Практические занятия существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений, направлены на решение следующих учебных задач:
1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
2) формирование умений применять полученные знания на практике;
3) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
4) выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Активные методы обучения носят творческий характер. При их использовании формируется познавательный интерес и творческое мышление у студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся, так и обучаемых. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством профессионально-личностного развития студента.
Этапы проведения практических занятий
1. Вводная часть занятия – 5 мин.
2. Представление доклада и мультимедиа-презентации - 15 мин.
3. Обсуждение изложенной темы - 5 мин.
4. Проведение тестирования - 20 мин.
5. Организация тренинга – 35 мин.
6. Подведение итогов – 10 мин.
Критерии оценки
1. Качество презентации.
2. Интерес аудитории.
3. Привлечение всех участников.
4. Соблюдение регламента.
5. Раздаточный материал.
6. Внешняя атрибутика.
1. Вводная часть практического занятия играет очень важную роль в создании рабочего настроения в группе - формирование позитивного отношения к предмету, теме, методам обучения. Вводная часть занятия должна быть короткой, эмоционально и информационно насыщенной, хорошо подготовленной, вводить в тему практического занятия.
Подготовка доклада и мультимедиа-презентации
Доклад – это тематическое выступление перед аудиторией.
Основные требования, предъявляемые к докладу:
-структурирование материала;
-наличие раздаточного материала;
-визуальное оформление основных тезисов доклада;
-краткость (не более 10-15 мин.);
-четкость;
-соответствие теме.
Этапы подготовки доклада:
· выбор темы доклада;
· подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативно-правовых актов;
· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
· составление плана доклада;
· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Приблизительная программа подготовки доклада выглядит следующим образом.
Шаг первый. Обсудите с кем-нибудь понимающим (близким другом, преподавателем) следующие вопросы:
1. «Зачем»? Зачем Вы взялись за этот доклад? Зачем будете рассказывать слушателям данную информацию? Цель выступления может быть сформулирована следующим образом:
· «Я хочу, чтобы слушатели поняли, что…»
· «Я хочу, чтобы слушатели запомнили, что…»
· «Я хочу, чтобы все увидели, что…».
2. «Для кого»? Какова аудитория, перед которой Вы собираетесь выступить? Насколько хорошо эти люди разбираются в проблеме? Какие слова смогут донести до них Вашу мысль? В зависимости от того, кто Ваши слушатели, доклад можно сделать более или менее специализированным, насытить его специальной терминологией или, напротив, использовать разговорные выражения.
3. И снова – «зачем»? Зачем этим людям слушать Вас? Что может заинтересовать их в Вашем выступлении? Цель каждого из слушателей в этом случае может быть сформулирована следующим образом:
· «Я хочу узнать, как…»
· «Я хочу научиться…»
· «Куда деваться, я должен это выслушать…» и т.д.
В зависимости от того, какова цель слушателей, строится доклад. Можно сделать его максимально научным, можно разбавить примерами из жизни, можно сделать акцент на практических аспектах проблемы, о которой Вы докладываете.
4. «Какими средствами»? Каким должен быть стиль Вашей речи, чтобы она была воспринята аудиторией? Какие средства визуального представления материала можно и нужно использовать?
5. Наконец, «что»? Что Вы будете рассказывать в своем докладе?
Получили ответы на эти вопросы? Записали, хотя бы кратко? Переходим ко второму шагу.
Шаг второй. Подготовка текста доклада и сопроводительных материалов (плакатов, слайдов, раздаточного материала).
Материал нужно структурировать, подобрать простые и понятные формулировки, рассчитать время выступления. Попробуйте прочитать текст доклада друзьям, знакомым, соседям и спросите, что они поняли из услышанного, что им запомнилось. Если то, что запомнилось, и есть то, что вы хотели донести до слушателей, текст доклада подготовлен хорошо.
Подготовьте визуальное сопровождение основных положений доклада. На плакаты или слайды нужно вынести:
· материал, который требует разъяснения или упорядочения в виде графиков, диаграмм, таблиц, списков;
· формулировки, которые должны запомниться.
Подумайте, каким будет раздаточный материал. Именно «раздатка» - все, что останется у слушателей от Вашего доклада.
Шаг третий. Учим доклад наизусть.
Этот шаг не требует никаких разъяснений и комментариев. Ваш доклад будет успешным только в том случае, если Вы будете твердо знать содержание. Выучите его наизусть! Запоминайте не только текст доклада, но и свои действия во время него: на какой плакат (слайд) нужно показывать, произнося эту фразу, на какой лист раздаточного материала сослаться и т.д. Тогда никакое волнение, никакая реакция зала не собьют Вас с толку. Выучили? Переходим к следующему шагу.
Шаг четвертый. Подготовка выступления.
Подумайте, каким голосом, с каким выражением лица, с какой жестикуляцией Вам хотелось бы рассказать свой доклад. Попробуйте прорепетировать перед зеркалом.
Шаг пятый (последний). Приступая к докладу, посмотрите в аудиторию и скажите себе «Спокойно! Это обычные люди. Им тоже предстоит выступать с докладом, у меня будет возможность отыграться».
Объем доклада варьируется от 5 страниц до 10.
Структура доклада
1. Вступление, в котором указываются:
· тема доклада;
· цель доклада;
· связь данной темы с другими темами;
· актуальность, проблематика темы;
· краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.
2. Основная часть содержит логичное, последовательное изложение материала. Выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
3. Заключение, в котором:
· подводятся итоги, формулируются выводы;
· подчеркивается значение рассмотренной проблемы;
· выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;
4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 202.