Тема 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
План
1. Сложность и ее представление
2. Системное мышление
3. Системные понятия
4. Разумный выбор границ системы
5. Функционирование систем
1. Что такое сложность и представление о сложности?
Как мы объясняем ситуацию: где главный корпус ЮУрГУ? или Как проехать в Ленинский район от ЮУрГУ?
Что используется при объяснении «сложного»?
· Жесты;
· «видение» объекта;
· использование схем.
Существует много определений термина «сложность». Чаще всего сложность связывают с количеством элементов рассматриваемой ситуации или с доступностью ее понимания. Во всех случаях понятие сложности применяется там, где не удается с помощью одной модели выразить полное понимание ситуации – некоторые грани «ускользают» от исследователя. Таким образом, это понятие связано с задачами исследования – ведь одна и та же «вещь» может быть рассмотрена и просто и сложно. Поэтому управление или менеджмент чаще бывают сложными.
Чем характеризуется системный подход?
· Целостность
· Системные понятия
· Уместные границы систем
· Управление.
2. Для того, чтобы осуществлять системный подход к управлению организацией, менеджер должен как минимум обладать системным мышлением.Что это такое?
Системное мышление – это целостное мышление (холистическое направление в философии, подчеркивающее целостность мира), при котором учитывается вся информация, необходимая для принятия конкретного решения.
Откуда берет начало системное мышление?
Некоторые менеджеры, сталкиваясь с проблемой, пытаются ее решить сразу. Другие пытаются определить «затруднения», которые несложно выделить и исследовать отдельно. Системно мыслящие люди называют такой подход «редуционизмом» (упрощением). Но! Ситуации в организациях, как правило, связаны с какими-то внешними объектами или посторонними людьми. Последствия, характерные для редуционизма «простого» решения, предполагающего отсутствие связей с другими элементами организации, могут вполне устраивать человека, занимающегося конкретной простой задачей, однако они могут оказаться затрагивающими интересы других членов организации.
Задание:
Вспомните простое изменение на рабочем месте. Могли ли Вы полностью изолировать ситуацию, чтобы ограничить ее влияние?
Уверены ли Вы, что результаты Вашего решения не затрагивают интересов других членов Вашей организации?
Задавали ли Вы кому-нибудь вопрос о том, повлияли ли на него Ваши действия?
Учитывая при анализе изменений последствия, лежащие за рамками очевидных эффектов ближайшего уровня, мы делаем первые шаги к системному мышлению. От редуцированного подхода, который мы так любим в повседневной жизни, системное мышление отличает, прежде всего, целостность анализа: наши действия могут изменить всю ситуацию, и учесть это можно лишь думая «холистически». Лишь очень не многие решения в организации ограничиваются кругом инициаторов.
Весь комплекс идей, связанных с обдумыванием целостной картины с учетом возможных изменений, можно описать одним термином «системный подход». Обратим внимание! Системный, а не систематический.
Что такое систематический?
Автомобиль – переключение передачи – систематически.
Крутой спуск – думаем – изменились обстоятельства – системно.
Система.
Мы часто используем этот термин вместо «организация».
Какие системы есть у Вас дома и на работе?
(Система составления финансовой сметы.
Система планирования в подразделении.
Система центрального отопления. И т.д.)
Определим значение термина «система».
· Системой является совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом.
· Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из ее компонентов.
· Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность.
· Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта.
Таким образом, система существует в единственном числе и как совокупность элементов.
Системный – прилагательное, дающее описание подхода к решению проблемы с использованием системных понятий в технологии.
Существует ли система вообще?
Есть 2 точки зрения.
1.– не существует, так как любая система – набор взаимосвязанных элементов (стул = дерево + клей + винты + лак + ткань).
2. существует, которые четко определены в сознании.
Системные понятия.
Компоненты, элементы, подсистема.
Система состоит из компонентов, которые называются элементами и подсистемами.
Элементом является такой компонент системы, который в контексте проводимого анализа нецелесообразно разбивать на более мелкие компоненты.
Подсистемы – это функционирующие компоненты в охватывающей их системе. Подсистемы сами по себе имеют сложную внутреннюю структуру.
В определении систем и подсистем предполагается, что какие-то объекты являются их частью, а какие-то нет. Таким образом, вокруг определенных компонентов проводится, часто неявно, граница. Решение вопроса о том. Что следует включить в систему, зависит от того, какая именно система рассматривается в данном конкретном случае. Границы связаны с названием системы.
Выбор границ системы.
Определяя «окружения» системы, необходимо проверить адекватно выбранные границы. (Взгляд с вертолета).
Задание.
Составить систему управления.
Внешняя среда системы является существенно более широким понятием, чем «естественная» окружающая среда. Сюда входит все. Что располагается вне границ системы и влияет прямо или косвенно на то, что делает система. Следовательно, влияние внешней среды может быть весьма разнородным.
Климат;
Кредитные ставки, местные налоги – финансовая внешняя среда;
Социальная внешняя среда – строительство, соц.культ.быт.
Функционирование систем.
В значительной мере организации представляют интерес не из-за своей внутренней структуры, а из-за конечного результата – что они делают, как функционируют и как взаимодействуют со своей внешней средой. Поэтому после установления структуры системы исследованию подлежит ее функционирование.
Структура и функции – это два взаимосвязанных аспекта рассмотрения системы. Одним их способов анализа функций систем является разбиение видов их деятельности на три основные категории:
· осуществление физических процессов, связанных с задачами, например, превращение известняка в цемент или приготовление и продажа еды.
· Обмен информацией с помощью речи, письма, механических или электронных средств;
· Управление их деятельностью посредством мониторинга как собственных внутренних ситуаций, так и соответствующих внешних влияний.
Физические процессы – процессы, которые в наибольшей мере связаны с технологией рассматриваемой организации.
План
1. Взаимодействие человека и организации
2. Вхождение человека в организацию
3. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации
4. Взаимодействие человека и группы
5. Адаптация человека к организационному окружению
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремиться максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе. Это одна сторона взаимодействия, а другая сторона этого взаимодействия отражает то, как человек смотрит на организацию, какую роль организация играет в его жизни, что она дает ему. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, т.к. оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.
Человека в организации взаимодействует с организационным окружением, которое оказывает на него стимулирующее воздействие в виде различных сигналов и речевых, и письменных, и действия других людей и т.д. Безусловно человекна это реагирует и принимает осознанное или неосознанное решение об ответных действиях.Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, жесты и т.д. Результаты работы состоят из двух частей.
Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции | Работа или функция подбирается для человека |
Изучение работы Описание работы Определение квалификационных требований Отбор кандидатов по квалификационным требованиям Назначение человека на определенную работу | Изучение возможностей и стремлений человека Закрепление за человеком определенного места в организации Подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека Закрепление работы за человеком |
Таб. Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации
Мотивационный процесс
Процесс мотивации может быть представлен в виде 6 стадий, следующих одна за другой.
Первая стадия – возникновениепотребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на три группы:
· Физиологические;
· Психологические;
· Социальные.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.
Третья стадия – определение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия. Может проходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения заосуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.
Шестая стадия – устранение потребности.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых делается попытка объяснения данного процесса. Эти теории условно можно разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.
Теории содержания мотивации
В данных теориях описывается структура потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Теория ERG Альдерфера
Клейтон Альдерфер тоже считает, что потребности человека могут быть объединены в группы. У него их три.
· Потребность существования.
· Потребность связи;
· Потребность роста.
Потребности существования – включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические потребности и потребность в безопасности.
Потребности связи – соответствуют потребностям принадлежности и причастности, а также признания и причастности, а также стремления к психологической безопасности.
Потребности роста – аналогичны потребностям самовыражения и включают потребности группы признания и самоутверждения.
Эти три группы расположены иерархически. Однако, между теориями Маслоу и Альдерфера есть существенное различие. У Маслоу продвижение по потребностям происходит только снизу вверх. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к появлению потребности более высокого уровня. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны. Вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации.
Автор изучает и описывает влияние соучастия и потребности властвования, так как считает, что данные потребности сильно присутствуют у человека. При этом МакКлелланд считает, что это приобретенные потребности под влиянием жизненных обстоятельств.
Потребность достижения – проявляется в стремлении человека достигать своих целей более эффективно, чем раньше. Такие люди предпочитают сами ставить перед собой цели, выбирая умеренно сложные задачи, ожидают немедленной обратной связи от принятых ими решений. Они одержимы решениями, которые принимают, легко берут на себя ответственность за них.
Потребность достижения можно отнести не только к отдельным людям, но и к обществу в целом. Для общества с высокой потребностью достижения характерна высоко развитая экономика.
Потребность властвовать – человек стремится контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия других людей. Есть два полюса этой потребности: 1) стремление контролировать все и вся, и 2) полный отказ от выполнения властных функций.
Люди, которые стремятся к власти могут быть поделены на две группы:
· Власть ради власти;
· Власть ради решения групповых задач
Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, влияние этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. Учитывать это взаимовлияние необходимо при анализе поведения и выработке методов управления человеком.
Теории процесса мотивации
Существует целый ряд теория, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.
Схему мотивационного процесса можно представить следующим образом.
Вход Задача и возможное вознаграждение | ||
НОВЫЕ ЗАДАЧИ | Оценка Сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями | ВОЗНАГ- РАЖДЕНИЕ |
Решение Выработка расположения и определение поведения | ||
Выход Осуществление действий и получение результата |
Теория ожиданий
Мы постоянно выбираем между двумя или более альтернативами. Почему мы делаем тот или иной выбор?
Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов:
· Как много человек хотел бы получить;
· Насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.
Теория ожидания уходит своими корнями с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками можно назвать В.Врума, а также Л.Портера и Э.Лоулера.
Процесс мотивации по теории ожидания складывается из трех блоков: 1)усилия, 2) исполнение, 3) результаты. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие и взаимодействие усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.
Выделяют две группы ожиданий:
· Связывающие усилия и исполнение работы (насколько усилия человека определяют результат выполненной работы);
· Связывающие исполнения работы и результаты, наступающие за этим (насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания с уровнем исполнения своей работы.
В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна.
Человек решает:
· Нужно ли ему это делать и насколько нужно;
· Что получит в результате успешного выполнения работы;
· Насколько ценным будет для него результат.
Основные положения теории ожидания в следующем:
1.исполнение работы человеком определяется произведением значений двух факторов: возможности человека и его мотивации;
2. мотивация задается произведением величины ожидания результатов работы на величину привлекательности результатов работы;
3. привлекательность результатов работы задается произведением величины привлекательности результатов последствий хорошо выполненной работы на ожидания отдельных последствий.
Теория постановки целей
Поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Постановка елей – это сознательный процесс, а осознанные цели и потребности – это то, что лежит в основе поведения человека. Основным разработчиком данной теории является Эдвин Лок. Процесс постановки целей выглядит следующим образом:
Осознание окружения с учетом эмоционального состояния | ||
Определение цели, задающей направление и интенсивность действий | ||
Осуществление действий | ||
Удовлетворенность результатом | ||
Согласно этой теории уровень исполнения работы непосредственно зависит от 4 характеристик целей:
· сложность;
· специфичность;
· приемлемость;
· приверженность.
Сложность цели отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.
Специфичность цели отражает ясность, точности и определенность.
Приемлемость отражает степень, до которой человек воспринимает цель как собственную.
Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия для достижения цели.
В теории постановки целей при рассмотрении зависимости исполнения от целей обращается внимание на то, что качество исполнения зависит не только от определяемых целью усилий работника, но и от:
· организационных факторов;
· способностей работника.
Теория равенства
Влияние данного момента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий мотивации – теории равенства.
Основная идея - человек в процессе работы сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения человек модифицирует свое поведение.
Теория равенства оперирует следующими основными категориями:
Индивид;
Сравниваемые лица;
Воспринятое вознаграждение индивида;
Воспринятое вознаграждение других;
Воспринятые затраты индивида;
Воспринятые затраты других.
В том случае, если индивид считает, что он вознагражден недостаточно, то у него возникает чувство неудовлетворенности. Считая несправедливой оценку своего труда, человек теряет мотивацию.
Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:
1. надо меньше работать за такую зарплату
2. попытается увеличить вознаграждение
3. переоценить свои возможности
4. повлиять на организацию и сравниваемых лиц, добиваясь увеличить затраты, либо добиваясь уменьшения их вознаграждения
5. изменить для себя объект сравнения
6. перейти в другое подразделение или же покинуть организацию
План
1. Сущность стратегического управления
2. Система стратегического управления
3. Анализ внешней среды
4. Анализ внутренней среды
1. Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления на высшем уровне, от текущего управления на производстве.
Но не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальная в своем роде.
Цель стратегического управления – перенос внимание на окружение для того, чтобы соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.
Недостатки стратегического управления:
1. не может дать точной детальной картины будущего.
2. Нет описательной теории, предписывающей что и как делать. Стратегическое управление – это философия бизнеса, его идеология.
3. Осуществление стратегического управления требует огромные усилия и большие затраты времени.
4. Усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.
5. Часто основной упор делается на стратегическом планировании. На деле важной составляющей является стратегическое управление.
2. Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Схематически структура стратегического управления выглядит следующим образом:
Анализ среды | ||||||
Определение миссии и целей | Выбор стратегии | |||||
Выполнение стратегии | ||||||
Оценка и контроль выполнения | ||||||
Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:
1. Макроокружение (состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющая общества; научно-техническое развитие общества и т.д.).
2. непосредственное окружение (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).
3. внутренней среды, которая анализируется по следуюбщим направлениям:
· Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.
· Организация управления;
· Производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
· Финансы фирмы;
· Маркетинг;
· Организационная культура.
Определение миссии и целей – один из процессов стратегического управления, который состоит из трех подпроцессов.
1. определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение.
2. Подпроцесс определение долгосрочных целей
3. Подпроцесс определения краткосрочных целей.
После определения миссии и целей, наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
Выполнение стратегии – это критический момент. Если выполняется – фирма идет к успеху. Но часто не выполняется и потому, что управление не может должным образом оценить имеющийся потенциал у фирмы.
Оценка и контроль выполнения стратегий. Основными задачами любого контроля являются следующие:
1. определение показателей по которым будет производится контроль;
2. оценка состояния контролируемого объекта в соответствии со стандартами, нормативами;
3. выяснение причин отклонений, если таковые встречаются;
4. осуществление коррекции, если она возможна и уместна;
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ.
Любая организация находится и функционирует в среде. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Внешняя среда – это совокупность двух самостоятельных подсистем: макроокружение и непосредственное окружение.
Макроокружение – создает общие условия среды нахождения организации.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Анализируются величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п.
Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений с другими организациями.
Политическая составляющая дает представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Социальная компонента направлена на выяснение влияния на бизнес социальных явлений: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; уровень образования, рост населения и т.п.
Технологическая компонента позволяет своевременно увидеть те возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники.
Проводя изучение различных компонент важно учитывать два следующих момента:
· все компоненты находятся в состоянии сильного взаимовлияния.
· Степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. Это зависит от размера организации, территориального расположения и т.п. (Например, крупные организации испытывают большее влияние макроокружения, чем мелкие)
Для регулярного изучения состояния компонент макроокружения, необходимо следить за внешней средой. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
· Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах ии других информационных изданиях;
· Участие в профессиональных конференциях;
· Анализ опыта деятельности организации;
· Изучение мнения сотрудников организации;
· Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Анализ покупателей. Профиль покупателей может быть составлен по следующим характеристикам:
· Географическое месторасположение покупателя;
· Демографические характеристики покупателя, такие как возраст. Образование, сфера деятельности и т.п.
· Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.
· Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
Анализ поставщиков. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:
· Уровень специализированности поставщика;
· Величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;
· Степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
· Концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами;
· Важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на:
1. стоимость поставляемого товара
2. гарантию качества поставляемого товара
3. временной график поставки товаров
4. пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара
Изучение конкурентов.
Необходимо выявить сильные и слабые стороны конкурентов, на основание этого строить свою стратегию борьбы с конкурентами.
Обращать внимание на вновь пришедших на рынок («пришельцев»). С целью усложнения путей пришельцев следует создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». (Барьеры: углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над канальным распределением и т.д.)
Большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность – если замещающей продукцией «убит» рынок старой продукции, то прежний рынок не возрождается.
Анализ рынка рабочей силы. Необходимо выявить потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами.
Важно анализировать политику профсоюзов.
Анализ внутренней среды.
Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится в рамках организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых определяет потенциал организации.
1. кадровый срез – взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
2. Организационный срез – коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
3. Производственный срез – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
4. Маркетинговый срез внутренней среды охватывает процессы, связанные с реализацией продукции
5. Финансовый срез включает процессы, обеспечивающие эффективное использование и движение денежных средств.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой. Организационную культуру сложно изучать. Но можно.
· Информацию можно получить из публикаций, в которых организация представляет себя. Организация с сильной культурой подчеркивает важность людей, работающих в ней, говорят о своей философии и пропагандируют свои ценности. Организации со слабой культурой пропагандируют свои количественные достижения.
· Можно наблюдать за трудом сотрудников на рабочих местах, за коммуникациями между ними, за продвижением сотрудников. Если сотрудники продвигаются быстро – низкая культура.
· Есть ли в организации неписанные заповеди, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.д. насколько знают историю предприятия сотрудники.
Поэтому стратегическое управление изучает какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда. Какие слабые и сильные стороны имеют отдельные стороны организации и вся организация в целом.
Для анализа среды используется метод SWOT (эс, ви, оу, ти) – аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список слабых и сильных сторон организации, наступает этап установления связей между ними.
Составим матрицу методики.
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ «СИВ» | ПОЛЕ «СИУ» |
Слабые стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ «СЛВ» | ПОЛЕ «СЛУ» |
Слева выделяются два раздела: сильные и слабые стороны, куда вносятся данные. В верхней части матрицы также выделяются два раздела: возможности и угрозы, в которых вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре поля:
· поле «СИВ» (сила и возможности)
· поле «СИУ» (сила и угрозы)
· поле «СЛВ» (слабость и возможности)
· поле «СЛУ» (слабость и угрозы)
На каждом из данных полей необходимо рассмотреть все возможные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии: СИВ – использование сильных сторон
СЛВ – за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости
СИУ – использовать силу организации для устранения угрозы
СЛУ – выбрать стратегию, способствующую избавлению от слабости и и предотвращения угрозы.
ПОМНИТЬ, что возможности и угрозы могут переходить в противоположности. Например, не использованная возможность, может стать угрозой. Если ее использовали конкуренты. А удачно предотвращенная угроза может дать организации новые возможности.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, слабое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние | |
Высокая вероятность | ПОЛЕ «ВС» | ПОЛЕ «ВУ» | ПОЛЕ «ВМ» |
Средняя вероятность | ПОЛЕ «СС» | ПОЛЕ «СУ» | ПОЛЕ «СМ» |
Низкая вероятность | ПОЛЕ «НС» | ПОЛЕ «НУ» | ПОЛЕ «НМ» |
Полученные внутри матрицы 9 полей возможностей имеют для организации разное значение. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать. Возможности же попадающие на поля СМ, НУ, НИ практически не заслуживают внимание организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Похожая матрица составляется для оценки угроз.
Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализации угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «легкие ушибы» | |
Высокая вероятность | ПОЛЕ «ВР» | ПОЛЕ «ВК» | ПОЛЕ «ВТ» | ПОЛЕ «ВЛ» |
Средняя вероятность | ПОЛЕ «СР» | ПОЛЕ «СК» | ПОЛЕ «СТ»
Дата: 2016-09-30, просмотров: 223. |