его творчества - диалектика как учение о развитии Духа (абсолютной идеи и субъективного духа). Пользуясь методом диалектики, Гегель создал грандиозную философскую систему, которая имеет началом абсолютную сущность мира (или абсолютную идею).

Абсолютная идея есть логика в чистом виде. Здесь кроется тайна для понимания, т.к. очень трудно понять самое начало гегелевской мировой схематики. Обычно мысль обладает предметным содержанием (она «о чем-то», т.е. можно мыслить, например, о погоде, о природе, о деле, о другой мысли). Абсолютная идея пуста. Эта мысль «ни о чем», поскольку она может существовать сама по себе (без природы, общества и мышления). Абсолютная идея существует вне человека и над миром. Она есть великое и всеобъемлющее Ничто. Но это Ничто беспокойно, словно алчущий ум, который хочет что-то придумать.

Как творческий импульс абсолютная идея есть Нечто. Противоречие между небытием и стремлением стать чем-то - исходное противоречие абсолютной идеи. История ее вписывается в триаду: абсолютная идея - природа - мировой дух. Логика триады составляет основы феноменологии Духа. Фрагменты «Философской пропедевтики» - популярный конспект, в котором зафиксированы основные этапы становления абсолютной идеи.

 

 

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.66-70.

2. Гегель Г.В.Ф.Философская пропедевтика: Третий курс. Старший класс // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2.- М.: Мысль, 1973. С.147-209.

3. История диалектики. Немецкая классическая философия.- М.: Мысль, 1978. С.216-331.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.63-103.

5. Рассел Б.Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

 

 

Занятие 12. Практическая философия ХIХ в (4 часа)

 

Вопросы:

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Формирования философии марксизма. Отчуждение, труд, свобода.

3. Диалектика природы. Формы движения материи.

4. Социальная философия: материалистическое понимание истории.

Ключевые термины

Антропологический принцип, религиозное отчуждение, религия любви, материалистическая диалектика, основной вопрос философии, материя и сознание, практика и познание, отчуждение, труд, формы движения материи, разделение труда, практика и история, собственность частная и общественная.

 

Методические рекомендации

 

Л. Фейербах (1804-1872) - немецкий философ-материалист. Сначала он был гегельянцем, впоследствии перешел на позиции антропологического материализма. Л.Фейербах полагал, как и К. Гельвеций, что человек - продукт природы, а не собственной деятельности и истории. Личность - это «мыслящее тело», а раз тело, то человек есть скорее чувственное, но не разумное существо. Телесное взаимодействие между людьми является природным (единоборство, любовь, помощь, уничтожение). История общества есть история смены религий (в виду своей слабости человек «изобретает» Бога). Самая совершенная религия связана с самым совершенным типом взаимодействия людей (любовью). Отсюда вывод о том, что в перспективе все религии сольются в единую религию любви.

Философия Фейербаха оказала существенное влияние на формирование марксизма. В раннем марксизме любовь рассматривалась как «мерило человеческого в человеке».

Философские взгляды К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) достаточно хорошо известны в нашей стране. Марксизм широко распространился в Западной Европе во второй половине ХIХ в. и овладел сознанием половины населения Земли в XX в. Сейчас наступило время упадка влияния его идей. Причины распространения, как и причины упадка, связаны с тем, что основополагающие принципы марксизма - материализм, революционное преобразование общества, равенство, коллективизм, упразднение частной собственности - являлись и остаются привлекательными для беднейших народных масс (пролетариата).

Необходимо отличать философские основания марксизма от его социальной доктрины: путь от философского материализма к идее диктатуры пролетариата не является однозначным и прямолинейным.

Марксистская философия выросла на основе немецкой классической философии. В наследство от Г.В.Ф.Гегеля досталась диалектика, которая в системе Маркса и Энгельса получила материалистическое воплощение (материалистическая диалектика). Идея развития была применена к материальным объектам (вещам, отношениям, свойствам вещей), а не только к идеям. В наследство от Л. Фейербаха достался антропологический материализм, в центре которого живой, действующий и страдающий человек. В результате совмещения и доработки гегелевской диалектики и антропологического материализма Л. Фейербаха получился диалектический материализм.

Диалектика природы с ее разделением форм движения материи (механической, тепловой, химической, биологической) имеет смысл только в том случае, если идея всеобщего развития «работает» на линию социального прогресса. То есть философия природы не является самоцелью. Дело философии природы - обоснование прогресса в социальной жизни. Главное содержание марксизма заключается в утверждении материалистического понимания истории. Способ производства материальных благ является детерминантой исторического прогресса. Чем выше этот способ, тем совершеннее общество. Способ производства, согласно К. Марксу, предстает как совокупность производственных отношений между людьми, основанных на отношениях собственности. Поэтому именно от отношений собственности зависит экономический и социально-политический строй общества. Общественное бытие определяет общественное сознание (мораль, право, науку, религию, искусство).

Одной из отличительных черт марксистской философии является ее тяготение к науке и, прежде всего, к естествознанию. Требование научности философии сочетается здесь с требованием революционного переустройства общества. Законы развития предопределяют недолговечную судьбу буржуазного общества. За обломками капитализма возникает образ будущего общества - обобществившееся (единое) человечество, где нет государств, частной собственности, денег, погони за прибылью.

&n

Дата: 2016-09-30, просмотров: 169.