Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель курса:

Познакомить слушателей с моделями и методами психологии труда и эргономики.

Задачи курса:

1. Освоить основные понятия психологии труда, психологии профессий и эргономики.

2. Познакомиться с методами анализа и описания профессиональ­ной деятельности.

3. Освоить связь анализа работы и разработки должностных инструкций.

4. Познакомиться с современными методами исследования и проектирования деятельности «человека-оператора».

Объем программы:14 часов.

Формы обучения:лекции и практические занятия.

Содержание курса

Тема 1. Тейлоризм (2 часа)

Три причины низкой производительности по Ф. Тейлору: солидарность, медлительность и отсутствие инструктажа. Принципы научной орга­низации труда: классификация действий и операций, отбор сотрудни­ков, материальное поощрение успехов, сотрудничество персонала, разделение труда. Понятие «урок» по Тейлору.

Тема 2. Становление психологии труда (2 часа)

Различия научной организации труда и психотехники. Направления пси­хотехники по Г. Мюнстербергу. Проблемы хозяйственной психотехники. Три задачи психотехники: оценка профпригодности, повышение производитель­ности труда, помощь в проявлении желательных психических эффектов.

Профпригодность: профотбор, профконсультация, профориентация. Упражнение и кривая обучения. Субъективные и объективные пара­метры утомления.

Место психологии труда среди наук о трудовой деятельности: эргономики, инженерной психологии, психологии профессий, физиологии тру­да, НОТ, гигиены труда.

Тема 3. Методы психологии труда (2 часа)

Методы анализа и проектирования деятельности. Опросные методы: интервью, анкета, фокус-группа. Аппаратные методы. Анализ документации. Методы анализа процессов и продуктов деятельности. Виды наблю­дения. Методы анализа действий. Тестовые методы. Производственный и лабораторный эксперимент. Анализ рабочего пространства. Направле­ния использования компьютера в исследовании.

Профессиографический метод. Профессиограмма и психограмма.

Тема 4. Функциональные состояния человека (2 часа)

Понятие функционального состояния. Методы диагностики функциональных состояний. Функциональное состояние и шкала активации. Динамическое рассогласование. Адекватная мобилизация. Кривая работоспособности. Методы коррекции функциональных состояний.

Тема 5. Описание рабочего места и должностная инструкция (2 часа)

Алгоритмический анализ деятельности. Оценка тяжести труда. Описание и анализ работ. Анализ работ и анализ заданий. Опреде­ление задания. Непрерывные, дискретные и разветвленные задания.

Иерархический анализ заданий. Правило Р X С.

Представление задания в списке, блок-схеме и графике сложности.

Тема 6. Классификации профессий (1 час)

Профессии первого и второго типа. Классификация профессий С.Г. Струмилина по уровню автоматизации. Перенос центра исследований с полуавтоматизированных видов деятельности на автоматизированные.

Профессионально важные качества.

Тема 7. Основные понятия эргономики (3 часа)

Понятие социотехнических систем. Классификация систем «человек-машина». Понятие «человек-оператор». Информационные модели и средства отображения информации. Типы информационных моделей. Компь­ютерный пользовательский интерфейс как информационная модель. Методы эргономического анализа пользовательских интерфейсов.

Принципы эргономического анализа и проектирования деятельнос­ти. Понятие внешних и внутренних средств деятельности человека-опе­ратора. Образно-концептуальная модель. Когнитивная эргономика. Информационные модели и зрительный анализ. Модели переработки информации у человека.

Концепция П.А. Флоренского о технических устройствах как органо-проекциях человека.

Средства исполнительной деятельности (органы управления). Моде­ли исполнительной деятельности. Концепция построения движений НА Бернштейна. Современные модели сенсомоторной деятельности.

Темы докладов на семинарских занятиях

Семинар 1. Этапы становления наук о трудовой деятельности

А) Становление дисциплины

Б) Науки о труде и компьютерные технологии

Семинар 2. Методы психологии труда

А) Профессиография и психография

Б) Использование контрольных карт и перечней

Семинар 3. Анализ работы

А) Методы анализа рабочего места

Б) Алгоритмический анализ деятельности

Семинар 4. Функциональные состояния человека

А) Методы оценки функционального состояния

Б) Методы коррекции функционального состояния

Семинар 5. Эргономический анализ и проектирование

А) Классификации внешних и внутренних средств деятельности

Б) Процедуры проектирования деятельности человека-оператора

Семинар 6. Когнитивная эргономика

А) Методы анализа компьютерных интерфейсов

Б) Схемы когнитивно-психологических экспериментов

 

ЛИТЕРАТУРА

Введение в практическую эргономику /Под ред. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргу­нова. ¾ М.: МИРЭА, 1990. 80 с.

Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. ¾ М.: Наука, 1994. 205 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное про­ектирование. ¾ М.: Логос, 2000. 490 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. ¾ М.: МГУ, 1979.

Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ.¾М.: Мир, 1982. 216 с.

Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работ­ников службы занятости. ¾ М.: МГУ, 1992. 158 с.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. ¾ М.: МГУ, 1986. 120 с.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной дея­тельности. ¾ М.: МГУ, 1987. 208 с.

История советской психологии труда. Тексты /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. ¾ М.: МГУ, 1983. 360 с.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. ¾М.: МГУ, 1984.

Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /Под ред. Б.А. Душкова. ¾ М.: Высшая школа, 1983. 240 с.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функ­циональных состояний человека. ¾ М.: МГУ, 1987.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Хрестоматия по производственной психоло­гии. ¾ М., 1996.

Лютенс Ф. Организационное поведение. ¾ М.: ИНФРА-М, 1999. 692 с.

Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного иссле­дования /Под ред. Е.Э. Смирновой. ¾ Л.: ЛГУ, 1984.176 с.

Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. ¾ М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 262 с.

Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. ¾ М.: Тривола, 1994.

Моргунов Е.Б. Компьютер как органопроекция интеллекта //Вестн. высшей школы. 1988. № 10. С. 18-24.

Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. ¾ М., 1924.

Мюнстерберг Г. Основы психотехники. В 2-х частях. ¾ М., 1922-1924.

Новая технократическая волна на Западе. Пер. с англ. /Под ред. П.С. Гуревича. ¾ М.: Прогресс, 1986. 452 с.

Носкова О.Г. История психологии труда в России. ¾ М.: МГУ, 1997. 304 с.

Основы инженерной психологии /Под ред. Б.М. Ломова. ¾ М.: Высшая шко­ла, 1986.

Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное посо­бие. Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. ¾ Л.: ЛГУ, 1983. 208 с.

Солсо Р. Когнитивная психология. ¾ М.: Тривола, 1996. 598 с.

Тейлор Ф. Научная организация труда. ¾ М., 1924.

Флоренский П.А. Органопроекция //Декоративное искусство в СССР. 1969. № 12.

Человеческий фактор. В 6-ти томах /Под ред. Г. Салвенди. ¾ М.: Мир, 1990-1993.

Kulka H. Ergonomie ¾ wofur? Leipzig. VEB Fachbildungverlag. 1980. 232 p.

Laurig W. Grundzuege der Ergonomie. Beuth Verlag GmbH. Berlin, Koeln. 1982.

Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. ¾ NY: Brook/Cole Publishing Company. 1997. 538 p.

Pearn M, Kandola R. Job Analysis. A Practical Guide for Managers. ¾ L: Institute of Personnel Management. 1988. 137 p.

Ross R.R. Intervention in Occupational Stress. 1994.

ПРОГРАММА КУРСА

«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»

Составитель ¾ канд. пснхол. наук, доц. Е.Б. Моргунов

Объем:21 час лекции, семинары и практические занятия.

Контроль за результатами обучения:подготовка докладов, письменный экзамен.

Цель курса: ознакомить слушателей с технологиями и методами работы с малыми группами и с сообществами.

Основные задачи курса:

1) Ознакомить слушателей с интерактивными технологиями группо­вой работы за рубежом.

2) Освоить методы работы с сообществами и экспертами.

3) Познакомиться с методами работы в малых группах.

Содержание курса

Тема 1. Классификации методов групповой работы (1 час)

Очерк истории групповой работы. Исследования и результаты, полученные в школе К. Левина.

Сравнительный анализ индивидуальной и групповой работы.

Основания классификации: по целям работы, по процессу работы, по феноменологии, по продуктам работы.

Тема 2. Области приложения групповой работы как социальной технологии (7 часов)

1. Девиантное поведение и работа с осужденными (2 часа).

Социальные источники девиантного поведения. Исследования источников преступности в Чикагской социологической школе. Девиантное поведение и теории агрессии.

Служба пробации как альтернатива тюремному заключению. Основные функции службы пробации. Отчет суду к вынесению приговора.

Связь службы пробации с агентствами по трудоустройству и местны­ми властными структурами.

Служба пробации между помощью и контролем.

2. Работа в сообществе и самопомощь (1 час).

Сравнение традиционной помощи и самопомощи: социологический, психологический и финансовый аспекты.

Самопомощь и наделение силой.

Структура и функции территориальной системы самопомощи.

3. Дельфийские группы (2 часа).

Сферы приложения дельфийских групп. Особенности технологии проведения. Отработка технологии.

4. Фокус-группы (2 часа).

История возникновения фокус-групп. Сферы приложения. Особенности реализации. Отработка технологии.

Тема 3. Консультирование общественных организаций (2 часа)

Экспертное и процессное консультирование. Фазы консультационного процесса. Организационная диагностика. Методы организационной диагностики.

Организационное развитие. Стратегическое планирование.

Тема 4. Групповая динамика (2 часа)

Понятие «малая группа». Верхняя и нижняя границы группы. Две координаты группы по Такмену: межличностная и содержательная. Независимые, промежуточные и результирующие переменные в модели Креча, Крачфилда и Белленчи.

Позиционирование членов группы. Членство в группе и роль. Борьба за лидерство в группе. Этапы групповой динамики.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 200.