Потребность соучастия – проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Такие люди стремятся получить одобрение от окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие люди.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность властвовать – человек стремится контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия других людей. Есть два полюса этой потребности: 1) стремление контролировать все и вся, и 2) полный отказ от выполнения властных функций.

Люди, которые стремятся к власти могут быть поделены на две группы:

· Власть ради власти;

· Власть ради решения групповых задач

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, влияние этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. Учитывать это взаимовлияние необходимо при анализе поведения и выработке методов управления человеком.

 

Теория двух факторов Герцберга

Удовлетворенность человека тем, что он делает и неудовлетворенность находятся на разных полюсах, между которыми настроения и чувства человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие настроение человека может переходить из одного состояния в другое.

В конце 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг провел исследование, касающееся выяснения факторов, которые мотивируют и демотивируют поведение человека. Вывод оказался оригинальным.

Процессы «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» и «отсутствие неудовлетворенности – неудовлетворенность» это два различные процессы.

Процесс «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» находится под влиянием внутренних факторов: иначе их называют мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста). Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, к ним относятся достижение, признание, ответственность. Продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение.

Процесс «неудовлетворенность» - отсутствие неудовлетворенности» связан с внешними факторами, связанных с окружением. Их отсутствие вызывает у работника чувство неудовлетворенности. В то же время наличие этих факторов не обязательно вызывает чувство удовлетворенности. Обычно их называют факторами «здоровья».Это заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.

Одним из главных парадоксальных выводов – заработная плата не является мотивирующим фактором.

Менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность.

 

Теории процесса мотивации

Существует целый ряд теория, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.

Схему мотивационного процесса можно представить следующим образом.

 

Вход Задача и возможное вознаграждение
     
    НОВЫЕ ЗАДАЧИ Оценка Сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями     ВОЗНАГ- РАЖДЕНИЕ
 
Решение Выработка расположения и определение поведения
 
Выход Осуществление действий и получение результата

 

Теория ожиданий

Мы постоянно выбираем между двумя или более альтернативами. Почему мы делаем тот или иной выбор?

Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов:

· Как много человек хотел бы получить;

· Насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.

Теория ожидания уходит своими корнями с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками можно назвать В.Врума, а также Л.Портера и Э.Лоулера.

Процесс мотивации по теории ожидания складывается из трех блоков: 1)усилия, 2) исполнение, 3) результаты. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие и взаимодействие усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.

Выделяют две группы ожиданий:

· Связывающие усилия и исполнение работы (насколько усилия человека определяют результат выполненной работы);

· Связывающие исполнения работы и результаты, наступающие за этим (насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания с уровнем исполнения своей работы.

В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна.

Человек решает:

· Нужно ли ему это делать и насколько нужно;

· Что получит в результате успешного выполнения работы;

· Насколько ценным будет для него результат.

Основные положения теории ожидания в следующем:

1.исполнение работы человеком определяется произведением значений двух факторов: возможности человека и его мотивации;

2. мотивация задается произведением величины ожидания результатов работы на величину привлекательности результатов работы;

3. привлекательность результатов работы задается произведением величины привлекательности результатов последствий хорошо выполненной работы на ожидания отдельных последствий.

Теория постановки целей

Поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Постановка елей – это сознательный процесс, а осознанные цели и потребности – это то, что лежит в основе поведения человека. Основным разработчиком данной теории является Эдвин Лок. Процесс постановки целей выглядит следующим образом:

Осознание окружения с учетом эмоционального состояния  
   
  Определение цели, задающей направление и интенсивность действий  
   
  Осуществление действий  
   
Удовлетворенность результатом  
     

Согласно этой теории уровень исполнения работы непосредственно зависит от 4 характеристик целей:

· сложность;

· специфичность;

· приемлемость;

· приверженность.

Сложность цели отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.

Специфичность цели отражает ясность, точности и определенность.

Приемлемость отражает степень, до которой человек воспринимает цель как собственную.

Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия для достижения цели.

В теории постановки целей при рассмотрении зависимости исполнения от целей обращается внимание на то, что качество исполнения зависит не только от определяемых целью усилий работника, но и от:

· организационных факторов;

· способностей работника.

 

Теория равенства

Влияние данного момента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теорий мотивации – теории равенства.

Основная идея - человек в процессе работы сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения человек модифицирует свое поведение.

Теория равенства оперирует следующими основными категориями:

Индивид;

Сравниваемые лица;

Воспринятое вознаграждение индивида;

Воспринятое вознаграждение других;

Воспринятые затраты индивида;

Воспринятые затраты других.

В том случае, если индивид считает, что он вознагражден недостаточно, то у него возникает чувство неудовлетворенности. Считая несправедливой оценку своего труда, человек теряет мотивацию.

Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:

1. надо меньше работать за такую зарплату

2. попытается увеличить вознаграждение

3. переоценить свои возможности

4. повлиять на организацию и сравниваемых лиц, добиваясь увеличить затраты, либо добиваясь уменьшения их вознаграждения

5. изменить для себя объект сравнения

6. перейти в другое подразделение или же покинуть организацию

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 233.