Классическая школа управления, Неоклассическая школа управления, Теория системного подхода.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классическая школа управления.

Родоначальником традиционной теории является немецкий ученый Макс Вёбер, который в работе «Протестантская этика и дух капитализма», (1904) и др., считал, что для индустриального общества присуща новая форма организации, называемая теорией бюрократии, авторитета и власти.

Бюрократии характерны определённые черты:

- централизованное управление

- высокая степень разделения труда

- рациональная организация работы

- инструкции, нормы, правила, регулирующие каждый организационный процесс.

Анри Файоль (начало XX века), который выделил пять ключевых функций эффективного управления — планирование, организация, руководство, координация и контроль;

Цели школы - создание универсальных принципов управления, соблюдение которых приводило бы к успеху любое предприятие:

1. Функциональный принцип управления- - который отражает процесс разделения труда, т. е. уровень специализации развивается по мере роста организации (рис.5.1, а). Организация стремится к объединению родственных видов деятельности в единое подразделение (специализированная бригада, участок (цех) предприятия и т. д.), т. е. наблюдается горизонтальный рост организации;

2. Скалярный(линейный)- связан с ростом организации по вертикальным связям. При этом выделяются два основных аспекта — принцип единоначалия, в соответствии с которым подчиненный подотчетен только одному начальнику, и принцип строгой иерархии в соответствии с которым разрывы и пересечения в иерархии нежелательны;

3. Линейно-штабной принцип определяет основные направления взаимодействия между

производственными и вспомогательными (консультативными) функциями (в). Руководящие (линейные) функции расположены по нисходящей вертикальной линии, вспомогательные функции осуществляют специалисты, консультирующие сотрудников, которые занимают руководящие должности;

4. Принцип нормы управления- устанавливается определенное кол-во служащих, под началом 1 руководителя (на одного начальника 4-6 подчиненных, это влечет низкую норму управляемости.)наиболее встречаемая структура. При многоуровневом направлении используют матричный принцип управления- это сложная система подчинения, где подразделения подчиняются не только своему непосредственному начальнику, но и руководителям своих функциональных служб (рис г)

 

5. Плоская структура (самая простая) предусматривает всю работы под началом 1 начальника.(рис+ руководитель целевой программы(с)).

 

 

Неоклассическая школа управления.

В трудах неоклассической школы (бихевиористская) особый акцент был сделан на изучении поведения индивидуума. Одним из фактических создателей неоклассической теории явилась работа американца Б. Чейтера «Функции руководящего персонала» 1938 года. Главная идея состоит в кооперативной системе всех организаций. Задача управления заключается в том, что бы создать систему и поддерживать ее в таком состоянии, которое удовлетворяло бы, как организации, так и человеческим потребностям. Для поддержания у работников систему мотивации к труду необходимы как психологические, так и материальные стимулы. Последователи неоклассической школы разработали различные модели частичного участия работников в процессе принятия решений на предприятии, имеющей целью увеличение роста производительности труда за счет повышения интереса работника к своей деятельности.

В разных странах их сформулировали по-разному, но наиболее четко в Японии, которая назвала «Принципы 1» и они были заложены в основу неоклассической школы.

 

Принципы на которых основывалась неоклассическая теория:

1.Разделяемые между работниками этнические ценности.

2. политика полной занятости, т.е. пожизненный найм.

3.повышение разнообразия работы.

4.личное стимулирование каждого работника.

5.участие в принятии решений .

6.контроль вместо явного контроля.

7.Развитие неспециализированной карьеры.

8. Развитие глубокой культуры.

9. Нестандартный подход к оценке работника

.

В России неоклассическая школа выразилась в конце 70-х начала 80 гг., в виде бригадных подрядов строительства с участием рабочих в определении КТУ (коэффициента трудового участия), в виде кружков качества, в виде 3-х моделей хоз. расчета.

Неоклассическая школа в целом критично относилась к большинству принципов классической школы полагая, что универсальных норм численности работников установить не возможно, что оптимальная норма управления зависит от способностей конкретного лица.

Неоклассическая школа развила классические понятия о научном управлении труда, связала организацию производства и экономические методы управления, разделила процесс решения любой задачи на пять этапов: постановка задачи —> разработка математической модели системы —> решение задачи на основе применения модели —> апробация решения в модели —> исполнение найденного решения.

Сторонники неоклассической школы пытались найти отличительные пути применения общих классических принципов иерархии в управлении организацией, но так как в бихевиористской науке отсутствовал соответствующий подход к современным социально-экономическим изменениям, возникла необходимость в становлении принципиально новой организационной теории — теории системного подхода.

Теория системного подхода.

Основой теории системного подхода являются инновационные подходы и международное разделение труда. Современный подход интегрирует и расширяет классическую и неоклассическую школы, рассматривая организацию как субъект предпринимательской деятельности, в качестве «единого функционирующего организма» на всем этапе ее жизненного цикла.

Рассматривая организацию как систему, которая должна быть устойчивой, с гибкой организационной структурой, ориентированной на стимулирование индивидуальности и творческого потенциала руководящих кадров и сотрудников, высокую организационную стр-ру, устойчивость к любому виду изменения.

Можно выделить основные принципы современной теории управления:

1.изменения, внесенные в какие-либо составляющие элементы системы, влекут за собой изменения в других компонентах.

2.любая система после возможных изменений, вызванные внутренними или внешними факторами, стремится найти новую точку равновесия.

3. Изменения, внесенные в какую-либо схему системы, влекут за собой изменения в структуре управления в целом.

4. Система может использовать как формальные, так и неформальные методы управления, а так же комбинированную систему и структуры со сложными связями.

При системном подходе следует различать 3 основные организационные структуры управления:

а) дивиональная организационная структура управления;

б) программно – целевая;

в) единый строительный бизнес.

Принципы:

1.сильная вера в индивидуализм.

2.единый статус всех работников.

3.не существует изолированной системы поведения, любое действие вызывает цепь поведенческих реакций.

4.приглашение на работу специалистов наивысочайшего класса.

5.продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих.

6.делегирование макс. возможной ответственности на самые низкие уровни управления.

7.некоторые ограничения деятельности линейных управляющих.

8.поощерение разногласий.

9.развитие горизонтальных связей.

10.личное стимулирование.

С точки зрения системного подхода для высокотехнологичных организаций, в том числе для управления городской недвижимости наиболее эффективны комплексная или матричная структуры управления.


Дата: 2016-09-30, просмотров: 270.