Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. М. Бекарев

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

Бекарев А. М. Основы философии. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2012. – с.

 

 

Пособие предназначено для студентов гуманитарных колледжей, получающих среднее специальное образование. В связи со спецификой целевой аудитории, большое значение уделяется философской пропедевтике и анализу фундаментальных понятий. Наряду с традиционным делением пособия на темы, вопросы, литературу, каждый раздел начинается с мини-лекций (методические рекомендации), которыя способствует лучшему пониманию изучаемых вопросов и проблем.

© Бекарев А. М. Управленческие решения: алгоритмы принятия ипроцедуры разработки. 2012

ФОРМУЛА МУДРОСТИ

(вместо предисловия)

 

 

Таким образом мы приходим к выводу, что человек – потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости жившего на деревьях и безус- ловно обитателя Старого Света. Ч. Дарвин

 

 

Человек - самое беспомощное из всех животных, но сама эта биологическая слабость служит основой его силы, первой причиной развития его специфи- чески человеческих свойств Эрих Фромм

В самом названии философии – зерно разлада и корень множественности. Philosophia – это любовь к мудрости (гр. philed - любовь, sophia – мудрость). Есть вещи, которые легко любить. У каждого есть любимые книги, вещи, времена года. Не надо прилагать особых усилий, чтобы полюбить комфорт или лесть. И есть вещи, которые полюбить трудно. Трудно полюбить ближнего, еще труднее – врага. Впрочем, любовь сложное чувство. Несмотря на свою интуитивную ясность, любовь для многих оказывается terra incognita (лат. - «земля неизведанная»). Чтобы возлюбить, недостаточно ждать счастливого случая и надеяться на фортуну. Нужно учиться трем вещам: терпению, толерантности и, самое главное соседоточенности. По настоящему любит тот, кто может отречься от собственного Ego и сосредоточиться на объекте любви, испытав все тернии и восторги эмпатии[1].

Мудрость относится к вещам, которые скорее достойны ненависти, а не любви. «Во многой мудрости – много печали». Но разве можно полюбить печаль, если не являешься духовным мазохистом?

Мудрость не определяется количеством знаний. Тот, кто знает звездное небо и не ведает о страстях земных, едва ли «умудрен» в жизни. Мудрость – это ум и понимание. Вовсе не блестящая память и прекрасное воображение. Ум – способность вникать в проблемы и решать их. Понимание обеспечивается богатым жизненным опытом. Не всегда этот опыт приятен. Даже наоборот, он чаще причиняет боль и страдания, препятствует комфорту и блаженству. Но благословенны препятствия, ими растем. Мудрость прямо пропорциональна количеству преодоленных препятствий. Научившись понимать жизненные проблемы, человек способен понять и другого человека.

«Что пользы от мудрости?», - спрашивал один из героев Платона. На первый взгляд, никакой пользы. Мудрость не оборачивается звонкой монетой. Это правда. Но достаточно мысленно представить, что мы живем в стране глупцов, чтобы прийти к утешительному выводу о пользе мудрости. Мудрецы дадут совет, сумеют простить, проникнутся пониманием. Глупцы разорят душевно и физически, оглупят и сделают изгоем. Мудрость спокойна и нетороплива, она подруга вечности. Ей чужда суета. Она не подвержена заразе. Уже только за это она достойна любви и жертвоприношения (впрочем, любовь и жертвенность - тождественны).

Подобно тому, как человек наиболее полно раскрывается в своей индивидуальной истории (биографии), любая наука может быть адекватно воспринята лишь в масштабе ее полнокровной истории. Чтобы постичь физику или математику, мало знать самые современные теории, ибо эти теории – не последние. Нужно изучить биографии физики или математики, определить их путь («дао»). Только в этом случае станут ясными границы предмета. Философия периода рождения и философия в уходящих лучах европейского заката похожи друг на друга, как младенец и старик. Именно поэтому постижение мудрости возможно через изучение философской биографии.

Есть две версии историко-философского процесса. Два варианта биографии. Один вариант имеет летальный исход, другой вариант утверждает жизненность и непреходящую молодость философии.

Сценарий со смертельным исходом расписан так. В период рождения философия была наиболее развитой. Она являла собой «науку всех наук и искусство всех искусств» (Платон). Философия воспринималась как «склад», вместилище для всех премудростей. Но уже в средние века ее лоно покинули теология и искусства. Научная революция, совершенная Н. Коперником, Г. Галилеем и И. Ньютоном, привела к тому, что с философского поля удалились естественные науки о неживой природе (в первую очередь, механика). В ХVIII в. отпочковалась биология, в XIX в. начался процесс эмансипации социально-экономических наук, завершившийся в XX столетии. На излете ХХ в. она состарилась и одряхлела, впала в «маразм» постмодернистской методологии. И в результате лишилась всего. Никакого сравнения с блестящим античным периодом, когда она пользовалась всеобщим уважением. Вместилище оказалось пустым и негодным. Опустошенная и бессильная, что ей остается? Только вспоминать прошлое и надоедливо брюзжать, поучая подрастающее поколение ученых. Правда, годы ее сочтены и пользы от нее никакой.

Второй сценарий выстроен в соответствии с идеей прогресса. Будучи простой и доступной широким массам в самом начале пути, философия становится элитарной и удивительно сложной после антропологической революции (век ХХ). Будущее – не проблема. Оно есть в той мере, в какой есть человек и его мир.

Согласно второму сценарию, предмет философии не сводится к чему-то постоянному, константному. Не сводится он ни к сумме наук, ни к их доле. Он – непостоянен, как мерцание свечи. Еще лучше, как развитие сверхновой звезды. Предмет философии расположен на окружности кругов Архимеда: между знанием и незнанием. Философия – всегда граница между изведанным и неизведанным. Если философ обращен к известному, он будет обобщать знания и получать предельные и тощие абстракции. Здесь он ограничен методом генерализации (обобщения). Его задача заключается в интеграции известного. Обобщение кончается построением философской картины мира. Всеобщие законы бытия и мышления составляют ткань этой картины.

Если философ обращен к неизвестному, то он фиксирует свое знание в форме вопросов. Философия и существует главным образом в форме вопросов, а человек, занимающийся философией, это вопрошающее существо. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Ответов много. Исходя из множественности ответов можно сделать заключение о множественности философских систем (еще вернее то, что философий столько, сколько культур, контркультур и субкультур, ибо каждое культурное образование дает оригинальный ответ на поставленный вопрос). С точки зрения структуры вопросов философия едина, поскольку философы всех культур задают одни и те же вопросы по поводу неизведанного. Удвоение мира на явный (известный) и тайный (неизведанный) – это, пожалуй, то общее основание, где «встречаются» философы разных времен и народов. С этим удвоение мира согласны все. Это единственно надежный ответ на вопрос: какой он, этот мир?

Выделив себя из природы, встав в позу добровольного изгнанника из рая, человек вынужден относиться к внешнему миру. Относиться не в смысле включенности, подобно единице, которая относится к ряду натуральных чисел, а относиться как к чему-то Другому, отличному от человека. Мир для человека может быть враждебным и дружественным, близким и далеким, своим и чужим. Но он всегда Другой. Он – не человек.

Отношение человека к миру – это мировоззренческое отношение. Можно относиться к миру как религиозный человек (мир создан богом или богами). Можно относиться к миру как художник, то есть творить новый мир. Религия и мифология, философия и искусство – все эти формы сознания так или иначе рассматривают отношение человека к миру. Наука пытается «избежать» проклятия отношения. Ее интересует либо человек, либо мир (без человека). Она не затрагивает сферу отношения.Отношение человека к миру изучается философией. И изучается с помощью доступных средств науки и художественного познания.

Человек изучается комплексом медико-биологических и гуманитарных наук (психология, история, культурология, этика и др.). Мир изучается комплексом естественных, технических и социальных наук. На долю философии остается отношениемежду этими реальностями и их научными копиями (т. е. отношение между гуманитарным и природным социальным знанием). Отношение не остается равным самому себе и меняется в зависимости от того, каков человек и каков его мир. Нет смысла доказывать, что древний грек относился к миру иначе, чем нынешний выпускник вуза. Отношение юноши к окружающей его реальности иное, чем у глубокого старца. Молодой человек всегда преисполнен надеждами и предвкушениями удивительных открытий. Мир меняется, но медленнее человека (звезды и тысячи лет назад светили тем или иным светом). Быстрее всех меняется отношение. Даже к Солнцу у одного и того же человека разное отношение в жаркой пустыне или на Крайнем Севере.

Великое многообразие и разноцветье отношения тоже предполагает множественность философских подходов к миру и человеку. Ясно, что для исследования столь странного объекта необходимы удивительно гибкие методы и «приборы». Они есть. Их совокупность называется диалектикой. Диалектика - всеобщий метод, требующий всесторонности рассмотрения объекта и являющийся наиболее гибким инструментом теоретического познания.

Курс построен таким образом, чтобы уловить текучесть и многообразие отношений человека к миру. Изучая классические философские источники, можно увидеть, как «детское» восприятие мира древними греками сменяется благоговением средневекового человека перед могуществом вселенского Разума. А затем, на смену средневековому влюбленному романтику приходит трезвый и расчетливый гражданин буржуазного общества и начинает оценивать мир с экономических позиций. Человек, воспитанный в недрах старейших культур Востока, относится к миру «созерцательно», не желая его переделывать. Человек западной ориентации, напротив, не может примириться с данностью и горит желанием переделать мир на свой лад.

Современная мозаичная картина сосуществования разнообразных философских школ и направлений (критический рационализм и герменевтика, постструктурализм и марксистские школы, бихевиоризм и прагматизм, философия «новых философов») отражает богатую палитру отношений человека к миру. Настоящее пособие нацелено на изучение этих отношений в зависимости: 1) от человека (например верующий или атеист, прагматик или созерцатель); 2) масштаба мира (Вселенная, биосфера, общество, культура, техносфера, «внутренний мир» человека).

Каждая последующая тема логически связана с предыдущей и снабжена перечнем вопросов для изучения, глоссарием, списком литературы и, что важно, методическими рекомендациями для овладения основным сюжетом темы (своего рода «know how» - секретами мастерства, которыми делятся составители тем).

 

БАЗОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

п/п № Темы Часы
Философия в мире культуры (культурно-исторические типы и их теоретическое осознание)  
Философия и мировоззрение. Основное мировоззренческое отношение. Типы мировоззрений
Философия в мире науки (идеалы и нормы научного мышления. Философия как мировоззренческая наука)
Диалектика как «логос» философии
Философская антропология: основные концепции человека в современной философии
Философия природы. Человек во Вселенной (Религиозная, научная, философские картины мира. Коэволюционная стратегия)
Практически-духовное освоение мира (созерцание, практика, познание)
Социальная философия. Человек в обществе (история и теория общества. Человек как субъект истории). Запад-Россия-Восток
Культурные измерения человека и мира (культура и цивилизация)
Человек в информационно-техническом мире. Роль науки и техники в культурной истории общества
Индивидуально-экзистенциальные проблемы бытия человека. Свобода, вина и ответственность
Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человек и его судьба
Философия политики. Вызов истории

 

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ 1

ВВОДНЫЙ КУРС

Занятие 1. Культурное измерение философии (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие культуры. Нормы и ценности культуры. Субкультуры.

2. Запад и Восток как культурные суперсистемы.

3. Мудрость среди ценностей культуры. (Богатство, свобода, любовь, дружба, карьера, деньги, комфорт, знание, профессионализм, вера и т.д.). Истина, добро, красота - составляющие мудрости.

4. Философия - любовь к мудрости. Философия как «логос» культуры. Многообразие философских направлений..

5. Русская культура и ее теоретическое (философское осмысление ). Дискуссия.

 

Ключевые термины

 

Культура, природа, культурные ценности и нормы, культурные суперсистемы, локальные культуры, субкультуры, контркультуры, истина, добро, красота, мудрость, логос, цивилизации.

Методические рекомендации

Культура (лат. - culture ) раньше, в Древнем Риме, означала некоторый способ (технологию) возделывания почвы. И сейчас она сохраняет свое технологическое определение: культура как способ осуществления любой деятельности в соответствии с какими-либо «эталонами» (так говорят о культуре производства, речи, письма, делового общения и т.д.). Но более распространенным является нормативное определение культуры, где она рассматривается как исторически определенная система ценностей, норм и правил поведения. Наука, мораль, искусство, религия, игра - это формы проявления культуры (своего рода ее «аккумуляторы»). Ценность - это не предмет, который ценится, и не субъективная точка зрения индивида. Ценность - это устойчивое отношение людей к окружающим вещам и друг к другу. Ценной для человека может быть и вещь (искусственная или естественная), и другой индивид, и само отношение (таковы любовь, дружба, уважение, гордость, честность и др.).

Культура цементирует общество, объединяя его вокруг общих ценностей. Главная ее функция - интегрирующая. В свою очередь, философия интегрирует культуру. Однако единой для всех времен и народов культуры нет. Можно выделить культурные суперсистемы (термин П. Сорокина), в каждой из которых объем общих и существенных ценностей для носителей этих культур невелик. Это такие культурные комплексы, как Запад и Восток. Гораздо органичнее локальные культуры, где набор общих ценностей довольно широк. В рамках локальных культур можно выделить атомарные субкультуры и антиподы господствующих культур - контркультуры.

Наиболее интересными являются содержание и иерархия культурных ценностей. Есть ценности, связанные с обладанием (деньги, собственность, комфорт, власть, слава и т.д.). Есть ценности, связанные с самореализацией человека (дело, любовь, дружба, честь, ум, мудрость, красота, добро и т.д.).

Какое место среди ценностей разных народов играет мудрость? Ведь мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное (где истина, что есть добро, и где искать совершенное и прекрасное). Философия предстает как «квинтэссенция» культуры, то есть она изучает наиболее значимые ценности и идеалы той или иной культурной системы. Многообразие культур предполагает многообразие философских систем. Даже малые субкультуры порождают в качестве своего теоретического переосмысления особую философию. Вместе с тем существуют универсалии культуры (общие для всех народов правила и ценности), через них философия становится единой.

Важно заметить, что Россия, находясь между Востоком и Западом, тяготеет к западной (иудео-христианской) культуре. Это выражается во всех реформаторских движениях, в культуре управления, науке, искусстве и, разумеется, в философии. Однако вопрос о принадлежности русской культуры к тому или иному типу или культурному комплексу, является дискуссионным. Если в русских сказках главным героем является Иванушка-дурачок, то какое место в иерархии ценностей играет здесь мудрость?

 

Литература

 

1. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991. С.101-202.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М.: Новая школа, 1995. С.32-56.

3. Культурология.- М.: О-во «Знание» РФ, 1993. С.3-66.

4. Зотов В.Д. и др. Очерки социальной философии: Учеб. пособие для высших учебных заведений.- М.: Наука, 1994. С.90-108.

5. Смелзер Н.Социология. - М.:Феникс, 1994. С.40-69.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.425-504.

 

Занятие 2. Философия как наука (2 часа)

Вопросы:

1. Наука: сущность и основные этапы развития.

2. Критерии научности.

3. Философия как мировоззренческая наука. Типы мировоззрений.

4. Философия и действительность (природная и социальная).

5. Система философского знания: диалектика, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия, отраслевая философия (права, науки, политики, хозяйства, техники).

 

Ключевые термины

 

Наука, науки о природе, науки о духе, вопрос, гипотеза, теория, факт, научная картина мира, практика, логика, мировоззрение, мифология, религия, основной мировоззренческий вопрос, диалектика, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия.

 

\

 

 

Методические рекомендации

 

Отношение к науке никогда не было ровным. Ф. Ницше считал, что наука виновна в уничтожении индивидуальности: она «нивелирует» людей, делая их разум одинаковым. Современный немецкий философ Ю. Хабермас, сторонник линии неомарксизма, тоже указывает на негативные стороны науки. В данном случае речь идет о том, что наука, начиная с ХVII столетия, выполняет функции идеологии буржуазного общества (именно буржуазия с ее коммерческими целями нуждалась и нуждается в развитии науки; и именно наука способствует максимальному развитию товарного производства).

И все же подавляющее большинство философов относится к науке скорее с благоговением (см. Рассел Б.). Наука сегодня выступает в роли «мессии» - спасительницы дома человеческого. На нее смотрят с верой и надеждой, особенно в условиях экологического, продовольственного, экономического кризиса. Наука - это внутренне непротиворечивая (логически связанная, когерентная) система знаний, представленная в форме вопросов, фактов, гипотез, теорий и научной картины мира, и удовлетворяющая требованиям истины. В отличие от других форм сознания (религии, морали), наука нацелена на исследование и преобразование мира. Другие формы сознания занимаются проблемами адаптации человека к миру. Наука, напротив, адаптирует мир к нуждам и целям человека. В этом ее сверхзадача, и сущность современной науки.

Сущность науки менялась в ходе ее исторического развития. С VI в. до н. э. и вплоть до ХVII в.н.э. наука носила преимущественно объяснительный характер и оставалась на позициях пассивной созерцательности. Появление экспериментального естествознания (прежде всего механики) знаменовало собой крупную научную революцию, в ходе которой изменилась главная функция науки - акцент сместился к преобразованию мира. И поныне эта парадигма науки действует в техногенном мире. Обращение в настоящее время к истокам восточной мудрости и цивилизаций приводит к тому, что происходит метаморфоз науки и новая смена научной парадигмы в сторону созерцательности.

С другой стороны, вновь возникает проблема критериев научного знания. Однако становится ясно, что все научные понятия следует воспринимать сквозь призму более широкого социокультурного контекста.

Ядром научных теорий выступают законы науки. Главным признаком законов служит повторяемость (регулярность) связей между определенными параметрами (например в физике между массой, пространством, временем и т.д.)

Философская теория тоже базируется на законах. Таковы, в частности, законы диалектики, практики и познания. Специфика философии как науки заключается в двух особенностях:

1) философия - мировоззренческая наука, которая изучает не мир, оставляя за скобками человека, а отношение человека к миру; к этому следует добавить, что мировоззрение не только отражает, но и творит мир (мир, который должен быть);

2) язык философии состоит из категорий, т.е. понятий с предельным уровнем общности (самые широкие по объему и самые бедные по содержанию).

Указывая на мировоззренческий характер философии, следует определить, что такое мировоззрение, каковы его типы и почему «человек без мировоззрения» - невозможное существо. Философия - сложная наука. Общая философия, как и общая физика или общая биология, делится на ряд философских наук, каждая из которых изучает особое отношение человека к миру. Например, гносеология изучает отношение познающего человека к миру, который познается.

 

 

Литература

 

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. С.359-416.

2. Радугин А. А. Философия.- М.: Высш.шк.1996.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат,1989. С.56-80.

4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.: Прогресс,1990. С.14-71, 107-125, 337-356.

5. На переломе: философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. С.37-51.

7. Степин В.С., Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. С.14-107.

8. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс,1990. С.56-254.

 

Темы докладов

 

1. Современная западная наука и древняя мудрость (по книге: Фритьоф Капра. Дао физики.- СПб.: Орис, 1994. - 304 с.).

2. Антиинтеллектуализм Ф.Ницше (по книге: Сумерки богов. - М.: Политиздат,1990 С.17-93).

 

РАЗДЕЛ 2

К занятиям 3,4

Основные персонажи античных мифов - люди, полубоги (герои) и боги. В мифе сплетены знания, вера и художественный вымысел. Здесь еще нет оформившихся религий, философии, науки и искусства - все едино и неразделимо. Философия как теоретическое знание («логос») вышла из первичных вод мифа и унаследовала от него некоторые идеи и решения. Среди них идея единства мира, в которую древние греки свято верили и брали ее безо всяких доказательств. В наследство от мифа досталась идея бессмертия души и безраздельного господства судьбы в жизни человека. Правда, философы были не настолько наивны, чтобы не усомниться в истинности этих идей. Но главное то, что темы бессмертия (человека ли, субстанции ли) и судьбы оказались наиболее популярными в античной философии.

Миф отвечал на все вопросы. Однако паства мифа ограничена монокультурной общностью (племенем, родом). Философия появляется в гетерогенном обществе, где сталкиваются различные племенные культуры. Столкновение культур, независимо от того, мягкое оно или жесткое, порождает вопросы. На эти вопросы призвана отвечать философия как область знания, снимающая культурные конфликты.

Все античные философы были единодушны в утверждении, что мир един. Но почти все они расходились во мнении, что именно служит цементирующим мировым началом. Субстанция - это то начало, которое объединяет великое многообразие всех вещей и явлений. Фалес считал, что субстанцией является «вода», Гераклит - «огонь», Анаксимандр - «апейрон» (нечто беспредельное), Эмпедокл - 4 стихии (земля, огонь, воздух, вода), Пифагор - «числа», Платон - «идеи» и т.д. Огромное разнообразие точек зрения обусловило появление принципа «эпохэ» Пиррона и скептиков (т.е. принципа воздержания от суждений). Если мнений много, то истину не знает никто, а потому следует избегать всяких категорических суждений о вещах. В конце концов, «человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они существуют» (Протагор).

В отличие от скептиков и софистов, многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот - диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить, сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: одни говорили - мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали - «многознание уму не научает» (Гераклит). Но, так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.

Вам надлежит более подробно ознакомиться с небольшим диалогом Платона «Соперники», где речь идет о том, почему философ должен знать многое о многом, и для чего это ему надо.

Окажется полезным также знакомство с философией и диалектикой Платона путем обращения к оригинальным текстам Диогена Лаэртского (античного историка философии). Как сам текст Платона, так и интерпретация платоновской философии, должны подвести к итоговому положению: натурфилософские взгляды античных философов (о космосе, субстанции, природе вещей) не являлись главным содержанием их размышлений; таким содержанием были этические (нравственные) конструкции философских теорий. Искомая истина античных мудрецов заключалась в том или ином благе ( коллективном или индивидуальном, в справедливости или идеальном порядке).

 

Литература

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. Статьи: «Анаксагор», «Анаксимандр», «Аристотель», «Анаксимен», «Гераклит», «Демокрит», «Зенон из Элеи», «Парменид», «Пифагор», «Платон», «Протагор», «Сократ», «Эпикур», «Эмпедокл».

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.93-114.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. С.150-181.

4. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1.

5. Лосев А.Ф. Дерзание духа:- М.: Политиздат, 1989. С.9-80.

6. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1994.

8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (Начало древнегреческой философии) Учеб.пособие.-М.: Интерпракс,1996.

9. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.7-23.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1997.

 

Занятие 5. Философские традиции Востока (4 часа)

Вопросы:

1. Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

2. Трактат «Дао дэ Цзин» (Лао цзы). (Дао воина, дао правителя, дао совершенномудрого).

3. Древнеиндийская философия:

· Веды (учение о манвантаре, индуизм);

· хинаяна и махаяна в буддизме;

· йога.

 

Ключевые термины

 

Дао, ли, инь, ян, недеяние, инкарнация, манвантара , карма, абсолют, акаша, атман, майя, авидья, джива, нирвана, махаяна, хинаяна, шар, йога, Веды.

 

Методические рекомендации

 

При изучении поливариантной философии традиционного Востока (а это Индия, Китай, мусульманские страны, страны Тихоокеанского региона) главная трудность связана с освоением малопонятного языка. Трудность усугубляется тем, что значение многих понятий едва уловимо в силу «инобытия» восточных культур ( в европейской культуре нет подобных образов). Одно из важнейших в ведической философии понятие Абсолюта на западе воспринималось бы в значении «Все» (все, что равно бытию). А на Востоке - в значении «Ничто». Абсолют «ни велик, ни мал, ни короток, ни длинен, ни пылающе красен, ни «прилипчив». (Он) не тень, не свет, не воздух, не пространство, без привязанностей, без вкуса, без запаха, без глаз, без ушей, без голоса, без ума, без блеска, без дыхания, без рта, без меры, не имеющий ничего ни внутри, ни снаружи...» (Брихадараньякаупанишада.III.8.8.).

В индийской философии есть представление о начале, и есть представление о завершении судьбы (нирвана - «угасание свечи» - не жизнь и не смерть, деяние посредством недеяния).

Что касается китайской философии, то следует иметь ввиду ее двойственность. Философия Конфуция (551-479 г. до н. э.) - это этическая доктрина для светской жизни. В доктрине главным понятием является «жэнь» (гуманность). Это даже не понятие, а принцип, сформулированный Конфуцием так: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». В Европе подобное правило получило название «золотого правила нравственности». Философия Лао – цзы (даосизм) - это более изощренная система для тех, кто принял монашеский обет и ушел от соблазнов светской жизни. Даосизм - духовная пища мудрецов. Дао, не имеющий начала, означает «путь» Вселенной и каждой части мира. Мир безначален и бесконечен. Дао - закон непрерывного изменения мира. Формы проявления дао различны для планет, растений, животных и людей. У воинов, простолюдинов, правителей и мудрецов тоже разные дао (ли). Инь - женское, пассивное, темное в мире; ян - мужское, активное, светлое. Их чередование и есть дао. Инь и ян образуют Великий Предел.

Важно иметь ввиду такой любопытный сюжет в сценарии ведической философии, как манвантара. Манвантара есть нисходящий путь развития (падения, засыпания) человечества от высшей касты (лебедь) в период золотого века до периода железного века, когда люди достигнут самой низкой точки в своем духовном развитии. Манвантара, известная во II тысячелетии до Р.Х., противоположна современной европейской идее беспредельного прогресса.

 

Литература

 

1. Безант А. Древняя мудрость.- М.: СП «Интерграфсервис», 1992.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1.С.80-92.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль, 1972. Т.1. С.114-174.

4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.378-442.

5. Токарев С.А.Религия в истории народов мира.- М.: Политиздат, 1976. С.447-471.

6. Философия: история и современность: - Хрестоматия.С.23-36.

7. Шанкара. Атманодха // Антология мировой философии.- М.: Мысль, 1969.Т.1. Ч.1. С.157-164.

 

 

Темы докладов

 

1. Р.Генон. Царь мира // Вопросы философии. 1993. № 3. С.97-134.

2. Философия Дзэн как школы буддизма (по работе Г. Демулена «История Дзэн-буддизма. Индия и Китай.- СПб.: ТОО «ОРИС» ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994).

 

 

Занятие 6. Средневековая западноевропейская философия: на службе у теологии (2 часа)

 

Вопросы:

1. Библия: фундаментальные идеи.

2. Философия - «служанка богословия». Учение о двух мирах. Теоцентризм.

3. Соотношение разума и веры - центральная проблема философии средневековья.

4. Номинализм и реализм - проблема универсалий.

5. Учение о Боге и человеке. Доказательства бытия Бога. Человек в жизни и смерти. Проблема свободы воли.

6. От государства к всемирному религиозному (христианскому) братству: утопия 2.

Ключевые термины

 

Бог, бытие, гностицизм, вера и разум, догматизм, знание, истина, креационизм, монотеизм, откровение, номинализм, патристика, реализм, схоластика, свобода воли, теология, теоцентризм, томизм, универсалии.

 

Методические рекомендации

 

Изучение средневековой философии Европы должно проходить под знаком Библии. Античная философия обесценила чувство веры, считая его таким же «темным», как зрение или обаняние. Библия, будучи священным текстом или «Словом Божьим», подняла значение веры на недосягаемую (для разума) высоту. В связи с этим следует остановиться на содержании Библии (в единстве ее двух Заветов) и выявить основополагающие идеи. К таким идеям относятся монотеизм, креационизм, провидение и свобода воли, первородный грех, искупление, «агапэ» (благодать), бессмертие души, спасение.

После знакомства с содержание Библии легче понять новую роль философии в эпоху господства христианских идей (а это ни много, ни мало почти 15 веков: с I по ХV вв. н.э.). Правда, сама средневековая философия имеет возраст 10 веков (V-ХV вв.н.э.). Поскольку разум в Библии оценивается ниже, чем вера, постольку философия рассматривалась отцами церкви в качестве «служанки богословия». Ее (философии) главная задача - служить распространению христианских идей путем их доказательства для неверующих. В Ветхом Завете выдвигается идея существования двух миров (тварного и нетварного), один из которых является объектом вдохновения и утешения для богословов (нетварный мир или сам Бог с его ангелами-помощниками), другой - объектом размышления для философов (сотворенный земной мир). Следует учесть, что религиозная картина мира становится теоцентричной - Бог держит в своей деснице власть над всеми вещами и существами.

Существуют два периода в развитии средневековой философии: 1) патристика и 2) схоластика. В период патристики философия - это прерогатива отцов церкви. Здесь она не имеет сколько-нибудь самостоятельного значения, ибо философствовать дозволялось лишь в рамках веры. Рекомендуется обратить особое внимание на взгляды одного из выдающихся представителей патристики - Августина Аврелия.

В период схоластики философия выходит из лона церкви и поселяется в университетах (XII-ХV вв.). Это означает, что она возымела самостоятельное значение и ее идеи не сводятся лишь к обоснованию библейских догматов. Наиболее значительной фигурой в схоластический период был Фома Аквинский (ХIII в.).

Проблема соотношения веры и разума решалась по-разному в эпоху патристики и в эпоху схоластики. В раннем средневековье разум рассматривался как составляющая веры, в схоластический период ему отводится собственное поле деятельности, связанное с тварным миром. В это время на авансцену выдвигается проблема существования общих понятий - универсалий (таких как природа, разум, человек и т.п.). Проблема человека решалась в зависимости от библейских сюжетов о свободе воли и божественном предопределении.

 

 

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.7,111, 343.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.115-132.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.245-377.

4. Радугин А.А. Философия. С.69-93.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб.: ТОО ТК Петрополис1994.

6. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш. шк. 1979. С.51-84, 316, 338-378.

 

Занятие 7. Д. Бонавентура «О возвращении наук

к теологии» (2 часа)

 

Вопросы:

1. Виды познания сотворенного мира. Озарения, их источник, состав, характер действия, назначение, упорядоченность.

2. Триадичный способ проявления божественной мудрости во всяком познании (среда, порядок жизни, цель).

3. Проблема соотношения науки, философии и теологии.

4

Дата: 2016-09-30, просмотров: 175.