МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,

2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ: До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов». При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:

«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ НАБОР ПАР СЛОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ

1. Корова—лошадь 1. Воробей—курица 1. Ворона—воробей
2. Трамвай—автобус 2. Поезд—самолет 2. Сани—телега
3. Утро—вечер 3. Дождь—снег 3. Вечер—-утро
4. Река—птица 4. Ось—оса 4. Стакан —петух
5. Яблоко—вишня 5. Дуб—береза 5. Озеро—река
6. Обман—ошибка 6. Голод—жажда 6. Сказка–песня
7. Корзина—сова 7. Волк—луна 7. Ветер—соль
8. Летчик—танкист 8. Учитель—врач 8. Золото–серебро
9. Маленькая девочка— большая кукла 9. Картина—портрет 9. Молоко—вода

 

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.

2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).

3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИ

Сравниваемые пары понятий количество признаков сходства одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме функциональное сходство относятся к одному классу (одному родовому понятию количество признаков различия   различие в размере, цвете, форме функциональные различия Относятся к различным родовым понятиям
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Всего признаков

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД: Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.

МЕТОДИКА «ПОДБОР СЛОВ — АНТОНИМОВ»

ЦЕЛЬ: выявление словарного запаса школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк задания (образец см. ниже).

2.ручка

ХОД РАБОТЫ: Экспериментатор выдает испытуемому бланк зада­ния и сообщает инструкцию: «Вот ряд слов, к каждому слову придумайте и запишите (прямо на бланке) слово противоположного значения (антоним). Вот, например,...», и экспериментатор вместе с испытуемым разбирает 1—2 простых примера.

 

 

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

1. тупой 11. удаление 21. сходство
2. тонкий 12. высокий 22. меньшинство
3. грязный 13. внешний 23. поднимать
4. исчезновение 14. твердый 24. беречь
5. чужой 15. сухой 25. разрешать
6. Низ 16. Красивый 26. скупой
7. крупный 17. исправление 27. починять
8. враг 18. множить 28. порицание
9. младший 19. громкий 29. голод
10. отталкивать 20. спокойствие 30. забывать

 

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1. Проверяется правильность выполнения задания по словарю антонимов.

2. Проводится качественный анализ ответов, т. е. учитывается степень дифференцированное, точности подбираемых антонимов. Большое количество ответов, построенных путем прибавления к слову приставки «не» (например, «высокий» – «невысокий», «спешить» – «не спешить» и т. д.) свидетельствуют о малом словарном запасе испытуемого. Особое внимание следует обратить на подбор трудных противоположностей (задание № 17, 18 и др.)

ВЫВОД: На основе проведенного анализа делается вывод о богатстве (бедности) словарного запаса испытуемого.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец набора карточек для исследования объема внимания.

     
                ?       ?           ?
  ?         ?       ?             ?  
                      ?   ?     ?    
?             ?                     ?
     
      ?   ?     ?   ?   ?           ?
  ?         ?             ?     ?    
          ?           ?           ? ?
  ? ?           ?         ?   ?   ?  
     
  ?       ?     ?       ?       ?   ?
  ?         ?   ?     ?   ?   ?   ?  
  ? ? ?       ?     ?         ?   ?  
  ?         ?       ? ?   ?     ?   ?
       
    ?     ?   ?     ?   ? ?          
  ?       ?   ?     ?                
?   ? ?     ?   ?   ? ?   ?          
  ?       ?             ?            

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 266.