Составитель: канд. психол. наук, доцент Б.Ю. Шапиро
Цели и задачи курса: ознакомление слушателей с основами психологического консультирования, а также формирование базовых консультативных навыков.
Количество учебных часов:лекций ¾4, семинарско-практических занятий ¾4, тренингов ¾ 8 (всего ¾ 16).
Формы обучения:лекции, семинарско-практические и тренинговые занятия.
Контроль результатов обучения:реферат, практическая работа.
Содержание курса
Тема 1. Психологическое консультирование: цели и формы (1час лекц.)
Психологическое консультирование и его отличие от таких видов воздействия, как просветительская работа, психокоррекция и немедицинская психотерапия.
Главная цель психологического консультирования ¾ фасилитация личностного роста клиента с точки зрения возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности к анализу и видению ситуаций в различных ракурсах, умения разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.
Основные виды и модусы консультирования: очное ¾ заочное, экстренное ¾краткосрочное ¾ долгосрочное, индивидуальное ¾ семейное ¾ групповое.
Роль и задачи консультирования в деятельности менеджеров.
«Производственные вредности» в психологическом консультировании, их профилактика и преодоление.
Тема 2. Методологические основы и принципы консультирования (2час лекц.)
Основные подходы в практике психологического консультирования: психодинамические теории и глубинная психология, бихевиоральное направление, гуманистическое направление.
Этический кодекс консультирования и личность консультанта.
Базовые принципы консультативной помощи: ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, разграничение личных и профессиональных отношений, запрет давать советы, конфиденциальность или анонимность, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.
Учет культурно-этнических и половозрастных детерминант в процессе консультирования.
Учет индивидуально-типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.
Тема 3. Структура и этапы процесса консультирования (1 час лекц.)
Консультирование как обследование и его переменные: условия, цели, задачи, личность консультанта и личность консультируемого.
Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля в консультировании.
Консультирование как воздействие.
Консультирование как решение проблемы и как конфликт.
Тема 4. Основные методы и техники консультирования (2 час сем.-практ.)
Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования. Возможность использования психологических тестов и вопросников в процессе консультирования.
Позиционный анализ процесса консультирования (пристройки «на равных», «сверху» и «снизу»).
Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта.
«Языки тела» и его использование в ходе консультирования.
Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.
Тема 5. Беседа (интервью) как основной метод индивидуального психологического консультирования (2 час сем.-практ. + 8 час тренинга)
Консультирование как беседа и как диалог. Классификации типов бесед: а) по целям и содержанию: анамнестическая, диагностическая и «рекомендующая»; б) по характеру организации: полностью контролируемые, частично контролируемые и свободные.
Понятия жалобы, запроса, самодиагноза и пр. Явный и скрытый локус запроса.
Основные стадии беседы «(интервью): 1) знакомство и достижение взаимопонимания; 2) сбор информации о контексте запроса, первичная идентификация проблемы и оценка потенциальных личностных ресурсов клиента; 3) определение желательного результата; 4) заключение «контракта» на совместную работу и выработка альтернативных решений; 5) обобщение предыдущих этапов и переход от обучения к , действиям; 6) завершающий этап.
Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования.
Особенности рекрутерской деятельности менеджера и технология работы с аппликантами.
Понятие успешности в консультировании. Подходы к измерению успешности консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.¾ М., 1996.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. ¾М., 1994.
Атватер И. Я Вас слушаю...¾ М., 1988.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. ¾М., 1988.
Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование.¾М., 1990.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. ¾М., 1980.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости.¾ М., 1990.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. ¾М., 1989.
Петрушин В.И. Психология менеджмента. ¾М., 1996.
Пиз А. Язык жестов. ¾Воронеж, 1992.
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. ¾ М., 1997.
Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. ¾М., 1997.
Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми.¾ М., 1993.
Ivey, A.E. Intentional Interviewing and Councelling: Facilitating Client Development. Pacific Grove: Brooks & Cole. 1988.
Nelson-Jones, R. Practical Counselling and Helping Skills: How to Use the Lifeskills Helping Model. London: Cassell. 1993.
ПРОГРАММА КУРСА
«СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Дата: 2016-09-30, просмотров: 200.