Обсуждение изложенной темы может проходить в форме дискуссии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендации по подготовке и проведению

-Определите цель, задачи дискуссии, метод обсуждения, программу обсуждения, объем предварительной информации, пpедваpительные замечания для завершения дискуссии.

-Точно установите время проведения обсуждения и регламент выступлений.

-Регулируйте ход обсуждения.

-Обеспечьте дискуссии единство направлений (сколько бы вопросов не поднималось, их обсуждение должно вести к единой цели).

-Побуждайте участников переходить от высказывания типа «это хорошо или плохо» к pазвеpнутым представлениям своих позиций.

-Поощряйте активность и инициативность слушателей, редко принимающих участие в обсуждении (например, повторяйте вслух то, о чем говорит данный выступающий).

-Монополистам, которые слишком много говорят и не дают выступить другим, предлагайте высказываться кратко.

-После каждых 3-4 выступлений (высказываний) делайте обобщение, анализируйте ход дискуссии.

-Контролируйте обсуждение, не позволяйте ему перейти на личности. Старайтесь вовремя уловить напряжение в аудитории и снять его шуткой, объявлением пеpеpыва, отвлекающим пpимеpом.

Примечание! Помните! Ведущий всегда должен быть обращен лицом к говорящему, внимательно его выслушивать, проявлять участие ко всем, пытающимся разобраться в проблеме.

Подведение итогов.

Сигналом для подведения итогов может являться то, что:

- цель дискуссии достигнута;

- истекло время, отведенное на обсуждение;

- все участники пришли к единому мнению;

- обсуждение зашло в тупик или пошло «по второму кругу».

При подведении итогов, даже если обсуждение не получилось, необходимо поблагодарить участников за сотрудничество и отметить достигнутые успехи.

 

Заранее подготовьтесь к трудностям.

 

Возможные трудности Пути устранения
Низкая активность участников (нет желающих выступать, нет желающих обсуждать выступления, нет желающих высказать свою точку зрения) · Обращаться не к аудитории, а к конкретным людям («А Вы что думаете по этому поводу?», «Если я скажу вот так, Вы с этим согласитесь?»). Не стесняйтесь при этом утрировать, гиперболизировать, использовать различные метафоры. · Заранее подготовить «спорщиков» - людей, выражающих и отстаивающих противоположные (и заведомо неверные) точки зрения. «Спорщиков» должно быть несколько, с разным уровнем активности. Аргументация спорщиков должна быть достаточно слабой, чтобы не составляло труда ее опровергнуть, а само поведение должно быть достаточно агрессивным, чтобы хотелось ввязаться в спор.
Группа участников приходит к неверному выводу ü Привлечь внимание к слабой стороне выдвинутого решения (например, задать наводящий вопрос) ü Передать роль ведущего участникам, стоящим на иной точке зрения
Примечание! Позиция ведущего должна быть нейтральной. Пока дискуссия не закончена, все точки зрения являются правильными!

Проведение тестирования

Тест (от англ. «test» - опыт, проба) представляет собой метод выявления определенных качеств личности и интенсивности их выраженности с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.п.). Тест – это стандартизированное, ограниченное по времени испытание. Он позволяет определить актуальный, существующий в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки) и образцы, устойчивые черты поведения.

Этапы тестирования.

Выбор тестовых методик. Необходимо тщательно ознакомиться с имеющимися тестовыми методиками и проверить, насколько они соответствуют целям исследования и удобны для применения. Затем выбранную методику тестирующий проверяет на себе или на другом человеке.

Инструктирование испытуемых. Следует подробно проинструктировать исследуемых, разъяснить им цели и задачи тестирования, порядок выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения, подчеркнуть необходимость предельной искренности при ответах на вопросы. Необходимо объяснить испытуемым, что разборка результатов тестирования не связана с этической или деловой оценкой обучающегося, а служит учебным целям, преодолению тех или иных поведенческих слабостей, развитию личности.

Контроль за выполнением заданий. Во время процесса тестирования организатор следит за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно, не помогали и не мешали друг другу. Уточняющие вопросы по процедуре тестирования задаются непосредственно тестирующему.

Интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Каждая тестовая методика содержит инструкцию по обработке и интерпретации результатов тестирования. С этой инструкцией тестирующий должен ознакомиться заранее. Рекомендации следует давать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в корректной форме. Если это позволяют делать результаты тестирования, то рекомендации должны содержать предложения по выбору форм делового поведения, а также указывать пути самообразования, самовоспитания, самоорганизации, саморазвития испытуемого.

При проведении теста необходимо помнить:

Результаты тестов, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Для составления более полного "психологического портрета" личности или группы необходимо применение, так называемой, "батареи тестов".

 

Правила проведения тренинга

 

Тренинг – определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Задача группы тренинга – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет научиться воспринимать и лучше понимать себя.

Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах.

Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.

В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.

Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки. Большой интерес вызывают упражнения, связанные с раскрытием внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.

Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.

 

Правила поведения в тренинговой группе

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

“Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

 

Рекомендации ведущему

Вы объясняете участникам все эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.

 

Что нужно знать тренеру

Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную работу проводит сам участник.

Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.

Ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.

Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.

Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

На тренинге используются следующие методы: игровые (ролевые, деловые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Ролевая игра - это воссоздание какой-либо ситуации, реальной или выдуманной, при помощи разыгрывания определенного набора ролей. Например, дети, которые играют в «больницу», обязательно разыгрывают роли врача и больного. Именно эти роли являются системообразующими в данной игре. Элементы больничного окружения при этом могут быть воображаемыми (например, машина скорой помощи), но какие-то атрибуты являются обязательными (например, шприц и «слушалка»).

Зачем нужна ролевая игра? Играя, мы учимся вести себя так, как должен вести себя тот, кого мы изображаем. Мы учимся, приобретаем опыт, но ограждены от опасностей реального опыта игровой ситуацией. Мы имеем возможность много раз попробовать одно и то же действие, повторить одну и ту же ситуацию, и, в конце концов, понять, как правильно поступить. Реальная жизнь редко дает такой шанс. Кроме того, в игре, помимо игроков, есть сторонние наблюдатели (ведущий, зрители, эксперты и т.п.), которые заинтересованы в обсуждении процесса и результатов игры, стараются помочь игрокам. Поэтому такой вид обучения позволяет не только получить собственный опыт, но и узнать мнение окружающих о себе, учесть их замечания.

Элементами ролевой игры являются:

-игровая ситуация (контекст);

-набор ролей;

-набор правил и ограничений;

-игровая задача;

-критерии оценки результата;

-внешнее окружение (наблюдатели, зрители, ведущие, игротехники, эксперты).

Следует различать ролевые игры познавательного плана и ситуативные игры тренингового типа (получившие широкое распространение в рамках метода кейсов).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 158.