У человека имеются две степени свободы в выборе форм поведения: принимать или нет существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – принимать или нет ценности организации. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти составляющие, может быть выделено 4 предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип – полностью принимает ценности и нормы поведения. (Преданный и дисциплинированный работник)
Второй тип: человек не приемлет ценности организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. (Приспособленец).
Третий тип: человек приемлет ценности, но не примелет существующие в ней нормы поведения. (Оригинал).
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. (Бунтарь).
Человека возможно учить приемлемому поведению через:
1. условные и безусловные рефлексы (вид начальника – паника)
2. выводы, которые делает человек относительно своего поведения.
3. обучение на основе наблюдения.
Деятельность человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Стимулы – внешние воздействия на человека, направляют его деятельность в определенное русло.
Последствия действий человека зависят от тех, кто оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. Есть 4 типа компенсации.
Первый тип – это положительная компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям.
Второй тип – это отрицательная компенсация. Желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелаемых для человека обстоятельств или раздражителей.
Третий тип – наказание. Это реакция на «неверное», нежелательное для руководства или организации поведение.
Четвертый тип компенсации – это гашение нежелательного поведения. Человек, осуществляющий какие-то нежелательные действия, на которые ранее поступала положительная реакция, через некоторое время прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция, т.е. если прекратить положительно реагировать на какие-то действия, то через некоторое время они начнут сокращаться.
Тема 3. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Общая характеристика мотивации
2. Мотивационный процесс
3. Теории содержания мотивации
4. Теории процесса мотивации
Общая характеристика мотивации
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.
В самом общем виде мотивациячеловека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для всестороннего раскрытия понятия мотивация, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
· Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного процесса;
· Каково соотношение внутренних и внешних сил;
· Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Рассмотрим некоторые понятия, которые будут нами рассмотрены в дальнейшем.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри, это нужда в чем-то.
Мотив – это побудитель действия. Мотивы поддаются осознанию.
Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, создавая мотивационную структуру. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Выделяют два основных типа мотивирования.
Первый – побуждают к определенным действиям, а второй тип – формирование мотивационной структуры человека.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
На что в деятельности человека оказывает влияние мотивация? Это: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.
Мало разработанная область – соотношение «внешней» и «внутренней мотивации».
Мотивационный процесс
Процесс мотивации может быть представлен в виде 6 стадий, следующих одна за другой.
Первая стадия – возникновениепотребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на три группы:
· Физиологические;
· Психологические;
· Социальные.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.
Третья стадия – определение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия. Может проходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения заосуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.
Шестая стадия – устранение потребности.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых делается попытка объяснения данного процесса. Эти теории условно можно разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.
Теории содержания мотивации
В данных теориях описывается структура потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 232.