ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
2. чистый лист бумаги, ручка.
ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:
«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ НАБОР ПАР СЛОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1. | Корова—лошадь | 1. | Воробей—курица | 1. | Ворона—воробей |
2. | Трамвай—автобус | 2. | Поезд—самолет | 2. | Сани—телега |
3. | Утро—вечер | 3. | Дождь—снег | 3. | Вечер—-утро |
4. | Река—птица | 4. | Ось—оса | 4. | Стакан —петух |
5. | Яблоко—вишня | 5. | Дуб—береза | 5. | Озеро—река |
6. | Обман—ошибка | 6. | Голод—жажда | 6. | Сказка–песня |
7. | Корзина—сова | 7. | Волк—луна | 7. | Ветер—соль |
8. | Летчик—танкист | 8. | Учитель—врач | 8. | Золото–серебро |
9. | Маленькая девочка— большая кукла | 9. | Картина—портрет | 9. | Молоко—вода |
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).
ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИ
Сравниваемые пары понятий | количество признаков сходства | одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме | функциональное сходство | относятся к одному классу (одному родовому понятию | количество признаков различия | различие в размере, цвете, форме | функциональные различия | Относятся к различным родовым понятиям |
Всего признаков |
ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.
ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.
МЕТОДИКА «ПОДБОР СЛОВ — АНТОНИМОВ»
ЦЕЛЬ: выявление словарного запаса школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже).
2.ручка
ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор выдает испытуемому бланк задания и сообщает инструкцию: «Вот ряд слов, к каждому слову придумайте и запишите (прямо на бланке) слово противоположного значения (антоним). Вот, например,...», и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 1—2 простых примера.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА
1. тупой | 11. удаление | 21. сходство |
2. тонкий | 12. высокий | 22. меньшинство |
3. грязный | 13. внешний | 23. поднимать |
4. исчезновение | 14. твердый | 24. беречь |
5. чужой | 15. сухой | 25. разрешать |
6. Низ | 16. Красивый | 26. скупой |
7. крупный | 17. исправление | 27. починять |
8. враг | 18. множить | 28. порицание |
9. младший | 19. громкий | 29. голод |
10. отталкивать | 20. спокойствие | 30. забывать |
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Проверяется правильность выполнения задания по словарю антонимов.
2. Проводится качественный анализ ответов, т. е. учитывается степень дифференцированное, точности подбираемых антонимов. Большое количество ответов, построенных путем прибавления к слову приставки «не» (например, «высокий» – «невысокий», «спешить» – «не спешить» и т. д.) свидетельствуют о малом словарном запасе испытуемого. Особое внимание следует обратить на подбор трудных противоположностей (задание № 17, 18 и др.)
ВЫВОД: На основе проведенного анализа делается вывод о богатстве (бедности) словарного запаса испытуемого.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец набора карточек для исследования объема внимания.
? | ? | ? | ||||||||||||||||
? | ? | ? | ? | |||||||||||||||
? | ? | ? | ||||||||||||||||
? | ? | ? | ||||||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | |||||||||||||
? | ? | ? | ? | |||||||||||||||
? | ? | ? | ? | |||||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | |||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | |||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | |||||||||||||
? | ? | ? | ? | |||||||||||||||
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |||||||||||
? | ? | ? |
Дата: 2016-09-30, просмотров: 266.