Формы проявления организованной преступности в современной России и меры противодействия им
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика организованной преступной деятельности предполагает рассмотрение основных ее видов. Можно перечислить почти все преступления, предусмотренные в уголовных кодексах различных стран, которые могут быть совершены преступными организациями: одни (торговля наркотиками, оружием) как основная целевая деятельность, другие (убийства, террор) как способ устранения конкурентов, третьи (подкуп, коррупция) как форма самозащиты от разоблачения, четвертые (неуплата налогов, отмывание денег) как спасение преступного капитала, пятые (создание фиктивных предприятий) как метод легализации своей деятельности и т. д. Поэтому перечислить все совершаемые ими преступления априори невозможно.

Коррупция и борьба с ней

Термин «коррупция» происходит латинского corruptio – подкуп. В Большом энциклопедическом словаре коррупция разъясняется как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности[90]. В толковом словаре русского языка коррупция разъясняется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей»[91], а коррумпированный – «проникнутый коррупцией»[92]. В современной научной и учебной литературе по уголовному праву и криминологии нет однозначною понимания того, что следует относить к коррупции и коррупционным преступлениям, несмотря на то, что «за последнее столетие о коррупции вмире написаны горы фундаментальных книг истатей, проведены сотни содержательных международных и национальных конференций, парламентских слушаний и «круглых столов», разработаны международные и региональные конвенции, руководящие принципы, типовые договоры, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней»[93]. Тем не менее, «УК РФ не использует непосредственно понятие коррупционного преступления. Это дает повод иногда даже утверждать, что в России коррупционные преступления отсутствуют как таковые». Так например, Ю.Демин считает, что «коррупция - не самостоятельный состав преступления, а скорее образ жизни, поведения человека»[94]. Тем не менее в российском уголовном праве могут быть понятия, объединяющие несколько родственных по объекту преступлений[95].

В Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[96].

Достаточно удачным и емким представляется определение коррупции, фигурирующее в документах ООН и Совета Европы, где под коррупцией понимается злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. Ядром коррупции по обоснованному мнению В.В.Лунеева можно назвать взяточничество[97]. Хотя это далеко не единичное преступление, которое уместно относить к разряду коррупционных. Коррупция – явление социальное, она включает в себя широкий круг поступков, запрещенных нормами права и морали. Газимзянов Р.Р. говорит о том, что коррупционная преступность категория криминологическая и представляет собой совокупность «родственных» коррупционных преступлений. Следовательно, коррупция более широкое понятие, чем коррупционная преступность[98].

Для криминологических целей наиболее важным является четкое определение исходного понятия - изучаемого явления, и его надлежащая, максимально полная статистическая регистрация. К сожалению, на сегодняшний день нет ни того, ни другого, что создаст определенные трудности в изучении коррупционной преступности. Например, А.В.Наумов на основе анализа Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию относит к коррупционным следующие составы УК РФ: 1) ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями); 2) ст. 290 (получение взятки); 3) ст. 291 (дача взятки); 4) ст. 292 (служебный подлог); 5) ст. 201 (злоупотребление полномочиями); 6) ст. 202 (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами); 7) ст. 204 (коммерческий подкуп); 8) ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей); 9) ст. 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов)[99]. А.И.Долгова относит сюда: 1) ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий); 2) ст. 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов, документов референдума); 3) ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну); 4) ст. 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов); 5) ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп); 6) ст.290 УК РФ (получение взятки); 7) ст. 291 УК РФ (дача взятки); 8) ст. 304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа); 9) ст. 309 УК РФ (подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу)[100].

По мнению С.Макарова, в отечественном уголовном праве понятие «коррупционное преступление» связывается с корыстными служебными злоупотреблениями и иными деяниями, предусмотренными ст.141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий), ст.1451 (невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат), ст.159 (мошенничество), ст.160 (присвоение или растрата), ст.164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), ст.170 (регистрация незаконных сделок с землей), ст.188 (контрабанда), ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну); 4) ст. 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов)[101].

Как видно имеются заметные расхождения, требующие дальнейшего согласования мнений, по важному вопросу определения коррупционной преступности. Такие расхождения в определении коррупционной преступности, наряду с ее высоким уровнем латентности, крайне затрудняют криминологический анализ обозначенного явления. Кроме этого, анализ отдельных проявлений коррупционной преступности затрудняется и за счет того, что в официальных статистических отчетах находят отражение лишь наиболее распространенные преступления данной группы, как то коммерческий подкуп и взяточничество (причем без разграничения его на получение и дачу взятки).

В целом, статистическую картину коррупционной преступности в России можно представить следующим образом: в 2009 году было выявлено 1697 фактов коммерческого подкупа, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный показатель предыдущего года, в этом же периоде зафиксирован 13141 случай взяточничества, прирост составил 5,0%. Данные о количестве выявленных лиц, уголовные дела по которым направлены в суд, свидетельствуют о том, что лишь около половины выявленных преступлений направляются в суд, а к ответственности привлекается порядка трети выявленных лиц, совершивших подобные преступления. Так в 2009 году к ответственности за коммерческий подкуп и взяточничество привлечены к ответственности 391 и 6269 человек соответственно.

Остановимся теперь на некоторых тенденциях коррупционной преступности в Российской Федерации.

По мнению большинства экспертов, среди ветвей власти в России самой коррумпированной является исполнительная власть.

При непосредственном участии чиновников происходит передел собственности: путём заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимися в последнее время рейдерскими захватами собственности.

По оценкам экспертов, прибыль рейдеров соизмерима с доходами от торговли наркотиками. И если выгода от рейдерства в промышленности оценивается в 500 процентов, то в сельском хозяйстве – в 1000 процентов. В результате громадные сельскохозяйственные угодья выводятся из оборота. Это ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей, сокращению производства продуктов питания, их удорожанию, торможению реализации национального проекта «Развитие АПК»[102].

По данным Генеральной прокуратуры России, такая ситуация была бы невозможна без высокой коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления. В оказании помощи сомнительным сделкам с землей и прямом нарушении законов, уличены судьи, судебные приставы, сотрудники правоохранительных, налоговых, исполнительных органов власти, местных администраций.

Наиболее подверженными взяточничеству секторами экономики признаются: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней.

Менее подвержены коррупции частная медицина, мелкий бизнес, а также инновационный бизнес, эффективность которого коррупционеры пока затрудняются оценить.

Одной из наиболее коррупционных сфер является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1 процента ВВП из-за коррупции в системе госзаказа[103].

В области социального обеспечения получило широкое развитие выселение из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. В этом случае происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур. Не без участия должностных лиц региональной и муниципальной власти расхищаются средства, выделяемые на содержание инвалидов и стариков. Скрытые формы такого хищения – закупка медикаментов, продуктов питания и других предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающими или истекшими сроками годности.

Коррупционные явления получили распространение и в судебной системе. Известны факты, когда судьи в арбитражах и судах общей юрисдикции решают дела в пользу более обеспеченной стороны. Отмечаются случаи затягивания дел по ходатайствам заведомо проигрывающей стороны процесса, что часто используется для удержания незаконно захваченной собственности и извлечения максимальной прибыли из нее. Проводимые социологические опросы показывают, что лишь 14 процентов респондентов ответили, что нынешний суд объективен, более 21 процента полагают, что он не объективен, а свыше 57 процентов считают, что «все дело в цене»[104].

Не меньшей коррумпированностью отличается в России избирательный процесс.

Коррупция здесь выражается в незаконном финансировании избирательных кампаний, информационном обеспечении выборов организациями и СМИ из корыстной или иной заинтересованности, подкупе лиц, призванных обеспечивать открытость и гласность избирательного процесса (наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Коррупционные проявления проникли и в институты гражданского общества. Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе финансово-промышленных, и используются ими как средство давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции.

Не оправдывают своей роли в противодействии коррупции средства массовой информации. Заказные статьи, зависимость от владельцев, погоня за «жареными», но непроверенными фактами, скрытая реклама – свидетельства того, что и СМИ вовлечены в общий коррупционный процесс.

Таким образом, эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества оказывается крайне низкой, неадекватной масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности России. С учетом того, что в молодежной среде существует весьма терпимое отношение к взяткам, эта проблема еще долгое время останется актуальной.

В целях противодействия коррупции и коррупционной преступности в Российской Федерации 31.07.2008г. принят «Нацональный план противодействия коррупции»[105]. Как отмечается в преамбуле этого документа, «В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью»[106].

Раздел первый Национального плана предусмотрел подготовку и разработку законопроекта «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности:

«б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности».

Во исполнение названного Плана 19 декабря 2008 года Государственной Думой принят Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[107]. Он впервые на законодательном уровне определил основные направления профилактических мер в отношении коррупции:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».

Конечно же принятый нормативный акт не станет панацеей от такого социально негативного явления как коррупционная преступность. Однако первые шаги в указанном направлении сделаны, что, безусловно, является положительным моментом.

Компьютерная преступность

Как только легальные коммерческие и правительственные организации перешли на компьютерное обслуживание, к нему протянула руки и мафия. Internet стал доступен организованной преступности. И хотя пока трудно судить, насколько он подвержен криминальным влияниям, но организованная преступность активно пользуется всеми его возможностями.

Пока криминологи исследовали только индивидуальные преступления, совершенные при злоупотреблении возможностями Internet с целью личного обогащения. Потери от компьютерной преступности ежегодно достигают 8 млрд. долл. Время требует немедленного поиска методов защиты в этой области.

Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости криминологического анализа компьютерной преступности в ее связи с преступностью организованной, уяснение понятия и содержания компьютерной преступности и ее основных тенденций.

Компьютерные преступления и компьютерная преступность стали предметом научного исследования сравнительно недавно. Термин «компьютерная» или «электронная» преступность впервые появился в зарубежной печати в связи с выявлением первых правонарушений, совершенных с использованием возможностей ЭВМ, и не имел ни терминологического, ни иного (в том числе и криминологического) обоснования. Он возник применительно к так называемому «компьютерно-телефонному фанатизму», которое выражалось в недобросовестном использовании компьютеров и телефонов для заказа различных товаров и услуг через информационные сети различных торговых фирм без оплаты. Тем не менее этот термин стал широко использоваться в правоприменительной практике и распространяться как в национальном, так и в международном масштабе. В настоящее время однозначного ответа на понятие компьютерного преступления и связанного с ним понятия компьютерной преступности не выработано. Вопрос о понимании компьютерного преступления носит острый дискуссионный характер.

В 1986 г. в Париже группой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития было дано криминологическое определение компьютерного преступления, под которым понималось любое незаконное, неэтическое или неразрешенное поведение, затрагивающее автоматизированную обработку и (или) передачу данных[108]. Комитет по проблемам преступности Совета Европы в 1989 году разработал ряд директив, в которых были перечислены уголовно-наказуемые преступные деяния, относимые к компьютерным. Однако формального определения компьютерного преступления не было дано. Этот вопрос был делегирован национальным законодателям. В марте 1993 года на заседании постоянно действующего межведомственного семинара «Криминалистика и компьютерная преступность» была сделана попытка дать первое отечественное определение понятия «компьютерное преступление». Согласно этому определению, под компьютерным преступлением следует понимать предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информации является либо средством, либо объектом преступного посягательства.

В настоящее время выделяется несколько подходов к формулированию дефиниции компьютерного преступления.

В соответствии с одной научно-теоретической позицией, под компьютерным преступлением понимается противоправное посягательство, объектом или орудием совершения которого выступает электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Под данное определение подпадают многие преступления, в том числе и не имеющие отношения к преступлениям в сфере компьютерной информации. Например, нанесение ноутбуком тяжких телесных повреждений.

В соответствии с другой - под компьютерным преступлением понимается виновное общественно опасное противоправное посягательство с использованием информационно-вычислительных систем либо с воздействием на них. Если согласиться с этой точкой зрения, то за пределами криминологического исследования останутся все общественно опасные деяния, сопряженные с использованием компьютера в целях извлечения выгоды или иной личной заинтересованности. Например, хищение денежных средств путем незаконных манипуляций с компьютерными данными.

В соответствии с третьей - термин «компьютерное преступление» рассматривается как узкий и предлагается заменить его на другой - «информационное преступление», как более соответствующий в понятийном рассмотрении[109]. Сторонники такого подхода считают, что компьютер является лишь разновидностью информационного оборудования, и проблемами использования его не исчерпывается совокупность отношений, связанных с обращением конфиденциальной документированной информации, а преступления в области компьютерной информации, предусмотренные уголовным законодательством многих стран мира в качестве компьютерных, в действительности таковыми не являются. Они - часть информационных преступлений, объединенных общим (единственно известным современной науке и технике) инструментом обработки информации - компьютером.

В соответствии с четвертой - компьютерных преступлений как особой группы преступлений в юридическом смысле не существует. Выделяются традиционные виды преступлений, модифицированные из-за вовлечения в них вычислительной техники. Поэтому правильнее было бы говорить о компьютерных аспектах преступлений, не выделяя их в обособленную группу преступлений.

Таким образом, понятие «компьютерное преступление» представляется не вполне определенным, но, тем не менее, широко используемым в литературе, в том числе и научной, поскольку иного термина, столь же емко отражающего суть рассматриваемого явления, не предложено.

Компьютерная преступность в «узком значении» включает все преступления в сфере компьютерной информации, а также преступления с использованием компьютерных технологий. В «широком значении» ассоциируется с информационной преступностью, являясь его сердцевиной, важной составной частью.

На основании изложенного, можно отметить, что компьютерная преступность представляет собой совокупность совершенных на определенной территории за определенный период преступлений (лиц, их совершивших), непосредственно посягающих на отношения по сбору, обработке, накоплению, хранению, поиску и распространению компьютерной информации, а также преступлений с использованием компьютера в целях извлечения материальной выгоды или иной личной заинтересованности, а информационная преступность - совокупность совершенных на определенной территории за определенный период преступлений (лиц, их совершивших), непосредственно посягающих на информационные отношения.

В процессе криминального «реформирования» России при формировании рыночных отношений выделяются некоторые характерные тенденции применительно к рассматриваемому виду преступности.

1. Преступления в сфере компьютерной информации имеют высочайшие темпы роста. По сообщениям Управления «К» МВД России, ежегодно количество выявленных органами внутренних дел преступлений в сфере компьютерной информации увеличиваемы в 1,8-2 раза. Если в 1997 году в России было зафиксировано 21 преступление такого рода, то в 2009 году - 11636 преступлений. Прирост преступлений в сфере компьютерной информации по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года составил 29,1%.

Эти сведения не в полной мере отражают реальное состояние данного вида преступности ввиду ее высокой латентности, которая по некоторым оценкам превышает 90%.

2. Статистика свидетельствует о том, что свыше 80% умышленных преступлений в сфере компьютерной информации носят корыстный характер. Преобладающими выступают деяния, связанные с распространением вредоносных программ (18,6%), реже получение безвозмездного программного продукта с последующей его продажей (5,7%) и внесение изменений в различные электронные реестры имущества (2,9%). Содержание информации при этом может быть различным. В большинстве случаев неправомерный доступ к компьютерной информации выступает в качестве подготовительной стадии преступлений в сфере экономики либо является необходимым условием для реализации преступного замысла[110].

3. Вызывает особую обеспокоенность усложнение способов уже имеющихся и появление новых способов совершения преступлений, что свидетельствует о росте профессионализма компьютерных преступников. Сегодня можно выделить такие типичные примеры преступлений, совершаемых в коммуникационных системах: безналоговые финансовые операции, мошенничество с применением компьютерных средств, незаконное копирование коммерческой информации и др. По данным статистики МВД России 55% рассматриваемых преступлений связаны с неправомерным использованием сетевых реквизитов при авторизации в сети Интернет; 10,6% проходят как «компьютерное пиратство» - распространение контрафактной программной продукции, в том числе с использованием сети Интернет; 8% уголовных дел связаны с распространением порнографии, 4,1% возбуждены по фактам распространения вредоносных программ как в сети, так и на машинных носителях, включая контроллеры ЭВМ, около половины уголовных дел, возбужденных по статьям о преступлениях в сфере компьютерной информации, связаны с неправомерным доступом к сети Internet под чужими регистрационными номерами.

4. Подавляющая часть компьютерных преступлений носит экономическую направленность и связана с нанесением значительных финансовых убытков. Специалисты свидетельствуют о том, что средний ущерб от одного компьютерного преступления составляет порядка 10 тыс. долларов США. Если признать эту цифру относительно реальной, то можно с определенной степенью достоверности прогнозировать ущерб от компьютерных преступлений в России порядка 100-150 млн. долларов.

5. Увеличивается процент безнаказанных компьютерных преступлений в силу высокого роста их латентности. Латентная (незаявленная, неучтенная, неустановленная) преступность соотносима с регистрируемой. В нашей стране она оценивается соотношением 1:5, т. е. на одно учтенное деяние 4-5 реально совершаемых преступлений остается латентными, а следовательно, и безнаказанными. Еще более удручающая картина имеет место в сфере выявления компьютерных преступлений. Специалисты считают, что известными становятся лишь 10% таких преступлений.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития информационных технологий России следует выделять: перерастание компьютерной преступности в разряд транснациональной преступности, рост материального ущерба от компьютерных преступлений в общей доле ущерба от прочих видов преступлений, высокий уровень латентности, перенос центра тяжести на совершение компьютерных преступлений с использованием компьютерных сетей, существенное омолаживание и расширение компьютерной преступности за счет притока молодого поколения профессионалов-компьютерщиков, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности, появление и рост новых для России видов противоправной деятельности в сфере компьютерной информации таких, как кража и подделка кредитных карточек, компьютерный экономический и политический шпионаж, шантаж, преступления против личности с использованием средств компьютерной техники и др.

2. В обществе складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, совершенные компьютерные преступления не попадают в поле зрения правоохранительных органов, а с другой - факты противоправной деятельности в сфере охраняемой законом компьютерной информации не находят должного осуждения у потерпевшей стороны. Высокий уровень латентности компьютерной преступности стимулирует продолжение преступной деятельности и вовлечение в её орбиту новых пользователей ЭВМ. Поэтому изучение латентности компьютерных преступлений необходимо для разработки мер противодействия данному виду преступности в целях защиты граждан и их собственности от преступных посягательств.

Реагирование на растущее слияние организованной преступности и киберпреступности требует всесторонней стратегии. Для этого есть прецеденты и модели, учитывающие даже потребность соблюдения баланса между требованиями национальной безопасности и принципами охраны личной тайны. Ключевые принципы противодействия международного сообщества отмыванию денег могут служить хорошим примером.

Орган, созданный Большой семеркой – FATF – предпринял попытку создания норм и стандартов для правительств и финансовых учреждений. В 2000 году он начал эффективную кампанию, объявив «черный список» из 15 государств, не желающих противодействовать отмыванию денег. В некоторых случаях кампания дала замечательные результаты, обусловив появление более строгих законов о легализации доходов, нажитых преступным путем, и о прозрачности финансовых действий. Конвенция Совета Европы о киберпреступности, поддержанная США, является первым шагом на этом пути и может рассматриваться как начало процесса урегулирования норм и стандартов, которые должны быть закреплены на национальном уровне.

В основе подхода лежит признание основной потребности – согласования национальных законов. Гармонизация необходима как для материального, так и для процессуального права. Все государства должны переоценить и пересмотреть правила сбора, поиска, изъятия электронных доказательств, охватив цифровые формы данных компьютеров и телекоммуникационных систем, и учтя глобальную природу сети Интернет. Соответствие процедурных законов облегчило бы сотрудничество в расследованиях преступлений, совершенных в нескольких государствах.

Следующий важный компонент стратегии борьбы с киберпреступностью – сотрудничество между органами государственной власти и промышленностью, особенно сектором информационных технологий. Этому также есть удачные примеры. В последние годы основные нефтяные компании, хотя и конкурируя друг с другом, работали в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами с целью не допустить проникновения организованных преступных групп и криминальных компаний.

Нам представляется, что применительно к компьютерным преступлениям разработка эффективных мер противодействия должна предполагать: а) наличие системы постоянного мониторинга состояния информационной сферы, на которую должно осуществляться воздействие; б) соответствие системы статистической отчетности по объему и структуре общественной потребности в информационной сфере; в) разработку категориальных критериев эффективности мер противодействия; г) наличие федеральных компьютерных банков информации и программ ее использования, позволяющих получить не только сопоставимые ряды показателей за несколько лет, но и использовать многофакторные корреляции и т. п.

Схематично этот процесс может быть представлен следующим образом:

1. Получение данных о состоянии компьютерной преступности

2. Анализ и оценка полученных данных

3. Разработка стратегии противодействия

4. Постоянный мониторинг состояния информационной среды

5. Внедрение разработанных мер

6. Опенка результатов внедренных мер

При реализации указанных этапов процесса противодействия необходимо учитывать и те изменения в социальной среде, которые происходят под воздействием процесса компьютеризации. Компьютеризация обусловливает ускорение темпов производства и качественные изменения технологических процессов, с одной стороны. С другой - расширяет рамки среды познания, ускоряет ритм, напряжение и психолого-эмоциональную насыщенность жизни людей, тем самым придавая особую остроту взаимодействию среды и личности.

Практические меры противодействия компьютерным преступлениям должны носить комплексный характер, охватывая все многообразие криминогенных факторов (правовых, экономических, политических, психологических, воспитательных, организационно-управленческих, кадровых, технических и др.), быть направлены на различные сферы бытия человека (социальные и информационные), а также учитывать иные факторы, которые оказывают влияние на формирование криминогенных свойств личности. Эти меры должны быть направлены в отношении лиц-пользователей ЭВМ, систем ЭВМ или их сети, которые: а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под их влиянием могут совершить такие действия и б) ранее совершали компьютерное преступление и подвергались мерам уголовно-правового воздействия.

Применение уголовных мер необходимо сочетать с системой иных мер противодействия преступности в информационной сфере таких, как проведение широких общесоциальных мероприятий, обеспечивающих безопасность производства, распространения и использования компьютерной информации; реализация специальных программ, воздействующих на среду существования личности и обеспечивающих эффективные меры противодействия преступным посягательствам на уровне персонального компьютера, локальной, корпоративной сети и глобальных информационных систем.

В рамках отдельных субъектов такие меры должны представлять собой не просто комплекс, включающий мероприятия организационно-управленческого, кадрового и технического обеспечения, а интегрированную систему, объединяющую средства защиты на основе единого программно-аппаратного комплекса с общей информационной средой и единой базой данных. Обладая высокой надежностью за счет взаимодополнения и резервирования технических средств, такая система может обеспечить реальную защиту ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, но только в сочетании со стойкостью персонала.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 239.