Цели и задачи курса:
Знакомство слушателей с основами теории организаций, феноменом организации и источниками организованности, типологией организаций, целями, задачами, структурой и функциями организации, стадиями развития организаций, типами организационных патологий и способами их преодоления.
Слушателям дается представление об организационных изменениях, инновационных технологиях, о консультировании организационного развития, о технологии и методах работы консультантов по управлению.
В ходе курса совместно со слушателями отрабатываются некоторые методические приемы повышения эффективности деятельности менеджеров по работе с персоналом.
Количество учебных часов ¾ 21.
Формы обучения: лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.
Контроль результатов обучения: эссе, практическая работа.
Содержание курса
Тема 1. Социология организаций как специальная социологическая теория (4 часа)
Объект, предмет и статус социологии организаций. Специфика социологии организаций в сравнении с другими социолого-управленческими дисциплинами (социологией труда, социологией управления, социологией менеджмента, а также социальным управлением, социальной инженерией, социальным планированием и проектированием). Теоретико-методологический статус социологии организаций (Т. Парсонс).
Прикладная функция социологии организаций.
Основные этапы в развитии социологии организаций. Потребность в организационно-управленческой проблематике в конце XIX столетия. Организационная проблематика в работах классиков социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Хоманс и др.).
Обобщение опыта управленцев-практиков (Ф.У. Тейлор, Г. Форд, А. Файоль, Л. Урвик, П. Дракер и др.). Развитие общей и специальных психологических теорий (структура личности, когнитивный подход, мотивационная проблематика, групповая динамика, бихевиоризм), а также кибернетики, теории систем, ситуационного подхода.
Институционализация социологии организаций. Развитие социологии организаций (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкерт, К. Левин, А. Этциони, Ф. Селзник, К. Арджирис, Э. Шайн и др.).
Этапы развития отечественной социологии организаций.
Работы Д.М. Гвишиани, В.Г. Подмаркова, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, B.C. Дудченко, В.В. Щербины, Г.П. Щедровицкого и др.
Развитие социологии организаций как полемика и смена парадигм. Плюрализм концепций. Социология организаций в ожидании новой парадигмы.
Тема 2. Организации как объект изучения социологии (4 часа)
Общество как самоорганизующаяся система. Феномен организованности. Человек как субъект и объект регламентации поведения. Общность и целевой продукт как итог процесса упорядочения.
Организация как процесс, как универсальная функция социальных систем, как инструмент целедостижения, как социальный организм, как целевая общность.
Признаки организации: ориентация на социальные потребности, целенаправленность и целедостижимость, целостность и интегрированность, иерархия, власть, человеческий компонент-субъект и объект управления, наличие организационной культуры.
Типы организации.
Взаимоотношения организации с макросредой: взаимозависимость, сотрудничество, конкуренция. Среда как система финансовых ресурсов и сырья, как рынок сбыта товаров и услуг, как источник рабочей силы, как совокупность активных социальных субъектов.
Флуктуация среды и проблема эффективного функционирования организации как потребность в изменениях.
Тема 3. Функционирование организаций (4 часа)
Модель организации как открытой и закрытой системы.
Признаки организации как системы. Система как единство динамических и структурных компонентов. Структура как механизм, обеспечивающий воспроизводство и повторяемость. Типы структур (технологические, социальные, социально-профессиональные, социально-демографические, организационные, групповые, формальные-неформальные, горизонтальные-вертикальные).
Внутренняя среда организации. Цели, задачи, структуры, власть, технология. Разделение труда. Организация как система координации.
Функционально-целевая природа организации.
Динамика трудовых функций как источник изменения в организации.
Формальные и неформальные структуры. Вертикальные и горизонтальные структуры. Управление в организациях: целеполагание, стратегия, планирование, организация, координация, контроль.
Власть в организации.
Темы рефератов к семинарским занятиям (9 часов)
1. Социология организаций: предмет, история, место среди гуманитарных наук и научных дисциплин по бизнесу и управлению.
2. Управленческое консультирование как сфера деятельности.
3. Диагностика предприятий.
4. Стадии развития организации и кризисы организационного развития.
5. Методы разработки проектов и принятия решений в организации: метод номинальных групп, сценарный метод, групповая работа и т.д.
6. Технология построения стратегии в организациях.
ЛИТЕРАТУРА
Аккофф Р. Искусство решения проблем. ¾ М., 1982.
Аккофф Р. Планирование будущего корпорации. ¾ М., 1985.
Ансоф И. Стратегическое управление. ¾ М., 1988.
Бир С. Кибернетика и управление производством. ¾ М., 1965.
Бир С. Мозг фирмы. ¾ М., 1993.
Блау П.М. Исследование формальных организаций /Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы. ¾ М., 1972.
Блейк P.P., Моутон Д.С. Научные методы управления. ¾Киев, 1990.
Бьюиджам А. Горизонтальный уровень организационной структуры и новая технология/Новая технология и организационные структуры. ¾ М., 1990.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. ¾ М., 1991.
Гаськов В.Н. Социальные проблемы взаимодействия в международных организационных системах. ¾ М., 1989.
Генов Ф. Психология управления. /Пер. с болг. ¾ М., 1982.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. ¾ М., 1972.
Грейсон Дж., мл. Американский менеджмент на пороге XXI-го века. ¾ М., 1991.
Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. ¾ М., 1993.
Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство /Теория систем и руководство системами. ¾ М., 1971.
Друкер П. Как выйти в лидеры. ¾ М., 1992.
Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. ¾ М., 1994.
Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. ¾ М., 1996.
Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. ¾ М., 1983.
Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации. Анализ и решения. ¾ М., 1988.
История буржуазной социологии первой половины XX-го века. ¾ М., 1979.
Карлоф Б. Деловая стратегия. ¾ М., 1991.
Казмиренко В.П. Социальная психология организаций.¾ Киев, 1993.
Коржева Э.М., Лапин Н.И., Наумова Н.Ф., Пригожин А.И. Современные социологические подходы к исследованию и построению организационных систем. ¾ М., 1974.
Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент /Уч. пособие. ¾ М., 1995.
Критический анализ буржуазных теорий и практики управления /Под ред. Каменицера. ¾ М., 1980.
Кунц Г., О'Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ. ¾ М., 1981. Кн. 1, 2.
Магда В. Современные теории организации. Генезис, состояние, проблемы, перспективы. К.Д.М. ¾ М., 1991.
Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социологическая мысль. ¾ М., 1994.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. ¾ М.: Дело, 1993.
Милз Т.М. О социологии малых групп /Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. ¾ М., 1972.
Новейшие тенденции в современной немарксистской социологии. З.С. ¾ М., 1986.
Нововведения в организациях /Под ред. Н.И. Лапина. ¾ М., 1987.
Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. ¾ М., 1993.
Иванов В.И. Социальные технологии в современном мире. ¾ М., 1996.
Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. ¾ М., 1986.
Управленческое консультирование. В 2-х томах /Под ред. Милана Кубра. ¾М., 1992.
Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. ¾ М., 1996.
Павлова М.А. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры. К.Д. ¾ М., 1995.
Парсонс Т. Общий обзор //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. ¾ М.: Прогресс, 1972.
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем /Американская социологическая мысль. ¾ М., 1995.
Перлаки И. Нововведения в организациях. ¾ М., 1980.
Питерс Т., Уотмен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших кампаний. ¾ М., 1987.
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. ¾ М., 1991.
Попова Е.П. Западные концепции структурных изменений /Теоретический анализ/ К.Д.¾М., 1995.
Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России.¾М., 1995.
Пригожин А.И. Организация: системы и люди. ¾ М., 1983.
Пригожин А.И. Современная социология организаций. ¾ М., 1995.
Райт Дж.П. «Дженерал моторс» в истинном свете. ¾ М., 1985.
Раппопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. ¾ М., 1988.
Саймон Г. Науки о искусственном. ¾ М., 1972.
Социологические методы управленческого консультирования /Материалы Всесоюзной конференции. ¾Тольятти, 1990.
Скотт Синк Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. ¾ М., 1989.
Смелзер Н. Социология. ¾ М., 1994.
Тейлор Ф.У. Менеджмент. ¾ М., 1992.
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. ¾ М., 1992.
Травин В.В., Дятлов В.Д. Основы кадрового менеджмента. ¾ М., 1995.
Файоль А. Общее промышленное управление. ¾М., 1992.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Переговоры без поражения. ¾ М., 1990.
Форд Г. Сегодня и завтра. ¾ М., 1992.
Франчук В.И. Основы построения организационных систем. ¾ М., 1991.
Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. ¾ М., 1978.
Щербина В.В. Социология организаций. ¾ В кн.: Социология труда /Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. ¾ М., 1993.
Щербина В.В., Попова Е.П. Современные западные концепции структурных изменений в организации //Доцис. 1996. № 1.
Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. ¾ М., 1988.
Янг С. Системное управление организацией. ¾ М., 1972.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. ¾ М., 1987.
Argyris С. Management and Organizational Development: The Path from XA to YB. N.Y. 1981.
Barnard Ch. The Functions of the Executive. Cambridge. 1938.
Bennis W.G. Organization Development. Reading. Addisson-Wesley. 1969.
Burke W.W. Organization Development. A Normative Viev. ¾N.Y. 1987.
Child J., Kieser A. Development of Organization over time /Handbook of Organization Disign. Vol. 1. N.Y. Oxford. 1981.
Corporate Cultures. Research Implications for Human Resource Development. J.C. Glidewell, Ed. Alexandria. 1986.
Glassan A.M., Cummings T.G. Organization Development. Boston. 1991.
ПРОГРАММА КУРСА
«МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА»
Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.