СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занятие 15. Панорама философии ХХ в (4 часа)

 

Вопросы:

1. Феноменологические направления (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Х.-Г. Гадамер).

2. Биологические (натуралистические) направления (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Б. Ф. Скиннер, Э. Фромм, К. Лоренц).

3. Религиозные направления (русская религиозная философия, неотомизм, христианский коммунизм).

4. Логико-рационалистические направления (Б. Рассел, М. Карнал, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. С. Кун, М. Фуко).

5. Культурологические направления (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида).

6. Социологические и естественно-научные направления (диалектический материализм, неомарксизм, веберианство, системные исследования, синергетика).

7. Философская мистика (А. Безант, Р. Генон, Е. Блаватская, Ауробиндо).

8. Ситуация постмодернизма в современной философии.

 

 

Методические рекомендации

 

Это занятие имеет установочный характер и служит опорной схемой для изучения некоторых хрестоматийных текстов (работ Гуссерля, Фромма, Лоренца), определяющих специфику новейшей философии. Поскольку каждое направление развивает свою систему понятий, приводить перечень ключевых терминов нецелесообразно. Надо признать, что перечисленные семь широких течений не исчерпывают всего многообразия философских направлений и школ ХХ в. Современная философия - это разбитое на множество осколков огромное зеркало. Классифицировать направления можно по разным основаниям. В частности, есть деление школ в зависимости от решения основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм). Однако это основание является сетью с весьма крупными ячейками, и такие школы, как герменевтика и постструктурализм, просто проскальзывают сквозь сеть, не задевая ее.

Данная классификация преследует лишь учебные цели и не претендует на глубокую систематику. В основе ее качественной разнородности лежит качественная разнородность самого человека. У человека есть тело, душа (чувство, разум, воля, интуиция) и набор установок (интенций или отношений). Тройственная структура (тело - душа - отношение) предопределяет разность направлений. Биологические направления держат в объективе человеческую телесность. Феноменологические - нацелены на чувственную часть души. Логико-рационалистические - исследуют разум. Культурологические и социологические направления концентрируются вокруг отношений, угадывая в них то скрытые культурные архетипы (структуры Леви-Строса), то экономические интересы (Маркс).

Феноменология - обширная область философских течений. В центре ее - гуссерлианское понятие «интенции» (англ. intend - намереваться). Имеется в виду то, что человек - это какая-то психологическая готовность (направленность) действовать в каком-либо отношении.

Биологические направления связаны с представлениями о цепи безусловных рефлексов (инстинктов). В психоаналитических произведениях З. Фрейда важную роль играют инстинкты «либидо» и «мортидо» (или «эрос» и «танатос» -инстинкты жизни и смерти). В работах К. Лоренца главное внимание уделяется инстинкту агрессии как источнику активности человека. Биологические направления смыкаются с психологическими течениями, рассматривающими психику как природное образование (бихевиоризм Скиннера).

Логико-рационалистические направления анализируют формы мышления и их представленность в языке. При этом в качестве языка рассматриваются как обыденные, так и научные языки (математики, физики и т.д.). Герменевтика оказалось симбиозом феноменологии и рационализма (здесь в качестве предмета философии рассматривается интерпретация текста).

Культурологические направления представляют философию в недрах культуры. Здесь философия выступает в качестве «проявителя» скрытых смыслов культуры. Естественнонаучные направления занимаются поиском законов развития человеческой истории как истории человеческих взаимодействий. Социологические направления лишь усиливают эту тенденцию и акцентируют внимание на понятии социального взаимодействия между людьми.

Необычным, но мощным течением современности является философско-мистическое (даже магическое) направление, где тайны связаны с «путями» движения людей, их траекториями (судьбой, кармой). Это восточные философские системы.

Религиозные направления остаются в нашем веке достаточно влиятельными. В России следует отметить русский космизм (в лице Н. Федорова), религиозно-философские искания С. Булгакова, Вл. Соловьева, П. Флоренского, Л. Карсавина. За рубежом выделяются такие религиозно-философские течения, как персонализм и неотомизм.

 

Литература

 

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.280-367.

2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.- М.: Наука, 1995. С.148-175.

3. Русская философия. Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука,1995.

4. Современная западная философия: Словарь. С.318-324, 358-359.

5. Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 1. С.88, 100-104, 119-124.

6. Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 2 С.260-285.

7. Современная философия науки: Хрестоматия. С.58-68, 234-243.

 

Занятие 16. «Феноменология» Э. Гуссерля (2 часа)

 

Вопросы:

1. Феноменологическая психология. Понятие интенции.

2. Феноменологическая редукция: психологическая, эйдетическая, трансцендентальная.

3. Почему феноменология претендует на универсальность.

4. Человек сквозь «призму» феноменологии.

 

Ключевые термины

 

Интенция, ноэсис, ноэма, психология, чистая психология, трансцендентальная психология, эпохэ, эйдос, эйдетический, редукция, феноменология.

 

Методические рекомендации

 

Э. Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии. Это направления, задающее тон всей философии ХХ столетия.

Язык феноменологии загадочен, малопонятен, но вполне точен. Значение терминов становится ясным, если учитывать главный тезис Гуссерля: «Назад, к предметам!» Суть его в том, чтобы освободиться от большого слоя мнений о предметах, накопленных в течение жизненного опыта. Например, человек о любом незнакомом объекте судит, исходя из накопленных до этого знаний и мнений. О движении летающей тарелки говорят, используя образы небесной механики, метеорологии, фантастики и т.п. Естественно, предшествующее знание не всегда помогает адекватно воспринимать предмет. Часто оно выступает источником иллюзий. С целью получения адекватного знания требуется процедура, которую Гуссерль обозначил «эпохэ» (воздержание от суждений о предмете). Эпохэ - это заключение вещи (предмета) в скобки с целью феноменологической редукции (редукция - уменьшение). Освобождение сознания от многих наслоившихся образов позволяет выявить собственно интенции (чистое «сознание о ...» том или ином предмете).

Интенция - главное понятие феноменологии. Феномен - это явление. В системе Гуссерля феноменология - метод описания сознания как «чистого сознания о...» или интенциональности. Философ вводит в обиход понятия «ноэсиса» и «ноэмы» для описания структуры. Ноэсис - направленность сознания на предмет как акт придания смысла (объективная вещь получает смысл). Самый смысл - это ноэма. Единство акта и содержания составляет единство потока сознания.

 

 

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.82-87.

2. Современная философия науки: Хрестоматия. С.234-243.

3. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.126-138.

 

Занятие 17. Русская религиозная философия (2 часа)

Вопросы:

1. Характерные черты русской философии. Русская душа и русская философия.

2. «Три силы» Вл. Соловьева. Идея Богочеловечества. Логос и София.

3. Истина, добро, красота и идея троичности Бога.

 

Ключевые термины

 

Всеединство, соборность, мистический рационализм, интуитивизм, богоизбранность, святость, София, Космос, Логос, материя, трехипостасное бытие Бога, Богочеловечество, восточный коллективизм, западный индивидуализм, западничество, славянофильство, Божественное Ничто, вселенская теократия.

 

Методические рекомендации

 

Русская философия не является единым направлением - это многоголосица, где есть единые нотные знаки. Славянофильство и западничество, марксизм и религиозная философия, рационализм и интуитивизм, персонализм (монадология) и всеединство - все это многообразие кроется под одной крышей русской философии. Немного у нее типических и общих черт. Но они необычны. Понятия Логоса и Софии, забытые в католическом и протестантском мире, обрели в русской философии второе дыхание, такое же свежее, как наивный мир древних греков. Логос - дух мира (по Вл. Соловьеву). София - мудрость (мудрость телесная). Единство Логоса и Софии дает понятие всеединства и любви. Особое значение имеет такая сущность, как соборность. Она понимается и в значении принадлежности к храму, и в значении коллективности.

Почти все русские философы развивали представление об Абсолюте, понимая под ним единство Бытия и Ничто. Абсолют - это грандиозное, величественное Ничто, которое само себя производит. Нетварный мир Бога (как Ничто) существовать без мира тварного не может ни единого мгновения. Бог трехипостасен. Через благо он творит истину в красоте (отсюда три ипостаси божественной мудрости и любви : истина, добро (благо), красота).

Вся русская философия пронизана темой любви. Народ, страдающий и терпеливый, ценит превыше всего любовь. А потому русская философия как экстракт русской культуры, восходит к самым ярким ценностям - правде (истине), благу и красоте, которые вместе дают представление о Боге и святости.

В большинстве своем русские философы конца ХIХ - начала ХХ в. прошли путь от революционного «изма» к богоискательству (С. Франк, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.). Западная философия с ее принципом «дела - действия» и неукротимой тягой к «прагме-практике» оказались не по душе русским философам. Но и восточный мистицизм вкупе с созерцательностью не вызывал у них восторга и трепета. Они настаивали на деятельности, но не мирской, а святой. Путь человека есть путь к Богочеловеку, путь человечества есть путь к Богочеловечеству.

 

 

Литература

 

1. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности.- М.: ФО СССР, 1990. С.1-89.

2. Булгаков С.И. Философский смысл троичности // Вопросы философии. №12. 1989. С.90-98.

3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.- М.: Наука,1995.

4. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.528-545.

5. Лосский Н.О.Избранное.- М.: Правда, 1991. С.326-338.

6. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.:Наука, 1995. С.102-106, 476.

7. Соловьев В.С. Философская публицистика.- М.: Правда, 1989.Т.1. С.19-31

8. Флоренский П.А. Сочинения. В 2 т.- М.:Правда,1990.Т.2. С.125-151.

 

Занятие 18. Биологические (натуралистические) направления. К.Лоренц «Агрессия (так называемое Зло)» (2 часа)

Вопросы:

1. Фрейдизм и психоанализм. Основные инстинкты.

2. Почему человек не доволен культурой.

3. Социальная этология. Инстинкт борьбы против братьев по виду.

4. Инстинкт смерти и инстинкт агрессии.

5. Проповедь смирения.

6. Кольцо царя Соломона.

 

Ключевые термины

 

Инстинкт, эдипов комплекс, эрос, сублимация, либидо, невроз, психоанализ, Ид, Эго, Суперэго, культура, фрейдизм, бессознательное, этология, агрессия, мораль, право.

 

 

Методические рекомендации

 

Биологические (натуралистические) направления - довольно условное обозначение большой серии концепций, где в качестве исходного пункта анализа является сфера бессознательного (природного, физиологического). Естественно, многие «биологические» конструкты выступают таковыми лишь в своих базисных посылках. На самом деле они являются синтезом многих подходов при доминировании естественнонаучного.

З. Фрейд (1856-1939), К. Юнг (1875-1965), Э. Фромм (1900-1980), К. Лоренц (1903-1989) последовательно развивали идею доминирующего воздействия инстинктов на поведение человека в культурной сфере. З. Фрейд - основатель психоанализа. Структуру психики он сравнивал с айсбергом: надводная малая часть соответствует разуму, огромная подводная часть соответствует сфере бессознательного. Самая глубоководная часть айсберга - это место прописки Ид (врожденных инстинктов, главным из которых выступает «либидо» - сексуальный инстинкт).

К. Лоренц - австрийский зоопсихолог, лауреат Нобелевской премии, считал, что основой поведения человека служит инстинкт агрессии. Агрессия - важнейший регулятор взаимодействий внутри вида. У животных этот инстинкт выражается не только в прямой и опасной форме, но и в сублимированном виде. Чем сильнее вид, тем сильнее механизм сдерживания (сублимации) агрессиии. Поэтому, например, львы редко вступают в единоборство друг с другом. Напротив, слабые животные не имеют ограничений в сдерживании инстинкта, поскольку они не могут причинить друг другу значительного ущерба (вид остается невредимым).

Человек - слабое и весьма агрессивное существо. Но у него есть оружие. В силу этого внутривидовая агрессия у людей имеет трагические последствия (войны, конфликты и т.д.). К. Лоренц разработал социально-этологическую концепцию, в соответствии с которой необходимо развивать безопасные формы проявления (сублимации) внутривидовой агрессии.

Надо сказать, что, несмотря на гипертрофирование физиологической детерминанты в человеческом поведении, натуралистические концепции дают верное истолкование многих процессов, на которые не обращают внимание религиозные, социологические и иные направления. Наиболее верным является, судя по всему, синтетический взгляд, обнимающий самые различные подходы - религиозно-философский, феноменологический, социологический, биологический и др. Хотя следует признать, что этот синтетический взгляд провоцирует ситуацию постмодернизма в современной философии, т.е. такое состояние, когда ни одно из направлений не имеет явного преимущества.

 

Литература

 

1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «Зло») // Вопросы философии. 1992. № 3. С.5-38.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992.№ 3. С.39-54.

3. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. С.110-115.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.167-175.

5. Фрейд З. Психология бессознательного.- М.: Ренессанс, 1991. С.358-361.

 

РАЗДЕЛ 4

Дата: 2016-09-30, просмотров: 154.