Составитель: канд. социол. наук, доцент Л.В. Шибут
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цели и задачи курса:

Знакомство слушателей с социальными технологиями по управле­нию и развитию персонала организации.

Отработка некоторых методических приемов повышения эффективности деятельности персонала и функционирования организации.

В основу курса положена концепция Organization Development: развитие организации через развитие персонала. В связи с этим прово­дится позиционирование места менеджера по персоналу в организа­ции как внутреннего консультанта, инноватора и активного агента организационных изменений.

Слушателям дается представление об управленческом консультировании как сфере деятельности, инновационных технологиях, о техно­логии и методах консультирования организационных изменений, демонстрируется взаимосвязь непрерывного развития персонала и успешности деятельности организации.

В ходе курса совместно со слушателями отрабатываются некоторые базовые консультационные навыки с целью повышения эффективности деятельности менеджера по персоналу.

Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.

Количество учебных часов ¾ 20.

Контроль результатов обучения: эссе, практическая работа, се­минар.

Содержание курса

Раздел 1. Теории, методы и методики развития персонала

Тема 1. Управленческое консультирование (УК) как сфера деятельности

Предмет, объект, роль и место УК в системе обществоведческих дисциплин. Специфика дисциплины ¾ развитие через практику.

Этапы развития УК и его теоретических парадигм.

Рынок консультационных услуг в России сегодня. Типология консультантов по управлению. Менеджер по персоналу как внутренний консультант организации. Специфика деятельности. Критерии успешности.

Тема 2. Organization Development (OD) ¾ как методология развития организации через развитие персонала

OD как планируемый процесс изменений с использованием теорий и моделей поведенческих наук (Берк, С. Барнард, У. Беннис, Ф. Селзник, К. Арджирис, Дж.Р. Френч, П.Белл, Беркхард, Липитт, Э. Шайн, Липперт и др.).

Основные психологические теории (психоанализ, бихевиоризм, тео­рия мотиваций, групповая динамика, тренинги сензитивности и др.).

Социологические модели функционирования малых групп. К. Левин (теория поля, методики обратной связи, модель исследования действи­ем). Модели партисипативного управления. Теория МакГрегора и тео­рия «Z» Оучи.

Специфика OD-консультирования как процессного консультирования. Стадии процессного консультирования. Особенности его применения.

Тема 3. Стадии развития организаций и организационные патологии

Стадии (фазы) развития организации: рождение организации, дет­ство и юность, зрелость, старение организации, возрождение органи­зации. Основные задачи и проблемы организации на каждом этапе.

Основные организационные патологии и причины их возникнове­ния. Патологии управленческих решений. Пути преодоления.

Тема 4. Организационная диагностика

Назначение оргдиагностики и ее основные виды. Структура оргдиагностики. Диагностические интервью. Отбор персон для интервью.

Методы работы с документами, ситуационный анализ, наблюдение за управленческой деятельностью. «Образ будущего». Построение поля проблем. Выявление точек напряженности и точек роста. Определение ключевой проблемы. Презентация.

Тема 5. Технология процессного консультирования

Стадии консультационного процесса. Предпроектная подготовка, диагностика, разработка проекта, консультационное сопровождение внедрения. Методы разработки проектов: фасилитация, модерация, игро­вые методы, групповая работа, исследование действием.

Групповая работа как метод разработки стратегических решений.

Отличие группы в OD-консалтинге от группы в тренинге. Формы и методы групповой работы. Упражнения на групповую динамику и повышение мыслительной активности.

Тема 6. Консультационные методы выработки управленческих решений

Место консультирования впроцессе выработке решений. Позиционный конфликт и экспресс-диагностика ¾как метод сбора информации для принятия решения. Понятие внутреннего эксперта и ньюсмейкера. Карты позиционности.

Методы: групповая работа, метод «номинальных» групп, сценарный метод, игровые методы, брейнсторминг и т.д.

Раздел 2. Консультирование реальных изменений в организациях (практические занятия)

Тема 7. Разработка стратегии и миссии организации (на примере организации слушателя группы)

Тема 8. Разработка зарплатной политики в организациях (на примере организации слушателя группы)

Тема 9. Разработка системы мотивации в организации и планирова­ние индивидуальной карьеры (с использованием опыта голландских организаций)

Тема 10. Методика согласования множественных интересов в органи­зации (С использованием опыта израильского консультанта Риты Алоне)

 

ЛИТЕРАТУРА

Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления.¾ Киев, 1990.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. ¾ М., 1993.

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. ¾ М., 1996.

Мерсер Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. ¾ М., 1991.

Монден Я. «Тойота»¾ методы эффективного управления. ¾ М., 1989.

Основы управления персоналом. ¾ М., 1996.

Сайталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренс П., Ниосинен И. Управление по ре­зультатам. ¾ М., 1993.

Синк Д.С. Управление производительностью. ¾ М., 1990.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. ¾ М., 1990.

Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. ¾ М., 1994.

Яккока Л.Е. Карьера менеджера. ¾ М.,1991.

Яковенко Е.Г. Деловые переговоры. ¾Брест, 1987.

Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. ¾ М.: Персей.

Офман Д.Даниэл. Вдохновение и качество в организациях. ¾ М.: ЛАС, 1992. 204 с.

Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для выс­шего управленческого персонала. ¾ М., 1994.

Моримаса 0. Практический менеджмент.¾ Токио, 1990. 243 с.

Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие кампании /Пер с англ. ¾ М.: Экономика, 1988. 368 с.

Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают /Пер. с англ. ¾М.: Прогресс, 1987. 272 с.

Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий /Пер. с англ. ¾ М.: Прогресс, 1969. 480 с.

Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирова­ние: теория и практика. ¾ М.: Экономика, 1988. С. 240.

Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организа­ций и управление. ¾Воронеж, 1995. С. 196.

Казмиренко В.П. Социальная психология организаций. ¾Киев, 1993. С. 384.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. ¾ М.: Дело, 1995. 336 с.

Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидерам /Пер. со швед. ¾ М.: Дело, 1996. 352 с.

Управленческое консультирование. В 2-хт. /Под ред. М. Кубра. ¾ М.: Интерэк­сперт, 1992. Т. 1 ¾ 318 с.; Т. 2 ¾ 348 с.

Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основопо­ложников менеджмента и управленческой практики /Пер. с англ. ¾ М.: Дело, 1996. 272 с.

Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. ¾ М., 1992. 350 с.

Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководи­теля. ¾ М.: АО И НФРА-М, АОЗТ «Премьер», 1995. 204 с.

Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. ¾ М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. 272 с.

Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. ¾ М.: Дело,1993. 302 с.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психо­логия. ¾ М.: Радикс, 1995. 445 с.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. ¾ М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 368 с.

Азбука управленческого консультирования. Тезисы семинара «Консульти­рование управления производством. Таллинн: ЭстНИИНТИ, 1981.

Дейнеко О.А. Современный организатор производства. ¾ М.: Экономика, 1984.

Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными кор­порациями США. ¾ М.: Экономика, 1983.

Комплексная диагностика предприятия. Таллинн: Межотраслевой институт повышения квалификации ЭССР, 1983.

Лейманн Я. Руководитель и специалист ¾ взаимодействие /Об управленчес­ком консультировании. ¾ М.: Знание, 1984.

Организация управления: проблемы перестройки /Под ред. Д.М. Гвишиани, Б.З. Мильнера. ¾ М.: Экономика, 1987.

Перлаки И. Нововведения в организациях. ¾ М.: Экономика, 1980.

Управленческие нововведения /Под ред. Ю.А. Ушакова. ¾ М.: Наука, 1986.

Хабакук М.Я. Использование консультантов в управлении. Таллинн: ЭстНИИНТИ, 1981.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.