План
1. Миссия организации
2. Цели организации
3. Установление целей
Не бывает попутного ветра у корабля, команда которого не знает, куда она плывет.
Народная мудрость
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию.
Когда идет речь о целевым начале в поведении людей в организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией. То обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философское понятие, определяющее смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.
Узкое понимание миссии – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Обычно «миссия» в менеджменте как понятие используется в узком смысле.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей. Эти группы представлены:
· Собственники организации
· Сотрудники организации
· Покупатели продукта организации
· Деловые партнеры организации
· Местное сообщество
· Общество в целом
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.
Как считает Ф.Котлер, миссия организации должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов:
1. история фирмы
2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала
3. состояние среды обитания организации
4. ресурсы
5. отличительные особенности
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
· целевые ориентиры;
· сфера деятельности;
· философия организации;
· возможности и способы осуществления деятельности.
Для чего все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?
1. Дает представление субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему стремится, какие средства она готова использовать и т.д.
2. способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа;
3. создает возможность для более действенного управления организацией, т.к. является базой для установление целей, обеспечивает стандарты для распределения и оценки ресурсов, расширяет смысл и содержание деятельности для работника.
Цели организации
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным м на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования, они лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования.
Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные – достижение желаемого результата к концу производственного цикла. Отсюда следует, что в различных областях долгосрочные цели различны по временным промежуткам.
На практике считается, что краткосрочные цели – цели, которые могут быть достигнуты через год, а долгосрочные – через 2-3 года.
Краткосрочные цели – содержат больше конкретики, детализации в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.
Если возникает необходимость между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Цели обычно устанавливаются в 4-х сферах интересов организации:
· доходы организации
· работа с клиентами
· потребности и благосостояние сотрудников
· социальная ответственность
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
· прибыльность;
· положение на рынке;
· производительность;
· финансовые ресурсы;
· мощности организации;
· разработка, производство продукта и обновление технологий;
· изменение в организации и управлении;
· человеческие ресурсы
· работа с покупателями
· оказание помощи обществу.
В любой организации, имеющей несколько различных структурных подразделений м несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей. Вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации,которые отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, тем роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение.
Соответственно темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста ставиться организацией, если у нее есть все необходимые предпосылки для этого.
Цель стабильного роста организация развивается примерно такими же темпами, как и отрасль в целом.
Цель сокращения обычно ставиться тогда, когда она вынуждена развиваться медленнее, чем отрасль. Это не всегда кризис, например, после стремительного роста, может возникнуть потребность в сокращении.
Требования к целям:
1. они должны быть достижимыми;
2. должны быть гибкими;
3. должны быть измеримыми;
4. должны быть конкретными;
5. должны быть совместимыми;
6. должны быть приемлемыми.
Установление целей.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. Может быть централизованным или напротив, полная децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.
При централизованном установлении цели:
+ Устанавливает цели высшее руководство, цели подчинены единой ориентации.
– на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
При децентрализованном процессе установления целей:
+ участвуют все уровни организации.
– могут не совпадать с точкой зрения и стратегическим развитием организации в целом.
Процесс выработки целей проходит 4 фазы:
· выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
· установление целей для организации в целом;
· построение иерархии целей;
· установление индивидуальных целей.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.