Основные направления по противодействию организованной преступности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Борьба с организованной преступностью в Российской Федерации, которая представляет реальную угрозу безопасности граждан, а также нормальному функционированию государства, общества, его различных структур, становится все более актуальной проблемой. Организованная преступность - одно из самых сложных криминологических явлений, безуспешность борьбы с которой многие исследователи связывают с отсутствием правильной стратегии.

В системе специальных мер противодействия организованной преступности должны быть использованы следующие наиболее эффективные, на наш взгляд, направления профилактической деятельности: 1) социальная профилактика; 2) организационно-правовые и технические меры; 3) меры законодательного характера; 4) уголовно-правовые меры.

Коротко остановимся на каждом уровне противодействия организованной преступности.

Социальная профилактика. Анализ практики противодействия организованной преступности и литературы по исследуемой проблеме показывает, что меры по противодействию организованной преступности связаны, прежде всего, со снижением общего уровня преступности в обществе, с разрешением социально-экономических задач, повышением материальной обеспеченности и культуры людей, гарантирующих социальную и правовую защищенность граждан. Указанные обстоятельства предполагают, в свою очередь, разрешение блока социальных и экономических проблем российского государства и предопределяют принятие и реализацию социально-экономических программ, призванных снизить уровень социальной напряженности и криминогенную обстановку в стране.

Другим негативным аспектом обозначенной проблемы, оказывающим резко отрицательное воздействие на формирование общественного сознания и указанных представлений и стереотипов особенно у подростков и молодежи, является отношение средств массовой информации к образу так называемого «бандита», «вора в законе», криминального «авторитета» (ТВ, кинематограф, периодические издания). Становясь объектом повышенною внимания прессы, личность такого «удачного» бизнесмена или предпринимателя представляет интерес, в первую очередь, в связи с наличием атрибутов «красивой» жизни, вызывающих зависть у малоимущих граждан. Иными словами, организованная преступность представляет угрозу духовному развитию нации. Она способствует деградации нравственных ценностей, насаждению стереотипов «красивой» жизни, культивирует насилие и анархию среди молодежи.

Благодаря работе средств массовой информации, на сегодняшний день сложилась ситуация, в результате которой у населения формируется пренебрежительное отношение к законопослушному поведению, девальвируются понятия о справедливости и чести, укореняется представление населения о коррумпированности и продажности сотрудников правоохранительной системы, о неспособности правоохранительных органов противодействовать организованной преступности.

Преодолению указанных тенденций должна способствовать совокупность мер, включающая запрет на публикации в телевизионных и печатных средствах массовой информации любой информации, тиражирующей деятельность лиц, причастных к криминальным объединениям, пропаганду криминального образа жизни, любых публикаций, освещающих деятельность преступных формирований, форм криминального поведения как образца успешности, вседозволенности, могущих вызвать, прежде всего, у молодежной аудитории желание воспринять негативные примеры в качестве жизненной ориентации.

Организационно-правовые и технические меры. Сегодня основными субъектами борьбы с организованной преступностью наряду с МВД России являются Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба исполнения наказаний. Координацию деятельности осуществляет Генеральная прокуратура и Совет Безопасности Российской Федерации, оперативно-розыскные бюро Главных управлений МВД России по федеральным округам. Ненадлежащее взаимодействие соответствующих структур между собой, отсутствие должной межведомственной координации, единого координирующего органа, рассредоточение имеющихся сил и средств, отсутствие эффективной системы контроля, недостаточность ресурсного обеспечения специализированных подразделений правоохранительных органов сказываются на результатах борьбы с преступными объединениями. Для оптимизации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью, повышения ее эффективности следует, на наш взгляд, создать новую государственную структуру в системе органов юстиции, ведающую исключительно вопросами противодействия организованной преступности с разработкой федерального закона об указанном ведомстве с изъятием всех полномочий по борьбе с организованной преступностью у других правоохранительных ведомств. Создание федеральной централизованной независимой структуры, ведущей борьбу с преступлениями, совершаемыми организованными формированиями, вместо многочисленных отделов, управлений, комиссий, ведомств, проводящих разрозненные и малоэффективные мероприятия, будет способствовать исключению ненужного дублирования функций между подразделениями, осуществляющими борьбу с организованной преступностью в рамках своих полномочий.

Меры законодательного характера. Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.

Развитие законодательства в этой сфере должно быть тесно увязано с реформами в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами Российской Федерации, потребностями общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность. Оно должно предусматривать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной преступности, восполнение пробелов в правовом регулировании, создание системы правовых институтов и норм, устраняющих разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным законодательством.

Важным этапом на пути становления законодательного регулирования оперативно - розыскной деятельности стало принятие Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности».

При этом законодатели старались исходить прежде всего из того, что данный Закон должен соответствовать особенностям именно организованной преступности. В этой связи следует указать на важные положения, нашедшие отражение в Законе об оперативно - розыскной деятельности. К ним можно отнести: - предоставление органам внутренних дел права на проведение таких оперативно - розыскных мероприятий, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент; - возможность контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, а также проникновение в жилище без согласия проживающих в нем лиц не только при расследовании тяжких, но и тех преступлений, по которым производство предварительного расследования обязательно; - установление механизма использования в уголовном процессе результатов оперативно - розыскной деятельности и защиты сведений об этой деятельности; - установление права на создание легендированных предприятий, учреждений, организаций и подразделений; - расширение правовой и социальной защиты сотрудников и граждан, оказывающих конфиденциальное содействие; - усовершенствование, с учетом практики, порядка финансирования, контроля и прокурорского надзора за оперативно - розыскной деятельностью.

Эти положения позволили повысить эффективность оперативно - розыскной деятельности, расширить круг решаемых ею задач и тем самым реально обеспечить безопасность общества и государства от преступных посягательств.

Тем не менее, нельзя сказать, что рассматриваемым Законом урегулированы все аспекты многогранной оперативно - розыскной деятельности. В частности, нуждается в правовом разрешении такая важная и серьезная проблема, как пределы допустимости противозаконных действий в ходе проведения секретных операций. Нуждается в законодательном обеспечении тесно связанная с рассматриваемой проблематикой социально - правовая защита кадровых тайных агентов, в том числе предоставление им дискреционных полномочий, без чего крайне трудно рассчитывать на успех в борьбе с преступными сообществами и организациями.

В борьбе с организованной преступностью направление законодательной работы, связанное с подрывом экономических основ организованной преступности, до настоящего время являлось наиболее слабым местом. В последние годы ситуация изменяется в положительную сторону. Принят, и активно функционирует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В январе 2009 года вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Самое сложное положение складывается в сфере укрепления организационных и управленческих основ борьбы с организованной преступностью.

Разработка организационно - управленческих мер борьбы с рассматриваемым явлением началась в 1989 - 1991 гг., то есть еще в период существования Союза ССР. Однако на законодательном уровне сколько-нибудь заметных результатов не достигнуто. До настоящего времени так и не принят Закон «О борьбе с организованной преступностью», на который многие ученые и практические работники возлагают очень большие надежды.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 198.