Адаптация человека к организационному окружению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У человека имеются две степени свободы в выборе форм поведения: принимать или нет существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – принимать или нет ценности организации. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти составляющие, может быть выделено 4 предельных типа поведения человека в организации.

Первый тип – полностью принимает ценности и нормы поведения. (Преданный и дисциплинированный работник)

Второй тип: человек не приемлет ценности организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. (Приспособленец).

Третий тип: человек приемлет ценности, но не примелет существующие в ней нормы поведения. (Оригинал).

Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. (Бунтарь).

Человека возможно учить приемлемому поведению через:

1. условные и безусловные рефлексы (вид начальника – паника)

2. выводы, которые делает человек относительно своего поведения.

3. обучение на основе наблюдения.

Деятельность человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Стимулы – внешние воздействия на человека, направляют его деятельность в определенное русло.

Последствия действий человека зависят от тех, кто оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. Есть 4 типа компенсации.

Первый тип – это положительная компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям.

Второй тип – это отрицательная компенсация. Желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелаемых для человека обстоятельств или раздражителей.

Третий тип – наказание. Это реакция на «неверное», нежелательное для руководства или организации поведение.

Четвертый тип компенсации – это гашение нежелательного поведения. Человек, осуществляющий какие-то нежелательные действия, на которые ранее поступала положительная реакция, через некоторое время прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция, т.е. если прекратить положительно реагировать на какие-то действия, то через некоторое время они начнут сокращаться.

Тема 3. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН

1. Общая характеристика мотивации

2. Мотивационный процесс

3. Теории содержания мотивации

4. Теории процесса мотивации

 

Общая характеристика мотивации

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

В самом общем виде мотивациячеловека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для всестороннего раскрытия понятия мотивация, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

· Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного процесса;

· Каково соотношение внутренних и внешних сил;

· Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Рассмотрим некоторые понятия, которые будут нами рассмотрены в дальнейшем.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри, это нужда в чем-то.

Мотив – это побудитель действия. Мотивы поддаются осознанию.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, создавая мотивационную структуру. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

Выделяют два основных типа мотивирования.

Первый – побуждают к определенным действиям, а второй тип – формирование мотивационной структуры человека.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

На что в деятельности человека оказывает влияние мотивация? Это: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.

Мало разработанная область – соотношение «внешней» и «внутренней мотивации».

Мотивационный процесс

Процесс мотивации может быть представлен в виде 6 стадий, следующих одна за другой.

Первая стадия – возникновениепотребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на три группы:

· Физиологические;

· Психологические;

· Социальные.

Вторая стадия поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.

Третья стадияопределение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.

Четвертая стадияосуществление действия. Может проходить корректировка целей.

Пятая стадияполучение вознаграждения заосуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.

Шестая стадияустранение потребности.

Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых делается попытка объяснения данного процесса. Эти теории условно можно разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.

 

Теории содержания мотивации

В данных теориях описывается структура потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 232.