Тема 5. МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Миссия организации

2. Цели организации

3. Установление целей

 

Не бывает попутного ветра у корабля, команда которого не знает, куда она плывет.

Народная мудрость

 

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию.

Когда идет речь о целевым начале в поведении людей в организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией. То обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философское понятие, определяющее смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Узкое понимание миссии – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Обычно «миссия» в менеджменте как понятие используется в узком смысле.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей. Эти группы представлены:

· Собственники организации

· Сотрудники организации

· Покупатели продукта организации

· Деловые партнеры организации

· Местное сообщество

· Общество в целом

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.

Как считает Ф.Котлер, миссия организации должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов:

1. история фирмы

2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала

3. состояние среды обитания организации

4. ресурсы

5. отличительные особенности

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

· целевые ориентиры;

· сфера деятельности;

· философия организации;

· возможности и способы осуществления деятельности.

Для чего все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

1. Дает представление субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему стремится, какие средства она готова использовать и т.д.

2. способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа;

3. создает возможность для более действенного управления организацией, т.к. является базой для установление целей, обеспечивает стандарты для распределения и оценки ресурсов, расширяет смысл и содержание деятельности для работника.

 

Цели организации

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным м на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели являются исходной точкой планирования, они лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования.

Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные – достижение желаемого результата к концу производственного цикла. Отсюда следует, что в различных областях долгосрочные цели различны по временным промежуткам.

На практике считается, что краткосрочные цели – цели, которые могут быть достигнуты через год, а долгосрочные – через 2-3 года.

Краткосрочные цели – содержат больше конкретики, детализации в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.

Если возникает необходимость между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Цели обычно устанавливаются в 4-х сферах интересов организации:

· доходы организации

· работа с клиентами

· потребности и благосостояние сотрудников

· социальная ответственность

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

· прибыльность;

· положение на рынке;

· производительность;

· финансовые ресурсы;

· мощности организации;

· разработка, производство продукта и обновление технологий;

· изменение в организации и управлении;

· человеческие ресурсы

· работа с покупателями

· оказание помощи обществу.

В любой организации, имеющей несколько различных структурных подразделений м несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей. Вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации,которые отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, тем роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение.

Соответственно темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста ставиться организацией, если у нее есть все необходимые предпосылки для этого.

Цель стабильного роста организация развивается примерно такими же темпами, как и отрасль в целом.

Цель сокращения обычно ставиться тогда, когда она вынуждена развиваться медленнее, чем отрасль. Это не всегда кризис, например, после стремительного роста, может возникнуть потребность в сокращении.

Требования к целям:

1. они должны быть достижимыми;

2. должны быть гибкими;

3. должны быть измеримыми;

4. должны быть конкретными;

5. должны быть совместимыми;

6. должны быть приемлемыми.

 

Установление целей.

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. Может быть централизованным или напротив, полная децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.

При централизованном установлении цели:

+ Устанавливает цели высшее руководство, цели подчинены единой ориентации.

– на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

При децентрализованном процессе установления целей:

+ участвуют все уровни организации.

– могут не совпадать с точкой зрения и стратегическим развитием организации в целом.

Процесс выработки целей проходит 4 фазы:

· выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.