Психология управления
Редактор И.О. Фамилия
Корректор И.О.Фамилия
Дизайнер: И.О.Фамилия
Подписано в свет (дата) 2011 г. Заказ ????. (Дает РИО)
Уч.-изд. л. ??.
Тиражируется на машиночитаемых носителях.
Редакционно-издательский отдел
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru
http://rio.sfu-kras.ru
Оглавление
1 Цели и задачи изучения дисциплины.. 4
2. Содержание дисциплины.. 5
3. Планы практических занятий. 11
4. Правила проведения практических занятий. 14
5. Список рекомендуемых источников. 27
Введение
Переход к новым социально-экономическим отношениям, складывающимся в постиндустриальном обществе, появление новейших информационных технологий, развитие управленческой мысли, привели к пониманию того, что на первое место в обеспечении эффективности деятельности любой организации выдвигаются человеческие ресурсы. В связи с этим возрастает роль психологического содержания процесса управления.
В ходе профессиональной деятельности специалисты в области менеджмента неизбежно участвуют в управленческих взаимоотношениях, как в качестве подчиненных, так и в качестве руководителей. Ненормированный рабочий день, сложные психологические ситуации – все это требует умения работать в коллективе (команде), эффективно устанавливать межличностные коммуникации, находить выход из конфликтных ситуаций и т.д. Курс «Психология управления» дает возможность обучающимся приобрести данные навыки.
Курс формирует у студентов знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности специалиста в рамках управленческих взаимоотношений. Курс базируется на знании основ менеджмента, диалектики современной философии, общей и социальной психологии, социологии, конфликтологии, теории организации.
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является: формирование системных представлений и понимания психологической сущности управленческой деятельности; овладение основными социально-психологическими методами управления; развитие мотивации личностного роста; повышение психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачами дисциплины являются:
- изучение теоретико-методологических основ психологии управления, включающее знакомство с концепциями, понятиями, закономерностями психологии управления;
-выявление психологических особенностей управленческого труда;
-овладение психологическим анализом личности в процессе управленческих взаимодействий;
-формирование знаний о закономерностях межличностных взаимоотношений в организации;
-ознакомление с технологиями оптимизации управленческих взаимоотношений;
-овладение методами решения управленческих задач.
Требования к результатам освоения дисциплин:
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- социально-психологические основы управленческой деятельности;
-психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
- методики изучения психологических явлений в сфере управления;
- факторы, способствующие формированию и развитию эффективных методов управленческой культуры.
уметь:
- выделять психологическую составляющую процесса управления;
- анализировать психологические особенности эффективности управления;
- разбираться в особенностях психологии индивида и группы;
- использовать в своей деятельности социально-психологические приемы управленческого общения;
- взаимодействовать и влиять на поведение других;
- учитывать психологические особенности личности в деловых контактах;
- ставить задачи перед специалистами в области управления персоналом;
- формировать благоприятный климат в коллективе.
владеть:
- практическими навыками установления и поддержания деловых контактов;
- эвристическими методами решения творческих управленческих задач;
- способами разрешения конфликтных ситуаций;
- основными правилами использования вербальных и невербальных средств делового общения;
- навыками оценки собственной деятельности, позволяющими делать адекватные выводы, повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;
- методами проведения психодиагностики в группе.
2. Содержание дисциплины
Модуль 1. Психология управления как вид научного знания
Модуль 2. Психология субъекта управления
Модуль 3. Психология объекта управления ( Психологические составляющие систем управления)
Планы практических занятий
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий | Трудоем кость (час) |
11. | 1.1 | Объект, предмет и методы психологии управления 1. Объект психологии управления. 2. Предмет психологии управления. 3. Сущность понятия «управление». 4. Понятие «организация». 5. Основные отличия организации от других социальных групп. | |
2. | 1.2 | История психологии менеджмента 1. История возникновения психологии менеджмента. 2. Смежные области знания. 3. Оформление психологии менеджмента в самостоятельную область знания. 4. Психология менеджмента и менеджмент. 5. Психология менеджмента как система поведенческих технологий. 6. Уровни анализа психологии менеджмента. 7. Ограничения современной научной парадигмы психологии менеджмента. В поисках новой парадигмы. 8. Перспективы развития психологии менеджмента. | |
3. | 2.3 | Психологические особенности личности руководителя 1. Взаимосвязь функций руководителя и его личностных качеств. 2. Профессиограмма руководителя, ее содержание. 3. Влияние индивидуальных психологических особенностей на стиль управления. 4. Личностные факторы руководителя, снижающие эффективности управленческой деятельности. 5. Практическая диагностика студентов по тестовой методике «Способны ли вы стать руководителем?». | |
4. | 2.4 | Коммуникативная компетентность руководителя 1. Понятие общения, его основные функции. 2. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса. 3. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения. 4. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Механизмы и эффекты социальной перцепции. 5. Общение как взаимодействие. Структура и типы взаимодействия. 6. Психологические требования к ведению деловых бесед и переговоров, проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления. | |
5. | 2.5 | Персональный менеджмент и стратегия управления временем 1. Определение понятия «самоменеджмент» и «стратегия управления временем». 2. Функции и методы самоменеджмента. 3. Рекомендации по повышению эффективности персонального менеджмента. | |
6. | 3.6 | Личность подчиненного. Психология управления его поведением 1. Личность как объект управления. Личность и социальная роль. 2. Структура личности. Влияние особенностей личности на эффективность ее профессиональной деятельности. 3. Профессиограмма и психограмма менеджера. 4. Методики изучения психологических характеристик личности в практике управления.5. Проведение тестирования студентов по определению (на выбор) типа темперамента, самооценки, локализации контроля. | |
7. | 3.7 | Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом 1. Мотивы и потребности людей в организациях. 2. Содержательные теории мотивации. 3. Процессуальные теории мотивации. 4. Модификация поведения (behavior modification). 5. Практические методы стимулирования деятельности работников. 6. Программы материального стимулирования. 7. Управление по целям. | |
8. | 3.8 | Психология управления конфликтными ситуациями 1. Понятие конфликта. Психологические особенности конфликта как вида социального взаимодействия. 2. Структура и динамика конфликта. 3. Социально-психологические причины возникновения конфликтов. 4.Стратегии поведения в конфликте. Возможности управления конфликтными ситуациями. | |
9. | 3.9 | Социально-психологический климат в организации 1.Основные подходы к пониманию сущности социально-психологического климата в организации. 3.Факторы, определяющие социально-психологический климат организации. 4.Приемы по улучшению социально-психологического климата в организации. | |
Итого: |
Критерии оценки
1. Качество презентации.
2. Интерес аудитории.
3. Привлечение всех участников.
4. Соблюдение регламента.
5. Раздаточный материал.
6. Внешняя атрибутика.
1. Вводная часть практического занятия играет очень важную роль в создании рабочего настроения в группе - формирование позитивного отношения к предмету, теме, методам обучения. Вводная часть занятия должна быть короткой, эмоционально и информационно насыщенной, хорошо подготовленной, вводить в тему практического занятия.
Подготовка доклада и мультимедиа-презентации
Доклад – это тематическое выступление перед аудиторией.
Основные требования, предъявляемые к докладу:
-структурирование материала;
-наличие раздаточного материала;
-визуальное оформление основных тезисов доклада;
-краткость (не более 10-15 мин.);
-четкость;
-соответствие теме.
Этапы подготовки доклада:
· выбор темы доклада;
· подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативно-правовых актов;
· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
· составление плана доклада;
· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Приблизительная программа подготовки доклада выглядит следующим образом.
Шаг первый. Обсудите с кем-нибудь понимающим (близким другом, преподавателем) следующие вопросы:
1. «Зачем»? Зачем Вы взялись за этот доклад? Зачем будете рассказывать слушателям данную информацию? Цель выступления может быть сформулирована следующим образом:
· «Я хочу, чтобы слушатели поняли, что…»
· «Я хочу, чтобы слушатели запомнили, что…»
· «Я хочу, чтобы все увидели, что…».
2. «Для кого»? Какова аудитория, перед которой Вы собираетесь выступить? Насколько хорошо эти люди разбираются в проблеме? Какие слова смогут донести до них Вашу мысль? В зависимости от того, кто Ваши слушатели, доклад можно сделать более или менее специализированным, насытить его специальной терминологией или, напротив, использовать разговорные выражения.
3. И снова – «зачем»? Зачем этим людям слушать Вас? Что может заинтересовать их в Вашем выступлении? Цель каждого из слушателей в этом случае может быть сформулирована следующим образом:
· «Я хочу узнать, как…»
· «Я хочу научиться…»
· «Куда деваться, я должен это выслушать…» и т.д.
В зависимости от того, какова цель слушателей, строится доклад. Можно сделать его максимально научным, можно разбавить примерами из жизни, можно сделать акцент на практических аспектах проблемы, о которой Вы докладываете.
4. «Какими средствами»? Каким должен быть стиль Вашей речи, чтобы она была воспринята аудиторией? Какие средства визуального представления материала можно и нужно использовать?
5. Наконец, «что»? Что Вы будете рассказывать в своем докладе?
Получили ответы на эти вопросы? Записали, хотя бы кратко? Переходим ко второму шагу.
Шаг второй. Подготовка текста доклада и сопроводительных материалов (плакатов, слайдов, раздаточного материала).
Материал нужно структурировать, подобрать простые и понятные формулировки, рассчитать время выступления. Попробуйте прочитать текст доклада друзьям, знакомым, соседям и спросите, что они поняли из услышанного, что им запомнилось. Если то, что запомнилось, и есть то, что вы хотели донести до слушателей, текст доклада подготовлен хорошо.
Подготовьте визуальное сопровождение основных положений доклада. На плакаты или слайды нужно вынести:
· материал, который требует разъяснения или упорядочения в виде графиков, диаграмм, таблиц, списков;
· формулировки, которые должны запомниться.
Подумайте, каким будет раздаточный материал. Именно «раздатка» - все, что останется у слушателей от Вашего доклада.
Шаг третий. Учим доклад наизусть.
Этот шаг не требует никаких разъяснений и комментариев. Ваш доклад будет успешным только в том случае, если Вы будете твердо знать содержание. Выучите его наизусть! Запоминайте не только текст доклада, но и свои действия во время него: на какой плакат (слайд) нужно показывать, произнося эту фразу, на какой лист раздаточного материала сослаться и т.д. Тогда никакое волнение, никакая реакция зала не собьют Вас с толку. Выучили? Переходим к следующему шагу.
Шаг четвертый. Подготовка выступления.
Подумайте, каким голосом, с каким выражением лица, с какой жестикуляцией Вам хотелось бы рассказать свой доклад. Попробуйте прорепетировать перед зеркалом.
Шаг пятый (последний). Приступая к докладу, посмотрите в аудиторию и скажите себе «Спокойно! Это обычные люди. Им тоже предстоит выступать с докладом, у меня будет возможность отыграться».
Объем доклада варьируется от 5 страниц до 10.
Структура доклада
1. Вступление, в котором указываются:
· тема доклада;
· цель доклада;
· связь данной темы с другими темами;
· актуальность, проблематика темы;
· краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.
2. Основная часть содержит логичное, последовательное изложение материала. Выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
3. Заключение, в котором:
· подводятся итоги, формулируются выводы;
· подчеркивается значение рассмотренной проблемы;
· выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;
4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).
Презентация
Презентация представляет собой вариант визуального оформления материала доклада. В первую очередь, презентация – это вереница слайдов, которые сменяются один другим в соответствии с логикой, установленной докладчиком. Основные правила:
- главная линия (основная идея, цель доклада) должна просматриваться в каждом слайде;
- слайд должен восприниматься целостно, даже если на нем присутствуют различные композиционные элементы (например, текст, таблица, график, логотип);
- презентация требует лаконичности в текстах. Не забывайте отделять один тезис от другого. Структурируйте тексты, используя для этого цветовое оформление, маркеры и т.п.
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов | ||
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок) | |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый) | |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) | |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде | |
Представление информации | ||
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории | |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней | |
Шрифты | Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18 Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание | |
Способы выделения информации | Рамки, границы, заливки Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов | |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде | |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: С текстом С таблицами С диаграммами |
Обсуждение изложенной темы
Проведение тестирования
Тест (от англ. «test» - опыт, проба) представляет собой метод выявления определенных качеств личности и интенсивности их выраженности с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.п.). Тест – это стандартизированное, ограниченное по времени испытание. Он позволяет определить актуальный, существующий в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки) и образцы, устойчивые черты поведения.
Этапы тестирования.
Выбор тестовых методик. Необходимо тщательно ознакомиться с имеющимися тестовыми методиками и проверить, насколько они соответствуют целям исследования и удобны для применения. Затем выбранную методику тестирующий проверяет на себе или на другом человеке.
Инструктирование испытуемых. Следует подробно проинструктировать исследуемых, разъяснить им цели и задачи тестирования, порядок выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения, подчеркнуть необходимость предельной искренности при ответах на вопросы. Необходимо объяснить испытуемым, что разборка результатов тестирования не связана с этической или деловой оценкой обучающегося, а служит учебным целям, преодолению тех или иных поведенческих слабостей, развитию личности.
Контроль за выполнением заданий. Во время процесса тестирования организатор следит за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно, не помогали и не мешали друг другу. Уточняющие вопросы по процедуре тестирования задаются непосредственно тестирующему.
Интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Каждая тестовая методика содержит инструкцию по обработке и интерпретации результатов тестирования. С этой инструкцией тестирующий должен ознакомиться заранее. Рекомендации следует давать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в корректной форме. Если это позволяют делать результаты тестирования, то рекомендации должны содержать предложения по выбору форм делового поведения, а также указывать пути самообразования, самовоспитания, самоорганизации, саморазвития испытуемого.
При проведении теста необходимо помнить:
Результаты тестов, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Для составления более полного "психологического портрета" личности или группы необходимо применение, так называемой, "батареи тестов".
Правила проведения тренинга
Тренинг – определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Задача группы тренинга – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет научиться воспринимать и лучше понимать себя.
Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.
Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах.
Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга.
В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.
Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.
И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга.
Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки. Большой интерес вызывают упражнения, связанные с раскрытием внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.
Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.
Правила поведения в тренинговой группе
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Искренность в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
“Не опаздывать!”
Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
Рекомендации ведущему
Вы объясняете участникам все эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
Что нужно знать тренеру
Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную работу проводит сам участник.
Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.
Ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов работы, менять формы общения.
Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.
Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.
На тренинге используются следующие методы: игровые (ролевые, деловые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Ролевая игра - это воссоздание какой-либо ситуации, реальной или выдуманной, при помощи разыгрывания определенного набора ролей. Например, дети, которые играют в «больницу», обязательно разыгрывают роли врача и больного. Именно эти роли являются системообразующими в данной игре. Элементы больничного окружения при этом могут быть воображаемыми (например, машина скорой помощи), но какие-то атрибуты являются обязательными (например, шприц и «слушалка»).
Зачем нужна ролевая игра? Играя, мы учимся вести себя так, как должен вести себя тот, кого мы изображаем. Мы учимся, приобретаем опыт, но ограждены от опасностей реального опыта игровой ситуацией. Мы имеем возможность много раз попробовать одно и то же действие, повторить одну и ту же ситуацию, и, в конце концов, понять, как правильно поступить. Реальная жизнь редко дает такой шанс. Кроме того, в игре, помимо игроков, есть сторонние наблюдатели (ведущий, зрители, эксперты и т.п.), которые заинтересованы в обсуждении процесса и результатов игры, стараются помочь игрокам. Поэтому такой вид обучения позволяет не только получить собственный опыт, но и узнать мнение окружающих о себе, учесть их замечания.
Элементами ролевой игры являются:
-игровая ситуация (контекст);
-набор ролей;
-набор правил и ограничений;
-игровая задача;
-критерии оценки результата;
-внешнее окружение (наблюдатели, зрители, ведущие, игротехники, эксперты).
Следует различать ролевые игры познавательного плана и ситуативные игры тренингового типа (получившие широкое распространение в рамках метода кейсов).
Подведение итогов
Студенты являются участниками и оценивают проведенное занятие по схеме, представленной в оценочном бланке.
ФИО выступающего________________________________________________
ФИО наблюдателя_________________________________________________
Преподаватель подводит итоги проведенного занятия, подсчитывает баллы.
5. Правила подготовки реферата
Реферат, как и многие другие слова в русском языке, - многозначное понятие.
Первая трактовка представляет реферат как «кратко изложенное содержание произведения, включающее его основные положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком». В рамках такого представления учебный реферат на заданную тему представляет собой аналитический обзор некоторого списка источников. Целью реферата в этом случае является выделить источники, заслуживающие подробного изучения в рамках заданной темы.
Вторая трактовка вытекает из этимологии термина: латинское слово refero означает «докладываю, сообщаю». Реферат понимается как:
1) «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы»;
2) «доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников».
В рамках такого представления реферат имеет, в первую очередь, научно-исследовательское значение и представляет собой аналитическое описание проблемы, а не ее библиографию.
Студент сам выбирает, какой именно позиции ему придерживаться.
Требования к структуре и оформлению реферата
Требования к структуре и оформлению реферата определены системой государственных стандартов. Согласуя учебные цели, достижению которых способствует реферат выдвигаются следующие требования к структуре, содержанию, объему реферата (Таблица). Представленные обязательные элементы могут быть дополнены иными разделами, на усмотрение автора.
Таблица - Обязательная структура реферата
№п.п. | Раздел | Подраздел (содержание раздела) | Минимальный объем (стр.) |
1. | Введение | Расширенное определение темы Проблематика работы (вопрос, поиск ответа на который является целью данного реферата) Цель и задачи работы | |
2. | Основная часть | Описание методики исследования Описание изученного материала (книг, результатов экспериментов и т.п.) Описание процесса выполнения работы Основные результаты, оценки, предложения | |
3. | Заключение | Выводы: ответ на поставленный в начале работы вопрос, рекомендации | |
4. | Список источников | Тематические публикации (монографии, статьи) Нормативные акты Материалы официальных сайтов (порталов) | В зависимости от количества источников |
5. | Приложения | Иллюстрации большого формата (более 0,5 стр.) (схемы, таблицы, диаграммы) Текстовый иллюстративный материал объемом более 0,5стр. (списки, выдержки их источников) Расчеты объемом более 1 стр. | На усмотрение автора |
Общие требования к реферату и его оформлению содержит
Рекомендации к написанию реферата
Продумайте тему и цель своей работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
Составьте список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу.
Разработайте, как можно более подробный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
Во вступлении к работе раскройте значение темы, определите цель реферата.
Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.
Пишите грамотно, точно; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений; кратко формулируйте выводы.
В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
В конце работы сделайте обобщающий вывод.
Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки; перепишите работу начисто.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА
Текст документа выполняют шрифтом Times New Roman размером 14. Межстрочный интервал принимают полуторный. Абзацный отступ – 1,25 см. В исключительных случаях допускается рукописное изложение текста документа.
Размеры полей составляют: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.
Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖ<
Дата: 2016-09-30, просмотров: 231.